ЙЕЗИДЫ
Том XXVIII , С. 685-688
опубликовано: 22 ноября 2013г.

ЙЕЗИДЫ

Содержание

[езиды; курд. Кzidоtо, Кzidо; араб.  ], этноконфессиональная общность, в религ. верованиях к-рой сочетаются элементы зороастризма, иудаизма раввинистического, христианства, гностицизма и ислама. Относятся к курд. этносу; родным для большинства Й. является сев. диалект курд. языка (курманджи), для жителей 2 деревень в Ираке - сиро-ливан. диалект арабского со значительными заимствованиями из ирак. диалекта, курд. и персид. языков. Вместе с алевитами и ахл-и хакк иногда объединяются исследователями в условную группу йазданитов. Самоназвание - «эзди», свою религию называют «эздити». Этимологию слова «йезиды» большинство исследователей возводят к авест. Yazata - «божество» и персид. Yazdan - «бог», гораздо менее убедительны версии, связывающие этот термин с омейядским халифом Йезидом I (680-683) или иран. г. Иезденом.

До наст. времени нет единого мнения о происхождении йезидизма. Нек-рые исследователи придерживаются теории мусульм. происхождения йезидизма (М. А. Гуиди). Другие считают, что курды-Й. никогда не были мусульманами и йезидизм исповедовался большей частью курдов до того, как они были приобщены к исламу (Н. Я. Марр, Х. Омархали).

До нач. ХХ в. исследователи сомневались в наличии у Й. письменной религ. традиции, в наст. время считается доказанным существование 2 священных книг Й.: «Масхафе Раш» («Черная книга»), описывающая космогонию, историю общины и всего человечества, основные религ. каноны и обряды, а также «Джилве» («Книга блеска (откровения)»), воспевающая бога. Авторство и датировки обеих книг вызывают споры. Возможно, эти небольшие по объему трактаты являются позднейшими интерпретациями древнего священного писания Й. («Забун» или «Мшур»), свитки к-рого, согласно преданию, до сих пор тайно хранятся в домах духовных глав общины. Вплоть до последнего времени только духовенство наделялось правом чтения и толкования сакральных текстов, написанных на южно-курманджийском диалекте курд. языка. Для их шифрования с целью ограждения религ. традиции от искажения непосвященными, в число к-рых входили и верующие, использовался особый алфавит, созданный частично на основе араб. и арам. письма. Священное предание Й. веками передавалось изустно, его письменная фиксация была разрешена духовными лидерами лишь в 1970 г. Особую ценность представляют кавлы (гимны) и бейты (песенные отрывки из мифологических поэм). В настоящее время каноны и религиозные гимны Й. переведены на многие языки мира.

История

Первые письменные упоминания о Й. относятся к XII-XIII вв. Предполагается, что последователи уроженца ливанского г. Баальбек суфийского шейха Ади ибн Мусафира (1073/78-1162) соединили суфийское учение с традиц. курд. обрядами и верованиями. В XIII-XIV вв. йезидизм на короткий период стал офиц. вероучением курд. эмирата Дасени (Шайхан). В нач. XVI в. в результате борьбы за доминирование в регионе Османской и Сефевидской империй, покровительствовавших соответственно суннизму и шиизму, значительная часть племен Й. приняла ислам. Презрительное и враждебное отношение мусульман и христиан обусловило столетия замкнутого существования оставшихся приверженцев йезидизма в горах Курдистана. В XVII-XIX вв. османские власти осуществили ряд карательных экспедиций против племен Й. В XIX в., в годы русско-тур. и русско-персид. войн, и во время первой мировой войны Й. переселялись в Армению и Грузию. В 70-80-х гг. ХХ в. действия властей Ирака и Турции по борьбе с курд. сепаратистами вынудили десятки тысяч Й. покинуть места своего традиц. обитания и переселиться в Зап. Европу (в основном в Германию). Политическое возрождение общины началось после войны в Персидском зал. 1991 г. и образования Курдского автономного р-на, в адм. и военных органах к-рого Й. был предоставлен ряд важных постов.

Космогония

Й.- монотеисты. В соответствии с их мифологией эманациями непознаваемого бога-создателя (Хуаде или Эзида) являются 7 ангелов: они помогали демиургу в сотворении мира из белой жемчужины и управляют мирозданием. В воскресенье бог сотворил ангела Эзезила «из своей совершенной сущности»; в понедельник создал «из своего света» ангела Дардаила, ангелы Иерафил, Микаил, Джебраил, Шамнаил и Тураил были сотворены в течение оставшихся 5 дней недели, «как светильник зажигается от другого светильника». Затем бог создал 7 небес, солнце, луну, звезды, человека и животных. Создав первочеловека Адама, Эзид подверг ангелов испытанию, приказав поклониться своему творению. Единственный, кто отказался сделать это, был строго исповедовавший принцип единобожия Эзезил, за что и был назначен главой ангелов с титулом Ангела-Павлина (араб. Мелек Таус; курд. Тавуз Мелек) и получил власть над миром на 10 тыс. лет. В некоторых преданиях Мелек Таус является творцом мира и ангелов. Большинство христиан и мусульман воспринимали Эзезила как сатану, поэтому Й. считали диаволопоклонниками. Однако в отличие от зороастризма или манихейства в йезидизме взаимодействие 2 верховных сил (Эзида и Мелек Тауса) воспринимается как сосуществование пассивного начала, создавшего мир, и активного, сохраняющего его гармонию. Согласно вероучению Й., ангелы несут в мир добро, оборотной стороной к-рого является зло: подобно огню, к-рый дает свет, но при неосторожном обращении может обжечь. Соответственно в посвященной Й. лит-ре Мелек Таус не является источником хаоса и зла. Решив сотворить избранный для себя народ, Ангел-Павлин поместил семя Адама в наглухо закрытый сосуд (по др. версии, Адам сделал это по собственному желанию). Через 9 месяцев оттуда появился «прекрасный ребенок» Шехид ибн Джер, наделенный божественной мудростью и знанием истинной веры. Й.- потомки Шехида от брака с райской гурией - хранят это знание и не должны смешиваться с остальным человечеством, рожденным от Адама и Евы. Верховные ангелы не оставили человечество и во исполнение воли Творца периодически нисходят на землю в образе дервишей и монахов. В частности, свет Ангела-Павлина проявился в шейхе Ади, к-рый вместе с Эзидом и Мелек Таусом входит в божественную триаду йезидизма. Как гласит легенда, не имея ни отца, ни матери, шейх Ади был послан Ангелом-Павлином научить избранный им народ, как не сойти с избранного пути. Й. почитают Авраама, Иисуса и Мухаммада, считая их, как и др. пророков, воплощениями верховных ангелов. Й. признают богодухновенность Авесты, Библии и Корана, цитируют из них те отрывки, к-рые не противоречат их вере. Авраамическая в основе, религия Й. содержит такие индоевроп. элементы, как вера в переселение душ (метемпсихоз) и почитание 4 священных стихий (огня, воды, воздуха и земли), а также солнца, луны и звезд, которые отождествляются с определенными ангелами. Й. верят в существование злых и добрых духов, а также рая и ада, куда на время попадают праведные и грешные души (впрочем, согласно одному из мифов, Ангел-Павлин потушил пламя ада слезами).

Организация и практика

В основе обычаев и обрядовой практики Й. лежит забота о сохранении религ. чистоты, тесно связанная с доктриной о переселении душ. Большинство запретов и табу обусловлено нежеланием нанести оскорбление ангелам, их земным воплощениям и природным стихиям. Так, запрещено есть мясо петуха за его сходство со священным Павлином, салат-латук, поскольку его местное название «коас» омонимично термину, обозначающему воплощение ангелов в человеческие существа. Также по ряду причин не разрешается употреблять в пищу мясо газели, свинину, рыбу, тыкву, капусту, нек-рые др. продукты, причинять вред змеям. Страх осквернить природные элементы обусловил мн. запреты: бросать нечистые предметы в огонь, тушить его водой; шумно пить воду; играть на муз. инструментах (исключение делается лишь для особых представителей духовенства), свистеть, плевать, мочиться стоя и т. д. Верующий Й. должен всегда говорить правду и ограждать себя от лжи, стремиться к знанию и избегать пороков. Запрещается произносить ряд слов, в т. ч. слово «шайтан» и близкие по звучанию к нему, в к-рых встречается звуки «ш» и «т». Запрещено носить одежду синего цвета. Священным днем недели является среда, в этот день Й. нельзя иметь половые контакты, а также убирать дом, мыться, бриться и стирать белье и одежду (эти запреты породили миф о нечистоплотности Й.). Й. запрещено входить в мечети, пользоваться посудой или бритвенными приборами иноверцев, предварительно не омыв те священной водой. Нарушение запретов сурово карается, вплоть до исключения из общины. Эндогамность и кастовость этноконфессиональной группы Й. поддерживали «се харф» (курд. «3 буквы») - 3 «смертных греха»: брак или внебрачная связь с представителями др. каст (шалбеке зерин); брак с иноверцами (диза дане); неуважение к духовенству (дарба харка). Века эндогамного существования привели к тому, что длительная утрата связи с общиной, напр. в результате долгого путешествия, воспринималась как потеря религ. идентичности.

Молятся Й. 5 раз в день: 4 раза - стоя лицом к солнцу, символизирующему видимое присутствие бога на земле, в полдень - обратив взор в сторону священной для Й. долины Лалеш (близ г. Мосул). Особое внимание уделяется молитвам на восходе и закате солнца. Молящийся должен избегать присутствия иноверцев. Посты Й. длятся 4 дня, из к-рых первые 3 от рассвета до наступления сумерек верующие полностью воздерживаются от еды, питья и курения. На 4-й день, приходящийся на пятницу, ограничения в значительной степени ослабляются, а вечером начинается разговение. Широко распространена вера в чудодейственную силу гробниц святых и земных воплощений 7 верховных ангелов; наиболее почитаемым является мавзолей шейха Ади в долине Лалеш.

Социально-религиозная структура

Каждый Й. независимо от того, является ли он представителем духовенства или мирянином, обязан следовать 5 заповедям (5 долгов, 5 обязательств). Эти заповеди тесно связывают общины друг с другом, являются основой структуры общества Й. У каждого Й. должен быть пир, шейх, мастер, наставник и брат или (и) сестра по загробной жизни. Ок. 85% членов общины от рождения принадлежат к касте мирян - мюридов (араб. «последователи, наставляемые»), выше их в иерархии общества стоят пиры (курд. «старейшины»), еще выше - шейхи (араб. «старейшины»). Касты делятся на отдельные роды (у шейхов их 3: Шамсани, Адани и Катани, у пиров - неск. десятков, у мюридов - неск. сот). Шейхи имеют право заключать браки исключительно с членами своего рода, пиры - внутри родов, не связанных отношениями «наставник-ученик», для мюридов запретов на брак с представителями своей касты не существует. Светским и духовным главой Й. является мир (эмир), хранитель святынь и наместник шейха Ади на земле, выполнять религ. обряды ему помогает глава шейхов - баба-шейх (Ахтйаре Марге). В духовную иерархию входят также кавали - исполнители священных гимнов, аккомпанирующие себе на флейте и тамбурине; аскеты-факиры; факраи - служительницы святилища в Лалеше; провидцы-кочеки и ряд др. групп. Старейшины родов и племенные вожди должны подчиняться решениям духовенства в вопросах, касающихся религ. жизни и частично правосудия. Впрочем, духовенством религ. лидеров можно назвать с определенными оговорками. Шейхи и пиры являются больше чем священнослужителями - они наставники мюрида на протяжении всей его жизни. Мюриды обязаны платить в пользу духовенства особую подать (закят или хайрат). Только представители 2 высших каст могут выполнять траурные и праздничные обряды, в их домах, в отдельных, постоянно освещенных комнатах хранятся особые постельные принадлежности (стеры) и иная священная атрибутика, проходят молитвенные собрания. Рядовой мюрид может ограничиться знанием наизусть символа веры - Шадатия. Считается, что роды пиров и шейхов передают из поколения в поколение чудотворную способность исцелять определенную болезнь. Й. являются весьма замкнутой эндогамной группой. Верующие соблюдают моногамию, шейхи и пиры могут иметь неск. жен.

Инициация

Над новорожденными совершается особый обряд, в ходе к-рого шейх семьи обрезает пучок волос с макушки ребенка, омывает ее водой из священного «Белого источника» (Каниа-Спи) в Лалеше и читает особую молитву. Обрезание распространено, но не является обязательным. Стать Й., не будучи им по рождению, невозможно. Даже ребенок от смешанного брака не признается Й.

Традиц. одежда, ее цвет, форма, материал, способ ношения в значительной степени регламентированы. Одним из основных отличительных знаков Й. является нижняя рубаха (крас) из белой хлопчатобумажной ткани с округлой каймой (гриван), пришитой к вороту. Рубаху шьют из 2 частей, символизирующих прошлое и будущее ее владельца, головной убор обшивают монетами (кофри). Мужчины-Й. отпускают бороду, длинные волосы заплетают в косу.

Похоронный обряд

Во время совершения погребального обряда обязательно должны присутствовать шейх, брат по загробной жизни (бре ахрате) и пир. Они обмывают усопшего, читая при этом определенные религ. гимны. Иногда покойного могут обмывать и его родственники, но первым, кто наливает 3 кружки, должен быть шейх или пир. Умерших хоронят в тот же день, до захода солнца, со скрещенными на груди руками. После погребения на могиле разводится огонь. На надгробиях с конусообразными навершиями пишутся не противоречащие вере Й. изречения из Корана. В загробном мире Й. должен произнести свидетельство веры, в к-ром он называет те роды людей, к-рые при жизни были пиром, шейхом, мастером, наставником и братом (сестрой) по загробной жизни. Брат по загробной жизни после смерти Й. будет ходатайствовать перед Богом, поможет его душе переправиться через мост Салахат, проведя душу своего ученика-мюрида через него, только тогда она попадает в рай. Если же душа черна и ей уготован ад, то она не сможет переправиться через тонкий, как нить, мост и упадет вниз. Брат по загробной жизни избирается из представителей касты шейхов, причем из того рода, к которому по наследству приписана семья мюрида. Существует особый ритуал избрания брата по загробной жизни, к-рый относится к т. н. ритуалам родства (избирается названый брат). Мюрид всю жизнь несет определенные обязательства перед своим братом по загробной жизни, так же как и перед своим пиром, шейхом, мастером и наставником, что выражается в подношениях в виде скота или денег («благодеяние», «добро» - названия пожертвований духовным лицам, больным и нищим). С т. зр. нек-рых авторов, в йезидском институте «братства» по загробной жизни просматриваются суфийские элементы.

Праздники

В условиях преобладания устной традиции и отсутствия фиксированного канона праздники выполняли у Й. функцию сохранения единства веры. Длительное разрозненное существование различных общин привело к расхождению в обрядах, церемониях и сроках проведения многих праздников. Напр., Новый год (Клоча Саре Сале или Чаршама Саре Нисане - «красная среда») у ирак. и сир. Й. празднуется в 1-ю среду апр., а у выходцев из тур. Курдистана, в т. ч. проживающих на территории Армении, Грузии, России и Зап. Европы,- в 1-ю среду марта. Согласно священным текстам, в «красную среду» один из великих ангелов, получивших право управления миром на следующий год, сходит на землю, наряжая ее цветами и зеленью. В этот день в семьях Й. пекут праздничный кулич, красят яйца, украшают дома красными цветами. В наст. время ирак. и сир. Й. имеют возможность принимать участие в осеннем собрании (Джамайе), проходящем с 23 сент. по 1 окт. в священной долине Лалеш. Это не просто паломничество на гробницу шейха Ади, Й. верят, что т. о. они посещают первоосновы мироздания, где образовалась земная твердь и куда мистически были перенесены такие общие для Й. и мусульман священные топонимы, как гора Арафат, источник Замзам и др. Религиозными церемониями Джамайе являются ежевечерне исполняемый высшим духовенством священный танец, в 5-й день паломничества приносят в жертву быка, и заканчивается паломничество освящением трона шейха Ади. Праздник Чежна (Айда) Эзид посвящен Эзиду, отмечается в 1-ю после 13 дек. пятницу, ему предшествуют пост в честь ангела Солнца, главный пост - Рожие Эзид и пост в честь бога Эзида. Саре Мазала (день поминовения усопших) празднуют Й. Юж. Кавказа и России в 1-й четверг июня. Хидр Илиас (Хидр Наби) - это праздник в честь святых - исполнителей желаний, соединяющих любящие сердца и выручающих из беды. Он носит черты древнего праздника плодородия и приходится на 1-й четверг февр. День жертвоприношения - Курбанийе отмечается в отличие от др. праздников не по солнечному, а по мусульм. лунному календарю и знаменует жертву, принесенную Ибрахимом (Авраамом). Празднику предшествует 40-дневный пост, который обязаны держать только представители духовенства. Особым событием в религ. календаре является Таус джеран («прогулка Павлина»). Во время этого ритуала кавалы обходят селения, собирая пожертвования и перенося санджаки - бронзовые литые статуэтки Павлина, являющиеся наиболее почитаемыми предметами культа. В прежние времена 7 изображений Мелек Тауса приносили в общины Й. (фактически - группы племен) в Шайхане, Синджаре, окрестностях Эль-Камышлы, Тебриза, Хаккяри, Диярбакыра и к северу от оз. Ван. К кон. ХХ в. в связи с фактическим исчезновением Й. в Турции и утратой связи с единоверцами в Иране в путь отправляются лишь 3 санджака, посещающие деревни Сирии и Ирака. Помимо описанных выше праздников существует множество других - в честь общейезидских и местных святых.

Численность Й. составляет, по различным подсчетам, от 100 тыс. до 1 млн чел. По оценкам йезидских орг-ций, общая численность Й.- ок. 3 млн чел. В Ираке в 2000 г., по оценке Верховного комиссариата ООН по делам беженцев, проживало от 30 до 120 тыс. Й. (районы Айн-Сифни, Синджар и Дахук). Тур. община Й. практически полностью прекратила существование в кон. ХХ в. в результате массовой эмиграции в Европу, прежде всего в Германию. Отдельные группы проживают в Сирии, Иране, Грузии, Армении. В России, по переписи 2002 г., 31,3 тыс. чел. определили свою этническую принадлежность как Й. Общины Й. офиц. зарегистрированы в Н. Новгороде, Ярославле (со статусом национально-культурной автономии), Туле, Екатеринбурге, Сургуте, Иркутске, Димитровграде (Ульяновская обл.).

Лит.: Березин И. Н. Езиды // Магазин землевладения и путешествий: Геогр. сб. М., 1854. Т. 3; Frank R. Scheich (?)lsquo;Adi, der grosse Heilige der Jezidis. B., 1911; Empson R. H. W. The Cult of the Peacock Angel. L., 1928; Drower E. S. Peacock Angel: Being Some Account of Votaries of a Secret Cult and their Sanctuaries. L., 1941; Ahmed Sami Said. The Yazidis: Their Life and Beliefs. Coconut Grove, 1975; Kreyenbroek Ph. G. Yezidism: Its Background, Observance and Textual Traditions. Lewiston, 1995; Fuccaro N. The Other Kurds: Yazidis in Colonial Iraq. L.; N. Y., 1999; Allison C. The Yezidi Oral Tradition in Iraqi Kurdistan. Richmond, 2001; Омархали Х. Йезидизм: Из глубины тысячелетий. СПб., 2005; Полатов Д. Р. Езиды: религия и народ. М., 2005; Spät E. The Yezidis. L., 2005.
Т. Ю. Кобищанов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЙНОВ РЕЛИГИЯ айны - народ языковой семьи, близкой к австронезийской
  • АРАМЕИ семитский народ Передней Азии
  • БРОДНИКИ обитатели южнорус. степей от Подунавья до Подонья
  • ВАНДАЛЫ восточногерманский племенной союз