[Ероскипу; греч. Γεροσκήπου, ῾Ιεροσκήπου], дер. в 3 км к востоку от Пафоса (Кипр) с визант. ц. св. Параскевы, прмц. Римской. Название Г. происходит от садов, посвященных Афродите (ἱερὸς κῆπος - священный сад). В древности во время празднеств в честь Афродиты через Г. из Пафоса двигалась торжественная процессия к святилищу богини в Ст. Пафосе (совр. Куклия) (Страбон. География. XIV 6, 3).
Ц. св. Параскевы, построенная в IX в., представляет собой 5-купольную 3-нефную базилику, причем купола расположены крестообразно: 3 больших - вдоль центрального нефа, 2 малых - по сторонам от главного купола над боковыми нефами. Этот архитектурный тип встречается очень редко, на Кипре известна всего одна подобная церковь - базилика святых Варнавы и Илариона в Перистероне (ок. 1100). Ц. св. Параскевы воздвигнута на месте более древней постройки, фрагменты к-рой (капители и обломки колонн) сохранились в церковном дворе. Одни исследователи считают, что здесь находился античный храм, по мнению других - раннехрист. базилика.
Квадратная купольная пристройка к юго-вост. углу церкви имеет внутри форму квадрифолия и напоминает раннехрист. мартирий (часовню над могилой мученика) или баптистерий. Археологи считают последнее предположение более вероятным, поскольку в пристройке не обнаружено следов захоронения. Первоначально храм назывался ц. Честного Креста Господня и только в сер. ХIХ в. был освящен во имя св. Параскевы. В 1886 и 1893 гг. были сооружены колокольня и нартекс.
На юж. стене сев. нефа начертан небольшой крест коричневого цвета, датируемый временем построения церкви. В вост. куполе над алтарем также помещено изображение креста в обрамлении растительного и геометрического орнаментов. Особенности иконографии позволяют отнести это изображение к эпохе иконоборчества (до 843). Во время реставрационных работ 1974-1977 гг. были обнаружены фрагменты живописи Х в.: 2 поясных изображения неизвестных святых и 2 фигуры святителей в рост в юж. подпружной арке. Из-под слоя XV в. с композицией «Распятие» было частично раскрыто «Успение Пресв. Богородицы», датируемое XII в.
Центральный неф украшен фресками кон. XV в. Особенностью иконографической программы является изображение Богоматери «Знамение» в центральном куполе, а Пантократора (сильно поврежденное) - в западном. В барабане центрального купола помещены пророки со свитками, содержащими пророчества о Божией Матери, что характерно для композиции «Свыше Тя пророци предвозвестиша», в парусах - евангелисты. Изображения в парусах зап. купола необычны: прор. Моисей, «Жертвоприношение Авраама» и ап. Павел, диктующий послание ап. Луке (изображение в юго-зап. парусе утрачено).
На стенах центрального нефа представлены сцены из двунадесятых праздников и Страстного цикла. В люнетах они расположены в 2 ряда, кроме люнета на сев. стене под центральным куполом, где помещена большая композиция «Распятие», к-рая носит следы зап. влияния: изображение Богоматери, падающей на руки святых жен, фигуры скачущих на конях иудеев, воины в европ. костюмах и доспехах.
На стенах арочного проема, ведущего в юж. неф, изображены святители Спиридон и Елевферий; на юж. стене, под сценой «Рождество Богородицы»,- вмч. Георгий Победоносец. Прор. Моисей со свитком помещен под «Распятием» слева; прор. Иезекииль - слева от юж. люнета, в к-ром изображены «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Рождество Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы».
В иконостасе сев. нефа помещен чудотворный образ Божией Матери Иерокипиотиссы (Герокипиотиссы). Икона датируется кон. XV в. и является 2-сторонней. На лицевой стороне изображена Богоматерь типа «Одигитрия», на оборотной стороне - «Распятие». Эта икона была обретена в сер. XIX в. Один из жителей деревни, дом к-рого находился на возвышенности, в течение мн. ночей видел свет, появлявшийся на окраине Г. Собрав односельчан, он отправился ночью на это место и обнаружил в густых зарослях икону, перед к-рой горела лампада. По желанию жителей икона была помещена в ц. св. Параскевы.
В 6 м от юго-зап. стены церкви существовал вход в подземную пещеру, через к-рую протекал ручеек. Его вода, излечивавшая глазные заболевания, считалась святой и называлась агиасмой св. Параскевы. В 50-х гг. ХХ в. родник был загрязнен промышленными стоками и пещера запечатана. В наст. время Г. славится производством лучшего на Кипре лукума.