КАПИТО
Том XXX , С. 544-546
опубликовано: 18 июля 2017г.

КАПИТО

[также Капитон; лат. Capito; наст. фам. Кёпфель] Вольфганг Фабриций (ок. 1480, Хагенау (ныне Агно), близ Страсбурга - 4.11.1541, Страсбург), нем. гуманист, богослов, проповедник, один из ведущих деятелей нем. и швейцар. Реформации. Отец К. был состоятельным кузнецом. Первое документальное свидетельство о жизни К. относится к 1501 г., когда он поступил в Ингольштадтский ун-т на фак-т искусств (см. ст. Artes liberales). В 1504/05 г. К. обучался в Гейдельбергском ун-те; затем - во Фрайбургском ун-те, где в 1506 г. получил степень магистра искусств. Следующие 3 года он провел в Страсбурге, работая корректором в типографии Генриха Грана; в это время он заинтересовался идеями гуманизма (Kittelson. 1975. P. 13-15).

В. Ф. Капито. Гравюра. XVI в.В. Ф. Капито. Гравюра. XVI в.В 1509 г. К. вернулся во Фрайбург, начал преподавать на фак-те искусств и обучаться на теологическом фак-те. Вскоре он был рукоположен во пресвитера; в его ординации участвовал Иоганн Экк (1486-1543), впосл. ставший непримиримым оппонентом протестантов. К. читал лекции на фак-те искусств, в т. ч. по сочинениям Иоанна Дунса Скота († 1308) и Уильяма Оккама († 1349), следуя т. н. via moderna в схоластике, и на теологическом фак-те по книгам ВЗ и НЗ (Ibid. P. 15). В 1512 г. К. получил степень лиценциата теологии; в том же году он был назначен экстраординарным профессором теологии с соответствующим должности жалованьем (Ibid. P. 16). Однако вскоре К. принял более выгодное с финансовой т. зр. предложение еп. Шпайерского Филиппа фон Розенберга (1504-1513): он был каноником и проповедником в монастыре бенедиктинцев в Брухзале, где провел 3 года. В это время К. начал изучать древнеевр. язык; впосл. он стал одним из лучших гебраистов Германии, им был создан ставший весьма популярным в Европе учебник древнеевр. языка (Hebraicarum institutionum libri duo, 1518).

В 1515 г. еп. Базеля Кристоф фон Утенхайм (1502-1527) пригласил К. на должности проповедника в кафедральном соборе города и профессора теологии в ун-те. 3 июля 1515 г. К. получил степень доктора теологии во Фрайбургском ун-те и вскоре начал преподавать ВЗ на теологическом фак-те Базельского ун-та (Kittelson. 1975. P. 25). В Базеле К. стал участником кружка гуманистов, в который входили Иоганн Эколампадий (1482-1531), Конрад Пелликан (1478-1556), Беат Ренан (1485-1547) и др. К. был знаком с жившим в Базеле Эразмом Роттердамским (1469-1536) и помогал ему в подготовке 1-го греч. издания НЗ (Novum Instrumentum omne. Basileae, 1516). Эразм в переписке отмечал хорошее знание К. древних языков, благодаря чему К. стал широко известен в Европе как ученый-гуманист. После выхода издания Эразма К. защищал его от нападок противников, в т. ч. возражая на критику архиеп. Йоркского Эдуарда Ли († 1544).

Во время пребывания в Базеле К. вступил в переписку с Мартином Лютером (1483-1546), в ходе к-рой, в частности, советовал тому быть более дипломатичным в критике католич. Церкви; ссылаясь на Деян 23. 6, призывал следовать примеру св. ап. Павла в уклончивости формулировок (см.: Luther. WA: BW. Bd. 1. S. 197-200. N 91). В 1518 г. К. подготовил 1-е печатное собрание лат. трактатов Лютера, в состав к-рого входили: «95 тезисов» Лютера с его обоснованием их содержания, адресованным папе Римскому Льву X (1513-1521); направленный против Лютера «Диалог» (Dialogus) Сильвестра Приератиса († 1523) и ответ на него Лютера; проповеди Лютера «О покаянии», «Об индульгенциях» и «О силе отлучения»; направленные против Экка тезисы Андреаса Карлштадта (1486-1541) и нек-рые др. сочинения. К. убедил базельского книгоиздателя Иоганна Фробена († 1527) опубликовать собрание (Ad Leonem X Pontificem maximum, Resolutiones disputationum de virtute indulgentiarum reveredi patris ac sacrae Theologiae doctoris Martini Luther. [Basel], 1518). В кон. 10-х гг. XVI в. наличие общих гуманистических и богословских интересов способствовало началу переписки К. с Филиппом Меланхтоном (1497-1560), Ульрихом Цвингли (1484-1531), Мартином Буцером (1491-1551).

В 1520 г. архиеп. Майнцский Альберт Бранденбургский (1514-1545) по протекции нем. гуманиста Ульриха фон Гуттена (1488-1523) предложил К. должность соборного проповедника, канцлера архиеп-ства и личного помощника. При дворе архиеп. Альберта К. выступал в роли миротворца, стараясь не допустить открытых враждебных действий архиепископа по отношению к Лютеру. В 1521 г., когда Лютер скрывался в замке Вартбург после Вормсского рейхстага, К. посетил Виттенберг, где встретился с Меланхтоном и предотвратил публикацию памфлета Лютера против архиеп. Альберта как продавца индульгенций, все еще надеясь добиться взаимопонимания между Лютером и архиеп. Альбертом. В марте 1522 г. К. еще раз посетил Виттенберг и встретился с Лютером, заверив его в своей расположенности к нему. В результате общения с Лютером, Меланхтоном и др. сторонниками церковных реформ К. стал проявлять интерес к их религ. идеям и начал постепенно склоняться на сторону Реформации (Kittelson. 1975. P. 83-85).

В 1523 г. К. отказался от должностей при дворе архиеп. Альберта и принял решение переселиться в Страсбург, гл. обр. для защиты своих прав на бенефиций в страсбургской Томаскирхе, к-рый был важным источником его доходов. 7 июля 1523 г. он купил гражданские права и стал полноправным жителем этого имперского города. Вскоре после прибытия в Страсбург К. окончательно порвал с католич. Церковью и совместно с Буцером, Маттеусом Целлем (1477-1548) и Каспаром Гедионом († 1552) стал заниматься церковными реформами. В 1524 г. К. был избран паствой ц. Юнг-Санкт-Петеркирхе на должность пастора. В том же году К. женился на Агнес Рёттель, дочери городского советника; после ее смерти в 1532 г. женился на Вибрандис Розенблатт.

К. поддерживал постоянную переписку с лидером протестант. общины Цюриха Цвингли, разделяя мн. его богословские взгляды. Осуждая анабаптистов, ведших активную проповедническую деятельность в Страсбурге и его окрестностях, К. защищал практику крещения младенцев. Однако он не был сторонником силовой борьбы с «сектантами»: когда с согласия Цвингли был утоплен лидер анабаптистов Феликс Манц († 1527), К. выразил обеспокоенность, обратив внимание на то обстоятельство, что смерть Манца привела к тому, что еретик воспринимается как мученик за веру (см.: The Correspondence. 2009. P. 274-276. N 327). К. считал изгнание достаточным наказанием за ересь; в 20-х гг. XVI в. он в отличие от Буцера призывал к терпимости по отношению к анабаптистам в Страсбурге, однако после 1532 г. занял более жесткую позицию и считал, что городские власти должны активно бороться с «сектантами».

С 1525 г. К. и др. протестант. проповедники Страсбурга добивались от властей Базеля запрещения католич. мессы; после многочисленных просьб К. и долгих переговоров соответствующее решение было принято городским советом в 1529 г. В окт. того же года К. был приглашен на Марбургский диспут, в ходе которого была предпринята неудачная попытка сблизить точки зрения Лютера и Цвингли по вопросу о смысле таинства Евхаристии, однако К. не смог присутствовать в Марбурге из-за болезни. Его взгляд на Евхаристию первоначально был очень близок к учению Цвингли, однако впосл. он перешел на компромиссную позицию Буцера: оставаясь противником учения о пресуществлении, К. в 30-х гг. XVI в. принял концепцию реального присутствия Христа в Евхаристии, что способствовало его сближению с лютеранами.

В ходе Аугсбургского рейхстага (1530) лютеранами было оглашено составленное Меланхтоном Аугсбургское исповедание; Цвингли также составил исповедание веры цюрихской протестант. общины. Желая подчеркнуть собственную религиозную независимость и вместе с тем обозначить возможность компромисса между религиозными взглядами Лютера и Цвингли, К. и др. страсбургские реформаторы, в т. ч. Буцер, Якоб Штурм (1489-1553), Матис Пфаррер (1489-1568), составили Тетраполитанское исповедание (Confessio Tetrapolitana), названное так вследствие того, что оно являлось исповеданием веры 4 городов: Страсбурга, Констанца, Меммингена и Линдау. К. и др. страсбургские проповедники намеревались представить документ на рейхстаге, однако его в отличие от Аугсбургского исповедания власти даже не позволили прочесть. От Аугсбургского исповедания документ отличается гл. обр. учением о Евхаристии, формулируя к-рое К. и Буцер занимали промежуточную позицию между Лютером и Цвингли: они говорили как о присутствии в Евхаристии истинных Тела и Крови Христовых, так и о том, что евхаристические Хлеб и Вино не меняют своей сущности; настаивали на духовной, а не телесной природе причащения.

В 30-х гг. К. фактически передал руководство общиной Страсбурга Буцеру и почти отошел от дел. Вместе с тем он поддерживал переписку со мн. деятелями Реформации и принимал участие в различных межпротестант. совещаниях и переговорах. Так, К. присутствовал на собрании в Берне местных проповедников (9-14 янв. 1532), где способствовал восстановлению мира между протестант. проповедниками и городским советом (подробнее см.: Strasser. 1928). В 1533 г. городской совет Страсбурга разрешил провести общее собрание проповедников; в ходе собрания К. принимал участие в обсуждении исповедания веры и церковного устава протестант. общины Страсбурга (Baum. 1860. S. 492). Как эксперт по проведению церковного реформирования, К. в 1535 г. давал консультации протестант. общине и городским властям Франкфурта-на-Майне; в 1537 г. он дал управлявшему княжеством Пфальц-Цвайбрюккен герц. Рупрехту советы относительно его обязанностей при осуществлении религ. реформ. В нач. 1536 г. в Базеле состоялась встреча К., Буцера, Генриха Буллингера (1504-1575), Освальда Микония (1488-1552) и др. реформатов, к-рая завершилась принятием Первого Гельветического исповедания, засвидетельствовавшего единство в вере протестант. общин ряда городов Германии и Швейцарии, в т. ч. Цюриха, Берна, Базеля и Страсбурга.

Желая прекращения в протестант. среде евхаристических споров, К. совместно с Буцером вел переговоры с Лютером и Меланхтоном. 29 мая 1536 г. в Виттенберге было подписано т. н. Виттенбергское согласие - вероисповедный документ, в к-ром Лютер, Буцер и К. заявили о своем единстве в понимании Евхаристии. Хотя Буцер и К. рассчитывали, что эта вероисповедная формула будет принята швейцарскими протестантами, их усилия и многочисленные переговоры оказались напрасными: протестанты Базеля, Берна и Цюриха так и не присоединились к соглашению. В 1538-1541 гг. К. общался и сотрудничал с Жаном Кальвином (1509-1564), который жил в Страсбурге после изгнания его из Женевы, окормляя местную общину французских протестантов. К. принимал участие в собеседованиях протестантов и католиков в Хагенау (июнь 1540) и Вормсе (кон. 1540 - нач. 1541). К. скончался от чумы во время эпидемии.

Соч.: Hebraicarum institutionum libri duo. Basilea, [1518]; In Habakuk prophetam. [Argentorati], 1526; In Hoseam prophetam. Argentorati, 1528; Responsio de missa matrimonio et iure magistratus in religionem. Argentorati, 1537; Hexameron Dei opus. Argentorati, 1539; The Correspondence / Ed., transl. E. Rummel. Toronto; L., 2005. Vol. 1: 1507-1523; 2009. Vol. 2: 1524-1531.
Ист.: Confessio religionis Christianae, sacratissimo Imperatori Carolo V Caesari Augusto in Comitiis Augustae, anno 1530 per legatos civitatum Argentorati, Constantinae, Memmingae et Lindauiae exhibita. [Strassburg, 1531].
Библиогр.: Baum J. W. Capito's gedruckte Schriften // Idem. 1860. S. 577-585; Stierle B. Literaturverzeichnis // Idem. 1974. S. 197-232.
Лит.: Baum J. W. Capito und Butzer: Strassburgs Reformatoren. Elberfeld, 1860. Nieuwkoop, 1967r; Kalkoff P. W. Capito im Dienste Erzbischofs Albrechts von Mainz. B., 1907; Strasser O. E. Capitos Beziehungen zu Bern. Lpz., 1928; idem. La pensée théologique de Wolfgang Capiton dans les dernières années de sa vie. Neuchâtel, 1938; Stierle B. Capito als Humanist. Gütersloh, 1974; Kittelson J. M. Wolfgang Capito: From Humanist to Reformer. Leiden, 1975; Lienhard M. Capito, Wolfgang (1478-1541) // TRE. 1981. Bd. 7. S. 636-640; idem. Evangelische Bewegung ohne Streit und Spaltung?: Die Rolle Wolfgang Capitos, Domprediger in Mainz und Rat des Erzbischofs (1520-1523) // Zwischen Konflikt und Kooperation: Religiöse Gemeinschaften in Stadt und Erzstift Mainz in Spatmittelalter und Neuzeit / Hrsg. I. Dingel, W.-F. Schäufele. Mainz, 2006. S. 69-86; Millet O. Correspondance de Wolfgang Capiton (1478-1541): Analyse et index. Strasbourg, 1982; Reformation Sources: The Letters of Wolfgang Capito and His Fellow Reformers in Alsace and Switzerland / Ed. E. Rummel, M. Kooistra. Toronto, 2007; Heimbucher M. Prophetische Auslegung: Das reformatorische Profil des Wolfgang Fabricius Capito ausgehend von seinen Kommentaren zu Habakuk und Hosea. Fr./M., 2008.
С. А. Исаев
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЕЗИУС Александр (1500–1565), шотланд. протестант. теолог, сторонник лютеранства
  • БИЛЛЕРБЕК Пауль (1853 - 1932), нем. протестант. богослов
  • БЛАРЕР Амброзиус (1492-1564), церк. проповедник и деятель Реформации в Германии и Швейцарии
  • ВЕЙС Иоганн (1863 - 1914), нем. протестант. теолог, экзегет
  • ГАРНАК Адольф фон (1851 - 1930), немецкий протестант. церковный историк и богослов либерального направления
  • ГЕНРИХ из Зютфена (ок. 1488 - 1524), один из первых протестантов, пострадавших за веру
  • ГЕРХАРД Иоганн (1582 - 1637), нем. протестант. богослов
  • ЗИККИНГЕН Франц фон (1481 - 1523), общественно-политический деятель периода ранней Реформации в Германии
  • ЙОНАС Юстус (1493-1555), нем. гуманист, юрист, богослов; пастор, церковный деятель, один из лидеров нем. Реформации
  • АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ [Генрих Корнелий] (1486-1535), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой