[Кевин; древнеирл. Cóemgen; ирл. Caoimhghin, Caoimhín; англ. Kevin] († 618 или 622), св. (пам. зап. 3 июня), отшельник, основатель мон-ря Гленн-Да-Лоха (Глендалох, графство Уиклоу, Ирландия).
Сведения о К. содержатся в ирл. агиографических сочинениях, мартирологах, родословиях и др. текстах, как правило не имеющих определенной датировки и атрибуции. Основной источник сведений - Жития святого на лат. и ирл. языках. Самой ранней считается краткая редакция лат. Жития в «Большом Австрийском легендарии», сборнике сказаний о святых, составленном предположительно во 2-й пол. XII в. в Австрии или Баварии (BHL, N 1868; изд.: Gundacker. 2008. S. 46-49). В ирландских рукописях XV в. сохранилась пространная «дублинская» редакция Жития К. (BHL, N 1866; изд.: Plummer. Vitae. T. 1. P. 234-257), в Саламанкском и Оксфордском сборниках Житий ирл. святых - сокращенная редакция Жития (BHL, N 1867; изд.: Heist. Vitae. P. 361-365). Другая эпитома Жития сохранилась среди агиографических сказаний, собранных болландистами (изд.: Grosjean. 1952).
Лат. редакции Жития К. восходят к несохранившейся первоначальной версии, содержание к-рой наиболее полно представлено в «дублинской» редакции. Согласно Дж. О'Доновану, упоминание о дублинских скандинавах позволяет датировать первоначальное Житие К. X-XI вв.; к такому же выводу пришел Дж. Ф. Кенни (The Ordnance Survey Letters. 2000. P. 127; Kenney. Sources. P. 404). Вопрос о датировке Жития был подробно изучен А. Мак Хавранем, опиравшимся на выводы Р. Шарпа о происхождении лат. Житий ирл. святых. По мнению Шарпа, первоначальные версии мн. житий были созданы в VIII-IX вв., но эти тексты подверглись обработке в XIII в., когда их объединили в агиографические сборники (Дублинский сборник был составлен в 1-й четв. XIII в.). Разделяя предположение Шарпа о том, что после сер. IX в. ирл. агиографы перестали использовать латынь, Мак Хаврань пришел к выводу, что первоначальное Житие К. было создано ок. 800 г. Однако, поскольку предположение Шарпа подверглось критике и не было принято большинством исследователей, такая датировка Жития представляется не вполне обоснованной. В то же время Мак Хаврань вопреки мнению Шарпа заключил, что в X-XI вв. Житие неоднократно подвергалось переработкам; в текст добавляли новые эпизоды, в к-рых получила отражение политика руководства церковной общины Гленн-Да-Лохи (Mac Shamhráin. 1996. P. 5-10; Idem. Uí Máil and Glendalough // Glendalough. 2011. P. 183-210). Нек-рые исследователи предлагали датировать Житие К. XII в. (напр.: Ó Riain P. The Lives of Kevin (Caoimhghin) of Glendalough // Ibid. P. 137-144).
Первоначальное Житие было несомненно составлено в Гленн-Да-Лохе, там же делались и дополнения к тексту. На это указывают топографические подробности в описаниях церковного поселения и его окрестностей, а также эпизоды, в которых говорится о политических реалиях обл. Лаген (Лейнстер). Однако лит. история Жития К. представляется более сложной, чем считали многие исследователи. «Австрийская» редакция, по-видимому, составлена из нескольких эпизодов, заимствованных германским редактором из более пространного текста, содержание к-рого трудно восстановить. В сокращенной редакции содержится наиболее последовательное изложение биографических сведений о К., но стройную композицию этого текста можно объяснить не только тем, что его составитель точно следовал первоначальному сказанию, но и серьезной редакторской работой над «дублинской» редакцией или схожим текстом. Пространная редакция Жития представляет собой совокупность эпизодов, возможно заимствованных из разных источников. Хотя составители этой редакции стремились соединить эпизоды в последовательное повествование, в тексте сохранились признаки его неоднородного происхождения (логические противоречия, отступления от хронологического порядка повествования, эпизоды со схожим сюжетом). Так, в главах 6-7 жилищем К. названы сначала дупло дерева (in quadam arbore cavata), затем пещера в скале (in suo specu), а в гл. 20 говорится, что святой жил в пещере (согласно сокращенной редакции, К. иногда жил в дупле дерева, иногда - в пещере). В гл. 16 сообщается, что святой перестал вести отшельническую жизнь и основал мон-рь, но в гл. 19 о нем снова говорится как об отшельнике. В главах 7 и 19 сообщается, что отшельника обнаружил пастух или охотник; в гл. 18 упоминается о явлении святому ангела с повелением смягчить суровую аскезу, но в гл. 17 такое же повеление приписывается демону. В неск. эпизодах говорится об искушении К. демонами, к-рые пытались заставить его покинуть место подвига (главы 17, 21, 29-30); мотив искушения юного подвижника красавицей представлен в главах 4 (о К.) и 43 (о мон. Берхане).
Сохранились 3 ирл. Жития К.: прозаическое (изд.: Plummer. Bethada. Vol. 1. P. 125-130), стихотворное (изд.: Ibid. P. 131-154) и прозиметрическое (Ibid. P. 155-167). Прозаическое (сохр. не полностью) и стихотворное Жития содержатся в списках, выполненных в 1629 г. Михалом О Клери, прозиметрический текст - в рукописях XVIII в. Составитель стихотворного Жития называет себя Соломоном, воспитанником К. (Solamh dalta Caoimhgin), но текст был создан не ранее XII в. и вторичен по отношению к прозаическому Житию. По мнению К. Симмс, наиболее вероятная датировка стихотворного Жития - XIII в., когда епископская кафедра Глендалох была упразднена, а на церковные должности стали назначать англичан. В связи с засильем чужестранцев агиограф сетовал на упадок образования и благочестия, отсутствие ученых людей, которые могли бы поведать о чудесах К. (Simms K. Frontiers in Irish Church - Regional and Cultural // Colony and Frontier in Medieval Ireland: Essays Presented to J. F. Lydon / Ed. T. Barry et al. Gloucester, 1995. P. 196-197). Основная тема прозаического и стихотворного Житий - восхваление обители Глендалох, основанной могущественным чудотворцем К., величайшим из ирл. святых после св. Патрикия (Патрика). О Глендалохе говорится как об «ирландском Риме»; там были сокрыты святыни, привезенные из Рима, поэтому совершить паломничество к «реликвиям и ложу Коэмгена» (taisi leapta Chaoimhgin) - все равно что посетить Рим. Подчеркивая пользу паломничества и погребения в Глендалохе, ирл. агиографы утверждали, что все похороненные там обретут Царствие Небесное: Бог разрешил К. каждую субботу спасать 9 душ из преисподней. Согласно прозаическому Житию, всякий, знающий о чудесах К. и не желающий повиноваться руководителям Глендалоха (gan beith fo cíos dó), поступает «глупо и безрассудно» (as mire as míchíall). С т. зр. содержания ирл. Жития К. в основном соответствуют лат. сказаниям, но не являются их переводами или переложениями. В них содержатся подробности, которых нет в лат. агиографии (напр., упоминается, что св. Патрикий предвидел рождение К., а Финн мак Кумалл предсказал изгнание им озерного чудовища); мн. эпизоды, заимствованные из лат. Житий, переработаны и дополнены. Возможно, ирл. Жития основаны на устных преданиях, к-рые были распространены среди насельников Глендалоха и паломников (Barrow. 1974. P. 51).
Согласно пространной «дублинской» редакции Жития, К. происходил из Вост. Лагена, из племени Дал Мессин Корб. Матери святого во сне явился ангел и предсказал рождение сына, «любезного Богу и людям... И станет он отцом множества монахов, и в его обители будет изобиловать благодать Духа Святого» (в «австрийской» редакции говорится, что К. «был исполнен Духа Святого с самого начала своей жизни»). Когда святой появился на свет, родители отправились к «отшельнику, святому пресвитеру» Кронану, чтобы он крестил младенца. По дороге их остановил ангел в облике прекрасного юноши; он подул на ребенка и благословил его именем Св. Троицы. Увидев К., пресвитер понял, что младенец принял крещение от ангела, нарекшего ему имя, «которое по-латыни означает «прекраснорожденный», ибо его облик был прекрасен» (примерно так же о крещении К. говорится в др. лат. редакциях, но в ирл. Житии сообщается, что святой был крещен пресв. Кронаном в присутствии 12 ангелов с золотыми светильниками). Ребенка вскормили молоком белой коровы, к-рая утром и вечером приходила к родителям святого. С детства К. отличался благочестием. Однажды К. отдал нищим 4 овец из родительского стада, но, когда вечером овец стали пересчитывать, никто не заметил пропажи (далее составитель пространной редакции утверждает, что пропустил мн. чудеса, совершенные К. в детстве, а в «австрийской» редакции говорится, что «нет возможности поведать» о детстве святого).
Когда К. вырос, родители поручили его воспитание старцам Эогану, Лохану и Энне. Во время полевых работ некая девушка обратила внимание на красоту юноши и стала склонять его к сожительству. К. отверг ее предложение, но позднее, когда он в одиночестве отправился в лес, девушка снова попыталась совратить его. Сорвав пучок крапивы, святой стал хлестать девушку, пока ее плотское желание не угасло. Осознав греховность своих намерений, девушка «дала обет сохранить свою девственность для Бога и св. Коэмгена»; впосл. она стала монахиней. По распоряжению старшего монаха К. принес раскаленные угли, спрятав их в одежде на груди. Монах, изумленный тем, что юноша не обжегся, рассказал об этом событии людям, и К. стали прославлять как чудотворца. Святого тяготила известность, поэтому вскоре он покинул обитель, чтобы поселиться в уединенном месте.
Во время странствий К. обнаружил горную долину. Стекавшие с гор речки и ручьи впадали в озера, давшие название долине - Гленн-Да-Лоха («долина двух озер»). Поселившись в этой долине, К. жил отшельником, проводил ночи в дупле дерева (или в пещере), питался растениями и водой. Через нек-рое время его обнаружил пастух Би: одна из его коров уходила в лес, облизывала одежду святого и после этого давала намного больше молока, чем обычно. Проследив за коровой, пастух нашел в дупле дерева К., осыпал его бранью и увел корову. Однако по возвращении домой коровами овладело безумие; осознав свою ошибку, пастух вернулся к К., попросил у него прощения и получил от него воду, которой затем окропил стадо. Узнав о случившемся, прежние наставники К. насильно вернули его в монастырь. Однажды святой отдал нищим еду, приготовленную для работников, а затем превратил оставшиеся объедки в пищу. К. разрешил голодной волчице съесть теленка, принадлежавшего отшельнику Беоану; отшельник стал упрекать святого, указывая, что корова не будет давать молоко, и К. велел волчице заменять теленка до тех пор, пока корова не отелится. После этого К. жил в монастыре еп. Лугайда, где совершил несколько чудес; там К. был рукоположен во пресвитера. Епископ велел ему найти место для строительства монастыря (ut cellam Deo edificaret), и святой основал монастырь Клуан-Дуах. Там он спас некоего человека от врагов (враги попытались убить его у монастырских ворот, но не нашли свою жертву, увидев только бревно; когда К. объяснил, что они были введены в заблуждение, те раскаялись и остались жить в обители) и исцелил каменотеса, поранившего глаз.
Вернувшись в Гленн-Да-Лоху, К. основал монастырь, а сам поселился в верхней части долины, «в месте, где горы вплотную подступали к озеру... в густой чаще, у чистых ручьев». Построив там хижину, святой запретил монахам приходить к нему без крайней необходимости и провел 4 года в полном уединении. Согласно Житию, святой никому не рассказывал об этом периоде своей жизни, но агиограф сообщает, что в это время «звери гор и лесов кротко сопровождали святого Коэмгена и, словно домашние, пили воду у него из рук». Впосл. «многие святые» заставили К. покинуть пустынь и поселиться вместе с монахами. На месте хижины, в которой жил К., была построена «целла», именовавшаяся Пустынью Коэмгена (Disert Caimhghin). По-видимому, об этом событии говорится в другом эпизоде Жития: К. был строгим аскетом, спал на голой земле, ел только траву и постоянно молился. Некие святые уговорили его смягчить свои подвиги, чтобы жить, как др. монахи (ad societatem fratrum... reuocauerunt). Тогда К. основал монастырь, «прославленный град праведности в честь святого Коэмгена, получивший имя от долины, в которой он находился, то есть Гленн-Да-Лоха».
Об основании мон-ря повествуется также в др. эпизоде: явившийся ангел велел К. поселиться на берегу нижнего озера, пообещав, что в построенной там обители соберется множество благочестивых монахов. Однако святой подчинился повелению только после того, как ангел заверил его, что мон-рь будет богатым и многолюдным и что ирландские правители будут почитать обитель. Ангел обещал К., что никто из погребенных на монастырском кладбище (leuiciana) не будет ввергнут в преисподнюю, и «многие тысячи блаженных душ вместе с тобой поднимутся из этого места в Царство Небесное». Вскоре К. посетил владелец долины, Димма, сын Фиахны, к-рого святой попросил помочь с обустройством обители на новом месте. В назначенное время Димма привел к святому 8 сыновей, объяснив, что 9-й сын, Маэл Губа, не пожелал помогать ему. За это К. проклял Маэл Губу, предсказав ему гибель от рук врагов, но пообещал, что его отец и братья достигнут спасения. Младшего брата, Диколла, работавшего усерднее всех, К. благословил и предсказал, что его потомки возглавят весь род. После основания обители Димма подарил К. долину Гленн-Да-Лоха.
Ряд эпизодов Жития основан на предании о том, как демоны искушали К., добиваясь, чтобы он сменил место жительства. На 7-й год жизни К. в Гленн-Да-Лохе святому явился диавол, принявший облик ангела. Восхваляя образ жизни К., демон уговаривал его переселиться на равнину. Когда видение исчезло, святой задумался, почему «ангел» настаивал на том, чтобы он покинул места, в к-рых достиг духовного совершенства, и решил не обращать внимания на его уговоры. После этого сатана, явившись св. Комгаллу, признался, что ему не удалось обмануть К., верного идеалу «stabilitas» (неизменности места монашеского подвига). Комгалл велел демону рассказать об этом К.; тогда святой изгнал из Гленн-Да-Лохи обитавших там демонов. В другом эпизоде повествуется о том, как демоны решили уговорить святого отправиться в путешествие («паломничество»), но св. Финтан Мунну, подслушав их беседу, предупредил об этом К. В 3-м эпизоде, посвященном теме «stabilitas», говорится, что К. отправился странствовать. По дороге он встретил отшельника Гарбана, который убедил святого вернуться в Гленн-Да-Лоху: «Куда ты держишь путь, Божий человек? Не лучше ли, остановившись где-либо, пребывать там ради Христа, нежели на старости лет бродить от одного места к другому? Разве тебе доводилось слышать, чтобы птица высиживала яйца в полете?» На обратном пути К. посетил слепого старца Берхана, который убедил его принять ванну (святой не мылся с детства) и обнаружил в его туфле демона, внушившего К. желание путешествовать, названное в Житии «злом в обличье добра».
Наряду с этим повествованием в Житии представлена другая версия легенды о начале монашеской жизни в Гленн-Да-Лохе, по-видимому имеющая более позднее происхождение. Прожив в долине 7 лет, К. построил на берегу озера скромную молельню из прутьев. Однажды в горах охотился Брандуб, могущественный правитель Лагена. Следуя за гончими, преследовавшими кабана, Брандуб обнаружил молельню, в которой укрылся кабан; псы не решились приблизиться к часовне. Оглядевшись, правитель заметил стоявшего под деревом отшельника: «...множество птиц сидело у него на руках и плечах, а другие летали вокруг него, услаждая пением слух Божьего святого... Даже ветви и листья деревьев пели святому Коэмгену приятные песни, смягчая небесными звуками невыносимые тяготы его жизни». Однажды ночью святой вошел в холодные воды озера и стал молиться. Из глубин появилось водяное чудовище, которое попыталось напасть на К., но тот, погруженный в молитву, не обратил на него внимания. В награду за суровые подвиги святого Бог послал ангела, который прогнал чудовище и сделал озерную воду теплее, чтобы К. не замерз (см.: Lacey B. Monster and Monastery: St. Kevin's Lives and the Expansion of Glendalough // Glendalough. 2011. P. 165-174). Святой имел обыкновение ходить по воде озера, когда никого не было поблизости. Однажды кожевник мон. Кронан случайно заметил святого, идущего по воде, и последовал за ним. Увидев Кронана, К. разгневался на него за дерзость и предсказал, что вопреки желанию монаха он не будет погребен в Гленн-Да-Лохе. Впосл. Кронан, основавший собственный мон-рь («целлу»), попросил К., чтобы ему было позволено умереть одновременно со святым. Отказав ему, К. тем не менее обещал, что Кронан умрет ровно через год после его кончины, чтобы его поминали в тот же день.
Ряд эпизодов Жития посвящен дару предвидения К. и обличению грешников. Некий человек, хитростью выманивший у святого золотой пояс, блуждал по горам, пока не вернулся в обитель и не раскаялся в содеянном. Воин Руадан, гордившийся красивыми волосами, получил от К. освященную воду, но когда он стал мыть голову, волосы выпали. Осознав, что он уделял слишком много внимания уходу за волосами, Руадан пообещал, что не повторит прежние ошибки, и по молитве святого его волосы выросли заново. В 2 схожих эпизодах сообщается о том, как люди, убившие своих спутников по дороге в Гленн-Да-Лоху, безуспешно пытались скрыть это преступление от святого (в одном эпизоде говорится о 3 молодых учениках (iuuenes scolastici), в другом - о врагах, ранее заключивших мир при содействии К.). Также К. представлен как защитник всех, кто взывали к нему о помощи. Некий воин, не отличавшийся благочестием, имел обычай призывать имя святого; когда враги убили его, К. всю ночь боролся с демонами за его душу, а потом велел похоронить воина в освященной земле Гленн-Да-Лохи, чтобы его душа могла достичь Царства Небесного. Осужденные на смерть преступники воззвали к К., чтобы святой спас душу одного из них и сохранил жизнь другому. Казнив одного из преступников, воины попытались убить другого, но им не удалось причинить ему вред. Когда правитель узнал от преступника о том, как они молились К., он помиловал осужденного. В др. эпизоде сообщается, что благодаря поясу, полученному в подарок от святого, его владелец спасся от врагов.
Ряд житийных эпизодов посвящен отношениям К. с ирландскими святыми и правителями Лагена (по мнению исследователей, в этих эпизодах содержатся отсылки к политике руководства Гленн-Да-Лохи в IX-XI вв.). Узнав, что св. аббаты Колумба, Комгалл и Каннех намерены встретиться на холме Уснех (совр. графство Уэстмит), святой решил присоединиться к ним и «заключить с ними договор о братстве» (uolens cum eis fraternitatem firmare). Пытаясь пройти сквозь толпу, окружавшую Колумбу, К. подвергся нападению злобных псов. После того как святой благословил псов, они стали ласкаться к нему. Поприветствовав К., Колумба велел всем ирландцам относиться к нему с уважением. Впосл. К. отправился в Клуан-Мокку-Нос (ныне Клонмакнойз), чтобы заключить договор со св. Киараном, не зная, что тот уже скончался. Когда К. провел ночь в молитве над телом усопшего, Киаран воскрес и обменялся с ним одеждой «в знак вечного союза» (in signum eterne societatis); святые заключили «договор о братстве и союзе» (fraternitatem et societatem). В рассказе о правителе Колмане, сыне Корьпре, К. представлен как покровитель династии И Дунланге, правившей в Сев. Лагене в VIII-XI вв. Колман оставил жену, с к-рой не сошелся характером (non conuenissent sibi inuicem moribus suis), и заключил брак с др. женщиной. Бывш. жена правителя была ведьмой и решила отомстить ему: с помощью заклинаний она убивала всех его детей. Состарившись, правитель попытался спасти своего последнего сына Фаэлана: сразу после рождения младенца крестили и отнесли в Гленн-Да-Лоху, чтобы его воспитал К. Святой привязался к ребенку и совершил для него несколько чудес: по велению К. с гор ежедневно спускалась олениха, молоком которой вскормили младенца (когда ворон, желая выпить молоко, случайно опрокинул сосуд, разгневанный К. запретил всем воронам приближаться к мон-рю в 3-дневное празднование его памяти); святой согрел для ребенка молоко теплом своих рук, а когда тот зимой попросил у К. яблок, святой вырастил для него яблоки на вербе. Тем временем ведьме удалось выяснить, где спрятали ребенка; поднявшись на гору, возвышавшуюся над монастырской долиной, она запела смертоносные заклинания. Почувствовав присутствие ведьмы, К. велел монахам спрятать мальчика и стал молиться. По молитве святого злая женщина упала с высокого обрыва и разбилась насмерть. Когда Фаэлан вырос, К. послал его к св. Мохонне, который объявил мальчику, что ему пришло время принять власть. Мохонна предупредил Фаэлана, что никто из его потомков под страхом лишения власти не должен был причинять вред преемникам К. Помня об этом предупреждении, Фаэлан правил благополучно, а однажды К. спас своего воспитанника от смерти, раскрыв планы его врагов. Во время вторжения И Нейлов некий правитель Лагена колебался, не зная, что предпринять, и решил попросить совета у К. Святой велел правителю всеми силами защищать свою землю от врагов. Он предупредил людей из туата И Маль (in plebe nepotum Moel), на к-рых хотели напасть разбойники из Юж. Лагена (de gente Degha, de regione Kennselach).
Однажды К. трижды пропел гимн св. Патрикию; ему явился сам святой и благословил присутствовавших монахов (имеется в виду гимн «Audite omnes amantes»; в его Житии упоминается, что о благодати, присущей этому гимну, говорится в Житии Патрикия). В заключительной главе Жития К. утверждается, что место, где явился св. Патрикий, приобрело чудесную силу: каждый молившийся там получал то, о чем просил. Пожелав умереть, К. послал туда 12 благочестивых монахов с повелением молиться об исполнении его желания, но не рассказал им, в чем оно заключалось. Т. о., монахи в неведении испросили у Бога скорую кончину для своего наставника. Перед смертью К. благословил монахов и обитель Гленн-Да-Лоха. Приняв причастие от св. Мо Куарока Бритта (его церковь находилась близ обители К.), святой скончался 5 июня, на 120-м году жизни.
Для реконструкции первоначального сказания о К. важны тексты кратких редакций Жития, «австрийской» и «саламанкской». В «австрийской» редакции биография К. представлена следующим образом: рождение святого и чудеса, к-рыми сопровождалось его крещение; обучение у некоего святого (здесь описывается чудо с раскаленными углями); пребывание в пустыне (диавол искушал К., как он искушал Христа, но в отличие от Христа святой провел в пустыне не 40 дней, а всю жизнь, часто беседуя с ангелами); обнаружение К. пастухом, построившим для него хижину; основание мон-ря; чудеса, связанные с воспитанием Фаэлана. Повествование в «саламанкской» редакции, по-видимому, основано на пространном Житии К. Здесь сообщается, что святого воспитывали 3 старца (к этому времени относятся рассказы о девушке, соблазнявшей святого, и о чуде с углями); 7 лет К. был отшельником в Гленн-Да-Лохе, жил в пещере и в дупле дерева, затем построил молельню из прутьев, дружил с птицами. После того как отшельника нашел пастух, К. собрал учеников и основал Пустынь К. (далее говорится о встрече святого с озерным чудовищем, чудесном зажжении огня и о явлении св. Патрикия); по велению ангела святой переселился на восточный берег озера и построил большой мон-рь. В «саламанкскую» редакцию включены повествования: о чуде с золотым поясом; о путешествии К. в Уснех; о спасении разбойника, призывавшего имя К.; о воскрешении Критана, убитого врагами; об исполнении желаний преступников, осужденных на смерть; о кончине святого на 130-м году жизни.
В более поздних ирл. Житиях заметна тенденция приукрашивать повествование фантастическими подробностями. Подчеркивая строгую аскезу и чудесную силу святого, агиографы прибегали к гиперболе и даже гротеску: все действия К. якобы совершал по указанию ангелов, он ежедневно переходил озеро пешком и т. д. Нек-рые эпизоды, восходящие к лат. Житиям, в ирл. сказаниях контаминировались, напр. рассказы о волчице, заменившей теленка, и об оленихе, к-рая давала молоко для маленького Фаэлана (в прозаическом ирл. Житии говорится, что волк убил олененка; для того чтобы у оленихи не пропало молоко, К. велел хищнику заменить ее детеныша). Согласно ирл. Житию, хозяином коровы, которая нашла К., был крестьянин Димма, сын Фергны; как сообщается в лат. Житии, Димма помог святому перенести обитель на др. место. Среди эпизодов, отсутствующих в лат. сказаниях,- рассказ о том, как выдра принесла святому Псалтирь, которую он уронил в озеро, и о 6-недельной молитве К., во время к-рой дрозд свил гнездо на его руке и вывел птенцов; ангел велел святому прекратить молитву и пообещал ему «свободу» (saoradh) для его «наследников» (mo chomharbhadh), монахов (mo manach), зависимых людей (lochta mo chíosa) и церквей, подчиненных Гленн-Да-Лохе.
В 80-х гг. XII в. Гиральд Камбрийский засвидетельствовал бытование рассказов о чудесах К. в устной традиции: он привел легенды о яблоках, выросших на вербе (по словам Гиральда, в Гленн-Да-Лохе существовало дерево, на котором росли яблоки «белые и продолговатые, скорее полезные, чем вкусные», обладавшие целительной силой; их называли «святые яблоки Коэмгена» (sancta Keywini poma)); о проклятии, наложенном на воронов; о том, как святой неподвижно молился во время 40-дневного поста и черный дрозд высидел яйца в его протянутой к небу руке. Согласно Гиральду, в Ирландии К. всегда изображали с дроздом на вытянутой руке; это свидетельство уникально, т. к. не сохранилось ни одного раннесредневек. изображения святого (O'Meara J. J. Giraldus Cambrensis in Topographia Hibernie: Text of the First Recension // Proc. of the Royal Irish Academy. Sect. C. 1948/1950. Vol. 52. P. 147-148; см.: Flanagan. 2010. P. 25). В более позднюю редакцию Гиральд добавил сведения о схожих чудесах, которые были известны ему из Житий др. святых (Giraldi Cambrensis Opera / Ed. J. F. Dimock. L., 1867. Vol. 5. P. 116).
Нек-рые предания, восходившие к житийной традиции, засвидетельствованы в фольклоре позднего времени. Так, в XIX в. в графстве Уиклоу рассказывали легенду о девушке Кэтлин, к-рая проникла в пещеру К., чтобы соблазнить отшельника. Проснувшись, святой оттолкнул девушку; она упала со скалы в озеро и погибла. Эта легенда изложена в т. ч. в народной песне «В Глендалохе когда-то жил старый святой» (Barrow. 1974. P. 53; Smyth. 1994. P. 88; см. также: The Ordnance Survey Letters. 2000. P. 128-129). В современной лит-ре образ К.- отшельника, близкого к природе и дружившего с дикими животными, получил известность благодаря стихотворению Ш. Хини «Святой Кевин и дрозд» (Хини Ш. Боярышниковый фонарь / Пер.: Г. Кружков. М., 2012).
Одно из самых ранних свидетельств о К. содержится в гимне Броккана в честь св. Бригиты (Ní car Brigit), возможно составленном в VII в. О святом говорится как о строгом подвижнике, жившем в Гленн-Да-Лохе, но почему упоминание о нем включено в гимн, не вполне ясно (перевод этих строк вызывает затруднение; см.: Thesaurus Palaeohibernicus / Ed. W. Stokes, J. Strachan. Camb., 1903. Vol. 2. P. 331-332).
Упоминания о К. сохранились в Житиях других ирл. святых. В Житии св. Аббана св. Патрикию приписывается пророчество об Аббане, о К. и Молинге, величайших святых Лагена (Heist. Vitae. P. 256; Plummer. Vitae. T. 1. P. 3-4). К. воспитывался в мон-ре под рук. своего дяди св. Эогана (Heist. Vitae. P. 401). В Житиях св. Бераха, представленного как ученик К., пересказывается предание о спасении младенца Фаэлана от ведьмы (Plummer. Vitae. T. 1. P. 77-79; Idem. Bethada. Vol. 1. P. 27-32). В Житии св. Монинне говорится о том, как еп. Кевин (Cheuin) по наущению диавола заподозрил святую в дурных намерениях и попытался разорить ее мон-рь (The Life of Saint Monenna by Conchubranus // Seanchas Ardmhacha. Armagh, 1979. Vol. 9. N 2. P. 264-268). Идентификация этого епископа с К. проблематична, хотя дурной правитель Глунелат, о котором упоминается в этом эпизоде, скорее всего то же лицо, что и разбойник Глунсалах, к-рого К. обратил ко Христу (см.: Plummer. Vitae. T. 1. P. LIV-LV). В Миссале Драммонда, возможно созданном в Гленн-Да-Лохе, почерком XII в. вписан стихотворный диалог между К. и св. Киараном Старшим (Oskamp H. The Irish Quatrains and Salutation in the Drummond Missal // Ériu. Dublin, 1977. Vol. 28. P. 82-91; O'Sullivan W. Manuscripts and Palaeography // A New History of Ireland / Ed. D. Ó Cróinín. Oxf.; N. Y., 2005. Vol. 1. P. 542-543).
В большинстве ирл. летописных сводов о кончине К. упоминается 2 раза (в Ольстерских анналах и Хронике ирландцев - под 618 и 622 гг., в Анналах Тигернаха - под 617 и 622 гг., в Анналах Четырех наставников - под 617 г., в Анналах из Клонмакнойза - под 614 г.). В «Повременном перечне святых Ирландии» (IX-X вв.?) К. назван среди святых 2-го чина, живших в сер. VI - нач. VII в., к-рые соблюдали разные монашеские и богослужебные уставы, но придерживались единой пасхалии. В перечне похожих святых К. уподобляется св. Павлу, отшельнику. Согласно родословиям ирл. святых, К. происходил из рода Дал Мессин Корб, его отца звали Коэмлога, мать - Коэмелл (эти сведения согласуются с данными житийной традиции); братьев святого звали Коэмок, Коэман, Над Коэм и т. д. К. приписывали родство со святыми, по преданию принадлежавшими к роду Дал Мессин Корб, в т. ч. со св. Эоганом из Ард-Сраты (ныне Ардстро, графство Тирон, Сев. Ирландия), Лоханом и Энной из ц. Келл-Манах-Эскрах в Сев. Лагене. Мак Хаврань, изучивший сведения о К., пришел к выводу, что почти все они недостоверны. Записи в анналах скорее всего были составлены намного позже кончины святого, а их дупликация объясняется расхождениями в расчетах вероятной даты его кончины (Mac Shamhráin. 1989. P. 79-80; Idem. 1996. P. 2-3, 111). Родословие К., в котором многие его родичи носят имена, включающие слово cóem (cáem - прекрасный, дорогой, любимый), также могло быть вымышлено, хотя сведения о принадлежности святого к Дал Мессин Корб исследователь считал достоверными (Mac Shamhráin. 1996. P. 80, 111-112). Сомнения вызывает также достоверность сведений, изложенных в Житии К. Так, по мнению О'Донована, основное содержание Жития составляют «подробности неинтересных чудес» (The Ordnance Survey Letters. 2000. P. 133; ср.: ActaSS. Iun. T. 1. P. 311). Тем не менее в Житии отсутствуют явные анахронизмы, напр., все упомянутые в нем исторические деятели вполне могли быть современниками К. (Plummer. Vitae. T. 1. P. LVI). По мнению Мак Хавраня, житийные свидетельства о происхождении К., об основании им ц. Клуан-Дуах (возможно, Данбойк близ Холливуда, графство Уиклоу) и об отшельничестве в Гленн-Да-Лохе соответствуют действительности, но другие эпизоды либо вымышлены, либо отражают церковно-политические интересы общины Гленн-Да-Лохи в более поздний период (Mac Shamhráin. 1996. P. 5, 31).
Поминовение К. 3 июня включено во все ирландские календари и мартирологи IX-XII вв. В раннем календаре из Карлсруэ указана память «Коэмгена в Долине», т. е. в Гленн-Да-Лохе (Cóemgeni Vallis - Schneiders M. The Irish Calendar in the Karlsruhe Bede // AfLW. 1989. Bd. 31. S. 52). В Мартирологе Оэнгуса К. назван «воином Христа в пределах Ирландии, высоким именем над бурной волной», а в эпилоге автор обращается к Богу: «Спаси меня, Иисус, ибо я - Твой слуга (céle), как Ты спас Коэмгена от упавшей горы». Вместе с др. ирл. святыми К. упомянут в чине мессы кельтского обряда, сохранившемся в Миссале Стоу,- в покаянной литании в начале мессы и в перечне святых, добавленном к молитве «Memento etiam» (The Stowe Missal / Ed. G. F. Warner. L., 1915. Vol. 2. P. 14, 16). В т. н. 1-й литании ирландских святых перечислены «сорок святых в Гленн-Да-Лохе с благородным священником Коэмгеном» (Irish Litanies / Ed. Ch. Plummer. L., 1925. P. 54-57, 113-115). После англо-нормандского завоевания и распространения сарумского обряда литургическое поминовение К. засвидетельствовано в архиеп-стве Дублин; в кафедральном соборе Св. Троицы в день памяти святого совершался оффиций с 9 чтениями (The Book of Obits and Martyrology of the Cathedral Church of Holy Trinity / Ed. J. C. Crosthwaite, J. H. Todd. Dublin, 1844. P. 66, 122). В XIX в. в католическом архиепископстве Дублин память К. отмечалась как «двойной» праздник 1-го класса с октавой. В наст. время поминовение святого 3 июня указано в Римском Мартирологе и в календаре Римско-католической Церкви для Ирландии.
Центром почитания К. было церковное поселение Гленн-Да-Лоха, по преданию основанное святым как мон-рь. Сведения об истории Гленн-Да-Лохи до IX в. немногочисленны. По данным археологии, в эпоху железного века в горной долине, где впосл. находилось поселение, периодически вырубали лес, очевидно под пастбище. Это согласуется с данными Жития К., что в долине пасли скот. Признаки земледелия в долине относятся примерно к сер. VII в. и, по-видимому, связаны с деятельностью монахов, но крупномасштабное освоение окрестностей началось лишь в IX-X вв. (Cantwell. 1999. P. 11-20, 28, 31). В анналах упоминается о кончине некоего Колмана из Гленн-Да-Лохи (660), еп. Дарьхелла мокку Ретаи (678) и аббата До Хумаэ Конока (687). В лат. Житии св. Молинга († 697), основателя ц. Тех-Молинг в Юж. Лагене (ныне Сент-Маллинз, графство Карлоу), изложено предание о том, что обитатели Гленн-Да-Лохи, услышав о добродетелях Молинга, заставили его возглавить их церковь. Некоторое время Молинг «справедливо, благочестиво и разумно управлял престолом и величайшей парухией святого Коэмгена, а также его градом [Гленн-Да-Лохой] и совершил там множество чудес» (Plummer. Vitae. T. 2. P. 192). По мнению Мак Хавраня, это предание отражает связь между церковными общинами Гленн-Да-Лохи и Тех-Молинга в X в. (Mac Shamhráin. 1994. P. 145). Исследователь пришел к выводу, что достоверные сведения о Лагене относятся лишь ко 2-й пол. VIII в. Это записи, заимствованные из анналов, к-рые скорее всего велись в ц. Клуан-Ирард (ныне Клонард, графство Мит). Сведения о Гленн-Да-Лохе включены также в летописные записи IX-XI вв., созданные, возможно, в ц. Гленн-Уссен (ныне Киллешин, графство Лишь) и сохранившиеся в позднейших Анналах Четырех наставников.
Гленн-Да-Лоха представлена в источниках как одна из важнейших церковных общин обл. Лаген, прославленная чудесами К. (напр.: Plummer. 1914. P. 132). В числе ритуальных табу (гейсов) правителя Лагена было запрещено не уважать К. и его церковь (Lebor na Cert = The Book of Rights / Ed. M. Dillon. Dublin, 1962. P. 134-135). В ирл. «триадах» Гленн-Да-Лоха названа «reclés Hérenn» (этим словом обозначали особую церковь в составе крупного поселения, при которой жили монахи или «анахореты»). По-видимому, здесь продолжала существовать монашеская община: в анналах упоминаются «анахореты», жившие в Гленн-Да-Лохе в X-XI вв.; один из них, Дубскуле О Манхан († 967), назван ответственным за соблюдение устава (anchoiri cend riagla Glinne dá Locha). О наличии общины аскетов свидетельствуют упоминания о церковных деятелях и правителях, скончавшихся там «в паломничестве» (ina ailithre), т. е. удалившись от мира в предчувствии кончины (Etchingham. 1999. P. 360; ср.: Smyth. 1994. P. 55). Возможно, в Гленн-Да-Лохе, как и в др. крупнейших церковных поселениях, постоянно находилась епископская кафедра (Etchingham. 1999. P. 190-193). В парухию Гленн-Да-Лохи входили зависимые церковные общины, расположенные гл. обр. в Сев. Лагене. Согласно пространному лат. Житию К., под властью обители были лагенские «монастыри и целлы... и в разных местах великое множество монахов на попечении святого Коэмгена» (sub cura sancti Coemgeni). Мак Хаврань попытался определить состав парухии на основе данных агиографической традиции, перечней «учеников» К. в литании ирл. святых и сведений о земельных владениях Гленн-Да-Лохи в грамотах XII в. (ср.: Byrne F. J. Derrynavlan: The Historical Context // J. of the Royal Society of Antiquaries of Ireland. 1980. Vol. 110. P. 122-123; Etchingham. 1999. P. 41-43). В ирл. агиографии формирование парухий обычно связывалось с деятельностью св. основателя главной церкви. Согласно лат. Житию К., пресв. Кронан, к-рого попросили крестить святого, пожелал стать первым монахом под его руководством и подарил ему все свое имущество. Кронана можно отождествить со св. Мохуа, основателем ц. Клуан-Долкан (ныне Клондалкин близ Дублина), к-рая была одной из важнейших церквей, подчиненных Гленн-Да-Лохе. Старец Гарбан подарил К. свою «целлу», находившуюся близ Ат-Клиата, «где живут люди жестокие в сражениях, опытные моряки» (речь идет о сканд. населении Дублина). Св. дева Кассар «себя и свою целлу со всеми своими [людьми] подчинила уставу святого Коэмгена» (se et cellam suam cum suis omnibus sub regula sancti Caomgeni tradidit). В литании, мартирологах и др. источниках упомянуты основатели др. церквей, входивших в парухию Гленн-Да-Лохи. Так, св. Мо Либбо, названного преемником К. или епископом Гленн-Да-Лохи, можно отождествить с Либером, учеником св. Каннеха. По-видимому, основанная им церковь первоначально относилась к парухии св. Каннеха и впосл. перешла в подчинение Гленн-Да-Лохи (Ronan. 1928. P. 132; Mac Shamhráin. 1996. P. 116-117).
По мнению Мак Хавраня, сменявшие друг друга правящие династии Лагена пытались установить контроль над церковным поселением Гленн-Да-Лоха, которое было важным экономическим центром (ср.: Ó Briain. 1940). Возможно, Гленн-Да-Лоха первоначально находилась под контролем рода Дал Мессин Корб, из к-рого, по преданию, происходил К. (Smyth. 1994. P. 54), но точных данных об этом нет (о руководителях общины в VII-VIII вв. см.: Mac Shamhráin. 1989. P. 18, 81-82, 89-90, 111-112). По-видимому, в VII в. руководители общины были связаны с доминировавшей в Сев. Лагене династией И Маль (см.: Mac Shamhráin. 1996. P. 127-129), затем - с династией И Дунланге.
В VIII-XII вв. на положение церковной общины оказывала влияние борьба различных ветвей династии И Дунланге за контроль над Сев. Лагеном. В Житие К. было включено предание о том, что святой воспитал Фаэлана, 1-го известного правителя этой династии, жившего в 1-й пол. VII в. (см.: Smyth. 1994. P. 85-88; Mac Shamhráin. 1996. P. 31, 135-136). Правители И Дунланге оказывали покровительство Гленн-Да-Лохе. Практика наречения имени в честь К. показывает, что местные правящие династии придавали особое значение почитанию святого. В IX в. среди членов рода И Маль засвидетельствовано имя Маэл Коэмгин (Mac Shamhráin. 1996. P. 128), а начиная с X в. среди И Муредаг было популярно имя Гилла Коэмгин (Ibid. P. 128, 145, 150, 156). К X-XI вв. относятся сведения о паломничестве ирл. правителей и церковных иерархов в Гленн-Да-Лоху. К. рассматривали как одного из св. покровителей Лагена: в Житии К. говорится о встрече святого с правителем Брандубом, жившим на рубеже VI и VII вв. и известным как защитник Лагена. Подобно тому как К. повелел лагенскому правителю защищать свою землю, его преемник Аэдан, еп. Гленн-Да-Лохи, поддержал Брандуба в борьбе с захватчиками (об этом сообщается в поздней саге «Борума»; см.: Mac Shamhráin. 1989. P. 88; Idem. 1996. P. 117-119; Smyth. 1994. P. 70-71). Ослабление власти И Дунланге под давлением дублинских скандинавов и соседних ирл. правителей, соперничество между ветвями правящей династии негативно сказывались на положении общины (с 834 поселение подвергалось нападениям викингов; см.: Etchingham C. The Viking Impact on Glendalough // Glendalough. 2011. P. 211-222). Трудности, к-рые испытывала община, заставляли ее укреплять отношения с другими ирландскими церквами, напр. с Тех-Молингом, с Тамлахтой (ныне Таллахт близ Дублина) и с Клуан-Мокку-Носом. В связи с этим в Житие К. был добавлен такой эпизод, как соглашение, заключенное К. со св. Киараном (Mac Shamhráin. 1994; Idem. 1996. P. 138-142). Попытки правителей из рода И Дунланге поставить Гленн-Да-Лоху под свой контроль вызвали сопротивление общины. Руководящие должности в ней стали занимать представители родов И Манхан (вероятно, ветвь И Баррьхе) и И Катал (ветвь династии И Маль). С X в. известно о церковной школе в Гленн-Да-Лохе, ее расцвет связывают с аббатом Туаталом О Каталом (1095-1106). Возможно, здесь учились Сулиен († 1091), еп. Сент-Дейвидса в Уэльсе, и его сын Ригиварх (1056/57-1099) (см.: Doherty Ch. Was Sulien at Glendalough? // Glendalough. 2011. P. 261-277). К 1-й пол. XII в. относятся рукописи сочинений по грамматике, философии и математике, созданные в Гленн-Да-Лохе (см.: Bischoff B., Bieler. L. Fragmente zweier mittelalterlichen Schulbücher aus Glendalough // Celtica. Dublin, 1955. Vol. 3. P. 216-220; Flanagan. 2010. P. 21-23).
По решению синода в Рат-Бресале (1111) в Гленн-Да-Лохе была основана епископская кафедра; в состав диоцеза вошли территории совр. графств Уиклоу и Дублин, а также вост. часть графства Килдэр. На синоде в Кенаннасе (ныне Келлс) (1152) еп-ство Гленн-Да-Лоха было включено в состав церковной провинции Дублин (в это время кафедру занимал Гилла на Наэм Лагнех († 1160/61), который впосл. возглавил ирландский бенедиктинский мон-рь в Вюрцбурге; см.: Flanagan. 2010. P. 97; Ó Riain D. A Glendalough Bishop in Germany? The Four Masters and the Three Gilla na Náems // Glendalough. 2011. P. 177-182). После основания кафедры Гленн-Да-Лохой совместно руководили епископ и аббат, в распоряжении к-рого осталась бóльшая часть владений общины (Plummer. 1914. P. 132). Между 1153 и 1162 гг. должность аббата занимал св. Лаврентий (Лоркан О Туатал), впосл. избранный на Дублинскую кафедру. В 60-х гг. XII в. Лаврентий основал в Гленн-Да-Лохе приорат «Остров Спасителя» (Insula Salvatoris) и передал его регулярным каноникам-августинцам из конгрегации Арруэз (см.: Flanagan. 2010. P. 145-146).
В условиях англо-нормандского завоевания и ликвидации владений ирл. правящих родов архиеп. Лаврентий оказывал поддержку соплеменникам и отстаивал их интересы перед папой Римским и королем Англии. Архиепископ помог своему племяннику Фоме, аббату Гленн-Да-Лохи (Глендалоха), разместить ирл. правящие роды, изгнанные завоевателями, на землях церковной общины и епископской кафедры. Однако после кончины Лаврентия Дублинскую кафедру занял архиеп. Джон Комин (1181-1212), ставленник англ. короля. Он стремился ликвидировать кафедру Глендалоха и включить ее земли в состав диоцеза Дублин, чтобы англ. власти могли контролировать горы Уиклоу, где укрылись потомки ирл. правящих династий (роды И Туатал (О'Тул), И Бронь (О'Бирн) и др.), совершавшие набеги на земли английской колонии. Сопротивление ирландцев во главе с аббатом Фомой, добившимся подтверждения прав Глендалоха от папы Римского и короля Англии, помешало Комину реализовать свой план, но архиепископ назначил на кафедру своего ставленника, еп. Уильяма Пиро († 1212). После его кончины архиеп. Генрих Лондонский (1213-1228), принявший участие в заседаниях Латеранского IV Собора, добился от Римской курии ликвидации кафедры в Глендалохе, который якобы стал логовом разбойников. Присоединение еп-ства к диоцезу Дублин было провозглашено папой Иннокентием III в булле «Illa sollicitudo» (25 февр. 1216) и в окт. 1216 г. подтверждено папой Гонорием III. Владения кафедры отошли архиепископу, а приорат Спасителя был подчинен соборному приорату Св. Троицы в Дублине (см.: Ronan. 1930; Watt. 1970. P. 61-62). Вскоре была упразднена должность аббата (во 2-й четв. XIII в. ее занимал Тадг О Туатал, по-видимому племянник Фомы). В сер. XIII в. в Глендалохе существовали соборная церковь, которую возглавлял приор, августинский приорат Спасителя и приорат Скалы (prioratus de Rupe), скорее всего находившийся на месте Пустыни К. Однако англичанам так и не удалось установить прочный контроль над Глендалохом: к кон. XIII в. ирландцы, жившие в горах, перестали подчиняться властям колонии, а к сер. XIV в. О'Тулы захватили принадлежавший архиепископу замок Каслкевин. В 1398 г. в ходе военных действий против ирландцев англичане сожгли Глендалох; считается, что после этого поселение пришло в упадок, нек-рые церкви были заброшены. В XV в. должность архидиакона Глендалоха нередко занимали представители рода О'Бирн, которые, по-видимому, пытались восстановить епископскую кафедру (известно о неск. епископах Глендалоха, назначенных Папским престолом в кон. XV в.).
Глендалох оставался под контролем О'Бирнов и О'Тулов до XVII в. После ряда мятежей и Девятилетней войны (1594-1603) основные владения ирл. вождей были переданы английским колонистам, а в результате неудачного восстания 1641-1652 гг. ирландцы утратили все земли в горах Уиклоу. По-видимому, после проведенных конфискаций церкви Глендалоха были заброшены. Согласно актам протестант. визитации 1630 г., храмы не действовали, но в день памяти К. там собирались паломники во главе с католическим духовенством (Ronan. 1928. P. 134). О паломничествах, приуроченных к дню памяти святого (3 июня), упоминается и в более поздних источниках, несмотря на попытки властей прекратить этот «суеверный» обычай. Так, в июне 1714 г. протестанты во главе с шерифом графства Уиклоу прогнали паломников, уничтожили каменные кресты и засыпали почитаемые источники. Ежегодные собрания паломников в Глендалохе были запрещены католич. духовенством в сер. XIX в. как утратившие религ. характер. Усилиями пресв. Юджина Кларка в Лара близ Глендалоха была построена католич. приходская ц. св. К. (1846-1849). Благодаря интересу к ирл. древностям к Глендалоху было привлечено внимание общественности; самое подробное описание церковного комплекса составил весной 1840 г. О'Донован (The Ordnance Survey Letters. 2000). Благодаря живописной местности и близости к Дублину Глендалох стали часто посещать туристы. В 70-х гг. XIX в. сохранившиеся церкви были отреставрированы. В наст. время музеефицированные памятники Глендалоха находятся на территории Национального парка Уиклоу.
В средневек. источниках упоминаются церкви и др. объекты, находившиеся в Глендалохе. По-видимому, в составе церковного поселения были храмы с общинами клириков, из которых в летописных записях XI-XII вв. названы «Cró Chíaráin» (жилище (?) Киарана), «Cró Chaoimhghin» (жилище К.) и «малая церковь двух Синхеллов» (im reccles an dá Sinchell), а также Пустынь К. (Disert Chaoimhghin). О мощах К. в анналах впервые упоминается под 790 г., когда их вывозили для поклонения вместе с мощами св. Мохуа (Comotatio reliquiarum Coimgin Mo Chue moccu Lugedon). Возможно, в Глендалохе хранился также чудотворный посох К., о к-ром упоминается в Житии. В анналах под 1143 г. и в ирл. Житии св. Киарана говорится о колоколе, полученном К. в дар от Киарана и носившем название «Теленок Коэмгена» (Bóbán Coeimhgin). Согласно ирл. Житию св. Бераха, в Глендалохе хранился также чудотворный колокол Бераха, который ежедневно обносили вокруг поселения (Plummer. Bethada. Vol. 1. P. 29; Vol. 2. P. 28). В Житиях К. упоминаются места в окрестностях Глендалоха, связанные с чудесами святого, напр. крест, установленный в память о воскрешении К. человека; «королевский теревинф», у к-рого правитель Лагена ждал ответа святого на свой вопрос; «долина Кассана», где погибла злая ведьма. В Житии св. Лаврентия, архиеп. Дублинского, говорится также о дороге в Глендалох, которую проложил К. (Plummer. 1914. P. 134).
Сохранившиеся в Глендалохе памятники позволяют полагать, что обитель была сопоставима по размеру с такими крупными церковными поселениями, как Клонмакнойз. В долине находятся остатки 8 церквей (X-XIII вв.), а также не менее 10 резных каменных крестов и более 120 надгробий (X-XII вв.). Основное поселение было расположено к востоку от нижнего озера; у юж. берега верхнего озера сосредоточены памятники, к-рые обычно связывают с Пустынью К. Считается, что здесь находился первоначальный мон-рь, возникший на месте отшельничества святого, тогда как церковное поселение у нижнего озера возникло позднее (Mac Shamhráin. 1989. P. 79; Idem. 1996. P. 24; ср.: Smyth. 1994. P. 55-56). По преданию, К. жил в труднодоступной пещерке, названной «ложем св. Кевина», вырубленной им самим в скалистом обрыве над верхним озером. Впосл. св. Лаврентий обычно проводил там 40-дневный пост (Plummer. 1914. P. 141-142). Высказывалось мнение, что эта пещерка относится к бронзовому веку (см.: Hemp. 1937; Cantwell. 1999. P. 22). В Житии св. Лаврентия также говорится о «сокровенном месте», где некогда жил К. По-видимому, это Пустынь К., упомянутая в др. источниках (The Ordnance Survey Letters. 2000. P. 132, 163-164). Возможно, речь идет о ц. Темпл-на-Скеллиг (Скальный храм), расположенной близ «ложа св. Кевина». Неподалеку находятся ц. Риферт (ирл. Rígh Fearta - Кладбище королей), возведенная на рубеже XI и XII вв., а также другая небольшая церковь и «келья св. Кевина» - остатки округлого строения диаметром 3,6 м. По мнению О'Донована, ц. Риферт была возведена на месте 1-го монастыря, основанного К. (Ibid. P. 132). Поскольку в Глендалохе не проводились крупномасштабные археологические изыскания, эти гипотезы трудно подтвердить или опровергнуть.
Основное поселение в нижней части долины, у слияния 2 небольших рек, было окружено концентрическими оградами, вероятно из камня. Внешняя ограда охватывала пространство шириной ок. 200 м и длиной не менее 300 м; с сев. стороны сохранились ворота с 2 арочными проемами (XI-XII вв.). Диаметр внутренней ограды составлял ок. 100 м. В центре комплекса находится соборная церковь, к-рая в XIII в. была посвящена апостолам Петру и Павлу (к X в. относится неф храма (14,71×9,05 м), возведенный скорее всего с использованием материалов более ранней церкви; алтарная часть с резной гиберно-романской аркой и сакристия пристроены в кон. XII в.). Рядом с собором до XIX в. росло тисовое дерево К. (The Ordnance Survey Letters. 2000. P. 141; O'Hanlon. 1875. P. 64, 77). К северо-западу от храма возвышается круглая башня (высота 30,5 м); рядом с храмом установлен массивный «крест св. Кевина». К юго-западу от собора расположен «Дом священника», небольшой ораторий с арочной нишей в алтарной стене (вероятно, кон. XII в.). За пределами внутренней ограды находятся еще 3 церкви, из к-рых лучше всего сохранилась «Кухня св. Кевина», названная так из-за круглой башенки, поднимающейся над кровлей. Строительство церкви датируется в пределах IX-XII вв. «Кухня св. Кевина» - прямоугольный ораторий с пристроенной алтарной частью и сакристией (не сохр.); основной объем храма перекрыт ступенчатым сводом. Из помещения под кровлей можно было войти в башенку над зап. частью храма, возведенную скорее всего не позднее XII в. В нач. XIX в. церковь была в хорошем состоянии, в ней совершали католич. богослужения, но протестант. архиепископ Дублина распорядился отнять храм у католиков (O'Hanlon. 1875. P. 72-73). Поблизости от «Кухни св. Кевина» находятся остатки небольшой ц. св. Киарана. Согласно О'Доновану, названия этих церквей известны из народной традиции; исследователь отождествлял их с храмами «Cró Chíaráin» и «Cró Chaoimhghin», упомянутыми в анналах (ср.: Petrie G. The Ecclesiastical Architecture of Ireland, Anterior to the Anglo-Norman Invasion. Dublin, 18452. P. 135-136; O'Hanlon. 1875. P. 79-80). К западу от соборного ансамбля находится ц. Девы Марии с пристроенной в XII в. алтарной частью. По преданию, храм возведен над могилой К. (Petrie G. The Ecclesiastical Architecture. 1845. P. 170-173; O'Hanlon. 1875. P. 72; Barrow. 1974. P. 57, 62), однако О'Донован не упоминал о местонахождении могилы святого. Более вероятно, что ц. Девы Марии была построена для женской монашеской общины, а с надгробным ораторием К. можно отождествить «Дом священника» (напр.: Herity M. The Layout of Irish Early Christian Monasteries // Idem. Studies in the Layout, Buildings and Art in Stone of Early Irish Monasteries. L., 1995. P. 63). К востоку от основного ансамбля расположена ц. Св. Троицы (XI-XII вв.); первоначально над зап. пристройкой храма возвышалась круглая башня (обрушилась в 1818). Вместе с ц. Риферт храм Св. Троицы считается одной из самых ранних ирл. церквей, в к-рых алтарная часть была возведена одновременно с основным объемом. В 1 км от церковного поселения находился приорат Спасителя, от которого сохранились остатки небольшой церкви с резной предалтарной аркой и романским оформлением оконного проема.
К. посвящено несколько католич. и протестант. церквей в Ирландии, гл. обр. в Лейнстере; в графствах Уиклоу, Килдэр и Дублин есть источники, названные в честь святого. Среди древнейших храмов во имя К.- церковь в Дублине, известная с XIII в. (во время Реформации передана протестантам, впосл. заброшена; в 1867-1872 построена католич. ц. св. К.). Следы почитания святого сохранились также в Шотландии (Forbes A. P. Kalendars of the Scottish Saints. Edinb., 1872. P. 302).