(Полянский Михаил; 15.05.1830, с. Богатырёво Землянского у. Воронежской губ.- 26.09.1903, Бизюков Пропасной мон-рь), свт. ((пам. 26 сент., в Соборе Воронежских святых - 4 сент. и в Соборе Крымских святых - 15 дек.), еп. Уфимский и Мензелинский. Род. в семье диакона; в 1853 г. окончил Воронежскую ДС со званием студента. В том же году по благословению архиеп. Воронежского Иосифа (Кобыльского-Богословского), которого считал своим духовником, Полянский женился на сироте, дочери священника Воронежской епархии. 25 сент. 1854 г. архиеп. Иосифом был рукоположен во диакона, а 26 сент.- во иерея к церкви с. Касторного Землянского у. Воронежской губ. Трудами о. Михаила приходский сельский храм был расширен 2 новыми приделами - свт. Николая Чудотворца и вмц. Варвары, были построены новая колокольня и ограда.
После смерти жены 16 марта 1862 г. Полянский поступил в число братии Митрофанова воронежского в честь Благовещения Пресв. Богородицы монастыря. Одновременно с 1 апр. 1863 по 11 сент. 1864 г. исполнял должность наставника в Воронежском ДУ. 1 июня 1864 г. архиеп. Воронежским Иосифом (Богословским) свящ. Михаил был пострижен в монашество с именем в честь мч. Иустина Философа. Архиеп. Иосиф назначил новопостриженика народным духовником и проповедником в мон-ре и одновременно утвердил педагогом в Воронежское ДУ. В том же году по собственному ходатайству И. был перемещен в Киевскую епархию и 4 нояб. определен в число братии киевского Братского в честь Богоявления монастыря. В 1865 г. для продолжения образования И. поступил в КДА, по окончании к-рой 13 авг. 1869 г. назначен преподавателем Харьковской ДС по кафедре основного, догматического и нравственного богословия. 17 февр. 1870 г. архиеп. Харьковским Нектарием (Надеждиным) награжден набедренником.
14 февр. 1870 г. И. был назначен инспектором Литовской ДС. 21 апр. того же года удостоен степени магистра богословия за дис. «Нравственное учение св. отца нашего Исаака Сирина». 28 сент. 1870 г. получил благословение Синода за пожертвование книг в ученическую б-ку. С 27 июня 1870 по 3 авг. 1875 г. И. неск. раз (в общей сложности в течение 1 года и 2 месяцев) исполнял должность ректора Литовской ДС. Позже И. вспоминал, что в Вильне ему «пришлось переделать весь семинарский корпус; в обоих этажах выбрать своды, поделать полы и потолки, устроить до 80 печей и новый корпус для больницы» (Грамматин. 1904. С. 87). 23-27 мая 1871 г. по поручению архиеп. Литовского и Виленского Макария (Булгакова) И. ревизовал Жировицкое ДУ. 15 апр. 1872 г. архиеп. Макарием И. был возведен в сан архимандрита. Определением Синода от 12-26 дек. 1875 г. И. был утвержден в должности ректора Костромской ДС, одновременно преподавал догматическое богословие. По его инициативе в Костромской ДС было построено 7 каменных корпусов, посажен семинарский сад. В Костроме вышло 1-е печатное сочинение И. (1883), написанное в связи с кончиной 7 июня 1883 г. еп. Игнатия (Рождественского). Здесь же И. составил по семинарской программе труд «Православно-христианское вероучение, или Догматическое богословие».
22 дек. 1884 г. И. был назначен епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии; хиротония состоялась 27 янв. 1885 г., в день памяти свт. Иоанна Златоуста. Будучи викарием, И. управлял рязанским в честь Преображения Господня монастырем. В обители устроил хозяйственные службы, колодец, разбил палисадник.
С 10 авг. 1885 г. епископ Новомиргородский, 1-й викарий Херсонской епархии. Трудами И. в Херсоне была расширена Крестовая ц., возведена новая колокольня, устроены 2 бассейна (видимо, для охлаждения воздуха в жаркие летние дни), реставрирован собор в честь Успения Пресв. Богородицы, воздвигнута и освящена новая каменная ц. в честь Сретения Господня, насажен сад из белых акаций. По свидетельству И., во время служения на Херсонской кафедре он удостоился посещения Божией Матери: «Явилась мне, недостойному, во всей небесной красоте и величии и возложила на меня большой венок из белых роз и лилий. И когда я в необыкновенном восторге спросил: «Кто это?» - мне отвечал невидимый голос: «Святая Святых Большая!»» (Там же. С. 88). Для увековечения памяти об этом событии И. поставил в херсонском соборе, на горнем месте, икону Успения Божией Матери, а под ней - медную дощечку с надписью: «Радуйся, Святая Святых Большая»; рядом положил резной позолоченный венок с крестом посередине. Позже, пребывая на Тобольской кафедре, И. составил акафист Абалакской «Знамение» иконе Божией Матери, в каждом икосе к-рого имеется воззвание: «Радуйся, Святая Святых Большая». В период пребывания И. на Рязанской кафедре была написана большого размера, в рост, икона Божией Матери, к-рую украшал венок («во образ виденного»). И. передал ее в Успенский Ольгов мон-рь в Рязанском у. и губ., обращенный им из мужского в женский.
16 дек. 1889 г. И. возглавил Тобольскую и Сибирскую кафедру. В Тобольск прибыл 13 февр. 1890 г., во вторник на 1-й седмице Великого поста. Вскоре по прибытии И. подарил всем настоятелям церквей г. Тобольска свое соч. «Догматическое богословие»; собственноручно на каждом экземпляре святитель написал наказ пастырям «исполнять закон Божий и ревностно проходить свои обязанности».
Трудами И. в Тобольске были «поновлены» 2 флигеля при архиерейском доме, отремонтированы храмы во имя свт. Николая Чудотворца (1-я треть XVIII в.) и в честь Казанской иконы Божией Матери (2-я пол. XVIII в.), в Тобольской ДС построена ц. во имя свт. Димитрия Ростовского. В Междугорском во имя св. Иоанна Предтечи мон-ре близ Тобольска была возведена новая каменная 2-этажная церковь-усыпальница, в которой И. хотел быть похороненным. На заимке обители в Жуковке поставлена небольшая деревянная ц. во имя мч. Феодота и 7 дев - в память жертв голода и холеры 1891-1892 гг. Архиерей чтил память «апостола Сибири» митр. Тобольского Филофея (Лещинского). В Тюмени И. освятил ц. во имя Сорока мучеников Севастийских, великомучеников Георгия, Феодора Стратилата и царицы Александры, первоначально устроенную митр. Филофеем (Лещинским) в тюменском во имя Св. Троицы мон-ре. При вторичном посещении Троицкой обители И. освятил малую келейную церковь митр. Филофея - «во имя Пречистыя». В 1891 г. у гробницы митр. Тобольского и всея Сибири Иоанна (Максимовича) в приделе свт. Иоанна Златоуста Успенско-Софийского собора по распоряжению и на средства И. был возложен медный венок с крестом. С 10 июня 1891 г. в приделе епископ установил ежедневное (кроме времени поста) служение литургии с поминовением И. и панихид по святителю.
В Тобольской епархии И. благоустроил северные (Обдорскую, Кондинскую, Сургутскую) епархиальные миссии. Особые меры принял по реорганизации Кондинской миссии среди остяков с центром в Троицком муж. мон-ре в с. Кондинском Берёзовского окр. Тобольской губ. на Оби (ок. 800 верст севернее Тобольска), где существовала монастырская школа для новокрещеных. Однако в целом деятельность этой миссии была малоуспешной. По ходатайству И. эта миссия была закрыта, а мон-рь преобразован в женский; сестры занимались обучением небольшого числа девочек из инородцев. Миссионерские же труды среди местных племен И. поручил монахам Абалакского в честь иконы Божией Матери «Знамение» муж. монастыря в Тобольском окр. и губ., где была создана миссионерская школа. В 1890 г. по благословению И. в епархии было открыто Тобольское епархиальное братство вмч. Димитрия Солунского, миссионерское отд-ние к-рого поддерживало Обдорскую (север Тобольской епархии) и Киргизскую (юг Тобольской епархии) миссии, вело борьбу с баптистами и др. сектантами. В задачи проповеднического отд-ния входили сбор, систематизация, издание и рассылка по приходам лучших проповедей священников епархии. Поскольку губ. типография не справлялась с заказами братства, И. открыл братскую типографию, в которой помимо книг печатались учебники и пособия для церковноприходских школ, «Листки епархиального братства», газ. «Тобольский епархиальный листок» и др. Типография братства стала по объему изданий 5-й церковной типографией в России. В Тобольске и др. городах епархии братство открыло общедоступные б-ки, в храмах организовало внебогослужебные чтения, помогало церковноприходским школам, расположенным в районах проживания старообрядцев, и содержало «передвижные школы» для сев. народностей.
18 авг. 1891 г. И. отправил в Синод рапорт с просьбой об учреждении на юге Тобольской епархии особой правосл. миссии, предлагая открыть 3 стана: в Каркаралинске, Акмолинске (ныне Астана) и Атбасаре, назначить в каждую из них миссионера, а также помощников для него и переводчика. Кроме этого он предлагал по примеру Томской миссии назначить оплату миссионерам. Рапорт епископа Синод передал в Совет Православного миссионерского об-ва, который 5 марта 1892 г. постановил выделить на содержание миссий на юге Тобольской епархии средства (4470 р.) с тем условием, чтобы открытие миссий и назначение миссионеров производились тобольским епархиальным начальством. 30 апр. 1894 г., уже при Тобольском еп. Агафангеле (Преображенском), Синод разрешил «открыть православную миссию среди киргиз, населяющих Тобольскую епархию».
В 1893 г. И. по болезни подал прошение об увольнении на покой. «Постигла меня болезнь-плеврит от простуды на Пасхе,- писал И. в записках.- Болезнь действительно была невыносимо северная, так что я лишился было и пищи, и сна, и 100 дней сидел в кресле, отплевываясь от плеврита. Не видя конца болезни, я вынужден был просить увольнения от должности…» 17 июля 1893 г. И. был уволен на покой и назначен управляющим раненбургской Петропавловской пуст. в Рязанской губ. на правах настоятеля. 17 авг. 1893 г. епископ отбыл из Тобольска. Стараниями И. в Петропавловской пуст. были отремонтированы теплый собор св. Иоанна Предтечи и холодный собор апостолов Петра и Павла. В 40 км от обители И. устроил Вознесенский скит с дубовой ц. в честь Вознесения Господня и с домом настоятеля. «После бурного моря Тобольского, которое едва не разбило моей утлой ладьи вдребезги, жил я в тихой пристани Раненбургской пустыни и наслаждался мирным и спокойным состоянием духа и сердца»,- писал И. (Там же. С. 90-91).
10 дек. 1894 г. И. возглавил Рязанскую и Зарайскую епархию, 22 дек. прибыл в Рязань; после встречи в кафедральном соборе помолился в Архангельском соборе Рязанского кремля, у места захоронения своего предшественника архиеп. Феоктиста (Попова). Этот древний собор был некрополем Рязанских архипастырей.
При И. значительно оживилась деятельность братства во имя свт. Василия, еп. Рязанского, учрежденного при Рязанской архиерейской кафедре еще в 1878 г. с миссионерскими целями. Братство состояло под покровительством епархиального архиерея и начальника губернии, которые оказывали ему всестороннюю поддержку. Членом братства мог стать каждый желающий, но настоятели и настоятельницы мон-рей были обязаны состоять в его рядах. Деятельность братства была обширна - от собирания сведений о религиозно-нравственном состоянии населения до содействия церковной проповеди. Братство распространяло Евангелия, книги духовного содержания, приобретало и издавало противосектантские книги и брошюры, покупало старопечатные и старописаные книги, сочинения, написанные раскольниками, и т. д. Архиерей способствовал открытию при братстве типографии, б-ки и книжного склада; последние располагались при Рязанском ДУ, а позже были переведены в кремль, в здание духовной консистории. За заслуги по духовному ведомству 5 мая 1895 г. И. был награжден орденом св. кн. Владимира 2-й степени.
20-22 сент. 1895 г., в период пребывания И. на Рязанской кафедре, состоялось грандиозное празднование 800-летнего юбилея г. Рязани и 600-летия со дня преставления свт. Василия Рязанского. Разработанная епископом программа по подготовке празднований предусматривала следующие мероприятия: «1) Оправить древнейший Архангельский собор, как усыпальницу древних князей и владык рязанских, назвать его Братской церковью, приурочить к нему братство свт. Василия… и открыть в нем всегдашнее поминовение Царской фамилии… Рязанских архиереев и братчиков, умерших и живых, по особому Синодику… 2) Соорудить благолепную икону свт. Василия Рязанского, в большом размере, наподобие крестовской и поставить ее в помянутом Архангельском соборе на видном месте, с двумя хоругвями - одною от города, а другою - от братства… 3) Напечатать славянскими буквами в Синодальной типографии как службу, так и акафист свт. Василию, вновь пересмотренные и исправленные; а также установить однажды навсегда и день торжественного празднования свт. Василию, именно 10-го июня, как день открытия и перенесения св. мощей Его» (об этом И. к тому времени уже отправил ходатайство в Синод). При этом И. предложил восстановить и празднование кн. мч. Рязанскому Роману Ольговичу, приходящееся на 19 июля. Наконец, И. поставил вопрос о необходимости обновить часовню на могиле святителя и благоукрасить соборную площадь «хотя бы палисадом, начиная от колокольни, с воротами в Спасский монастырь и в Архиерейский дом; а внутри посадкою прочных и красивых дерев», поскольку «нигде не видно такой небрежной открытости и совершенной беззащитности соборных зданий», украсить и защитить открытую соборную площадь деревьями (Празднование 800-летия. С. 8). Епископ составил проект богослужений и крестных ходов в день празднования.
На 1-м заседании Юбилейной комиссии 20 апр. 1895 г. И. вместе с рязанским губернатором Н. С. Брянчаниновым и членами Рязанской ученой археографической комиссии обсудил планы предстоящего празднования. Программа, предложенная И., была принята Рязанской городской думой (ГА Рязанской обл. Ф. 869. Оп. 1. Д. 33. Л. 2-2 об., 3 об.) и претворена в жизнь: отремонтирован и освящен И. незадолго до юбилея Архангельский собор (церковь получила именование «Братская» и стала центром деятельности братства). Величественная икона свт. Василия была написана на средства города акад. Н. В. Шумовым. На могиле свт. Василия Рязанского у храма во имя св. князей Бориса и Глеба был обновлен памятник (1836) святителю. В «Рязанских ЕВ» от 1 июня 1895 г. за подписью И. были напечатаны тексты тропарей и молитвы святителю, которые употребляются при богослужении и в XXI в. (Сказание о св. Василии. 1895).
20 сент. 1895 г. в Борисоглебском храме (бывш. кафедральном соборе) празднества начались с заупокойной литургии в память князей и княгинь, Рязанских архиереев, военачальников и бояр и всех в правосл. вере усопших жителей рязанских пределов. Служение совершал ректор Рязанской ДС прот. И. К. Смирнов. В 14 ч., после благовеста в Борисоглебском храме, из всех церквей города к могиле свт. Василия Рязанского направились крестные ходы с чтимыми иконами и хоругвями. Ректор семинарии отслужил молебен свт. Василию, в к-ром приняли участие все рязанское духовенство, клир и семинарский хор. Молебен завершился вознесением составленной И. молитвы святителю. Соединенный крестный ход направился в Христорождественский собор кремля, где почивали мощи свт. Василия. Когда шествие вступило на площадь, ему навстречу из собора вышел И., приложился к иконе свт. Василия и проводил святыню в собор. Колокольню перед соборами украшали транспаранты, на которых были изображены святитель, плывущий по Оке, и кн. мч. Роман Рязанский. Служба одновременно совершалась во всех 3 соборах (Христорождественском, Успенском и Архангельском). В Христорождественском соборе всенощную с литией и величанием, с прочтением акафиста и молитвы святителю перед его ракой совершил И. в сослужении 3 архимандритов, игумена и соборного причта. Для паствы было прочитано сказание о Рязанском святителе.
21 сент. в Рязани и во всех церквах епархии по распоряжению И. были отслужены литургии с акафистом и молебном свт. Василию. Праздничную позднюю литургию в Христорождественском соборе совершили И., Михайловский еп. Полиевкт (Пясковский) в сослужении настоятелей рязанского во имя Св. Троицы мон-ря архим. Владимира (Добролюбова), Иоанна Богослова мон-ря архим. Виталия (Виноградова), а также ректора семинарии прот. Иоанна Смирнова (впосл. архиепископ Рязанский). Одновременно богослужение совершалось и в кафедральном летнем Успенском соборе, к-рый, как и Архангельский собор, был обновлен по благословению И. заботами соборного старосты В. А. Постникова. В Успенском соборе служение совершали архимандриты Солотчинского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря Македоний (Аристов) и Радовицкого во имя свт. Николая Чудотворца монастыря Нестор (Ильинский).
По окончании литургии состоялся крестный ход всего духовенства. От соборной колокольни через мост по бульвару до триумфальной арки стояли войска; впереди шествия ехали 4 конных артиллериста, а по сторонам - 16 верховых. Шествие двигалось к сооруженному на соборной площади помосту, обтянутому красным сукном и убранному живыми цветами. Ко времени прибытия крестного хода на площади были выстроены войска из квартировавшихся в Рязани частей пехоты и артиллерии, а также воспитанники и воспитанницы всех учебных заведений города. На помосте епископ в сослужении всего городского духовенства совершил благодарственный молебен с возглашением многолетия. При пении «Тебе Бога хвалим» начался салют из пушек. По завершении молебна на площади состоялся парад войск. Учащиеся городских школ были приглашены в Городскую управу, где им раздавались лакомства и брошюры, составленные И.,- «Сказание о св. Василии, первом еп. Рязанском» и «Св. благоверный кн. Рязанский, вмч. Роман Ольгович» (было роздано 4500 брошюр). Затем И. принял участие в праздничном заседании Рязанской губ. ученой архивной комиссии в зале Дворянского собрания. В 3-й день праздника, который в документах назвали «торжеством молодого поколения г. Рязани», в зале Дворянского собрания состоялся литературно-муз. вечер. Написанные и выправленные И. службы, акафист, молитвы свт. Василию и кн. Роману были им позже переданы в б-ку кафедрального собора Рязанского кремля и употребляются при богослужении доныне.
14 окт. 1896 г. И. был назначен епископом Уфимским и Мензелинским, 14 нояб. прибыл в Уфу. Как и в Тобольске, одним из первых его деяний на новой кафедре стало учреждение епархиального братства в честь Воскресения Христова при кафедральном соборе, торжественное открытие к-рого состоялось 20 дек. того же года. Согласно уставу, братство действовало под председательством правящего архиерея, имело миссионерский, просветительный, попечительный и распорядительный отделы. С помощью братства И. удалось добиться существенных результатов в устроении различных сторон епархиальной жизни. Так, братство учредило должности епархиального и уездных противораскольнических и противосектантских миссионеров, содержало кафедру истории и обличения «мухаммеданства» в Уфимской ДС, организовывало миссионерские беседы. Также братство собирало точные статистические сведения по епархии о числе раскольников, сектантов и иноверцев. На средства братства издавалась и распространялась духовно-просветительная лит-ра. За вечерними богослужениями в крестовой Свято-Духовской ц., а также во время поездок по епархии И. бесплатно раздал до 300 тыс. экз. книг и брошюр религиозно-нравственного содержания. В 1897 г. братство открыло книжную лавку и епархиальный книжный склад с целью распространения среди прихожан брошюр религиозно-нравственного и церковно-исторического содержания, образков и крестиков, что способствовало созданию новых и пополнению старых фондов приходских б-к. В 1897 г. при Казанском соборе г. Стерлитамака братство создало противораскольническую б-ку.
1 окт. 1897 г. братство открыло в Уфе 3-годичный класс подготовки псаломщиков по составленной И. программе «Общего обучения в псаломщицком классе». К 1 янв. 1899 г. в этом классе обучалось 28 учеников, из к-рых 22 происходили из духовного сословия, а 6 - из др. сословий; 13 учащихся были сиротами или из бедных семей и пользовались содержанием от братства. Определением Совета братства от 6 окт. 1898 г. 3-й год обучения в классе предназначался для изучения предметов по программе 2-классных церковно-приходских школ с добавлением предметов, положенных в особых «Правилах для производства испытаний по духовному ведомству на звание учителя одноклассной церковноприходской школы». Это давало возможность способным учащимся после сдачи экзамена поступать учителями в церковноприходские школы и школы грамоты.
И. принимал энергичные меры по увеличению количества церквей, попечительств при них и приходских школ. Вскоре по прибытии на кафедру И. освятил после реконструкции Петропавловскую ц. тюремного замка, а также утвердил кандидатуры священника и псаломщика, которым надлежало совершать службы в воскресные и праздничные дни и заботиться о духовно-нравственных нуждах заключенных. Летом 1897 г. епископ инициировал капитальный ремонт обветшавшего Воскресенского кафедрального собора г. Уфы, расширил и отремонтировал архиерейский дом, реставрировал крестовую Свято-Духовскую ц., обновил иконостасы. Прежние иконостасы И. передал в устроенную по его инициативе деревянную ц. во имя Всех святых при архиерейском доме, предназначенную для бедных жителей архиерейской слободы. Осенью 1897 г. был заложен каменный фундамент, а 22 мая 1898 г. освящен однопрестольный деревянный храм с колокольней.
22 марта 1897 г. состоялось освящение временной ц. во имя свт. Николая Чудотворца при уфимском железнодорожном вокзале, построенной в память о помолвке последней имп. четы; в 1899 г. была заложена «постоянная» каменная церковь. И. освятил приделы уфимской Александровской ц.: правый - во имя вмч. Пантелеимона (26 авг. 1897) и левый - во имя вмц. Екатерины (3 окт. 1899). В целом за период служения И. в епархии было построено и освящено 26 храмов и 16 молитвенных домов; разрешено вновь строить 23 церкви, 15 молитвенных домов и часовню; дозволено перестроить, возобновить и расширить 7 церквей и 3 часовни. К 1900 г. в Уфимской епархии насчитывалось до 330 самостоятельных приходов и до 366 церквей, свыше 280 церковных попечительств. Храмовому строительству содействовало епархиальное братство, к-рое приняло участие в возведении и реставрации 192 церквей и 4 соборов епархии.
Заботами И. в Уфимской епархии было открыто ок. 20 приходских школ. В июне-июле 1898 г. в соответствии с распоряжением Синода он устроил в Уфе первые краткосрочные педагогические курсы для учителей и учительниц церковноприходских школ. На курсы прибыл 71 чел., еще 6 педагогов посещали занятия в качестве вольнослушателей. Для подготовки священнослужителей в инородческие приходы И. исходатайствовал перед Синодом разрешение (указ от 28 июля 1897) на прием в 5-й класс Уфимской ДС учащихся (не более 4 в год), получивших образование в инородческих школах с правами средних учебных заведений, с предоставлением во время обучения в семинарии места проживания и казенной пищи. На 1900 г. в Уфимской ДС в соответствии с разрешением обучалось 5 чел.
Большое внимание И. уделял устроению монашеской жизни в епархии. В 1897 г. по его представлению игуменом уфимского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря был назначен иером. Иоиль. Началось возрождение обители, находившейся в полном упадке: построено новое, каменное здание монастырского комплекса, восстановлена разрушенная ограда, из Москвы привезен колокол весом 300 пудов. В том же году в уфимском в честь Благовещения Пресв. Богородицы жен. мон-ре И. освятил храм в честь Иверской иконы Божией Матери. По ходатайству архиерея указом Синода от 21 июля 1898 г. Покровская женская община при с. Прасковьине Стерлитамакского у. Уфимской губ. (учреждена в 1892-1893) была преобразована в общежительный монастырь. 2-3 сент. 1898 г. И. возглавил торжества открытия монастыря и возвел в сан игумении мон. Августину.
По инициативе И. был устроен епархиальный свечной завод, к-рый снабжал свечами и соседние епархии. Заслугой И. является значительное улучшение архиерейского хора, ставшего явлением в культурной жизни Уфы. Неоднократно И. направлял церковные средства и на благотворительную деятельность, напр., устроил в Уфе приют для престарелых и больных лиц заштатного духовенства. На основании указа Синода от 25 нояб. 1899 г. И. открыл при Уфимском епархиальном училищном совете и его уездных отделениях - Мензелинском, Белебеевском и Бирском - временные Попечительные комитеты для сбора пожертвований на устройство при церковных школах епархии бесплатных столовых для учащихся в местностях, пострадавших от неурожая хлеба. Эти средства были использованы также на приобретение для учащихся одежды и обуви, на выдачу денежных пособий нуждающимся учителям в тех же школах и на отопление школьных зданий.
Особое внимание И. уделял воспитанию пастырей, организации проповеднического дела в епархии, чему посвящал мн. статьи и поучения (напр.: Воззвание к уфимскому духовенству // Уфимские ЕВ. 1897. № 3. С. 80-81; Вниманию пастырей как проповедников Уфимской Церкви // Там же. № 4. С. 119-123; Руководство молодым и неопытным священникам при совершении таинства покаяния // Там же. № 5. С. 191-199). В помощь священникам И. составил обширную и разностороннюю «Программу для пастырских поучений и чтений» (Там же. № 4. С. 133-142; № 5. С. 171-179; № 6. С. 210-218; № 7. С. 255-261; № 8. С. 287-292; № 9. С. 345-349; № 10. С. 397-409). Повышению уровня проповедей содействовал и Совет братства, в обязанности к-рому И. вменил разбор проповедей, представляемых священниками. Только за 1-й год существования братства Совет рассмотрел более 400 проповедей. С 1 окт. 1897 г. в соборных и приходских церквах Уфимской епархии по воскресеньям и праздничным дням И. было установлено чтение акафиста, во время к-рого производились сборы в пользу Палестинского православного об-ва. Пример подал сам архиерей, к-рый с 1897 г. в крестовой Свято-Духовской ц. проводил Евангельские чтения. Материалы чтений публиковались в виде особого приложения к «Уфимским ЕВ» 1897-1898 гг., а также были изданы отдельной книгой (Вечное Евангелие. 1897).
На правление И. пришлась юбилейная дата - 100-летие учреждения Оренбургско-Уфимской епархии с кафедрой в Уфе. В Оренбурге празднество состоялось 16 окт. 1899 г., в тот день, когда предполагалось открыть епархию. В Уфе же торжество приурочили к 4 марта - дню открытия в 1800 г. консистории, когда прибывший на кафедру 1-й еп. Оренбургский и Уфимский Амвросий (Келембет) сделал о том распоряжение. Различие празднеств сказалось и в их программе: в Оренбурге торжество имело официальный характер, с приглашением почетных гостей из др. епархий, а в Уфе - домашний, только архипастырь и его ближайшие сотрудники. 4 марта 1900 г. в честь 100-летия со дня открытия в Уфе епархиального управления в Крестовой ц. архиерейского дома И. совершил литургию в сослужении всего старшего духовенства города. За литургией была провозглашена вечная память, отслужены заупокойная ектения о почивших служителях Уфимской епархии и благодарственный молебен с возглашением многолетий императору и царствующему дому, Синоду и архипастырю с паствой. После богослужений в покоях И. в архиерейском доме состоялось собрание всего духовенства и духовно-учебной корпорации во главе с епископом, на к-ром была прочитана краткая историческая записка о деятелях епархиального управления за 100 лет существования Уфимской епархии. По предложению И. было принято решение напечатать особый синодик имен служителей епархии для частого поминовения за литургиями в церквах Уфимской епархии. Затем хором архиерейских певчих в ознаменование перехода епархиального управления из одного столетия в другое был пропет догматик «В Чермном мори».
По благословению И. преподаватели епархиальных духовных учебных заведений И. Е. Златоверховников (1899) и К. П. Херувимов подготовили фундаментальные труды по истории Уфимской епархии. Работа Херувимова «К 100-летию епископской кафедры и консисториального управления в Уфе епархий, Оренбургской и Уфимской (с 4 марта 1800 г. по 21 марта 1859 г.), Уфимской и Мензелинской (с 21 марта 1859 г. по 4 марта 1900 г.)». По благословению И. отдельным изданием вышел один из разделов этого труда (Херувимов. 1900).
«Наиболее же,- писал историк Херувимов,- преосвященнейший содействует успеху духовного просвещения в епархии своими многочисленными сочинениями научно-богословского и религиозно-назидательного содержания». Имелись в виду как написанные им ранее труды, составлявшие к 1900 г. 14 томов и частично изданные в период пребывания епископа на Уфимской кафедре, так и новые, созданные на Уфимской кафедре. В 1898 г. в С.-Петербурге вышла кн. «Зерцало православного исповедания свт. Димитрия Ростовского (в рус. переводе)», а в 1899 г. в Уфимской губ. типографии отпечатан «Алфавит духовный свт. Димитрия Ростовского в русском переводе еп. Уфимского Иустина». В том же году в Москве была издана книга И. «Жизнь во Христе». В 1901 г. в С.-Петербурге вышла кн. «Что такое жизнь и как должно жить», подготовка которой, по всей вероятности, была начата еще в Уфе. Большое духовно-нравственное значение имели публиковавшиеся в «Уфимских ЕВ» проповеди архиерея. Помимо церковно-исторических трудов И. на протяжении всей жизни писал стихи - молитвенные и духовные размышления о жизни (Епископ. Аскет. Поэт // Уфимские ЕВ. 2006. № 6. С. 5; № 7. С. 1). Неизданными остались «Мои мысли, воздыхания и желания под рязанскими зорями и уфимскими ночами».
Полное собрание сочинений И. вышло в 12 обширных томах (М., 1895. Т. 1-10; Рязань, 1896, 1897. Т. 11 и 12). Сочинения И., весьма разнообразные по содержанию, можно разделить на 4 группы: догматические, историко-патристические, работы по аскетике и нравственному богословию, гомилетические. Среди догматических трудов И. основное место занимает «Православно-христианское вероучение или догматическое богословие», составленное по семинарской программе. По мнению критиков, эта работа не является самостоятельным научно-богословским исследованием, а представляет собой систематический свод рус. лит-ры по догматическим вопросам, написанный доступным языком, что позволяло использовать его как пособие по догматике в семинариях. Часть 1 этой работы - «О Боге в Самом Себе и об общем отношении Его к миру и человеку» (СПб., 1884) - журнальным определением Учебного комитета при Синоде от 29 янв. 1886 г. была рекомендована «к приобретению в фундаментальные библиотеки духовных семинарий» в качестве учебного пособия (Оренбургские ЕВ. 1886. № 13. С. 465). В июле 1886 г. Учебный комитет дал положительный отзыв и о 2-й части труда - «О Боге в Его особенных отношениях к человеку и миру» (в рукописи), и решением Синода от 23 июля - 10 авг. это сочинение было рекомендовано в качестве пособия для изучения догматического богословия в семинариях (Там же. 1886. № 18. С. 661-662). Полностью труд опубликован в 3-м и 4-м томах собрания сочинений И.
Центральное место среди историко-патристических трудов И. занимает обширная монография (магистерская диссертация) «Нравственное учение св. отца нашего Исаака Сирина». По мнению критиков, «автор довольно удачно систематизировал аскетическое учение св. Исаака, изложенное у св. отца своеобразным языком и часто без внутренней связи» (ПБЭ. 1906. Т. 7. С. 593-595). В начале 2-го тома собрания сочинений И. дает краткий курс патристики под заглавием «Светила Церкви», приводит ряд кратких жизнеописаний. Там же И. поместил несколько отдельных монографий: «Прп. Нил Сорский», «Св. Иустин Философ», «Еп. Феодор Анкирский», «Еп. Климент Анкирский», «Св. Димитрий Ростовский».
Из работ И. в области нравственного богословия С. Троицкий отмечал «Очерки основных положений христианского нравоучения», «Мысли на каждый день года», «Зерцало православного исповедания свт. Димитрия Ростовского» и др. Особое место в духовном наследии И. занимают сочинения по аскетике, в т. ч. «Прп. и богоносный отец наш Нил, подвижник Сорский, и устав его о скитской жизни» (Рязань, 1885. М., 1902 4), а также «Келейное правило», о к-ром высоко отозвался митр. Мануил (Лемешевский). Известно, что И. начал составлять «Келейное правило» в 1886 г., еще будучи викарным Новомиргородским епископом, а закончил уже в Уфе 16 окт. 1898 г. Книга была издана в 1910 г. при Православной миссии в Корее. «Задача этого колоссального труда, который потребовал упорной и кропотливой работы на протяжении 12 лет: во-первых, обнять всю область предметов, подлежащих молитве, молению, прошению и благодарению, а во-вторых, занять молитвой все время в течение уединенной монашеской жизни для стяжания духа непрестанной молитвы... Перечислив вкратце по отдельности все восемь частей этого труда, невольно хочется отметить особенности и красоту этого «Келейного правила», где как на канве на 24-х часовой молитве св. Иоанна Златоуста, распределенной по три часа на каждую восьмую часть, красивым рисунком идут особенные молитвы, дающие исполняющим это правило полное удовлетворение упованию, вере, надежде и любви к Богу Творцу, Иисусу Христу, Духу Святому, Святой Троице, Божией Матери, Силам Небесным и св. угодникам Божиим».
Современники вспоминали об И. как о ярком проповеднике, аскете и затворнике. Известен его распорядок дня в период пребывания на Уфимской кафедре: «В 5 часов утра я на ногах и занимаюсь собственно своими обязательными келейными делами до 7 часов. В 7 часов до 9 слушаю Божественную литургию. С 9 до 12 часов обыкновенно принимаю просителей. В полдень - с 12 до 3-х часов - трапеза и отдых. От 3 до 5 часов принимаю посетителей. От 5 до 7 часов слушаю вечернее и утреннее Богослужение. С 7 часов до 10, а иногда и долее, занимаюсь обязательными делами епархиальными… Девиз мой - истина и справедливость» (Слово ко всем моим пасомым. 1898. № 22. С. 888-889).
14 июля 1900 г. И. был уволен на покой и вновь назначен управляющим Раненбургской пуст. на правах настоятеля. В июле 1903 г. переведен на покой в Бизюков Пропасной во имя сщмч. Григория мон-рь Херсонской епархии. 14 сент., незадолго до кончины, старец-епископ еще служил литургию и раздавал составленные им листки духовно-нравственного содержания. Похоронен по завещанию в склепе в одной из башен Бизюкова мон-ря. И. глубоко почитался в народе как истинный пастырь, настоящий монах, подвижник. В мон-рь к месту упокоения И. совершались паломничества верующих. По воспоминаниям фельдшера обители Н. Ногачевского, осенью 1919 г. неск. святотатцев задумали проникнуть в замурованный монастырский склеп, чтобы разграбить его, рассчитывая найти там золото. Ночью они подошли к стене монастырской башни и стали железным ломом пробивать отверстие в склепе. После неск. ударов внезапно из стены вырвались яркие струи огня и обратили вандалов в бегство. Мощи И. сохранились в склепе и покоятся под спудом во вновь открытой Бизюковской обители.
И. прославлен в Соборе Крымских святых (празднование установлено в 1988) и в Соборе Воронежских святых (празднование установлено в 2002).