НАРЬЯН-МАРСКАЯ И МЕЗЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том XLVIII, С. 416-418
опубликовано: 6 июня 2022г.

НАРЬЯН-МАРСКАЯ И МЕЗЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Содержание

РПЦ, образована решением Синода от 27 дек. 2011 г., отделена от Архангельской епархии (см. Архангельская и Холмогорская епархия). В тот же день было постановлено избрать епископом Нарьян-Марским и Мезенским насельника Троице-Сергиевой лавры иером. Иакова (Тисленко; 6 янв. 2012 возведен в сан архимандрита, архиерейская хиротония состоялась 25 февр. того же года в Москве). Епархия входит в состав Архангельской митрополии, включает территорию Ненецкого автономного округа, Мезенского и Лешуконского районов Архангельской обл., а также арктических архипелагов Нов. Земля и Земля Франца-Иосифа. Кафедральные города - Нарьян-Мар и Мезень. Кафедральный собор - нарьян-марский Богоявленский. Епархия состоит из 4 благочиннических округов: Центрального (территория Ненецкого АО), Мезенского (Мезенский р-н), Усть-Вашского (Лешуконский р-н) и Арктических архипелагов (архипелаги Нов. Земля и Земля Франца-Иосифа). К 2017 г. на территории епархии было 7 приходов, в клире состояли 6 священников и 3 диакона. При ЕУ работают отделы: миссионерский, образования и катехизации, по взаимодействию с Вооруженными силами, церковной благотворительности и социального служения, по работе с молодежью, по взаимодействию с казачеством. К особенностям приходской жизни самой северной в России епархии относятся: устроение общин, приписных к основным приходам, крайняя малочисленность клира, труднодоступность большинства населенных пунктов, а также миссионерское служение среди коренного населения Ненецкого АО.

Освоение новгородцами Канинской, Тиманской (Малоземельской) и Большеземельской тундр, впосл. составивших территорию Ненецкого АО, началось в XI-XII вв. В ПВЛ под 1096 г. содержится 1-е документальное свидетельство «о самоеди полуночных стран», т. е. о ненцах. В XI - нач. XII в. жители Печоры уже платили дань Новгороду. В 1478 г. эти земли вошли в состав Русского гос-ва.

Богоявленский кафедральный собор в Нарьян-Маре. Фотография. 2013 г.Богоявленский кафедральный собор в Нарьян-Маре. Фотография. 2013 г.Земли Н.-М. и М. е. до XV в. относились к Новгородской епархии. Во 2-й пол. XV в. территория по р. Мезени до Печоры вошла в Митрополичью (с 1589 Патриаршую) область, а в 1674 г. вновь присоединилась к Новгородской епархии. В 1682-2011 гг. земли Н.-М. и М. е. входили в Архангельскую епархию (первоначально именовалась Холмогорской и Важской).

В территориальном и культурном отношении Н.-М. и М. е. неоднородна, что обусловлено историческими и этнографическими факторами. Сев.-вост. пределы совр. Архангельской обл., ныне входящие в состав епархии (Мезенский и Лешуконский районы),- земли правосл. поморов, где храмоздательство издревле являлось неотъемлемой частью жизни. Канинская, Тиманская и Большеземельская тундры и Нов. Земля - области расселения ненцев, где христ. просвещение и устройство приходов были особой заботой светских и духовных властей, а также миссионеров.

В 1499-1500 гг. по повелению вел. кн. Иоанна III Васильевича был предпринят поход 4-тысячной рати «в Югру», в ходе к-рого в 1499 г. основан (первоначально как острог) Пустозерск - форпост рус. государственности и Православия, 1-й рус. город за полярным кругом. К 1545 г. в Пустозерске существовали Преображенский собор, Введенская и Никольская церкви. Согласно грамоте царя Феодора Иоанновича от 1597 г., назначенному в том же году воеводой в Пустозерский острог кн. Василию Ухтомскому было «велено призывать Самоядов и иных вер иноземцов и крестьян в православную християнскую веру» (АИ. Т. 1. № 250. С. 466-467). 10 янв. 1672 г. патриарх Московский и всея Руси Иоасаф II послал настоятелю Антониева Сийского мон-ря игум. Феодосию грамоту с повелением направить из Новгородской епархии на Нов. Землю священника с причтом для обращения ненцев в христианство.

В 1784 г. Архангельский еп. Вениамин (Краснопевков; впосл. архиепископ) определил неск. ненцев в Архангельскую ДС. В 1822 г. была организована 1-я миссия к ненцам Большеземельской тундры, в течение 3,5 месяцев удалось крестить более 100 чел. Указом имп. Александра I Павловича от 5 авг. 1824 г. была образована новая миссия для проповеди христианства ненцам. Инициатором ее создания и непосредственным организатором был Архангельский еп. Неофит (Докучаев-Платонов). Во главе миссии был поставлен настоятель Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря архим. Вениамин (Смирнов). В 1825 и в 1829-1830 гг. центром миссии являлся Мезень, в 1826-1828 гг.- Пустозерск. В 1827 г. архим. Вениамин в докладе Архангельскому еп. Аарону сообщил о необходимости строить церкви для новокрещеных ненцев (ГААО. Ф. 538. Оп. 1. Д. 12. Л. 13). В том же году еп. Аарон представил в Синод донесение, в котором сообщал, что «для утверждения в вере новокрещеных самоедов и для распространения оной между оставшимися еще не крещеными самоедами необходимо: построить при церкви деревянные дома для причтов: на Канинском берегу, при реке Чиже, по Тиманскому - при реке Индиге…». Работа миссии, в результате к-рой были крещены более 3,3 тыс. ненцев, завершилась в 1830 г. Архим. Вениамин разработал ненецкий алфавит на основе кириллицы, подготовил «Словарь (лексикон) самоедского языка», «Грамматику самоедского языка», переводы на ненецкий язык НЗ, катехизиса и некоторых молитв (труды изданы не были, рукописи утрачены).

После завершения работы миссии архим. Вениамина христианизацией ненцев занимались причты ненецких приходов: Тиманского на р. Пёше (Троицкая ц.), Канинского на р. Неси (Благовещенская ц.) и Колвинского на р. Колве в Большеземельской тундре (Никольская ц.). При этих приходах по церковным праздникам устраивались ярмарки; ненцы, приезжавшие на торги с товаром, могли участвовать в богослужениях. Причты приходов были обязаны обучать детей ненцев грамоте, церковному уставу, катехизису и Свящ. истории. Однако миссионерская деятельность 3 ненецких приходов в отличие от трудов архим. Вениамина была менее успешной: с 1830 по 1858 г. были крещены 177 чел.

Работа по усовершенствованию ненецкой письменности и переводу на ненецкий язык церковной лит-ры продолжалась. В 1856 г. свящ. Иосиф Корелин составил краткую грамматику ненецкого языка. В 1893 г. был открыт Архангельский епархиальный комитет Православного миссионерского общества, в следующем году при нем была создана переводческая комиссия для перевода и издания книг на языках местных инородцев. Комиссия обратилась к священнослужителям с просьбой предоставить старинные и недавние труды по переводам на языки инородцев, в т. ч. на ненецкий. Архангельский еп. Никанор (Каменский; впосл. архиепископ) представил «черновые труды архимандрита Вениамина по составлению русско-самоедского словаря и по переводу на самоедский язык книг Нового Завета». Преподаватель ДУ Е. И. Корелин передал комиссии «Краткую грамматику самоедского языка» и «Исповедь для самоедов», составленные его отцом, свящ. Иосифом Корелиным. Мезенский свящ. А. Ивановский прислал в комиссию подготовленный им «приблизительный» перевод на ненецкий язык текстов молитвы Господней, молитвы Св. Духу и Символа веры. В 1895 г. в Архангельске издан подготовленный сотрудником комиссии преподавателем И. М. Сибирцевым «Букварь для самоедов, живущих в Архангельской губернии».

25 июля 1879 г. на Нов. Земле в становище М. Кармакулы построена часовня, освященная во имя свт. Николая Чудотворца. Впосл. она была перестроена в храм и освящена повторно по благословению Архангельского еп. Нафанаила (Соборова) 1 окт. 1887 г. иеромонахом Корельского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря Ионой. При церкви иером. Иона открыл школу для обучения ненецких детей (в то время являлась самой сев. школой в мире). С увеличением населения М. Кармакул возникла потребность в более вместительной церкви. Новый деревянный храм построен в нач. сент. и 18 сент. 1888 г. освящен иеромонахами Ионой и Прокопием. Синодальным указом от 13 февр. 1889 г. в становище М. Кармакулы был учрежден Николаевский скит, приписанный к Николаевскому Корельскому монастырю. В 1912 г. на средства уроженки Вел. Лук Псковской губ. А. Д. Шашковой для новоземельского становища Белушья Губа срублена церковь-школа и доставлена из Архангельска на Нов. Землю. В сент. 1913 г. завершили устройство церкви-школы, освящение состоялось 14 сент. того же года.

После 1917 г. перестали действовать все храмы на территории Н.-М. и М. е. Пустозерский соборный храм превращен в конюшню. Храмы на Нов. Земле, в Тельвиске (ныне Заполярного р-на Ненецкого АО), Великовисочном (ныне Заполярного р-на), Куе (ныне Заполярного р-на) были закрыты, отданы под хозяйственные постройки, под клуб либо разрушены. На территории Ненецкого АО сохранилась единственная церковь дореволюционной постройки в с. Несь Заполярного р-на. В Мезенском и Лешуконском районах Архангельской обл. церкви подвергались закрытию и уничтожению, однако на Мезени сохранились деревянные храмы - уникальные памятники церковного зодчества Сев. Руси (дер. Кимжа Мезенского района).

В наст. время в большинстве населенных пунктов действуют часовни и храмы-часовни, а также приходы, приписанные к главным храмам благочиннических округов. Особый статус имеют воинские храмы на арктических архипелагах Нов. Земля и Земля Франца-Иосифа. На о-ве Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа находится самая северная в мире ц. во имя свт. Николая Чудотворца при погранзаставе «Нагурское». Храм освящен 15 авг. 2012 г. еп. Нарьян-Марским и Мезенским Иаковом. Воинский храм-часовня во имя вмч. Георгия Победоносца (о-в Земля Александры, объект Мин-ва обороны РФ «Звезда») освящен 18 апр. 2016 г. Действуют часовни при воинских частях Арктической группировки Мин-ва обороны РФ, дислоцирующихся на Центральном полигоне РФ на Нов. Земле и на о-ве Земля Александры.

Святыни и крестные ходы

В кафедральном Богоявленском соборе хранится мощевик с частицами мощей Киево-Печерских преподобных. Среди святынь епархии - икона Белгородского еп. сщмч. Никодима (Кононова; 1871-1919), уроженца с. Тельвиска. В 2017 г. епархии переданы частицы св. мощей патриарха Московского и всея России свт. Тихона, блгв. кн. Александра Невского и вел. кнг. мц. Елисаветы Феодоровны. Иконы святых с мощевиками хранятся в Богоявленском кафедральном соборе. В алтаре кафедрального собора находится икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» XVIII в. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. образ был вывезен оккупантами в Германию, в нач. XXI в. возвращен российскими благотворителями на родину. Икона привезена еп. Иаковом и износится из алтаря для чтения акафиста Пресв. Богородице.

Святынями епархии также являются поклонные кресты. Летом 2016 г. 7-метровый поморский резной крест из лиственницы был установлен на территории Богоявленского кафедрального собора в центре Нарьян-Мара. К основанию креста паломники приносят камни, привезенные из различных св. мест (со Св. земли, с Афона, из мон-рей Кипра, с Соловков). Поклонные 8-метровые кресты установлены на Нов. Земле на сопке Рубежная (2015) и на о-ве Патриаршем (2016). В 2016 г. на зап. берегу Печоры был воздвигнут также 8-метровый поклонный крест. Шестиметровые тундровые путевые кресты установлены в начале единственной дороги, соединяющей Нарьян-Мар с Большой землей (2015), и в Большеземельской тундре в природном заповеднике «Каменный город» (2016).

Ежегодно духовенством епархии и паломниками совершаются летние и зимние крестные походы на городище Пустозерска. С авг. 2012 г. епархия осуществляет патриарший проект «Русская Арктика», важнейшей составляющей к-рого является миссионерское и просветительское служение. В ходе реализации проекта при содействии Росатомфлота в высокоширотной экспедиции Арктического и Антарктического научно-исследовательского ин-та (сент.-окт. 2012) 12 сент. был освящен Северный полюс. Во время морского похода С.-Петербург-Сахалин (г. Невельск), совершенного на патрульном корабле ГУ ФСБ РФ в июле-сент. 2013 г., освящен Северный морской путь.

Недействующие монастыри

Никольская пуст. на Мезени (мужская, близ дер. Лампожни Мезенского р-на; основана в 1558, упом. в 1623, время упразднения неизв.), Троицкая Чирцова пуст. (мужская, на левом берегу Мезени, в 54,4 км к юго-востоку от г. Мезени; основана в 80-х гг. XVI в., в 1-й трети XVII в. приписана к Антониеву Сийскому мон-рю, в 1764 упразднена); Ущельский Мезенский мон-рь (мужской, у совр. дер. Ущелье Лешуконского р-на Архангельской обл.; основан в 1614, упразднен в 1764, в 1901 возобновлен как жен. община, в 1908 преобразованная в мон-рь, в 1920 закрыт; постройки разобраны в нач. 30-х гг. XX в.); Екатерининская пуст. (в окрестностях дер. Лампожни Мезенского р-на; основана в 1631, прекратила существование к нач. XVIII в.); Хорговская пуст. (мужская, в устье р. Хорговки, впадающей в Мезенскую губу; упом. в 1663); Николаевский скит, приписной к Артемиеву Веркольскому мужскому монастырю (мужской, на берегу прол. Югорский Шар; основан в 1890, к 1893 насельники погибли от цинги); Сёмженские кельи (жен. скит на р. Сёмже, в 21 км от одноименной деревни Мезенского р-на; в XVII - нач. XX в. старообрядческий, затем заселен православными монахинями, в 1901 приписан к Ущельской общине, закрыт в 30-х гг. XX в.); Новоземельский Николаевский скит Корельского мон-ря (мужской, на о-ве Нов. Земля; основан в 1882, закрыт в 1920-1922); Иудина (во имя ап. Иуды, брата Господня) пуст. (женская, на р. Попьюге, в 7,5 км от впадения ее в Мезень, в Лешуконском р-не; основана в 1914, закрыта в 30-х гг. XX в.).

Ист.: Вениамин (Смирнов), архим. Обращение в христианство мезенских самоедов // ХЧ. 1850. Ч. 2. С. 363-384, 410-443; 1851. Ч. 1. С. 64-84; Описание Архангельской епархии 1795 г. / Сост. и авт. предисл.: В. И. Иванов. Краснодар, 2009. С. 78; Определения Свящ. Синода // ЖМП. 2012. № 2. С. 7.
Лит.: Зуев И., свящ. Пустозерск, слобода Мезенского у. Архангельской губ. // Архангельские ЕВ. 1891. Ч. неофиц. № 3/4. С. 31-45; он же. Заметки о Пустозерске // Там же. № 12. С. 139-157; Шульгин В. Архим. Вениамин - просветитель мезенских самоедов // Там же. 1895. Ч. неофиц. № 21. С. 513-516; № 23. С. 554-558; № 24. С. 591-594; Эпизод из миссионерской деятельности архим. Вениамина // Там же. 1896. Ч. неофиц. № 23. С. 680-681; Козмин Н. Д. Архангельские самоеды: (Очерк их быта и верований). СПб., 1913. С. 29-36; Вехов Н. Миссионеры в русской Арктике // Уральский следопыт. 2001. № 2. С. 5-13; Новиков А. В. Лешуконье, XV-XIX вв.: История края. Архангельск, 20032. С. 167-206; Макарий (Веретенников), архим. Всероссийский Патриарх Иоасаф II (1667-1672) // АиО. 2005. № 3(44). С. 319-330; Пулькин М. В. Переводческая комиссия Архангельского Комитета Правосл. миссионерского об-ва (кон. XIX в.) // Межкультурные взаимодействия в полиэтничном пространстве пограничного региона: Мат-лы междунар. науч. конф., посвящ. 75-летию Ин-та языка, литературы и истории Карельского науч. центра РАН. Петрозаводск, 2005. С. 97-101; Окладников Н. А. Заповедная Кимжа. Архангельск, 2007; Окладников Н. А., Матафанов Н. Н. Тернистый путь к православию: Из истории обращения в христианство ненцев архангельских тундр. Архангельск, 2008; Наречение и хиротония архим. Иакова (Тисленко) во еп. Нарьян-Марского и Мезенского // ЖМП. 2012. № 4. С. 36-39.
Рубрики
Ключевые слова
См.также