[греч. ῾Ελλάδιος], сщмч. (пам. 28 мая; пам. греч. 27 мая), время и место жизни неизвестны. Согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.), Е. был архиереем, за свое благочестие подвергся различным мучениям. В Минологии Василия II и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца его мучители названы «правителями» (οἱ τύραννοι). Уточняется, что Е. боролся с ересью (не названа), во время пытки огнем остался невредимым, умер от побоев. Вероятно, Мученичество Е. существовало, но было утрачено.
Источники, на к-рые опирались болландисты при публикации сказания о Е. в Acta Sanctorum, сообщают, что святой пострадал на Востоке от идолопоклонников. В службе Е., опубликованной вместе со сказанием, сообщается, что в темнице, где он томился за отказ принести жертвы идолам, его посетил Сам Господь и исцелил его раны.
В палестино-груз. синаксаре память Е. находится под 16 или 17 мая. В визант. рукописях краткое Мученичество Е. помещено под разными числами. В Синаксаре К-польской ц. и в нек-рых списках Типикона Великой ц. (X-XI вв.) (Mateos. Typicon. T. 1. P. 298) - под 27 мая, в синаксарях семейства В и D (по классификации И. Делеэ) - под 28 мая, в стишных синаксарях и в греч. печатной Минее (Венеция, 1588) - под 29 мая. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца и в совр. календарях греч. Церквей Мученичество Е. помещено под 27 мая. В ВМЧ память Е.- под 28 мая (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 187), под этим же числом память мученика находится в совр. календаре РПЦ.
В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. память Е. не отмечена.
В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Е. не указана, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. № 166, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 64) память Е. отмечается 27 мая; последование Е. состоит из канона (нач.: ), цикла стихир и седальна. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 457), память Е. празднуется 27 мая; указаны канон авторства Феодора Студита, 4-го гласа, цикл стихир, седален. В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 155) память Е. отмечается 27 мая без богослужебного последования. В ранних редакциях Иерусалимского устава Е. не упоминается. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) память Е. празднуется 28 мая; назначается служба с пением «Аллилуия» на утрене. В рус. изданиях богослужебных книг, начиная с первопечатного Типикона (М., 1610) и до наст. времени, память Е. отсутствует.
Последование Е., содержащееся в совр. греч. Минее 27 мая, включает анонимный канон 4-го гласа, без акростиха, ирмос: ῞Αρματα Θαραώ̇ ( ), нач.: Δεῦτε θεοπρεπῶς (Придите богоподобающе); цикл стихир; седален. В рукописях этот же канон может иметь надписание ῾Αγιοπολίτου (Агиополита), что свидетельствует об иерусалимском происхождении канона, иной ирмос 1-й песни: ῾Αρματηλάτην Θαραὼ̇ ( ), может содержать 2-ю песнь и большее число тропарей (AHG. T. 9. P. 285-295).