ЗАНДЕР
Том XIX , С. 597-600
опубликовано: 13 ноября 2013г.

ЗАНДЕР

Содержание

Лев Александрович (19.02.1893, С.-Петербург - 17.12.1964, Париж), рус. религ. философ.

Жизнь

Л. А. Зандер. Фотография. 30-е гг. XX в.Л. А. Зандер. Фотография. 30-е гг. XX в. Род. в семье лейб-медика А. Л. Зандера. С детских лет прислуживал в церкви. В 1913 г. окончил Александровский лицей (золотые медали за курс наук и «блестящую», по отзывам профессоров, диссертацию «Учение Спинозы о праве и государстве», серебряная медаль за курсовое соч. «Современная методология изучения искусства») и юридический фак-т С.-Петербургского ун-та, был причислен к Мин-ву народного просвещения. Изучал философию в Гейдельбергском ун-те под рук. В. Виндельбанда, Э. Трёльча, Х. Дриша и др. (1913-1914). В семинаре Виндельбанда читал рефераты «О метафизике Аристотеля» и «О понятии причинности в системе Спинозы».

В годы первой мировой войны принимал участие в создании отдела помощи рус. военнопленным при Русском Красном Кресте. В июне 1915 г. был переведен на службу в Главное артиллерийское управление, затем уехал на фронт. Работал переводчиком и дешифровщиком в Ставке Верховного главнокомандующего, выполнял ответственные задания (награжден орденами св. Анны и св. Станислава). После демобилизации (1917) преподавал философию (в должности доцента) в Пермском и во Владивостокском ун-тах.

В 1922 г. З. принял участие в работе съезда Всемирного христ. студенческого союза в Пекине. В 1923 г. переехал из Китая в Прагу, где заведовал личной б-кой Президента Чехословакии Т. Г. Масарика. Осенью того же года З. участвовал в учредительном съезде Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Пршерове (Пшерове, близ Праги), где впервые встретился с прот. Сергием Булгаковым, к-рый стал его духовником. В кон. 1923 г. приехал в Париж для ознакомления рус. молодежи с Православием, прочитал ряд лекций (в т. ч. «Путь к Церкви», «О Православии», «Бог и Мир», о Ф. М. Достоевском). В июле 1924 г. принимал участие (был секретарем) в I съезде РСХД (Аржерон, Нормандия), объединившем разбросанные по разным странам студенческие кружки.

В 1925 г. переселился в Париж, читал лекции по логике, философии и сравнительному богословию в Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского, работал библиотекарем ин-та, одновременно участвовал в создании кружков РСХД. В 1929 г. З. избран секретарем РСХД в Прибалтике, где до 1933 г. занимался миссионерской работой среди студентов. По возвращении во Францию избран финансовым секретарем Богословского ин-та и генеральным секретарем РСХД. Выступал с лекциями о Православии в Швейцарии, Великобритании, Нидерландах, Дании, Швеции, Норвегии. Был организатором поездок хора студентов Богословского ин-та по европ. странам, выступления хора сопровождались пояснительными комментариями З. (см. об этом в его кн. «Песнь Господня», 1981). Принимал участие в экуменических съездах 1937 г.- «Жизнь и деятельность» (Life and Work, Оксфорд), «Вера и устройство» (Faith and Order, Лозанна, Эдинбург) и в амстердамском съезде 1939 г.

В 1941 г. З. был помещен в нем. лагерь для интернированных Фронтшталаг 122 (в Руайальё, пригороде Компьеня) из-за служебных связей с Великобританией и США, провел в заключении неск. месяцев (Зандер В. А. 1984. № 141. С. 214-215). Во время войны писал статьи и издавал «Вестник церковной жизни» (см.: «Вестник Русского христианского движения»), единственный журнал во Франции, печатавшийся в эти годы на ротаторе. По окончании войны продолжал работу в Богословском ин-те. Участвовал в экуменических съездах - в Осло (1947), Амстердаме (1948), Торонто (1950). Был членом Албания святого и прп. Сергия содружества. В 1960 г. получил степень д-ра (honoris causa) в Богословском ин-те и в том же году степень д-ра богословия в ун-те Марбурга. Последние 7 лет жизни З. вел в Богословском ин-те литургический семинар. Летом 1964 г. прочитал 6-недельный курс лекций о Православии на богословском фак-те Берлинского ун-та.

З. умер от сердечного приступа. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Его жена Валентина Александровна Зандер (урожд. Калашникова; 1894-1989) - правосл. духовная писательница, иконописец и церковный публицист. Работала вместе с З. секретарем РСХД в Прибалтике, была секретарем Женских богословских курсов в Париже. Автор популярных книг: «О русских православных братствах» (1925, под фам. Калашникова), «Les implications sociales de la doctrine de la Trinité» (Социальные последствия учения о Троице, 1936), «La fête de l'Épiphanie» (Праздник Богоявления, 1947), «La Pentecôte» (Пятидесятница, 1948), «La fête de Noël» (Праздник Рождества, 1949), «Преподобный Серафим Саровский» (1963), «Христос - Новая Пасха: Богослужения Страстной седмицы и Пасхи» (Брюссель, 1964) и ряда статей в журналах «Путь» (Икона Св. Троицы - 1931. № 31. С. 30-52), «Вестник РСХД» (в т. ч. о матери Марии (Скобцовой) - 1955. № 36. С. 3-7), «Русское возрождение» (В обители прп. Серафима - 1983. № 22-24; То же - 2003. № 82. С. 45-101).

Весной 1991 г. при содействии МИД Франции и протопр. Бориса Бобринского в б-ку РАН (С.-Петербург) из Парижа была перевезена личная б-ка З. (770 монографий, 300 ед. периодических изданий). 19 февр. 1993 г. в конференц-зале б-ки РАН состоялся научно-теоретический семинар «Из истории отечественной книжной литературы», посвященный памяти З. (см.: Иркитова. 2006).

Философско-богословское наследие

З. представлено рядом книг и множеством статей. В ст. «Русская религиозная философия и Православная Церковь», напечатанной уже после его смерти (1965), З. анализирует разные направления в рус. философии по принципу отношения к религии. Из определения философии как «любви к мудрости» он делает вывод, что философ - тот, кто эту мудрость не только любит, но и ищет: «Для философов характерны голод и жажда - «духовная взволнованность»», по определению Н. А. Бердяева (С. 51). Говоря в этом смысле о рус. философах, враждебно настроенных по отношению к религии, З. отмечает, что среди них почти не встречалось такого антирелиг. вдохновения, как, напр., у Ф. Ницше. В то же время для большинства рус. философов, равнодушных к религии (гл. обр. рус. кантианцев) и увлекавшихся идеалом чистого знания, это было переходной стадией, что объясняет, согласно З., одну из основных тем рус. религ. философии - «преодоление кантианства». В качестве примеров З. приводит «Критику отвлеченных начал» Вл. С. Соловьёва, «Метафизические предположения познания: Опыт преодоления Канта и кантианства» Е. Н. Трубецкого, «Внутренний кризис трансцендентального идеализма» С. А. Алексеева (Аскольдова), работы Н. О. Лосского, С. Н. Булгакова («Философия имени», «Трагедия философии»), В. Ф. Эрна («Борьба за Логос») (Там же. С. 54-55). «Православие,- по словам З.,- было для русских мыслителей тем воздухом, которым они дышали, если только они не запирались искусственно в безвоздушное пространство «чистого», то есть лишенного всякой конкретности, знания» (Там же. С. 61). З. подчеркивает, что было бы неверно видеть в творчестве рус. религ. философов всю правосл. философию, однако «в разнообразии созданного ими мы имеем элементы православной гносеологии, православной онтологии, православной этики, эстетики» и т. д. (Там же). В этом смысле, делает вывод З., рус. религ. философия дает возможность понять Православие «не только как организацию церковной жизни, как систему догматических истин, но как полноту и единство всего, что есть на земле и на небе» (Там же).

Одной из главных теоретических философско-богословских работ З. является ст. «Логика и догматика» (опубл. в 1942-1948). В 1-й ч. («Об определениях логики») З. устанавливает связь логики и догматики путем определения предмета логики. Логика, согласно З.,- учение о воплощении смыслов (логосов) в формах человеческого мышления (Логика и догматика. 1942. Вып. 4. С. 49). «Вечное и временное, абсолютное и человеческое связано в ней в единый неразрывный узел» (Там же) - отсюда следуют глубокая внутренняя связь и онтологическое единство между логикой и догматикой. Наука логики тезоименита Второму Лицу Пресв. Троицы, «она стремится изучать все причастное смыслу, причастное Логосу, земное имя коего есть Иисус Христос». Свидетельство связи логики с Логосом З. усматривает в словах Христа «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин 14. 6) - в них «Господь указывает на Себя как на Начало поведения, мысли и жизни, то есть как на Начало всякой этики, логики и биологии» (Логика и догматика. 1942. Вып. 4. С. 49). Отсюда «логика возводится к своему первоисточнику и прототипу - она есть не что иное, как отраженная в законах человеческого мышления Христология, как учение о Логосе, вмещенное и преломленное в закономерностях человеческого интеллекта» (Там же. С. 50). Такое понимание логики, получающей свое место в мироздании, исключительно важно, поскольку «ее апории перестают быть безвыходными тупиками, ибо снимаются благодатными ответами догмата» (Там же). По существу З. повторяет святоотеческие мысли о том, что все земные, в т. ч. человеческие, логосы (смыслы) озарены светом Божественного Логоса, носят Его печать, поэтому «в любом познании есть нечто божественное» (Там же. С. 51). Во 2-й ч. работы («О триединстве акта мышления») З. указывает на то, что 3 аспекта мыслительного акта - умозаключение, суждение и понятие,- разделенные в своем бытии, связаны природой и являются выражением одной и той же сущности. Раскрытием их внутреннего единства и связи З. обосновывает принцип триединства в мышлении. В 3-й ч. («О принципе двураздельности в мышлении») З. рассматривает утвердительные и отрицательные суждения и понятия.

Вопросы христ. этики З. разбирает на примере творчества Достоевского в кн. «Тайна добра» (1960, первоначально была издана на франц. (1946), англ. (1948) и нем. (1956) языках). По мнению З., добро - основная тема писателя: «Именно добро является конечной целью его исканий, той точкой, к которой стремятся все нити его сложной и часто запутанной диалектики» (Тайна добра. С. 7). Проблема «оправдания добра» в мировоззрении Достоевского, согласно З., заключается в том, чтобы «показать добро как правду» (по определению Соловьёва), т. е. выявить не только «моральную значимость» и «этическую обязательность» добра, но и его «онтологическую реальность» (Там же. С. 8). Носителей добра у Достоевского немного по сравнению со злыми, враждебными Богу силами, однако причина этого заключается не в неправильном понимании Достоевским добра (как полагал Л. Шестов), а в том, что в его произведениях ««метафизическим местом» добра является не столько человеческая душа, сколько сверхличное и всеобъемлющее начало, в котором весь мир и человек пребывают в полной гармонии и единстве со своим Творцом» (Там же). В связи с этим З. задается вопросом: имеем ли мы право говорить о добре и зле независимо от человеческой личности, существуют ли они вне ее? Ответ он находит у самого Достоевского, к-рый, «принимая антропологические категории за основные и центральные... сознательно и последовательно отказывается от них, как только добро или зло достигает в человеческой душе предельного напряжения». В таких случаях человек как бы перестает быть только собой, сливается с чем-то иным, получает новый образ бытия. Развитие злого начала в человеке проявляется прежде всего в автоматизме его действий, затем в раздвоенности личности и в окончательной утрате единства человеческого я. Как только в борьбе с добром зло в человеке «приобретает значение господствующей силы, оно окончательно расплавляет человеческую личность, уничтожает ее ипостасный характер и предстоит человеку как безвидное и бесформенное начало, «насмешливое и разумное в разных лицах и в разных характерах, но всегда одно и то же» (характеристика, данная злу Ставрогиным в «Исповеди»)» (Там же. С. 10). Однако ограничение личного характера человеческого бытия происходит не только со стороны зла: «На вершинах добра человек так же перерастает самого себя и, преодолевая свою ограниченность, сливается с «иным»», тем самым «границы проблемы добра оказываются бесконечно более широкими, чем начало личности». Достоевский, т. о., является, согласно З., не только знатоком человеческой души, но «не в меньшей мере тайнозрителем доличного и сверхличного начала» (Там же). К теме Достоевского З. возвращается в одной из поздних ст. «Монашество в творениях Достоевского: (Идеал и действительность)» (1963). Вопреки критике К. Н. Леонтьева, будто бы Достоевский не знал и не понимал монашества, З. полагает, что у Достоевского дается не феноменологический анализ исторических форм монашества, но идея и идеал монашества (С. 56).

В ряде статей З. также затрагивает этические вопросы. Так, небольшая работа «Грустный рай» (1928) посвящена идее земного рая: простое стремление к прекрасной и справедливой жизни не противоречит христианству, однако горделивая мечта осуществить эту задачу исключительно своими силами, и притом в «мировом масштабе», есть бунт против Творца, неприятие Его воли, желание исправить созданный Им мир и встать на Его место. «Грусть,- делает вывод З.,- последняя сущность, конечный вывод земного рая - человеческой и только человеческой культуры» (С. 75). Такой грусти противостоит христ. радость («Всегда радуйтесь»), к-рая исполняется в Церкви. Скорбь жизни при этом не уничтожается, но она утверждается как временная (путь к вечному блаженству).

Проблемам экуменизма посвящены кн. «Vision and Action» (Созерцание и действие, 1952) и неск. статей, в т. ч. «И согласно славим всесвятаго Духа: (О сущности экуменического движения)» в сб. «Живое предание» (1937).

Наиболее известна деятельность З. как исследователя и популяризатора учения прот. С. Булгакова. В большом 2-томном труде «Бог и Мир» (1948), начатом еще в 1942 г. при жизни и непосредственном участии прот. Сергия, З. изложил его богословскую систему близко к тексту, не вдаваясь в критический анализ и не рассматривая генезис его мысли и влияние на др. мыслителей. З. написал также ряд статей о прот. С. Булгакове, предисловия и примечания к нек-рым его книгам. По словам архиеп. Иоанна (Шаховского), З. «был единственным учеником системы о. Сергия Булгакова» (Иоанн (Шаховской). 1965. С. 36), однако сила его служения Церкви была не в интерпретации идей прот. С. Булгакова, но прежде всего «в служении русской молодежи за рубежом России и в явлении Православия инославному миру Западной Европы. В том и другом он был апостолом Церкви» (Там же. С. 37).

Соч.: Несколько слов о трилогии Мережковского «Христос и Антихрист». [СПб., 1911]; Нравственная ценность войны. Пг., 1915; Данность и заданность: (Опыт онтологического обоснования аксиологии): [Вступ. лекция к курсу «Введение в этику», чит. в 1919-20 акад. г.] // УЗ ист.-филол. фак-та Дальневост. ун-та. 1920. Т. 2/1; Константин Леонтьев о прогрессе. Пекин, 1921; L'Église comme Évangile vivant selon la conception orthodoxe. Strasbourg, 1924; Правосл. богослужение как основа религиозного преподавания // Вопросы религ. воспитания и образования: Сб. ст. П., 1928. Вып. 2. С. 75-82; Грустный рай: (О преодолении искушения земного рая) // Путь. 1928. № 14. С. 56-79; В обители прп. Сергия: (Храм Сергиевского подворья) // ПМ. 1930. Вып. 2. С. 188-199 (переизд.: Свято-Сергиевское Подворье в Париже: К 75-летию со дня основания. П.; СПб., 1999. С. 67-79); О планомерном добре // ВРСХД. 1930. № 2. С. 6-8; «И согласно славим всесвятаго Духа»: (О сущности экуменического движения) // ПМ. 1937. Вып. 3: Живое предание. С. 120-139 (англ. пер.: Gen., 1937). М., 19972. С. 136-158; Логика и догматика // ПМ. 1942. Вып. 4: Богосл. мысль. С. 41-55; 1947. Вып. 5. С. 48-74; 1948. Вып. 6. С. 56-73; Памяти о. Сергия Булгакова. П., 1945; Dostoïevsky: Le Problème du Bien / Trad. B. Hofmann. P., 1946 (перераб. рус. изд.: Тайна добра: (Проблема добра в творчестве Достоевского). Франкфурт-на-Майне, 1960); Бог и Мир: (Миросозерцание о. Сергия Булгакова): В 2 т. П., 1948; Evangelisches und orthodoxes Christentum. Hamburg, 1952; Vision and Action. L., 1952 (нем. пер.: Einheit ohne Vereinigung: Okumenische Betrachtungen eines russischen orthodoxen. Stuttg., 1959); Визит в Англию // ВРСХД. 1953. № 3(28). С. 19-24; Пролегомены экзегезы // ПМ. 1953. Вып. 9. С. 43-50; Aux sources de l'Existentialisme // Vues sur Kierkegaard / Ed. G. Henein, M. Wahba. P., 1955. P. 38-44; Западное Православие // ВРСХД. 1957. № 47. С. 3-16; 1958. № 48. С. 12-25; К понятию бедности в Священном Писании // Там же. 1957. № 47. С. 16-19; Уроки, которые следует извлечь из встречи с Греч. Церковью // Там же. 1957. № 46. С. 10-26; Образы Греции // Там же. 1958. № 49. С. 33-39; № 51. С. 30-46; Философские темы в романе Пастернака «Доктор Живаго» // Там же. 1959. № 1(52). С. 36-44; № 2(53). С. 37-48; Зло и отрицание // Грани. 1960. № 47. С. 191-202; № 48. С. 194-212; Пути Православия на Западе // ВРСХД. 1960. № 1(56). С. 26-30; Images Grecques: D'Athènes au Phanar // Contacts. P., 1959. N 25. P. 36-45; N 26. P. 110-120; N 27. P. 185-192; 1960. N 29. P. 44-49 (отд. изд.: P., 1961); Миссия православных на Западе // Рус. мысль. П., 1963. № 1984. 20 апр.; № 2021. 16 июня; Монашество в творениях Достоевского: (Идеал и действительность) // ВРСХД. 1963. № 70/71. С. 55-72 (франц. пер.: Le monachisme: Réalité et idéal dans l'oeuvre de Dostoïevski // Millénaire du Mont Athos: Études et Mélanges. Chevetogne, 1963. T. 1. P. 353-372); О Ф. А. Степуне и о некоторых его книгах // Мосты: Альм. Мюнхен, 1963. Т. 10. С. 318-340; К 50-летию со дня смерти Ш. Пеги // ВРСХД. 1964. № 72/73. С. 54-60; Рус. религиозная философия и Правосл. Церковь // Там же. 1965. № 75. С. 51-65; Песнь Господня. П., 1981; Предисловие // Булгаков С. Н., прот. Православие: Очерки учения правосл. Церкви. П., 1965. М., 19912; Наш дорогой владыка: [Митр. Евлогий (Георгиевский)] // ЦИВ. 2002. № 9. С. 186-191.
Пер.: Вундт В. Фантазия как основа искусства. СПб., 1914; Пеги Ш. Мистерия о Невинных младенцах: (Отрывок) // Вестн. церк. жизни. 1947. № 8. С. 71-78 (переизд.: Вестн. РХД. 2002. № 183. С. 117-125); он же. Мистерия о младенцах Вифлеемских / Пер.: Ю. А. Гинзбург, Л. А. Зандер // Избранное: Проза. Мистерии. Поэзия. М., 2006.
Лит.: Вейдле В. В. Печали об ушедшем // ВРСХД. 1965. № 75. С. 39-40; Водов В. А. Похороны профессора Л. А. Зандера // Там же. С. 34-35; Горяинова И. Н. Л. А. Зандер и его роль в моей жизни // Там же. С. 47-50; Иоанн (Шаховской), архиеп. Лев Церковный: Памяти Л. А. Зандера // Там же. С. 36-37; Киселев А., прот. Памяти друга и учителя // Там же. С. 40-43; Князев А. П., протопр. Слово на погребение Л. А. Зандера // Там же. С. 75-76; Мейендорф И., прот. Памяти учителя // Там же. С. 46-47; Морозов И. В. Памяти Л. А. Зандера // Там же. С. 44-46; Памяти Л. А. Зандера: Биогр. данные // Там же. С. 26-33; Булгаков С. Н., прот. Из переписки с В. А. и Л. А. Зандер // Там же. 1971. № 101/102. С. 71-84; Зандер В. А. Путь моей жизни // Вестн. РХД. 1984. № 141. С. 202-227; № 142. С. 271-287; Любимов Б. Н. Тайна добра // ППр. 1993. № 2. С. 89-95; Братство Святой Софии: Мат-лы и док-ты, 1923-1939 / Сост.: Н. А. Струве. М.; П., 2000; Флоровский Г., прот. Экуменическое страдание: Критика экуменических воззрений Льва Зандера // http://www.pstbionline.orthodoxy.ru [Электр. ресурс]; Иркитова А. В. Книжное собрание Л. А. Зандера (1893-1964) в Б-ке РАН // Общество и власть: Мат-лы Всерос. науч. конф. (пам. А. Я. Лейкина). СПб., 2006. С. 186-190.
М. В. Никифоров
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (1871- 1944), прот., экономист, философ, богослов
  • «ВЕСТНИК РУССКОГО ХРИСТИАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ» выходит с 1 дек. 1925 г.
  • ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович (1877 - 1954), рус. философ
  • ГОГОЦКИЙ Сильвестр Сильвестрович (1813 - 1889), философ и педагог, историк философии
  • ЕВДОКИМОВ Павел Николаевич (1900 - 1970), религ. философ
  • ЕВРАЗИЙСТВО первоначально идейно-мировоззренческое, затем также общественно-политическое движение
  • ИЛЬИН Владимир Николаевич (1890/91 - 1974), философ, богослов, лит. и муз. критик, композитор
  • ИЛЬИН Иван Александрович (1883 - 1954), рус. религ. философ, правовед, публицист, общественный деятель