ЛЕАНДР
Том XL, С. 184-188
опубликовано: 16 апреля 2020г.

ЛЕАНДР

Содержание

[Лат. Leander; испан. Leandro] († ок. 600), св. (пам. зап. 27 февр., 13 марта), еп. г. Гиспалис (ныне Севилья, Испания). Согласно утвердившейся в историографии т. зр., был самым влиятельным церковным иерархом Вестготского королевства в кон. VI в., сыграл решающую роль в подготовке и проведении III Толетского Собора (см. Толедские Соборы), на котором было объявлено об отказе вестготов от арианства. О Л. сообщается в трудах современных ему испанских и иностранных авторов, в т. ч. лично его знавших. Однако почти все упоминания в источниках отрывочны, поэтому вопросы, связанные с жизнью и деятельностью Л., остаются предметом дискуссий. Самые подробные сведения содержатся в сочинении его брата Исидора Севильского «О знаменитых мужах» (Isid. Hisp. De vir. illustr. 28), а также в трудах св. Григория I Великого, папы Римского, в Хронике Иоанна, аббата Бикларского монастыря (см. Иоанн Бикларийский), и в актах III Толетского Собора.

Католич. св. Леандр, еп. Гиспальский. Худож. А. Бенсон. Ок. 1530 г. (Королевский Вавельский замок, Краков)Католич. св. Леандр, еп. Гиспальский. Худож. А. Бенсон. Ок. 1530 г. (Королевский Вавельский замок, Краков)По свидетельству Исидора Севильского, Л. род. в Карфагенской пров. в Испании. Его отца звали Севериан, младших братьев - Исидор и Фульгенций (впосл. епископ г. Астиги (ныне Эсиха); † между 619 и 629), сестру - Флорентина. Рождение Л. можно условно датировать 30-ми гг. VI в. Точных сведений о том, когда и при каких обстоятельствах семья Севериана переселилась в Гиспалис, нет. В «Книжице о наставлении посвященных дев и презрении к миру» Л. упоминал, что на его родину обрушились несчастья, из-за к-рых жители покинули эти земли, а на их место явились чужестранцы. Речь шла о военной оккупации, т. к. родина Л. утратила «былое достоинство... и не осталось там ни одного свободного человека» (sic perdidisse et statum et speciem illam patriam, ut nec liber in ea quisquam supersit... Terra enim cui ciues erepti sunt et concessi extranei, mox ut dignitatem perdidit, caruit et fecunditatem - Leander. De institutione virginum. 31. 4-7 // Leandro de Sevilla. 1979. P. 171-172). Л. упоминал о страхе, охватившем его мать, и об опасном путешествии Фульгенция, которому пришлось на время вернуться в родные места. Согласно самой распространенной версии, Севериан и члены его семьи были вынуждены бежать от византийцев, которые оккупировали столицу Карфагенской пров.- Нов. Карфаген (ныне Картахена, пров. Мурсия) (см., напр.: Fontaine. 1959. T. 1. P. 5-6; Idem. 1983). Византийцы прибыли в Испанию в 552 г. во время междоусобной борьбы среди вестготов; вероятно, в 555 г. они захватили Нов. Карфаген (см.: Thompson. 1969. P. 326-327). Т. о., Севериан скорее всего был сторонником власти вестготов и бежал в подконтрольную им пров. Бетика. Высказывалось также предположение, что Л. происходил из Карфагенской пров. в Африке (пров. Проконсульская Африка, или Зевгитана) (Collins. 2004. P. 154).

Согласно Исидору, Л. стал монахом, а затем был возведен на епископскую кафедру Гиспалиса, митрополии церковной пров. Бетика (professione monachus et ex monacho Hispaliensis ecclesiae... constitutus episcopus). Время и обстоятельства избрания Л. на кафедру неизвестны. По-видимому, это произошло незадолго до 579 г., когда в Бетику прибыл св. Эрменегильд (см. Ерминингельд), сын вестгот. кор. Леовигильда (568/9-586). В пользу такой датировки свидетельствует порядок подписей испан. митрополитов под актами III Толетского Собора: имя Л. стоит после имен Масоны, еп. Эмеритского, и Евфимия, еп. Толетского (возведены на кафедры в 70-х гг. VI в.), но перед именем Пантарда, еп. Бракарского, рукоположенного в 579 или 580 г. (La Colección. 1992. P. 139-140).

Королевич Эрменегильд, управлявший Бетикой по поручению отца, вскоре отрекся от арианства, к-рое исповедовали вестготы, и принял кафолическую веру. Согласно Григорию Турскому, он сделал это под влиянием жены, франк. принцессы Ингунды (Greg. Turon. Hist. Franc. V 38), но папа Григорий Великий считал обращение Эрменегильда заслугой Л. (Leandro Hispalitano episcopo... praedicante conuersus est - Greg. Magn. Dial. III 31. 1). Вскоре Эрменегильд поднял мятеж против отца и провозгласил себя королем вестготов. Установив контроль над Гиспалисом и др. городами Бетики, он обратился за помощью к византийцам, к-рые удерживали ряд крепостей на юж. побережье Испании (по словам Григория Турского, Эрменегильд «перешел на сторону [византийского] императора»). Вероятно, Л. отправился в К-поль, чтобы убедить имп. Маврикия (582-602) оказать поддержку восставшим (см.: Thompson. 1969. P. 21). Там он познакомился с диак. Григорием (впосл. папа Римский Григорий I Великий), апокрисиарием папы Пелагия II при дворе визант. императора. Об этом Григорий Великий упоминал в прологе к соч. «Моралии» (толкование на Книгу Иова), основанному на цикле проповедей, к-рые он произнес в К-поле. Согласно Григорию, Л. прибыл в визант. столицу с поручением, связанным с «верой вестготов» (te illuc iniuncta pro causis fidei Wisigotharum legatio perduxisset - Greg. Magn. Moral. Prologus // Grégoire le Grand. Morales sur Job: Livres 1-2 / Éd. R. Gillet, A. de Gaudemaris. P., 1950. P. 114. (SC; 32)). По-видимому, миссия Л. завершилась неудачей. Григорий Турский сообщает, что кор. Леовигильд подкупил византийского префекта Испании и тот в решающий момент отказался поддержать мятежников. В 584 г., после длительной осады, королевское войско захватило Гиспалис. Бежавший из города Эрменегильд вскоре сдался победителям. Т. о., восстание было подавлено. Однако жена Эрменегильда, принцесса Ингунда, и малолетний сын Атанагильд попали в руки византийцев, к-рые отправили их в К-поль (в пути Ингунда скончалась).

Григорий Великий - единственный автор, к-рый упоминал о причастности Л. к восстанию Эрменегильда. В испан. источниках восстание описывается как беззаконный мятеж «тирана» (tyrannum filium - Ioannes Biclarensis. Chronicon. 582. 2), к-рый привел к междоусобной борьбе вестготов (Gothi... bifarie divisi mutua caede vastantur - Isid. Hisp. Chron. 408a) и имел тяжелые последствия для «римского» (кафолического) населения страны (Ioannes Biclarensis. Chronicon. 579. 3). В VI в. восстания и выступления узурпаторов, к-рыми сопровождалась смена правителей, дестабилизировали положение в Вестготском королевстве. Поэтому испан. авторы положительно воспринимали деятельность кор. Леовигильда, который подавил ряд мятежей, устранил влиятельных магнатов, успешно противостоял византийцам и упрочил контроль над страной. Большинство испан. клириков лояльно относились к Леовигильду из-за его религ. политики. Король рассматривал арианство как «готскую веру», а православие - как «веру римлян», стремясь предотвратить попытки религ. прозелитизма (см.: Thompson. 1969. P. 31-39, 105-109). Во время восстания Эрменегильда, участники к-рого поддерживали кафолических клириков и преследовали ариан, баланс между вестготами-арианами и правосл. населением был нарушен. С целью облегчить возвращение вестготов, принявших кафолическую веру, в арианство Леовигильд отменил арианский обычай повторного крещения (Ioannes Biclarensis. Chronicon. 580. 2); позднее он отменил также исповедание веры Аримино-Селевкийского Собора, признав Сына равным Отцу, но отрицая равенство Св. Духа (см. ст. Духоборчество) (Greg. Turon. Hist. Franc. VI 18). Лояльность церковных иерархов к кор. Леовигильду обусловила их отрицательное отношение к восстанию Эрменегильда. Испан. авторы игнорировали религ. мотивы мятежников и умалчивали о роли Л. в восстании. Упоминания об Эрменегильде и о его обращении в кафолическую веру отсутствуют как в актах III Толетского Собора, так и в письмах папы Григория Великого, отправленных в Испанию (в «Диалогах» Григорий прославлял Эрменегильда как мученика).

Первый лист соч. «Моралии» свт. Григория I Великого с посвящением св. Леандру (Dijon. Bibl. Municipale. 2). XII в.Первый лист соч. «Моралии» свт. Григория I Великого с посвящением св. Леандру (Dijon. Bibl. Municipale. 2). XII в.

Нет сведений о том, когда и при каких обстоятельствах Л. вернулся в Испанию. В письме, составленном не ранее 591 г., Лициниан, еп. Нов. Карфагена, упоминал, что «несколько лет тому назад» (ante paucos annos) Л. «поспешно» прибыл в Испанию из «царского города» (К-поля) и посетил Нов. Карфаген (remeans de urbe regia... festinens pertransiit - Greg. Magn. Reg. epist. I 41a; см.: Martyn. 2006). По-видимому, это произошло после подавления восстания Эрменегильда, но до кончины кор. Леовигильда (весна 586). Под 585 г. в Хронике Иоанна Бикларского сообщается: «Прославился Леандр, епископ Гиспальской Церкви» (Leander Hispalensis ecclesiae episcopus clarus habetur - Ioannes Biclarensis. Chronicon. 585. 7). Точное значение этой записи трудно установить; оно могло быть связано с возвращением Л. в Испанию из К-поля. Подавив мятеж Эрменегильда, король стал притеснять видных готов-кафоликов. Так, еп. Масона Эмеритский и аббат Иоанн Бикларский были на время отправлены в изгнание. Григорий Великий в повествовании о кончине Леовигильда упоминал, что король «ранее жестоко притеснял» Л. (quem prius uehementer adflixerat - Greg. Magn. Dial. III 31. 6). Возможно, епископ также подвергся кратковременной ссылке.

Григорий Великий и Исидор Севильский приписывали Л. решающую роль в отречении от арианства кор. Реккареда I (586-601), младшего сына и преемника Леовигильда. Согласно преданию, изложенному Григорием Великим, Леовигильд, испытывая раскаяние из-за гибели Эрменегильда, во время предсмертной болезни призвал Л. и завещал ему обратить Реккареда в кафолическую веру (Greg. Magn. Dial. III 31. 6). Менее чем через год после вступления на престол Реккаред принял правосл. крещение и на собрании арианских церковных иерархов заявил о намерении «вернуть весь народ готов и свевов к миру и единению с христианской Церковью» (Ioannes Biclarensis. Chronicon. 587. 5). Вскоре он передал православным церквам и мон-рям ранее конфискованное у них имущество. На III Толетском Соборе (май 589) арианство было запрещено, а правосл. вера стала офиц. религией Вестготского королевства. Согласно Иоанну Бикларскому, в Соборе приняли участие 72 епископа. Л. руководил заседаниями Собора вместе с Евтропием, аббатом Сервитанского мон-ря (summa tamen synodalis negotii penes sanctum Leandrum Hispalensis ecclesiae episcopum et beatissimum Eutropium monasterii Servitani abbatem fuit - Ioannes Biclarensis. Chronicon. 590. 1). Епископ произнес заключительную речь, посвященную обращению вестготов в кафолическую веру. Возможно, он составил также вступительную речь кор. Реккареда, являвшуюся фактически пространным исповеданием веры (La Colección. 1992. P. 50-64). Среди постановлений Собора - 23 анафематизма, направленные против арианства, и 23 дисциплинарных канона. Испан. епископы впервые вынесли решения, связанные с гражданским управлением (в определенных случаях они могли контролировать чиновников; женщин, виновных в сожительстве с клириками, карала светская власть). Утверждение королем постановлений III Толетского Собора, получивших силу закона, стало важным прецедентом; каноны последующих Соборов также становились частью вестгот. законодательства. Решения III Толетского Собора во многом способствовали утрате вестгот. идентичности, смешению готов с «римским» населением Испании.

Вскоре после 589 г. на провинциальных Соборах были вынесены постановления, уточнявшие и дополнявшие отдельные каноны III Толетского Собора. В ц. Св. Иерусалим в Гиспалисе собрались 7 епископов Бетики под рук. Л. (4 нояб. 590). Они рассмотрели темы отчуждения церковного имущества епископами и сожительства клириков с женщинами. Королевские судьи с разрешения епископа должны были продать виновную женщину в рабство, исключив возможность продолжения незаконной связи (Concilios visigóticos e hispano-romanos / Ed. J. Vives. Madrid; Barcelona, 1963. P. 151-153).

После возвращения в Испанию Л. вступил в переписку с Григорием I Великим, избранным на Папский престол в 590 г. В «Диалогах», составленных, вероятно, ок. 593-594 гг., понтифик называл Л. «давним другом» (dudum mihi in amicitiis familiariter iuncto - Greg. Magn. Dial. III 31. 1). Епископ отправил в Рим отчет о III Толетском Соборе. В ответном письме (апр. 591) Григорий Великий поздравил его с обращением кор. Реккареда и всех вестготов, а также ответил на вопросы, связанные с обрядом крещения (Idem. Reg. epist. I 41). Указывая на то, что арианские клирики крестили троекратным погружением, Л. спрашивал понтифика, допустимо ли совершать однократное погружение, чтобы не уподобляться еретикам (высказывалось мнение, что однократное погружение практиковалось в Испании со времен раннего христианства и его не следует считать правосл. реакцией на особенности арианского обряда; см.: Smyth. 2007). С таким же вопросом Л. обратился к свт. Иоанну IV Постнику, патриарху К-польскому (582-595), с которым, возможно, познакомился во время пребывания в столице Византийской империи. Патриарх отправил Л. подборку мнений отцов Церкви о желательности троекратного погружения (Isid. Hisp. De vir. illustr. 26). Однако Григорий Великий заявил, что разнообразие обрядов не имеет большого значения и не препятствует единству Вселенской Церкви, хранящей истинную веру (in una fide nil officit sanctae ecclesiae consuetudo diuersa), поэтому не следует спорить о несущественных предметах, «пересчитывая количество погружений». По мнению понтифика, троекратное погружение символизирует Св. Троицу, однократное - единство Бога. Разногласия, связанные с обрядом крещения, скорее всего не прекратились при жизни Л. В 633 г. участники IV Толетского Собора (канон 6) высказались в пользу однократного погружения, ссылаясь в т. ч. на суждения Григория Великого (La Colección. 1992. P. 189-193).

Впосл. кор. Реккаред также отправил письмо Григорию Великому, известив его о своем отречении от арианства и присоединении к Вселенской Церкви. Король с похвалой отзывался о Л., к-рый часто рассказывал ему о понтифике. Извиняясь за задержку с письмом, Реккаред утверждал, что вскоре после Собора он направил в Рим неких аббатов, но они потерпели кораблекрушение близ Массилии (ныне Марсель) и вернулись в Испанию (Greg. Magn. Reg. epist. IX 227a). В ответном письме, датированном авг. 599 г., Григорий Великий одобрил действия короля, в т. ч. его отказ отменить законы, направленные против иудеев, и посоветовал ему не добиваться восстановления прежней границы между вестгот. и визант. владениями в Испании, т. к., по его словам, это было выгодно только византийцам (Ibid. 229). Тогда же понтифик послал Л. паллий, к-рый следовало надевать во время мессы. По-видимому, это означало, что он присвоил Л. полномочия папского викария в Испании (Ibid. 228).

По словам Лициниана, на обратном пути из К-поля в Испанию Л. имел при себе текст первоначальной редакции «Моралий», полученный от Григория Великого (см.: Meyvaert. 1995). Согласно Исидору Севильскому, «Моралии» были составлены по инициативе Л., к-рому Григорий посвятил сочинение (Isid. Hisp. De vir. illustr. 27). В июле 595 г. Л. получил от понтифика соч. «Пастырское правило», а также неполный текст окончательной редакции «Моралий» (без книг 11-22) (Greg. Magn. Reg. epist. V 53). По-видимому, Л. не получил остальные части сочинения, т. к. их не было в распоряжении Исидора (Meyvaert. 1995. P. 63-65).

Дата кончины Л. неизвестна. Последнее адресованное ему письмо Григория Великого было составлено в авг. 599 г.; понтифик упоминал, что Л. жаловался на приступы подагры. Преемником Л. на Гиспальской кафедре стал его брат Исидор. По словам Ильдефонса Толетского, Исидор († 4 апр. 636) занимал кафедру 40 лет, следов., он стал епископом ок. 596 г. (см.: García Moreno. 1974. P. 94). Однако, согласно стихотворной эпитафии в честь Л., Исидора и их сестры Флорентины, Л. умер 2 марта 602 г. (Martín. 2010). Эту датировку обычно считают ошибочной, т. к. Исидор утверждал, что Л. скончался раньше кор. Реккареда, умершего скорее всего в дек. 601 г.

Сочинения

Исидор Севильский называл важнейшими сочинениями Л. полемический трактат против ариан в 2 книгах, составленный за пределами Испании (вероятно, в К-поле), и другой антиарианский труд в форме вопросов и ответов. Эти сочинения не сохранились. Исидор упоминал также «Книжицу о наставлении посвященных дев и презрении к миру» (CPL, N 1183), написанную Л. для своей сестры Флорентины, собиравшейся стать монахиней. Краткая и пространная (содержит главы с 3. 7 по 12. 5 и 14) версии этого сочинения, известного как устав Л., сохранились в неск. испан. рукописях. Самые ранние рукописи, в которых содержится текст «Книжицы...», представляют собой сборники уставов и др. сочинений, предназначенных для монахов (Scorial. a.I.13. Fol. 98v-108v; Lond. Brit. Lib. Add. 30055. Fol 109v-110r; обе - 1-я пол. X в.).

«Книжица...» открывается пространным прологом, в к-ром Л. восхваляет девство как наивысшее состояние человека. Основная тема пролога - брак посвященной девы с Богом. Отказываясь от мирских забот и удовольствий, дева принимает Христа как Жениха, Брата и Друга, получая от Него свадебный дар - Его кровь, пролитую ради спасения людей. Из любви к Жениху дева должна воспитывать в себе добродетели и искоренять пороки. Этой теме посвящена 2-я ч. трактата, состоящая из 31 главы. Здесь Л. дает Флорентине советы, касающиеся жизни в монашеской общине, отношений с людьми и частных вопросов. По его мнению, монахиня должна осознавать важность общежития, при котором отсутствуют частная собственность, социальные и имущественные различия. Л. советовал сестре избегать конфликтов с другими монахинями, служить им, словно Самому Христу, сохранять доброжелательное отношение к окружающим, уклоняться от сплетен и клеветы, воспитывать в себе смирение и сохранять душевную чистоту. В одежде и пище необходимо сохранять умеренность (использование дорогой одежды, украшений и косметики - признак неверности невесты Жениху). Все свободное время следовало посвящать молитве и чтению; при этом Л. предостерегал сестру от букв. понимания нек-рых книг ВЗ. Автор подчеркивает, что монахиня должна не только следить за своим поведением, но и резко ограничить круг общения. Девам следовало избегать контактов с мужчинами, особенно молодыми, и с мирскими женщинами, а также разговоров наедине (по мнению Л., так поступал Христос). В заключительной главе «Да не пожелает дева вернуться в мир» Л. утверждает, что Флорентина, вступив в мон-рь, освободилась от всех мирских уз и начала новую жизнь. Возвращение к прежней жизни стало бы огромной ошибкой, подобной греху жены Лота (Быт 19. 26). Напоминая о том, как их мать, тосковавшая по родным местам, смирилась с тем, что ей суждено умереть на чужбине, Л. от своего имени и от имени брата Исидора желал сестре «претерпеть до конца и спастись».

В «Книжице...» содержится множество цитат из Свящ. Писания и аллюзий на него. Автор использовал широкий круг источников, среди к-рых видное место занимают письмо блж. Августина монахиням (Aug. Ep. 211) и письмо блж. Иеронима Евстохии (Hieron. Ep. 22), посвященные темам девственности и жен. аскезы. Вопрос о зависимости «Книжицы...» от Устава Бенедикта остается дискуссионным (см.: Leandro de Sevilla. 1979. P. 31-39). Несмотря на то что в средние века сочинение Л. рассматривалось как монашеский устав, оно является скорее риторическим увещевательным письмом, в котором представлена авторская трактовка основных принципов духовной жизни и аскезы (напр.: Giordano. 1985).

В актах III Толетского Собора сохранилась пространная речь Л. под названием «Гомилия во славу Церкви в связи с обращением готов» (Homelia in laude ecclesiae ob conversionem gentis) (CPL, N 1184). Исидор не упоминает ее среди сочинений Л., но его авторство не подвергается сомнению. В пышных риторических выражениях автор описывает торжество кафолической Церкви, принявшей в свое лоно целый народ, который до того враждебно относился к православной вере. Обращение готов описывается как победа Христа и разрушение преграды между христианами, воздвигнутой сатаной, изобретателем всех ересей. Л. подчеркивает важность единства Церкви, в к-рой собраны люди, исповедующие истинную веру. В речи содержится ряд библейских цитат; использованы труды святителей Амвросия Медиоланского и Григория Великого, Кассиодора и особенно блж. Августина.

Среди сочинений Л. Исидор называл «множество посланий» папе Григорию Великому и различным епископам, а также письмо брату (Исидору или Фульгенцию) «о том, что не следует бояться смерти». Согласно Исидору, Л. составил также ряд литургических текстов, в т. ч. сборник молитв, основанных на текстах Псалтири, в 2 редакциях (duplici editione), отдельные молитвы для мессы и богослужений суточного круга, песнопения. Возможно, некоторые тексты сохранились в богослужебных книгах испано-мосарабского обряда без указаний на авторство. Ж. Пинель приписывал Л. и Исидору создание сборника коллект Liber Psalmographus, к-рый сохранился во фрагментах (см.: Pinell J. Liturgica hispánica. Barcelona, 1998. P. 45-46, 76-96; реконструкция Пинеля: Liber Orationum Psalmographus: Colectas de salmos del antiguo rito hispánico / Ed. J. Pinell. Barcelona; Madrid, 1972). По мнению Э. Флореса, Л. был автором проповеди в день памяти мч. Винцентия, которая в рукописях приписывалась блж. Августину, Льву Великому и Максиму Тавринскому (CPL, N 1185; см.: Flórez. 1860. P. 196).

Почитание

Католич. святые Бонавентура и Леандр. 1665–1666 гг. Худож. Б. Э. Мурильо (Музей изящных искусств, Севилья)Католич. святые Бонавентура и Леандр. 1665–1666 гг. Худож. Б. Э. Мурильо (Музей изящных искусств, Севилья) Поминовение Л. 13 марта указано в Кордовском календаре (X в.) и в нескольких мосарабских календарях из Сев. Испании (XI в.). В средневековых богослужебных книгах испано-мосарабского обряда этот праздник не указан. Во франкские мартирологи поминовение Л. было включено благодаря упоминаниям о нем в «Моралиях» и «Диалогах» Григория Великого. В мартирологе Флора Лионского память святого указана под 27 февр. (в Иеронимовом мартирологе под этой датой значилось поминовение мч. Леандра из Смирны); этот праздник указан также в более поздних «исторических» мартирологах Адона Вьеннского и Узуарда. В сказаниях подчеркивается, что Л. обратил кор. Реккареда и всех готов в правосл. веру (см.: Quentin H. Les martyrologes historiques du moyen âge. P., 1908. P. 314, 370, 380, 481). Под 27 февр. поминовение Л. было внесено в Римский Мартиролог. В наст. время память святого как в римском, так и в испано-мосарабском обрядах совершается 13 марта.

В испанских рукописных бревиариях XIII-XV вв. сохранилось несколько кратких Житий Л. в форме литургических чтений, основанных на соч. Исидора «О знаменитых мужах», «Истории Испании» архиеп. Родриго Хименеса де Рады и др. источниках (Martín. 2014). Вымышленные сведения о святом содержатся в Житии Л., Исидора, Фульгенция и Браулиона, составленном в XIII в. в Сарагосе. В этом источнике Л. и его братья представлены как сыновья кор. Леовигильда, якобы сына кор. франков Лиубы (в действительности Леовигильд был братом вестгот. кор. Лиувы I); их матерью названа Феодосия, дочь Северина, сына Теодориха Великого и дукса Карфагенской пров. В Житие включены 2 пролога, автором к-рых назван папа Григорий Великий (Idem. 2007).

Местное почитание Л. в Севилье началось после завоевания города в 1248 г. Фернандо III Святым, королем Кастилии и Леона. По преданию, мощи святого хранились в кафедральном соборе (их перенесение праздновалось 6 апр.); с 1543 г. святыня находится в Королевской капелле. Л. почитается как покровитель архиеп-ства Севилья и еп-ства Уэльва.

Соч.: CPL, N 1183-1185, 1867; PL. 72. Col. 869-898; Vega A. C. El «De institutione virginum» de S. Leandro de Sevilla con diez capítulos y medio inéditos // La Ciudad de Dios. Madrid, 1947. Vol. 159. P. 277-394; Leandro de Sevilla. De la instrucción de las vírgenes y desprecio del mundo / Ed. J. Velázquez Arenas. Madrid, 1979; Leandri Hispalensis episcopi De institutione virginum et contemptu mundi / Ed. M. Martínez Pastor. Hildesheim, 1998; Gómez Cobo A. La «Homilia in laudem ecclesiae» de Leandro de Sevilla: Estudio y valoración. Murcia, 1999; La Colección Canónica Hispana / Ed. G. Martínez Díez, F. Rodríguez. Madrid, 1992. T. 5. P. 148-159; Leander, Archibishop of Seville, St. A Book on the Teaching of Nuns and a Homily in Praise of the Church / Transl. J. R. C. Martyn. Plymouth, 2009; Hispanische Klosterregeln: Leander von Sevilla. Brief und Regel für Florentina. Isidor von Sevilla. Mönchsregel / Hrsg. K. S. Frank. St. Ottilien, 20112. S. 9-90.
Ист.: BHL, N 4810, 9039; ActaSS. Mart. T. 2. P. 275-280; Greg. Magn. Dial. III 31; Idem. Reg. epist. I 41, V 53, IX 228-229; Ioannes Biclarensis. Chronicon // Campos J. Juan de Biclaro, obispo de Gerona: Su vida y su obra. Madrid, 1960. P. 75-100; Isid. Hisp. Chron. // MGH. AA. T. 11. P. 391-488; idem. De vir. illustr. 26-28 // El «De viris illustribus» de Isidoro de Sevilla / Ed. C. Codoñer. Salamanca, 1964. P. 147-150.
Лит.: Flórez E. España Sagrada. Madrid, 18603. T. 9. P. 180-216; Görres F. Leander, Bischof von Sevilla und Metropolit der Kirchenprovinz Bätica // ZWTh. 1886. Bd. 29. S. 36-50; MartRom. Comment. P. 78; Pérez de Urbel J. Los monjes españoles en la Edad media. Madrid, 19452. T. 1. P. 194-231; Madoz H. Una nueva transmisión del «Libellus de institutione virginum» de S. Leandro de Sevilla // AnBoll. 1949. T. 67. P. 407-424; Fontaine J. Isidore de Séville et la culture classique dans l'Espagne wisigothique. P., 1959. 2 t.; idem. Qui a chassé de Carthaginoise Severianus et les siens?: Observations sur l'histoire familiale d'Isidore de Séville // Estudios en homenaje a Don C. Sánchez Albornoz en sus 90 años. Buenos Aires, 1983. Vol. 1. P. 349-400; Bejarano V. Observaciones sobre el latín de S. Leandro // Emerita. Madrid, 1960. Vol. 28. P. 49-73; Fernández Alonso J. Leandro // BiblSS. Vol. 7. Col. 1158-1161; Thompson E. A. The Goths in Spain. Oxf., 1969; García Moreno L. A. Prosopografía del reino visigodo de Toledo. Salamanca, 1974. P. 91-93; Historia de la Iglesia en España / Ed. R. García Villoslada. Madrid, 1979. Vol. 1. P. 402-413, 567, 636-637, 653, 725, 743-744; Domínguez del Val U. Leandro de Sevilla y la lucha contra el arrianismo. Madrid, 1981; idem. Algunos temas monásticas de S. Leandro de Sevilla // StPatr. 1985. Vol. 16. P. 1-14; idem. Historia de la antigua literatura latina hispano-cristiana. Madrid, 1997. Vol. 2. P. 431-478; Giordano O. Leandro di Siviglia: Lettera alla sorella Fiorentina sulla verginità e fuga dal mondo // VetChr. 1985. Vol. 22. P. 105-119; Navarra L. Leandro di Siviglia: Profilo storico-letterario. L'Aquila, 1987; Ferreiro A. The Visigoths in Gaul and Spain (AD 418-711): A Bibliogr. Leiden, 1988. P. 305-308; Concilio III de Toledo: XIV Centenario, 589-1989. Toledo, 1991; Ramos-Lissón D. Grégoire le Grand, Léandre et Reccarède // Gregorio Magno e il suo tempo. R., 1991. Vol. 1. P. 187-198; Meyvaert P. Uncovering a Lost Work of Gregory the Great: Fragments of the Early Commentary on Job // Traditio. 1995. Vol. 50. P. 55-74; Burón Castro T. Dos Fragmentos «De Institutione Virginum et Contemptu Mundi» de S. Leandro // Historia, instituciones, documentos. Sevilla, 1997. N 24. P. 101-114; Orlandis J. La doctrina eclesiológica de la Homilia de San Leandro en el Concilio III de Toledo // Idem. Estudios de historia eclesiástica visigoda. Pamplona, 1998. P. 123-128; Gómez Cobo A. Matizaciones teológicas y políticas de Leandro de Sevilla a los discursos de Recaredo en el Concilio III de Toledo // Carthaginensia. Murcia, 1999. Vol. 15. P. 1-30; idem. Gozo y alegría: Metáforas de conversión en la «Homelia in laude Ecclesiae» de Leandro de Sevilla // Ibid. 2005. Vol. 21. N 39. P. 33-85; Niño Sánchez-Guisande J. Leandro de Sevilla // Compostellanum. Santiago de Compostela, 2000. Vol. 45. P. 63-79; Stocking R. L. Bishops, Councils, and Consensus in the Visigothic Kingdom, 589-633. Ann Arbor, 2000. P. 26-35, 51-61, 85-88, 109-110, 130-131, 156-160; Collins R. Visigothic Spain, 409-711. Oxf.; Malden (Mass.), 2004; Martyn J. R. C. Letters from Spain to Pope Gregory the Great // J. of the Australian Early Medieval Assoc. Melbourne, 2006. Vol. 2. P. 157-167; Martín J. C. La «Vita SS. Leandri, Isidori, Fulgentii et Braulionis» (BHL 4810): Estructura, contenido y fuentes // Munus quaesitum meritis: Homenaje a Carmen Codoñer. Salamanca, 2007. P. 561-569; idem. El «Epitaphium Leandri, Isidori et Florentinae» (ICERV 272) o la compleja transmisión manuscrita de un texto epigráfico // Euphrosyne: Rev. de filologia clássica. N. S. Lisboa, 2010. Vol. 38. P. 139-163; idem. En torno a las composiciones litúrgicas latinas de la Hispania medieval en honor de Leandro de Sevilla († 602) // Ibid. 2014. Vol. 42. P. 205-215; Smyth M. Note sur le baptême par immersion unique en Hispanie // Miscellània litúrgica catalana. Barcelona, 2007. Vol. 15. P. 37-46; Vogüé A., de. Histoire littéraire du mouvement monastique dans l'antiquité. P., 2007. Pt. 1. T. 11. P. 87-103; Andrés Sanz M. A. Leandro de Sevilla // La Hispania visigótica y mozárabe: Dos épocas en su literatura / Ed. C. Codoñer. Salamanca, 2010. P. 63-68.
А. А. Королёв
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГЕРМАН (ок. 495 - 576), еп. г. Паризии, св. (пам. 28 мая)
  • ЕВСЕВИЙ († 371), еп. г. Верцеллы (ныне Верчелли, Италия), церковный деятель и богослов, боролся с арианской ересью, свт. (пам. зап. 15 дек.)
  • ИЛАРИЙ (ок. 315 - 367), свт. (пам. зап. 13 янв.), еп. Пиктавийский, богослов, отец и учитель Церкви
  • ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ († 636), еп. Гиспальский, лат. церковный писатель, богослов, энциклопедист; католич. св. (пам. 4 апр.)
  • ИУЛИАН (до 644 - 690), св. (пам. зап. 14 янв., 29 янв.), еп. г. Толет, церковный писатель
  • КЕНТИГЕРН († 612 или 614?), св. (пам. зап. 13 янв.), еп., почитается как основатель еп-ства Глазго (Шотландия)
  • КОРЕНТИН [Коурентин] (VI в.?), св. (пам. зап. 12 дек.), по преданию, 1-й еп. Кемпера (ныне еп-ство Кемпер и Леон, Бретань, Франция)
  • ЛЕОДЕГАРИЙ (ок. 616 - 2. 10. 677/9, еп. г. Августодун (ныне Отён, Франция) (ок. 663 - не ранее 675), мч. (пам. зап. 2 окт.)