[араб. ], единый и единственный Бог, создатель мироздания и всего сущего, согласно Корану и мусульм. представлениям. Ислам - религия строгого монотеизма, в к-рой понятие (дин ат-таухид) - «религия единого» - играет ключевую роль.
Еще до начала проповеди Мухаммада в араб. пантеоне богов существовало центральное божество А., почитаемое как Бог по преимуществу. Вероятно, это имя восходит к арам. (Бог). Отдельные языческие боги и божества имеют в араб. языке свой термин для обозначения: (илах - Бог, божество). В Коране А. доисламский, преимущественно мекканских представлений, характеризуется как создатель и высший источник сущего (Коран, суры XIII 17; XXIX 61, 63; XXXI 24; XXXIX 39; XLIII 8, 87).
В мусульм. исповедании веры (шaхада) первая половина звучит так: (ла илаха илла-ллах) - «нет никакого божества, кроме Аллаха». Троекратное произнесение шахады вместе с ее продолжением: (ва Мухаммад расулу-л-лах, араб. «и Мухаммад - посланник Аллаха») - в присутствии свидетелей-мусульман представляет собой ритуал принятия ислама. Первая половина шахады (ла илаха илла-ллах) для мусульман имеет особое значение и используется, прежде всего суфиями, в медитации. Важнейшая в богословском смысле сура CXII Корана «Очищение» гласит: «1. Скажи: «Он - Аллах - един; 2. Извечен Аллах один; 3. Не рождал он, и не был рожден. 4. И с ним никто не сравним»» (пер. В. Пороховой). А., согласно Корану,- создатель всех вещей (сура XIII 16), абсолютное первоначало (сура XLII 49), высший судия (сура XCV 8). А. через своих пророков и посланников постоянно открывает людям неизъяснимую тайну своего Бытия и свою верховную власть над тварным миром. А. в одно и то же время первый и последний, явный ( , захир) и скрытый ( , батин) (сура LVII 3).
В мусульм. благочестии сложилась традиция почитания «99 наиболее прекрасных имен Аллаха». Список этих имен есть в каждой мечети. Мусульмане стараются знать их наизусть и размышляют над их смыслом.