[итал. Assisi], г. в обл. Умбрия (Центр. Италия), духовный центр ордена францисканцев. Место рождения и деятельности святых католич. Церкви Франциска Ассизского и Клары, основательницы ордена кларисс. В наст. время в А. находится кафедра епископа Ассизи, Ночера-Умбра и Гуальдо-Тадино, подчиненного архиепископу Перуджи. На территории еп-ства проживает 78 тыс. чел., из них 77 тыс.- католики (An. Pont. 2001. P. 57).
В дорим. эпоху на месте А. существовало поселение умбров, одного из италийских племен. Достоверные сведения о существовании города относятся уже к эпохе ранней Римской империи, когда А. представлял собой рим. муниципий (рим. название Assisium). В А. род. античный лат. поэт Секст Аврелий Проперций (50-15 до Р. Х.). До наших дней дошли остатки рим. городских укреплений, амфитеатр и форум. Перестройки времен позднего средневековья сохранили рим. планировку, но превратили форум в центральную городскую площадь, а находящийся здесь храм Минервы - в христ. ц. Санта-Мария. После падения зап. Римской империи город неоднократно подвергался нападениям варваров. С VI в. находился под властью лангобардских герцогов, в 773 г. был захвачен франк. кор. Карлом Великим. В кон. VIII в. вошел в состав образованного папского гос-ва, однако с кон. X в. стал объектом притязания герм. императоров. В 70-х гг. XII в. А. в составе герцогства Сполето был подчинен Римско-Германской империи. При папе Иннокентии III (1198-1216) город опять переходит под управление понтификов (окончательное включение А. в состав папского гос-ва произошло только при Пии II в сер. XV в.). К 1210 г. относятся свидетельства существования в А. самоуправляющейся городской коммуны. В сер. XIV в. кард. Э. Альборнос построил на месте бурга XII в. новую цитадель - известную ныне крепость Рокка-Маджоре. С 1870 г. в связи с возникновением единого Итальянского королевства и уничтожением светского папского гос-ва А. административно относится к пров. Перуджа (обл. Умбрия).
Начало проповеди Евангелия на рубеже II-III вв. местное предание связывает с именем сщмч. Цисполита, еп. Веттоны, пострадавшего при имп. Максимиане. Еп-ство А. известно с III в., непосредственно подчинялось Римcкому епископу (папе). Первый упоминаемый в документах епископ А.- сщмч. Руфин, поставленный на кафедру в 235 г. и через год претерпевший мученичество за христ. веру, почитается как покровитель города. Мучениками стали также преемники Руфина святые Викторин и Сабин. Из-за отсутствия регулярных списков о епископах, занимавших кафедру А. в IV-VIII вв., сведений мало: под сомнение ставится пребывание на кафедре некоего Василия, рукоположенного в 412 г. папой Иннокентием I. В 545 г. еп. Авентий путем переговоров с вождем остготов Тотилой у ворот города сумел убедить его не подвергать А. разграблению. В 649 г. еп. Аквилин участвовал в Латеранском Соборе, где под председательством папы Мартина I было осуждено монофелитство. В ср. века еп-ство с центром в А. было самым незначительным в Умбрии, имело всего 10 приходов. При еп. Гуго (1028-1059) над часовней, где покоились мощи св. Руфина, был возведен новый собор в честь святого, куда и была перенесена епископская кафедра. Этот собор, перестроенный в 1140 г., существует в наст. время и знаменит тем, что в нем приняли Крещение Франциск и Клара, а также герм. имп. Фридрих II Штауфен.
Церковная история А. тесно связана с жизнью Франциска Ассизского, деятельность к-рого началась с восстановления полуразрушенных храмов, среди них были находившиеся за городом мон-рь Сан-Дамиано, ц. Сан-Пьетро и базилика Санта-Мария дельи Анджели с капеллой Порциункулой, рядом с ней в шалаше жил Франциск. Часовня в дальнейшем превратилась в главную святыню («глава и мать») ордена францисканцев. После смерти Франциска город становится паломническим центром католич. Церкви. В 1228 г. папа Григорий IX заложил первый камень базилики в честь Франциска. Храм возведен на т. н. Адском холме (colle d'Inferno), бывш. лобном месте, что соответствовало францисканской идее «подражания Христу». В 1230 г. это место переименовали в Райское (colle del Paradiso) и в храм перенесли мощи Франциска Ассизского. В 1253 г. храм был освящен папой Иннокентием IV, впосл. стал паломническим центром францисканцев-конвентуалов. Нижняя церковь базилики представляет собой помещение с невысокими сводчатыми потолками, боковыми капеллами и криптой. Над ней возведена готическая верхняя церковь с вытянутым нефом. В 1442 г. жители соседней Перуджи пытались похитить мощи Франциска, прославившиеся чудесными исцелениями, но по приказу папы Евгения IV вход в крипту был замурован (свободный доступ к гробнице открыт в 1820). Стены нижней и верхней церквей базилики Сан-Франческо покрыты фресками и представляют собой наиболее обширный и важный позднесредневек. живописный ансамбль в Центр. Италии. В течение более полувека, вплоть до кон. 20-х гг. XIV в., здесь работали рим., сиенские, флорентийские и умбрийские мастера, оставившие неск. крупных фресковых циклов (на сюжеты ВЗ и НЗ, «Золотой легенды» Якопо да Варацце, жития Франциска Ассизского, написанного Бонавентурой), а также отдельные живописные композиции. Чимабуэ вместе с учениками в 80-х гг. XIII в. написал в трансепте нижней церкви образ «Мадонны с 4 ангелами и св. Франциском» и 8 сцен из жизни Девы Марии, в левой части трансепта верхней церкви - «Распятие». Джотто, как предполагают, в 1296-1304 гг. украсил стены нефа верхней церкви 28 эпизодами из жизни Франциска Ассизского, в нижней церкви его ученики расписали хор. Симоне Мартини ок. 1320 г. представил на стенах одной из капелл нижней церкви сцены из жизни св. Мартина. Во 2-й пол. 20-х гг. XIV в. Пьетро Лоренцетти вместе с учениками украсил левый трансепт нижней церкви сценами из Страстного цикла. В сент. 1997 г. базилика серьезно пострадала во время землетрясения, для посещений после реставрации она открылась 28 нояб. 1999 г.
Пространственную структуру верхней церкви базилики Сан-Франческо повторяет ц. Клары Ассизской (1265), где находится ее погребение. Фасад церкви, так же как и мн. средневек. жилые дома в А., построен из розового местного камня с горы Субазио. Городской ансамбль А. венчает донжон, расположенный на холме цитадели Рокка-Маджоре, являющейся образцом крепостной архитектуры XIV в.
По инициативе папы Римского Иоанна Павла II в А. проводятся межрелиг. встречи для «общего моления о мире». Последняя такая встреча состоялась 24 янв. 2002 г. Среди правосл. участников были Патриарх К-польский Варфоломей, Патриарх Антиохийский Игнатий, архиеп. Тиранский и всей Албании Анастасий и представители др. Поместных Православных Церквей. От РПЦ во встрече приняли участие митр. Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), еп. Корсунский Иннокентий (Васильев) и еп. Керченский Иларион (Алфеев).