ЕКАБПИЛССКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том XVIII , С. 99-100
опубликовано: 3 июня 2013г.

ЕКАБПИЛССКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Мон-рь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Гравюра. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ)Мон-рь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Гравюра. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ)(Латвийская Православная Церковь), в г. Екабпилс (Латвия). Основан, вероятно, в 70-х гг. XVII в. Переселенцы из России и Литвы в XVI-XVII вв. основали на территории Курляндского герц-ства, на правом берегу р. Зап. Двины, рус. Гольмгофскую слободу и построили правосл. деревянную ц. во имя вмч. Георгия Победоносца. Благодаря выгодному торговому и географическому положению слобода превратилась в крупный населенный центр и в 1670 г. курляндским герц. Якобом Кетлером была преобразована в г. Якобштадт (ныне Екабпилс), который получил юридически закрепленное право «принимать к себе [на проживание] благонадежных людей русского происхождения только» и «отправлять службу Божию по религии греко-российской».

По преданию, основание Е. м. связано с обретением Якобштадтской иконы Божией Матери. Во время русско-польск. войны 1654-1667 гг. саксон. солдат Якоб Гудынский, католик, переправлялся на плоту через Зап. Двину. Заметив плывущую дощечку, он поддел ее копьем и взял в руки. Дощечка оказалась иконой Божией Матери, из которой вытекала кровь. Потрясенный солдат отнес икону в Георгиевскую ц., а вскоре принял православие, поселившись в русской слободе. По др. преданию, мон-рь основал рус. купец Раткевич (Радкевич), сплавлявший товары по Зап. Двине в Ригу и остановившийся заночевать в Якобштадте. На следующий день во время литургии в Георгиевской ц. Раткевич стал свидетелем исцеления больного латыша от чудотворной иконы Божией Матери (впосл. Якобштадтская), находившейся в храме. В 1670-1675 гг. на месте обветшавшей Георгиевской ц., возможно на средства Раткевича, был построен деревянный храм в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, при котором основан муж. мон-рь.

В 1705 г. в якобштадтском Свято-Духовском храме ген.-фельдмаршал Б. П. Шереметев отслужил молебен по случаю победы 15 июля 1705 г. над шведами в сражении при Гемауэртгофе (ныне Мурмуйжа, Латвия). Шереметев подарил храму икону-складень Божией Матери «Знамение», а также пожаловал купленный им фольварк Пелит. В 1774 г. на пожертвования бурлаков и плотовщиков рядом со Свято-Духовским храмом была построена небольшая каменная ц. во имя свт. Николая Чудотворца в традициях североевроп. протестант. зодчества - зальное сооружение под высокой 2-скатной кровлей.

Е. м. входил в состав Полоцкой епархии, с 1836 г.- в состав Рижского вик-ства Псковской епархии. Во время Отечественной войны 1812 г. Е. м. был разорен войсками имп. Наполеона I и пребывал в запустении. Решением Святейшего Синода от 30 апр. 1817 г. Е. м. был упразднен, строитель Серафим переведен в Крыпецкий во имя святого Иоанна Богослова монастырь, а храмы обращены в приходские. Однако и после этого решения до 1853 г. в мон-рь назначались игумены. В 1852 г. при Свято-Духовской ц. проживало 2 инока. 23 февр. 1853 г. решением Рижской духовной консистории обветшавшая Свято-Духовская ц. была закрыта, а ее приход объединен с якобштадтской ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1783-1787) и стал называться Свято-Духово-Покровским. Поскольку Покровская ц. считалась приписной к илукстскому в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырю, Свято-Духовская ц. Е. м. оказалась приписана к Илукстской обители. Но вплоть до 20-30-х гг. XX в. считалось, что к Илукстскому монастырю (с 1880 женский) приписан якобштадтский Покровский мон-рь.

Торжества по случаю освящения Свято-Духовского собора (1885-1888). Фотография. 19 июня 1888 г. (ГПИБ)Торжества по случаю освящения Свято-Духовского собора (1885-1888). Фотография. 19 июня 1888 г. (ГПИБ)

1 нояб. 1884 г. был освящен новый 5-главый деревянный Свято-Духовский храм, однако 16 янв. 1885 г. он сгорел. В 1885-1888 гг. по проекту архит. А. П. Кизельбаша был построен и 19 июня 1888 г. еп. Рижским и Митавским Арсением (Брянцевым) освящен одноименный каменный собор - крестообразный в плане, 5-главый, с высокими деревянными кровлями и куполами укр. типа и декором в визант. стиле из кирпича и тесаного камня. Одновременно по проекту архит. Р. Ю. Пфлуга возведена колокольня. Купол и паруса храма украсили иконы рижского худож. П. А. Зыкова, а карниз под крышей - майоликовый фриз с орнаментом, изготовленный на фабрике М. С. Кузнецова в Твери.

Главная святыня мон-ря, Якобштадтская икона Божией Матери, находилась в Свято-Духовском храме, после окончательного закрытия Е. м. в 1853 г. она была перенесена в Никольскую ц., затем возвращена в новую деревянную Свято-Духовскую ц. Во время опустошительного городского пожара 1878 г. Якобштадтскую икону обнесли вокруг ограды бывш. обители, направление ветра изменилось и монастырские храмы не пострадали. В 1885 г. настоятель свящ. Родион Пойша успел вынести святыню из горевшего храма. С июля 1888 г. икона находилась в каменном Свято-Духовской ц. В мае 1901 г. по благословению Рижского архиеп. Агафангела чудотворную икону привезли в Ригу, затем в Митаву (ныне Елгава) и в Преображения Господня пустынь. После первой мировой войны местонахождение иконы неизвестно. По преданию, ее увез нем. генерал, собиратель правосл. икон. К авг. 2008 г. в Е. м. хранились списки иконы, выполненные в 1888 г., в ХХ и нач. XXI в.

Во время первой мировой войны храмы Е. м. пострадали, но были восстановлены, в советские годы - временно закрывались. В 1950 г. с храмом Св. Духа объединилась община закрытой приходской Покровской ц. В Свято-Духовскую ц. были перенесены иконы, утварь, демонтированные царские врата иконостаса. С авг. 1963 г. в Никольской ц. находился выставочный зал краеведческого музея.

2 окт. 1993 г. Е. м. был возрожден, 11 авг. 1996 г. состоялось торжественное открытие мон-ря. Настоятель - священноархимандрит архиеп. Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов). В 2007 г. в мон-ре проживало неск. насельников. Богослужения совершаются в отремонтированном Свято-Духовском храме.

Ист.: ЛГИА. Ф. 4754. Оп. 1. Д. 322; СПб.ФИА РАН. Рукоп. арх. Ф. 4. Д. 155. С. 240-249.
Лит.: ПрибЦВед. 1888. № 27. С. 734-739; Васильев Н. Н. Древний Св.-Духовский храм в г. Якобштадте (Курляндской губ.): Ист. очерк. СПб., 1889; Восстановление древнего правосл. братства во имя свт. Николая Чудотворца в г. Якобштадте. Митава, 1891; Ист.-стат. описание церквей и приходов Рижской епархии. Рига, 1898. Вып. 2. Ч. 3. С. 366-367; ЦВед. 1900. № 11. С. 435; Торжества 50-летия самостоятельного существования Рижской епархии (1850-1900). Рига, 1910. С. 10, 57, 59, 62; Сахаров С. П. Правосл. церкви в Латгалии. Рига, 1939. С. 168-173; Гаврилин А. В. Очерки истории Рижской епархии, 19 в. Рига, 1999. С. 347-348; Демина Н., Евфросиния (Седова), инокиня. Рижский Св.-Троице-Сергиев жен. мон-рь // ЖМП. 2006. № 7. С. 38-53, 236; МонастЭС: Энцикл. справ. С. 281.
А. В. Гаврилин
Рубрики
Ключевые слова
См.также