[Лат. Corbinianus; нем. Korbinian] († между 725 и 730), св. (пам. зап. 8 сент.; перенесение мощей 20 нояб.), миссионер в Баварии, почитающийся как 1-й епископ Фрайзинга (Германия). Основным источником сведений о К. является Житие святого (BHL, N 1947), написанное Арбеоном, еп. Фрайзинга (764/5-783). Самые ранние рукописи Жития - агиографические сборники, созданные в 1-й пол. IX в. предположительно в Регенсбурге (Brit. Lib. Add. 11880 и Karlsruhe. Badische Landesbibl. Aug. 32; см.: Krusch. 1920. P. 160-163). Несмотря на то что Житие было составлено спустя всего несколько десятилетий после смерти К., вопрос о степени его исторической достоверности окончательно не решен. По мнению ряда исследователей, в Житии лишь в незначительной степени отражены факты жизни святого (Wood. 2001. P. 155; см. также: Vogel. 2000). В агиографическом творчестве Арбеона проявилось стремление укрепить положение Фрайзингского диоцеза и показать, что начало монашеской жизни в Баварии относится к кон. VII - нач. VIII в. При написании Жития К., а также Жития св. Эммерама, еп. Регенсбурга († ок. 652) (BHL, N 2538), Арбеон ориентировался на предшествующую агиографическую традицию, прежде всего на Житие прп. Малха, составленное блж. Иеронимом Стридонским. Нек-рые топосы (напр., мотивы наказания, налагаемого святым) могли быть заимствованы из ирл. традиции (Wood. 2001. P. 154; Löwe. 1973. S. 87-97). Однако в целом Арбеон, целью которого было утверждение культа К. и Эммерама в Баварии, был достаточно самостоятелен в «конструировании» биографий святых. Этим объясняется наличие ряда параллелей между обоими Житиями, которые были написаны, по всей видимости, после перенесения мощей К. в новый кафедральный собор Фрайзинга (между 765 и 769 гг.) и до визита Арбеона в Регенсбург, где был похоронен Эммерам, состоявшегося в 772 г. (Wood. 2001. P. 156-157; см. также: Krusch. 1920. P. 134; Jahn. 1990. S. 228).
К. род. в 70-80-х гг. VII в. Исследователи по-разному интерпретируют содержащиеся в Житии сведения о родине святого (ex regione Militonense, ex vico qui nuncupatur Castrus - Vita Corbiniani. 1). Место его рождения иногда отождествляют с Майсом в Юж. Тироле (Steinberger. 1916), а также с совр. г. Сен-Жермен-лез-Арпажон (деп. Эсон, Франция), где существует ц. свт. Германа, еп. Автиссиодура (ныне Осер), о к-рой упоминается в Житии: при этой церкви К. в течение 14 лет вел уединенный образ жизни. Однако более вероятно, что святой родился в г. Мелён (деп. Сена и Марна). Согласно Арбеону, баварская герц. Пилитруда называла святого бриттом (Brittanorum origine ortus - Vita Corbiniani. 26), однако убедительных свидетельств брит. происхождения К. не имеется. По мнению Б. Круша, данная фраза является оговоркой агиографа, пытавшегося скрыть истинное происхождение К., поскольку при св. Бонифации (Винфриде) священники, прибывшие в Германию из Британии, считались «еретиками» (Krusch. 1920. P. 112-113). Имена родителей К., Вальдегиз и Корбиниана, свидетельствуют скорее о герм. происхождении святого (К. унаследовал имя от матери), хотя в лит-ре делались попытки доказать кельт. происхождение имени Корбиниан (Langosch. 1933. S. 101-102). Предположение Круша об «оговорке» Арбеона вызывает сомнения. Скорее всего агиограф был осведомлен о германском происхождении К., но пытался подчеркнуть настороженное отношение к нему со стороны баварской знати, которая якобы считала его бриттом.
Согласно Житию, К., рано почувствовав призвание к духовному служению, вел отшельническую жизнь при ц. свт. Германа. О его аскетических подвигах и чудесах стало известно Пипину II Геристальскому († 714), майордому Австразии, к-рый прислал К. одеяние, украшенное золотом и драгоценными камнями (Vita Corbiniani. 5). В Житии упоминается, что святой дважды посетил Рим, где встречался с папой Григорием II (715-731). Во время 1-го визита К., стремясь к уединению, просил папу позволить ему вести монашескую жизнь в Риме (Ibid. 6). Однако Григорий II, оценив способности К., поручил ему проповедовать христианство в Баварии. К. был рукоположен папой во пресвитера, а затем во епископа (Ibid. 8). Согласно Житию, понтифик вручил ему паллий и разрешил проповедовать «по всему миру» (per universum orbem), что, по-видимому, не имело места в действительности. Возможно, эти сведения были вымышлены Арбеоном, к-рый пытался преуменьшить значение миссии св. Бонифация, возведенного в епископский сан папой Римским Григорием II и принявшего паллий от папы Римского св. Григория III (731-741). Согласно Житию св. Бонифация, составленному св. Виллибальдом (BHL, N 1400), папа поручил Бонифацию проповедовать христианство лишь в Галлии и Германии. В Житии К. Арбеон умалчивал о роли св. Бонифация в организации церковной жизни в Баварии, в т. ч. об установлении границ еп-ств и о назначении на Фрайзингскую кафедру еп. Эремберта (739-747/748) (Арбеон именовал Эремберта «братом» К., хотя в др. месте писал о святом как о единственном сыне в семье (unigenitus - Vita Corbiniani. 1)). Житие К. было посвящено св. Виргилию, еп. Зальцбургскому, находившемуся в конфликте со св. Бонифацием. Описание путешествий К. в Рим имеет сходство с повествованием о визитах туда св. Бонифация, к-рое содержится в Житии святого. Согласно Арбеону, после 7 лет проповеди христианства в Баварии К. повторно посетил Рим, но агиограф пишет только о желании К. вести монашескую жизнь в Риме (Vita Corbiniani. 14). Возможно, сведения о 2-м визите вымышлены агиографом (Wood. 2001. P. 158). В повествовании Арбеона содержится хронологическая неточность: по свидетельству агиографа, после 1-го путешествия в Рим и встречи с папой Григорием II К. направился ко двору Пипина II Геристальского, где он спас преступника, приговоренного к смерти и оставшегося живым на виселице (Vita Corbiniani. 10-12). Однако Григорий II был возведен на Папский престол после смерти Пипина. Несмотря на то что свидетельства Арбеона о рукоположении святого вряд ли достоверны, о епископском сане К. упоминается в поминальной книге, составленной в Зальцбурге ок. 784 г.; имя К. значится в перечне умерших епископов (MGH. Necrologia Germaniae. T. 2. P. 63. N 26). По всей видимости, К. был придворным епископом баварских герцогов Гримоальда (ок. 715-725) и Хукберта (725-736), резиденция которых находилась во Фрайзинге, а первым диоцезальным еп. Фрайзинга являлся Эремберт.
Некоторые исследователи рассматривали Житие К. как источник сведений по ранней истории монашества в Баварии (в т. ч. о т. н. ирландско-франк. монашестве; см.: Prinz. 1988. S. 389-391). При этом нет точных свидетельств об основании К. монашеских общин, а также о введении им в Баварии т. н. смешанного Правила святых Бенедикта и Колумбана. В Житии упоминается об основании К. «малого дома» (domus exigua), «келейки» (cellula) во Фрайзинге (Vita Corbiniani. 27-28), а также «жилища (обители)» (habitaculum) на территории совр. г. Мерано (Сев. Италия), где был погребен свт. Валентин, еп. Реции (Ibid. 25). Согласно хронисту Оттону, еп. Фрайзингскому (XII в.), К. основал церковь в честь прп. Венедикта Нурсийского и «собрал там святую общину монахов» (monachorum ibi sacrum conventum adunavit - Otto Frisingensis. Chronica V 24 / Hrsg. A. Hofmeister. Hannover, 1912. P. 250-251. (MGH. Script. Rer. Germ.; 45)). Нек-рые исследователи указывали на то, что в грамоте 765 г. «дом святой Марии» (кафедральный собор во Фрайзинге) упомянут как мон-рь (monasterium sanctae Mariae - Die Traditionen. 1905. S. 52. N 23; см.: Reindel. 1967. S. 154-155), однако точных сведений о существовании при соборе монашеской общины нет. Следует учитывать многозначный характер понятий «monasterium» и «cellula»: они могли использоваться для обозначения любых церковных общин, в т. ч. общин клириков при кафедральных соборах и церквах, к-рые были местами особого почитания местных святых (Усков. 2001. С. 81-84). В грамотах, составленных при епископах Эремберте, Иосифе (747/748-764/765) и Арбеоне, кафедральный собор и служившее в нем духовенство именовались «дом» (domus), «церковь» (ecclesia) и «община» (familia) (Die Traditionen. 1905. S. 27-56). «Дом святой Марии» во Фрайзинге также называли «епископский дом» (domus episcopalis). По всей видимости, «дома», «кельи» и «обители», основанные К. при важнейших храмах, были общинами клириков, а не монахов.
В Житии К. отразилось критическое отношение агиографа к баварским герцогам из династии Агилольфингов. Считается, что такое отношение было вызвано напряженными отношениями Арбеона и герц. Тассилона III (749-788) (Wood. 2001. P. 153). Однако сведения о конфликте К. с герц. Гримоальдом также могли иметь основание, т. к. святой, по-видимому, пользовался поддержкой франкских майордомов из династии Пипинидов (Löwe. 1951. S. 416; Prinz. 1988. S. 388-394). Согласно Арбеону, К. обличал герц. Гримоальда за то, что он женился на Пилитруде, вдове своего брата Теобальда († 719). Из-за конфликта с Гримоальдом и Пилитрудой, к-рая пыталась организовать убийство святого, К. был вынужден на нек-рое время покинуть Фрайзинг и вернулся туда только после 725 г., когда Гримоальд был взят в плен Карлом Мартеллом (это событие представлено в Житии как кара за гонения на К.). Святой скончался во Фрайзинге и в соответствии со своим желанием был похоронен на территории совр. Мерано.
Начало почитания К. связано с деятельностью Арбеона, который, будучи архипресвитером, выполнял обязанности секретаря при еп. Иосифе. Став впосл. его преемником, Арбеон инициировал перенесение мощей К. во Фрайзинг. Сохранилась проповедь на день памяти святого, которая включена в рукопись Зальцбурского гомилиария (сборника проповедей), созданную во Фрайзинге при еп. Хиттоне (811/812-835/836) (Würzburg. Univ. Bibl. M.p.th.q.15. Fol. 159v - 161v). Гомилиарий был составлен в Зальцбурге по поручению архиеп. Арнона (785-821); под 24 сент. в нем содержалась проповедь в день памяти св. Руперта, 1-го епископа Зальцбургского, однако во фрайзингской рукописи имя Руперта заменено на имя К., при этом дата осталась прежней (поминовение К. совершалось 8 сент.; см.: Diesenberger. 2006. P. 209). Текст представляет собой проповедь общего содержания, заимствованную из сборника Евсевия Галликана, датируемого V в. (Eusebius «Gallicanus». Collectio homiliarum / Ed. I. Leroy, F. Glorie. Turnholti, 1971. P. 593-603. (CCSL; 101A)).
Не позднее 1-й трети X в. было составлено 2-е Житие К. (BHL, N 1948), к-рое частично дополняет сведения, содержащиеся в сочинении Арбеона (в т. ч. о погребении святого, см.: Vita Corbiniani retractata. 38). Во 2-е Житие были добавлены описания чудес, о к-рых не говорится в первом Житии (Ibid. 27; 29; 31; 38). В частности, в тексте сообщается, что во время путешествия святого из Баварии в Рим медведь убил его коня. К. использовал медведя как вьючное животное на пути до Рима, после чего отпустил (Ibid. 10). По-видимому, к IX в. относится поэма о чуде, связанном с источником, покровителем к-рого считался К. (De Timone comite et de miraculo fontis sancti Corbiniani // MGH. Poet. T. 2. P. 120-124).
В X в. день памяти К. появляется в местных календарях (Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh. / Hrsg. A. Borst. Bd. 2. S. 1277, 1279. (MGH. Libri memoriales; 2/2)), однако длительное время почитание святого было ограничено пределами еп-ства Фрайзинг. Мощи К. хранились в кафедральном соборе Пресв. Девы Марии и св. Корбиниана, в саркофаге, который в наст. время находится в крипте собора (см.: Later. 2012. S. 241-242). Ныне мощи К. хранятся в раке, созданной в 1861 г. Ранее в соборе также находилась рукопись (Monac. Clm. 6224; VII в.), содержащая старолат. перевод Евангелия, - т. н. Евангелиарий К. (о ее использовании во время богослужения свидетельствует наличие лекционарного аппарата). Происхождение манускрипта, созданного в Сев.-Вост. Италии, может указывать на контакты между церковными общинами Баварии и Аквилейского патриархата в VII-VIII вв. (Gamber. 1967. S. 45-46).
К. почитается как покровитель католического архиеп-ства Мюнхена и Фрайзинга, на территории к-рого ему посвящено неск. храмов. Святой часто изображается с медведем, несущим поклажу. «Медведь святого Корбиниана» изображен на гербе Фрайзинга, гербах архиепископов Мюнхена и Фрайзинга, а также на гербе папы Римского Бенедикта XVI (Йозефа Ратцингера), занимавшего кафедру Мюнхена и Фрайзинга в 1977-1982 гг.