КУРМУХСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том XXXIX, С. 410-414
опубликовано: 29 февраля 2020г.

КУРМУХСКАЯ ЕПАРХИЯ

Содержание

[Груз. კურმუხის ეპარჟია] (ок. 506 - XVI в.), одна из древнейших епархий Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). В источниках также именуется как Гишская (გიშის ეპარჟია) или Гиш-Курмухская епархия (გიშ-კურმუხის ეპარჟია). Кафедры были расположены в Гиши (ныне сел. Киш Шекинского р-на, Азербайджан) и Курмухи (селение в 2 км к юго-востоку от Кахи). Некоторые исследователи предполагают, что кафоликон находился не в Гиши, а в мон-ре Лекарти (Лекети) (в 12 км к северо-западу от Кахи) (А. Хаханов, Г. Марджанишвили) или в Шеки (Г. Н. Чубинашвили).

География

Самые ранние сведения о владениях курмухели (Курмухских архиереев) сохранились в приписке 1333 г. к т. н. Магалашвилевскому Четвероевангелию. Царь Грузии Георгий V Блистательный (1314-1346) за доблесть, проявленную паствой Шеки и Курмухи в противостоянии агарянам (мусульманам), пожаловал епископу Гиш-Курмухскому земли в Ганухи (совр. Баш-Гейнюк), виноградники в Капалаке (совр. Кабала), торговые дома и 7 купеческих домов в Варташене (совр. г. Огуз, Азербайджан). Епископ имел право взимать подать «сабалахе» (одну голову рогатого скота из 100) в Шираки (степь в Вост. Грузии, между реками Иори и Алазани) и на Картвелтамта (букв.- Грузинская гора, ныне хребет Гюрджадаг) и право получать подать с рыбной ловли на р. Мтквари (Куре) в Ахташе (совр. г. Агдаш, южнее Капалака) (Джанашвили. 1894. С. 206).

Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца в Курмухи. 1894 г.Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца в Курмухи. 1894 г.

Описание территории К. е. сохранилось в «Истории царства Грузинского» историка царевича Вахушти Багратиони: «Под горой (Б. Кавказ.- Авт.) расположен Гиши, [центр] эриставства Цукети, и стоит там церковь большая, с куполом, где восседал епископ, пастырь Елисени (левобережье р. Алазани, между реками Белакнисцкали (Белоканчай) и Гишисцкали (Кишчай).- Авт.), Цукети (верховья р. Самур и область Гиши.- Авт.) и Шахики (совр. Шекинский р-н Азербайджана.- Авт.)» (Вахушти Багратиони. 1973. С. 539). Т. о., К. е. охватывала большую часть груз. исторической пров. Эрети, вост. части Кахети. В наст. время эти территории входят в состав Азербайджана (Белоканский, Загатальский, Гахский и Шекинский районы) и России (юж. часть Республики Дагестан).

С запада и северо-запада К. е. граничила с Некресской епархией ГПЦ. Границы пролегали вдоль водораздела рек Самур и Джурмут, по Главному Кавказскому хребту и совр. грузино-азерб. границе. Сев. граница проходила по хребтам Хултайдаг и Кябяк, сворачивала на юг вдоль хребта Кябяктепе, затем шла на восток по Главному Кавказскому хребту и соприкасалась с территорией дагестан. племен. Вост. граница проходила по хребту Гюрджадаг и высотам, разделяющим истоки рек Дашагылчай и Алиджанчай. На юге, по р. Алазани, К. е. граничила с Хорнабуджской (Бодбийской) епархией ГПЦ.

Мцхетским (Восточногрузинским) католикосам-патриархам принадлежали в Эрети (т. е. не входили в юрисдикцию К. е.) мон-ри и села Зиари, Кунелани, Цинубани, Лерцами, Тогаани, Ганухту, 16 дымов крестьян в Земо-Ганухи, купеческие дома в Кахи, дворец и 27 купеческих домов в Базари (дарственная грамота католикоса-патриарха всей Грузии свт. Мелхиседека I мцхетскому собору Светицховели (1031-1033), иммунитетная грамота владений Мцхетских католикосов-патриархов (1392), дарственная грамота царя Кахети Левана (1563), грамота царя Кахети Александра II об обновлении дарственной Светицховели (1579).- Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 405; ПГП. 1965. Т. 2. С. 199; 1970. Т. 3. С. 23, 180; Груз. док-ты. 1982. С. 19, 105). Согласно груз. грамотам кон. XVI - нач. XVIII в., на территории К. е. крестьянами и имениями владели мон-ри Алаверди (селения Ганухи, Кахи, Тасмало, Мушаанти: грамоты царей Кахети Александра II (1578) и Теймураза I (1612) - Какабадзе. 1913. С. 73; Чачанидзе. 1926. С. 148-150) и Кацарети (селения Алиабад, Тасмалури (Тасмало), Сакени: грамота царя Кахети Давида II (Имам-Кули-хана) (1710) - Ист. док-ты Гареджи. 2008. С. 205-206).

История

Христианство в Вост. Кахети распространялось в первые века по Р. Х. Нек-рые исследователи (К. Кекелидзе, Ф. Мамедова), ссылаясь на сведения из «Истории страны Алуанк» арм. историка Мовсеса Каланкатуаци, предполагали, что церковь в Гисе (в Гиши) была основана учеником ап. Фаддея св. Елисеем; др. историки считают, что это невозможно, поскольку описанная в источнике церковь находилась на правом берегу р. Куры.

Церковь во имя Пресв. Богородицы в Гиши. V–VI вв. Фотография. Нач. XXI в.Церковь во имя Пресв. Богородицы в Гиши. V–VI вв. Фотография. Нач. XXI в.

Наиболее раннее упоминание о К. е. относится к нач. VI в.: в 506 г. еп. Гишский Езра вместе с др. архипастырями древнегруз. царства Картли участвовал в церковном Соборе в Двине (Книга Посланий. 1968. С. 97). Одной из главных задач духовных и светских властей Картли являлось обращение в христианство горного населения К. е. Первые попытки, предпринятые в нач. VI в., не имели успеха, и «отступились полностью... нухпатийцы (племя в древнем Дагестане, населявшее верховья р. Белакнисцкали.- Авт.)» (Джуаншер Джуаншериани. 2008. С. 103). Нухпатийцы были крещены царем св. Арчилом в сер. VIII в.; он же выстроил крепость и церковь Нухпати в верховьях р. Белакнисцкали (Вахушти Багратиони. 1973. С. 540; Джуаншер Джуаншериани. 2008. С. 112). В VIII-X вв. церкви были основаны в разных районах К. е.: в Куми, Мачи (позже Тога/Тогаани), Лекети, Кахи, Зиари, Боетани и др. В это время на территории Вост. Кахети существовало независимое царство Эрети, правящая династия к-рого происходила от таронских Багратидов и исповедовала монофизитство. Положение изменилось в сер. X в. По сведениям анонимного груз. историка XI в., «в Эрети до царствования Ишханика (Ишханик Абу Абд аль-Малик (30-50-е гг. X в.).- Авт.) все его предшественники были еретиками. Ишханик же был сыном дочери Гургена, эриставт-эристава, и мать его, царица Динар, обратила его в Православие» (Летопись Картли. 2008. С. 144). Царица св. Динар была похоронена в Ваанаванке, в центральном правосл. мон-ре княжества Сюник. Впосл. ее мощи были перенесены царем Багратом III (978-1014) в Кутаиси (Там же. С. 149; Майсурадзе. 2002. С. 146-162).

Ок. 1020 г. Эрети и остальные территории Кахети объединились в царство ранов и кахов, к-рое в нач. XIII в. вошло в состав единой Грузии. Во время венчания царя Грузии на царство епископ Гишский занимал последнее, 35-е место среди архиереев Вост. и Юж. Грузии (Освящение мира (сер. XIII в.).- ПГП. 1965. Т. 2. С. 49; Груз. док-ты. 1982. С. 83). Епископ Гишский, согласно приписке 1310 г. к Магалашвилевскому Четвероевангелию, именовался архиепископом Курмухским и настоятелем всех горцев (Джанашвили. 1894. С. 205; Кекелидзе. 1945. С. 314-315). Видимо, в это время кафедра епископа была перенесена из Гиши в Курмухи, и архиереи могли называться гишел-курмухели (приписка 1333 г. к Магалашвилевскому Четвероевангелию) (Джанашвили. 1894. С. 206).

Важнейшими храмами в К. е. считались: Св. Троицы в Касри, Пресв. Богородицы в Куми, равноап. Нины в Лекарти (Лекети), вмч. Георгия в Зари, вмч. Або в Вардиани, св. Арчила в Ганухи, Пресв. Богородицы в Гиши, прор. Илии в Варташене, вмц. Варвары в Кахи (приписка 1310 г. к Магалашвилевскому Четвероевангелию). При мон-рях были основаны духовные школы, в К. е. их насчитывалось 7. Преподавали Закон Божий, философию, историю Грузии (по своду летописей «Картлис Цховреба») и историю Албании Кавказской. В 1310 г. К. е. посетил католикос-патриарх всей Грузии Евфимий III. По его указанию курмухели архиеп. Кирилл (Донаури) приказал священнику ц. вмц. Варвары в Кахи Иессею (Ясе) (Китиашвили) и его 12 ученикам переписать Четвероевангелие и передать рукописи в церкви, мон-ри и школы епархии (Там же. С. 205).

Кумская базилика во имя Пресв. Богородицы. VIII в.Кумская базилика во имя Пресв. Богородицы. VIII в.

Священнослужители К. е. занимались миссионерской деятельностью на Сев. Кавказе, проповедь не прекращалась и во время монг. нашествия. Анонимный историк XIV в. при изложении событий кон. XIII в. повествует о том, как «в те же времена блистал Пимен блаженный, что удалился из [пустыни Гареджи] и поселился в одном из гротов в Белакани; обратил из язычества [в христианство] племена леков (лезгин.- Авт.), которые и пребывают в вере Христовой. Вместе с ним блистал также великий оный подвижник Антон Наохребелис-дзе, родом месх» (Столетняя летопись. 2008. С. 387). В агапах (поминальных записях) XIV-XV вв. Крестового монастыря в Иерусалиме упоминается Липарит Гишели, однако неясно, был он архиереем Гишским или владетелем региона Гиши (Метревели. 1962. С. 82, 128-129).

К 70-м гг. XIV в. Грузия потеряла Шеки. С XVI в. в связи с увеличившимися вторжениями персид. войск и массовым переселением лезгин значительно отодвинулись вост. границы груз. царства Кахети: во 2-й пол. XVI в. были потеряны Цукети и Гиши, в нач. XVII в.- земли между реками Гишисцкали и Курмухисцкали (совр. Курмухчай), в нач. XVIII в.- земли до р. Мачисцкали (совр. Мацимисцкали). Территориальные потери сопровождались исламизацией коренного населения. В Вост. Кахети на территории бывш. пров. Эрети образовались султанство Элису и вольные общины Джаро-Белоканы. За груз. населением закрепилось название «ингило», регион стал называться Саингило.

Демографические и политические изменения повлекли перемены в церковной географии: Гишская (Курмухская) кафедра была упразднена во 2-й пол. XVI в., паства вошла в юрисдикцию «митрополита Кахети», т. е. Алавердского архиерея (Мат-лы по истории груз.-рус. взаимоотношений. 1937. С. 414).

После присоединения Вост. Грузии к Российской империи (1801) началось покорение Джаро-Белокан и Элису (до 1830). В 1850 г. к наместнику на Кавказе кн. М. С. Воронцову из Саингило (Закатальского окр.) прибыла делегация ингилойцев с просьбой окрестить их; наместник стал крестным отцом первых ингилойцев-христиан. Начался активный процесс обращения местного груз. населения в христианство. Значительные христ. общины были в Кахи, Корагани, Алибегло, Котуклу, Мешабаши (Джанашвили. 1913. С. 66-67). В церковном отношении регион Саингило вошел в юрисдикцию Алавердского викариатства Карталино-Кахетинской епархии Грузинского Экзархата РПЦ. После восстановления автокефалии ГПЦ в 1917 г. территория К. е. была включена в состав Бодбийской епархии ГПЦ (Бубулашвили. 2009. С. 270-287), в 1995 г.- Некресской.

В 2009 г. эти районы были переданы в прямое подчинение Католикосу-Патриарху всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) в составе Дедоплисцкаройской (Хорнабуджской) епархии ГПЦ. 3 июня 2014 г. груз. приходы исторической пров. Эрети были выделены в самостоятельную Эретскую (Кахско-Курмухскую) епархию ГПЦ.

Святыни

В церкви в Загеми находился митрополичий крест, в к-ром хранилась частица Ризы Господней. По сообщению источников, святыня считалась чудотворной: «...хто немощенъ к той Срачице коснетца с верою, и тово Бог милует, от той Срачицы исцелеет; а кто к той Срачице коснетца без веры, и у тово тотчас очи выпадут» (Белокуров. 1891. С. 21, 45-46). После нашествия на Вост. Грузию иран. шаха Аббаса I в нач. XVII в. Риза была вывезена в Иран и в 1625 г. подарена шахом российскому государю Михаилу Феодоровичу (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 449). Отчеты российских послов в Кахети сохранили сведения о Нерукотворном образе Спасителя из церкви Загеми: «...стоит... в монастыре у Спаса в церкви под царскими дверми, заделан был цкою золотою... И... преж того которые цари и святители хотели того образа смотрить и его открыти, и они за дерзновенье ослепли да и померли вскоре...» (Мат-лы по истории груз.-рус. взаимоотношений. 1937. С. 97). По сведениям М. Г. Джанашвили, особенно почиталось Четвероевангелие, напечатанное в типографии царя Вахтанга VI в Тбилиси в 1709 г., которое хранилось в доме семьи Хуцишвили в сел. Кахи (Джанашвили. 1913. С. 72).

Архиереи

Езра (ок. 506), Захария, Петр, Иоанн, Арчил, Лука, Евагрий, Шио, Гоброн, Георгий, Иосиф, Зосима, Фаддей (I), Мина, Михаил, Николай, Тарасий, Варфоломей, Фаддей (II), Феофил, Кирион (кон. XIII в.), Кирилл (Донаури; ок. 1310), Леван (ок. 1333) (список составлен на основе приписки 1333 г. к Магалашвилевскому Четвероевангелию - Джанашвили. 1894. С. 206).

Г. Чеишвили

Церкви и монастыри

По мнению А. Хаханова, «развалины множества храмов и монастырей [на территории К. е.] служат безмолвными свидетелями, с одной стороны, богатства и могущества грузинских владетелей, а с другой - того разгрома и разорения, которому подверглась Кахетия от турок, персов и лезгин» (Хаханов. 1898. С. 28).

Церковь в Курмухи (Гахский р-н, Азербайджан) во имя вмч. Георгия была выстроена в 1894 г. на месте древней ц. во имя Пресв. Богородицы. Это кирпичное купольное сооружение типа вписанного креста, с развитым 3-частным алтарем и прямоугольным абрисом, характерными для храмов XIX в. С запада, юга и севера расположены двери, они подчеркнуты легким изломом стен; у западной, самой широкой двери находится лестница с небольшой площадкой. Восьмигранный барабан опирается на углы апсиды и столбы сильно удлиненного зап. рукава. Вдоль опор из зап. стены выдвинуты «перегородки», к-рые выделяют юго- и сев.-зап. помещения. Апсида полукруглая с 2 нишами по сторонам окна; сев. ниша полукруглая, южная прямоугольная. Сев. пастофорий сообщается и с алтарем, и с залом церкви. В южный можно попасть только через алтарь. По сообщению Хаханова, «почитание этого храма было столь велико, что 200 лет магометанствующие грузины-ингилойцы не позабыли его и ко дню храмового праздника (10 нояб.) тысячами являются на поклонения Победоносцу, принося ему в жертву овцу или тельца» (Там же. С. 34-35).

План ц. во имя Пресв. Богородицы в Гиши. V–VI вв.План ц. во имя Пресв. Богородицы в Гиши. V–VI вв.

Церковь во имя Пресв. Богородицы в Гиши (ныне с. Киш, Шекинский р-н, Азербайджан) (V-VI вв.), как и все селение, расположена на возвышающейся над рекой горе. Представляет собой небольшую купольную постройку с полукругом выступающей наружу апсиды, сложена из неровных квадров водяного туфа ширими. Внутри удлиненного помещения выделен перед апсидой подкупольный квадрат с 2 арочными уступами на сев. и юж. стенах. Барабан купола, круглый внутри и снаружи, имеет 6 окон с профилированным наличником. Вход, видимо, был оформлен заново в сер. XIX в. По мнению Чубинашвили, это сильно поврежденная и переделанная в X-XI вв. церковь. В 50-60-х гг. XIX в. переселенные на эти земли ген. И. Ф. Паскевичем армяне возобновили в церкви богослужение.

Церковь во имя равноап. Нины в Лекарти (Лекети) (ныне с. Лекит, Гахский р-н, Азербайджан) представляет собой большой купольный тетраконх с обходом, построена из хорошо подогнанного булыжника, кирпича и ширими. Такой подбор материала характерен для кахетинского зодчества VIII-IX вв. Наружный диаметр храма 22 м. Между 4 подкупольными пилонами стояли по 3 круглых, сложенных из кирпича устоя. С вост. стороны из круга обхода выступают 2 прямоугольных пастофория. Круглая галерея имеет 3 входа, обрамленные порталами. Галерея была украшена как по наружной стене (пилястры с желобками), так и с внутренней стороны (колонны в 2 яруса разного ритма). Этот декор, лишенный выделенных капителей и баз, демонстрирует общий невысокий уровень художественных требований заказчиков. Создается убеждение, что храм является более поздним в сравнении с аналогичными церквами Бана и Звартноц, его черты указывают не на архаичность, а на упрощение и снижение уровня архитектуры в результате спада экономического и политического развития региона в VIII-IX вв.

План Кумской базилики во имя Пресв. Богородицы. VIII в.План Кумской базилики во имя Пресв. Богородицы. VIII в.

Кумская базилика во имя Пресв. Богородицы (в с. Кум, Гахский р-н, Азербайджан) относится к VIII в. (руинирована). Это 3-нефное сооружение с выступающими апсидами, боковые нефы оканчиваются пастофориями. К церкви с 3 сторон примыкала галерея, к-рая открывалась на север и юг 4-пролетными аркадами и завершалась апсидами с обоих вост. концов. Подковообразная форма арок, делящих пространство интерьера на нефы, а также тромпы и сомкнутые своды пастофориев указывают на древность сооружения.

Церковь в Загеми (Базари, Бахтало, Загатальский р-н, Азербайджан) построена в XVI в., в правление кахетинского царя Левана (1520-1574). Надпись на найденном в 1865 г. в земле близ церкви колоколе («Сей колокол я, царь Кахети Леон, преподнес в дар церкви Богородицы Бахтало») позволяет считать, что она была посвящена Пресв. Богородице, однако рус. послы, посещавшие Кахети в XVII в., называли ее ц. Воскресения (Мат-лы по истории груз.-рус. взаимоотношений. 1937. С. 97, 300). Возможно, это расхождение вызвано кахетинским обычаем отмечать праздник Пресв. Богородицы (Квелацминда, от груз. ყველაწმინდა - Всесвятая) на 2-й день Пасхи. Церковь представляет собой купольное здание небольшого размера, особую импозантность придает ей значительная высота. Она выстроена из кирпича; только верхние части купола и фасадов, а также карнизы выделены полосами желтоватого ширими. В отличие от распространенных в архитектуре Кахети того времени круглых подкупольных устоев в Загеми применены устои, сформированные прямоугольными плоскостями. На высоте линии пят сводов стена несколько выступает, делая над верхом оконных проемов рельефно выдающуюся стрельчатую арку. Др. декоративными элементами внутри здания являются обработка парусов, игра плоскостями внизу граней барабана и аркатурный поясок в основании круга свода купола. Фасады здания образуют совершенно гладкие плоскости стен; вост. и зап. фасады имеют 2 сплошных ската, тогда как на юж. и сев. фасадах выделяются средние части (рукава креста) в виде фронтонов. Барабан 8-гранный с 4 окнами. В гранях между окнами сделаны углубления в виде стрельчатых арок, соответствующие оконным проемам. Верхняя часть барабана украшена фризом декоративно выложенного кирпича и поясом ширими, сверху и снизу окаймленным валиками. Шатер кровли кирпичной кладки довольно крутой. В храме только алтарная апсида была покрыта росписью. Сохранилась полоса из 8 медальонов с полуфигурами святителей под конхой; под ней в 2 регистра - 8 сцен праздничного цикла. Подписи к изображениям, возможно, были сделаны на церковнослав. языке.

Зальная церковь крепости Мачи, Грузия. Не позднее IX в.Зальная церковь крепости Мачи, Грузия. Не позднее IX в.Зальная церковь крепости Мачи (муниципалитет Лагодехи, Грузия) выстроена не позже IX в. Она представляет собой немного удлиненный зал с подковообразной апсидой. Кладка из хорошо подобранного булыжника на известковом растворе. Двухскатное перекрытие опирается на полочный карниз. Полками выделены в интерьере конха апсиды и свод нефа. Зал освещается 2 вырезанными в юж. стене окнами. Входы, прямоугольные снаружи, находятся в зап. и юж. стенах, изнутри имеют арочную форму. Апсида, арка апсиды, навершия окон имеют подковообразную форму, что указывает на древность церкви.

Купольная церковь в с. Зедгзити (ныне с. Ортазеизит, Шекинский р-н, Азербайджан) X-XI вв., небольшая, типа «свободного креста»; снаружи выведена ровными рядами тесаных квадров ширими. Подкупольный квадрат (стороной 4 м) имеет 2-ступенчатые уменьшающие площадь квадрата подпружные арки с валом и завершается куполом; барабан примерно вполовину уже стороны квадрата. Архитектурные формы, выведенные тесаными квадрами ширими в сочетании с мелким рваным камнем, не только несут конструктивную нагрузку, но и активно участвуют в художественном решении интерьера.

На территории К. е., на берегу р. Лекитчай, находится также мон-рь Лекарти близ с. Лекит, архитектурный комплекс которого включает 5 церквей, наиболее ранняя относится к X-XI вв. (подробнее см. в ст. Лекарти). В Эрети также можно встретить развалины таких своеобразных строений, как церковь Пери-Кала. Это круглое в плане купольное здание с выступающими полукругами алтарной апсиды и 2 пастофориями, с запада к к-рым примыкают маленькие часовни. На территории К. е. много маленьких зальных церквей. Нек-рые из них привлекают внимание высоким качеством постройки и архитектурными формами, указывающими на древность зданий (напр., подковообразная форма апсид, арок, наверший окон и т. д.). К их числу относятся церкви Касри, Мацими (обе VIII в.), Ведиси (IX-X вв.), Баш-Кюнгют (X-XI вв.), Чалети (до XI в.). Также сохранились руинированные церкви, к-рые были восстановлены в кон. XIX в.: во имя св. Нины в Алибего, во имя вмч. Георгия (обе - в Гахе), т. н. Малый Алаверди в Гахе и др.

Н. Квициани

Ист.: Белокуров С. Дело о присылке шахом Аббасом Ризы Господней царю Михаилу Феодоровичу в 1625 г. М., 1891; Какабадзе С. Исторические документы. Тб., 1913. Т. 3 (на груз. яз.); Чачанидзе Г. Грамота Теймураза I от 1612 г. Алавердскому храму // Саисторио моамбе (Ист. вестник). Тифлис, 1926. Вып. 1. С. 146-154 (на груз. яз.); Материалы по истории груз.-рус. взаимоотношений, 1615-1640 гг.: Посольства Веревкина, Харитона, Феодосия, Никифора, Гегенева и Волконского / Сост.: М. Полиевктов. Тб., 1937; Метревели Е. Материалы к истории иерусалимской груз. колонии XI-XVII вв. Тб., 1962 (на груз. яз.); Книга посланий / Пер. с древнеарм.: З. Алексидзе. Тб., 1968 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4) (на груз. яз.); Грузинские док-ты в собр. ЛОИВ АН СССР / Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала // Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 75-136; Летопись Картли // Там же. С. 139-180; Столетняя летопись // Там же. С. 331-413; Исторические док-ты Гареджи XIII-XVIII вв. / Сост.: Д. Ломидзе и др. Тб., 2008. Т. 1 (на груз. яз.).
Лит.: Джанашвили М. История Грузии. Тифлис, 1894; он же. Саингило // Дзвели Сакартвело (Древняя Грузия) / Сост.: Е. Такаишвили. Тб., 1913. Вып. 2. С. 51-352; Хаханов А. Экспедиции на Кавказ 1892, 1893 и 1895 г. // МАК. 1898. Вып. 7. С. 1-68; Кекелидзе К. К истории груз. культуры в эпоху монг. господства // Он же. Этюды. 1945. Т. 2. С. 314-324; Чубинашвили Г. Архитектура Кахетии. Тб., 1956; Майсурадзе Г. Очерки по истории взаимоотношений Грузии и Армении IV-XII вв. Тб., 2002 (на груз. яз.); Марджанишвили Г. Эрети (Херети). Тб., 2005 (на груз. яз.); Бубулашвили Э. Христианское население Саингило в 20-40-х гг. XX в. // Новая и новейшая история. Тб., 2009. Вып. 2(6). С. 270-287 (на груз. яз.).
Рубрики
Ключевые слова
См.также