[греч. ̓Ασύγκριτος], сщмч. (пам. греч. 19 и 20 июня). Время жизни неизвестно. По сведениям греч. синаксарей, усечен мечом (в слав. переводе - секирою). В Петровом Синаксаре XI в. говорится о том, что служба А. совершалась 20 июня в храме мц. Ирины у моря (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 187), Синаксарь К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 757-758) и Типикон Великой ц. X в. (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 316) уточняют, что празднование происходило в мартирии мч. Исидора «внутри» ц. мц. Ирины (т. е. в приделе данного храма). В ряде стишных синаксарей память А. отмечена 19 июня (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.).
Наиболее ранним свидетельством почитания А. на Руси является упоминание его памяти в месяцеслове Евангелия (РНБ. F. п. I. 118. Л. 127об., XIII в.). В нестишном Прологе, перевод к-рого был осуществлен на Руси в 1-й пол. XII в., под 20 июня указывается память А. без жития (РГАДА. Тип. 174. Л. 97; Тип. 175. Л. 82, 1-я пол. XIV в.). В состав Стишного Пролога, переведенного в 1-й пол. XIV в. (по-видимому, сербами на Афоне), под 19 июня включен стих А. (Скопленкая митрополия. М-1. Л. 211об., 3-я четв. XIV в.). В ВМЧ под 19 июня помещены память и стих А. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 231 (2-я паг.)).
В греч. рукописях сохранился канон А. 1-го плагального, т. е. 5-го, гласа без акростиха гимнографа Георгия, имя к-рого вписано в Богородичны; начало: «Ταῖς νοηταῖς ἀκτῖσι καταλάμπεται» (Умными лучами освещаем). В совр. богослужебной практике правосл. Церквей последование А. не поется.