АХТАЛА
Том IV , С. 215-216
опубликовано: 12 марта 2009г.

АХТАЛА

АХТАЛА́ [груз. ახდალა, от тюрк. ак-тала - белая долина; до XIV в. Плиндзаханк, арм. Pxn4ahanq - медный рудник], крепость и мон-рь на небольшом плато в ущелье р. Дебед (в наст. время поселок городского типа адм. окр. Лори, Армения). В X в. крепость А. стала важнейшим стратегическим пунктом царства Кюрикян-Багратидов. Арм. надпись на хачкаре сообщает о возведении в 1188 г. Мариам, дочерью царя Ташир-Дзорагета Кюрике, ц. Пресв. Богородицы. В нач. XIII в. атабек Иване Мхаргрдзели (Долгорукий) из рода Захарянов, влиятельное лицо при дворе груз. царицы Тамары, перешедший из Армянской Апостольской в лоно Армянской халкидонитской церкви, передает мон-рь халкидонитам и перестраивает храм. В XIII в. владельцами мон-ря были Захаряны, А. стал крупнейшим халкидонитским мон-рем и культурным центром Сев. Армении, но административно являлся центром епархии Грузинской Православной Церкви. В алтарной апсиде главного храма была сделана предназначенная для архиерейского богослужения ниша, нетипичная для халкидонитских храмов Сев. Армении. В сер. XIII в. в мон-ре работал Симеон Плиндзаханеци, о чем свидетельствует сохранившийся в рукописи 1248 г. колофон, «выполненный рукой недостойного Симеона» [Плиндзаханеци], к-рый переводил «с грузинского языка на армянский язык в стране армянской, в монастыре грузинском, который называется Плиндзаханк» (цит. по: Памятные записи армянских рукописей XIII в. Ереван, 1984. № 199. С. 248-249). В XIV в. название «Плиндзаханк» исчезает из исторических источников. Предположительно с 30-х гг. XIV в. мон-рь вошел в Ахтальскую митрополию Мцхетского Католикосата. В 1438 г. впервые в источниках упоминается деревня с названием Ахтала как собственность Грузинского Католикосата.

Церковь Пресв. Богородицы. XIII в. Фотография кон. XIX в. (ГИМ)Церковь Пресв. Богородицы. XIII в. Фотография кон. XIX в. (ГИМ)В нач. XVIII в. мон-рь пришел в запустение, при Атени Сиони существовало подворье епископа Ахтальского. В 1801 г. указом российского имп. Александра I А. преобразована в центр Греческой Православной Церкви в Закавказье.В наст. время остается важнейшим местом паломничества греков, ежегодно 21 сент. отмечающих в А. праздник Рождества Богородицы.

Главный храм А., Пресв. Богородицы,- крестово-купольная постройка, несохранившийся купол к-рой опирался на 2 восьмигранных столба и предапсидные пилястры. Синкретизм черт арм. и груз. зодчества XIII в., характерный для этого храма, особо проявился в формах и декорациях экстерьера, где типично груз. являются большие орнаментированные кресты и обрамления окон, а порталы созвучны арм. образцам. С запада к храму ок. сер. XIII в. были пристроены усыпальница Иване и портик с открытой аркатурой прямоугольные в плане. Росписи церкви датируются между 1205 и 1216 гг. В соответствии с груз. традицией в парусах помещены изображения евангелистов в медальонах, а на лицевых сторонах арок текст Пс 103. 19 на асомтаврули. Иконографическая программа алтарной апсиды (в конхе Богородица с Младенцем на троне, ниже композиция «Причащение апостолов», под ней 2 ряда святителей) воспроизводит наиболее строгие визант. образцы. Связь с национальной культурной традицией армян-халкидонитов проявилась в расположении в центре нижнего яруса образа св. Григория Просветителя. В нижней части зап. стены изображены святые Грузинской Церкви, среди к-рых св. равноап. Нина и Иоанн Зедазнели. В юж. и сев. рукавах пространственного креста представлены циклы росписей, посвященные Пресв. Богородице и Спасителю, в зап.- «Страшный Суд». Исследование стилистических особенностей фресок и характера надписей позволяет предположить, что в работе участвовали не менее 8 художников, среди них были армянин-халкидонит, знакомый с визант. живописью позднекомниновской эпохи (алтарная апсида); художник, следовавший образцам визант. живописи 1-й пол. XIII в. (верхние регистры сев. и юж. стен и главные своды); мастера из Грузии, расписавшие зап. стену.

Помимо главного храма внутри мон-ря находятся небольшая зальная ц. св. Василия и руины двухэтажного жилого корпуса. Вокруг мон-ря на разном расстоянии располагаются 4 церкви-часовни, посвященные Св. Троице, св. апостолам, святителям Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Реставрационные работы в А. осуществлялись с 1979 по 1989 г. управлением по охране памятников Армении.

Ист.: Киракос Гандзакеци. История Армении. М., 1976. С. 148.
Лит.: Такаишвили Е. Грузинские надписи Ахталы // Сб. мат-лов для описания местностей и племен Кавказа. 1901. Т. 19. С. 138-145; Северов Н. П. Памятники грузинского зодчества. М., 1947. С. 183. Илл. 57-59; აბულამე . სტეფანოს ორბელიანის ისტორიის ერთი ცნობის განმარტების გარშემო // თბილისის სახელმწიფო უნივერსიტეტის შრომები, თბილისი, 1948. [Т.] 33-в; მელიჟსსეთ-ბეგი . ლორე-ტაშირის ჟართული ეპიგრაფიკა // თბილისის სახელმწიფო უნივერსიტეტის შრომები, თბილისი, 1964. ტ. 108. 316; Арутюнян В. М., Сафарян С. А. Памятники армянского зодчества. М., 1951. С. 63. Табл. 153; Мурадян П. М. Грузинская эпиграфика Армении. Ереван, 1977. С. 199-222 (на арм. яз.); ზაჟარაია . ჟართული ცენტრალურ- გუმბათოვანი არჟიტეჟტურა. ტ. 2. თბილისი, 1978. С. 193-224 (табл. 104-1234); Thierry N. Le Tugement Dernier de Akhtala // Bedi Kartlisa: Revue de Kartvelologie. 1982. Vol. 40. P. 147-168; აბულამე . რუსთველის ხანის ჟართულიდან ნათარგმნი მველი სომხური მწერლობის მეგლები // შრომები. თბილისი, 1985. IV. С. 34-36); Mepisaschvili R., Zinzadze W. Georgien, Wehrbauten und Kirchen. Lpz., 1987; Лидов А. М. The Mural Paitings of Akhtala. M., 1991; он же. Мастера росписей Ахталы // ПКНО, 1992. М., 1993. С. 168-193; он же. Плиндзаханк - Ахтала, история монастыря, ктитор и датировка росписи // Armenia and Christian Orient. Yerevan, 2000. P. 266-278; Шмерлинг Р. К вопросу о характеристике главного храма Ахталы как памятника пограничного района Грузии и Армении // Проблемы истории Закавказья. Тбилиси, 1991. С. 206-210; Аветисян К. Реставрация фресок церкви С. Аствацацин в Ахтале // Ушардзан. 2. Ереван, 1993. С. 48-54 (на арм. яз.); Hofrihter. Die Klosterburg von Achtala im Distrikt Lori - Nord Armenien-Vorbericht // Burgen und Schlösser. 1998. III. S. 130-139; ბერმენიშვილი . ახტალის მონასტერი // ლიტერატურა და ხელოვნება. თბილისი. 1998. № 2. С. 112-131.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРИЧ армянский монастырь в с. Арич
  • АРМАЗИ мон-рь во имя Пресвятой Богородицы неподалеку от г. Мцхета (Грузия)
  • АРТАЗ армянский мон-рь в честь апостола Фаддея
  • АРТОЗАНИ село с монастырем во имя святого Шио Мгвимского, Грузия, VII-VIII вв.
  • АХПАТ мон-рь Армянской Апостольской Церкви (Х в.)
  • БАГАВАН мон-рь св. Иоанна Крестителя в Вел. Армении