(Тихонов Николай Васильевич; 1853, г. Елец Орловской губ.- 12.05.1928, с. Холмищи Брянской губ. (ныне Калужской обл.)), прп. (пам. 29 апр. и в Соборе преподобных Оптинских старцев), иеросхимонах. Из семьи рабочего. Рано осиротел. С 11 лет работал в лавке купца, к 17 годам дослужился до младшего приказчика. В 1873 г. старица Феоктиста благословила его пойти в Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь. Николай Тихонов посетил скитоначальника старца прп. Илариона (Пономарёва) и прп. Амвросия (Гренкова) и 27 апр. 1873 г. остался в скиту послушником. Здесь он исполнял послушания садовника, пономаря и ризничего. Был духовным сыном скитоначальника прп. Анатолия (Копьёва (Зерцалова)). Много читал и занимался самообразованием.
14 марта 1887 г. принял постриг с именем Нектарий. 19 янв. 1894 г. был рукоположен во диакона, 21 окт. 1898 г.- во иерея. 20 лет жил в полузатворе, не разговаривая ни с кем из монахов, кроме духовника. Имел благословение старцев на юродство. В 1912 г. оптинская братия избрала Н. старцем и братским духовником. Он принимал посетителей и оказывал им духовную помощь. Был известен своей прозорливостью.
В апр. 1920 г. Н. принял схиму. После закрытия мон-ря он 1 апр. 1923 г. был арестован и заключен в монастырский хлебный корпус, превращенный в тюрьму. Через неск. дней его перевели в тюрьму в Козельске, затем из-за болезни глаз - в больницу. Был освобожден 17 апр. того же года. Н. было запрещено оставаться в Калужской губ., и он поселился в с. Холмищи в доме крестьянина А. Е. Денежкина. Здесь Н. продолжил принимать духовных чад. В 1927 г. здоровье его резко ухудшилось, и 12 мая 1928 г. он скончался. Согласно воле старца, его погребли на местном кладбище в неск. верстах от с. Холмищи. 16 июля 1989 г. состоялось обретение мощей Н. Рака с мощами была помещена в зап. части Амвросиевского придела Введенского собора Оптиной пуст.
Прославлен как местночтимый преподобный отец в Соборе Оптинских старцев 26 июля 1997 г. Прославлен к общецерковному почитанию юбилейным Архиерейским Собором РПЦ 2000 г.
Авторы многочисленных воспоминаний о Н. выделяют следующие черты его облика: «…невысокого роста, согбенный, с округлым лицом и небольшой клинообразной бородкой. Лицо его как бы не имело возраста - то древнее, суровое, то молодое до живости и выразительности мысли, то детское по чистоте и покою…» «На пороге кельи стоял старец с белыми красивыми прядями волос, бородкой редкой с желтизной, с большими серыми глазами» (Житие иеросхим. Нектария. 1996. С. 63, 189); «…в темном подряснике, подпоясанный широким ремнем, в мягкой камилавке… Стан тонкий, худой. Голова его была немного наклонена книзу. Глаза - полузакрыты» (Вениамин (Федченков), митр. Святой старец о. Нектарий // Оптина пуст. в воспоминаниях очевидцев. 2016. С. 533-534).
Известно неск. фотографий и прижизненных рисованных портретов Н., запечатлевших его одного или в кругу монастырских насельников и духовных чад (архив Оптиной пуст., частные собрания). На фотографиях преподобный, как правило, представлен в мантии и клобуке. Так, на снимке 1903 г. братии Иоанно-Предтеченского скита Н. стоит 2-м слева, между мон. Осией (Виноградовым) и рясофорным мон. Стефаном (впосл. иеромон. Зосима) (Амелин)) (Жизнеописания почивших скитян. Козельск, 2016. Вкл.). На фотографии 1922 г. (?) Н. показан крупным планом по пояс вполоборота влево (Сарабьянов А. Д. Жизнеописание художника Льва Бруни. М., 2009. С. 87). Черты лица преподобного правильные: крупный прямой нос, уголки больших глаз опущены книзу, у него негустая короткая борода, средней длины пряди волос.
Графические рисунки худож. Л. А. Бруни, духовного сына старца, созданные, вероятнее всего, в 1-й пол. 20-х гг. XX в., проникнуты чувством благоговения к изображаемому старцу. Н. показан сидящим за столом, со спины, в 3/4-ном повороте вправо, на голове скуфья, в руках - книга (местонахождение неизвестно, см.: Там же); на др. изображении - в профиль, в молении перед иконой, правая рука поднята ко лбу для крестного знамения. Еще на одном рисунке, исполненном неизв. автором на основе натурных впечатлений, старец представлен с непокрытой головой, благословляющим матушку Евгению (Рымаренко) (?), на 2-м плане - свящ. Адриан Рымаренко (впосл. архиеп. Андрей (Рымаренко)) (Оптина пустынь. 2016. С. 24-25). Внешний облик старца соответствует сохранившимся описаниям. Предположительно Н. изображен также на живописном портрете лежащего на подушке монаха в скуфье, созданном в окружении иером. Даниила (Болотова) в кон. XIX - нач. XX в. (частное собрание).
Известны совр. живописные портреты преподобного - единоличный (90-е гг. XX в., худож. И. А. Каверзнев, см.: Оптина пуст. в воспоминаниях очевидцев. 2016. С. 326) и в числе других оптинских святых (худож. И. В. Гайдук, см.: Оптинские старцы: [Буклет]. [Б. м.,] 2011. С. 14). На одной из рисованных книжных иллюстраций изображено перенесение мощей Н. в Оптину пуст. 16 июля 1989 г. («Ищите во всем великого смысла»: Восп. о прп. Нектарии Оптинском / Сост.: Г. Соколова. М., 2015. С. 125).
Иконописные образы Н., созданные в Оптиной пуст. к дню его канонизации и позднее, восходят к фотографиям и рисункам. Святой обычно показан в рост, прямолично; на групповых изображениях чаще вполоборота вправо, в монашеском облачении (рясе, мантии), со схимой, голова покрыта скуфьей, на груди - наперсный крест, правая рука в благословляющем жесте, в левой - развернутый (или свернутый) свиток с цитатами из поучений Н. Варианты текстов следующие: «Ищите во всем великого смысла», «Жизнь человека на земле есть послушание Богу», «Сила молитвы не в многословии, а в искренности молитвенного вздоха».
Единоличные иконы были созданы в 1996 г. к прославлению Н. в лике местночтимых святых в Соборе преподобных отцов и старцев Оптинских. Первая небольшая ростовая икона была написана Т. А. Мушкетовой (ныне Смирнова) (1996, ризница Оптиной пуст.; см.: Оптина пустынь. 2016. С. 24). Преподобный изображен фронтально с наперсным крестом, облачен в светлую рясу, красно-коричневую мантию, епитрахиль, скуфью; обеими руками держит свиток, позем украшен декоративными цветами. Образ святого узнаваем: немного детское и трогательно-наивное выражение лица, спускающиеся на плечи пряди седых волос средней длины, редкая клинообразная бородка. Белильные мазки в уголках глаз создают эффект «постоянно плачущих глаз», о чем свидетельствуют воспоминания очевидцев, упоминающих, что «у него всегда был платок, который он, свернув уголком, прикладывал к глазам» (Оптина пуст. в воспоминаниях очевидцев. 2016. С. 320-321). В 1996-1997 гг. выполнен большой ростовой образ того же извода на раку преподобного во Введенском соборе (иконописец Мушкетова), в 2017 г. создано небольшое поясное изображение (иконописец А. А. Рыжов, ризница Оптиной пуст.). В групповых композициях на иконах и в монументальной живописи Н. изображается так же, как и на единоличных портретах, обычно в группе с преподобными Исаакием (Антимоновым), Анатолием (Потаповым), преподобномучениками Исаакием (Бобраковым), Никоном (Беляевым).
Образ Н. включен в росписи храмов Оптиной пуст. В ц. Казанской иконы Божией Матери на юж. стене между окон помещено его изображение в рост вместе с прмч. Исаакием (Бобраковым) и прп. Анатолием (Потаповым) (2004, мон. Мария (Левестам)). В ц. Владимирской иконы Божией Матери он написан с непокрытой головой, рядом с другими оптинскими святыми, предстоящими Спасителю (2006, игум. Иларион (Ермолаев)). В соборе Введения во храм Пресв. Богородицы, в приделе во имя прп. Амвросия Оптинского, на своде в вост. части, преподобный в древнем монашеском одеянии замыкает правую группу оптинских старцев, молящихся образу Божией Матери (2015, мон. Мария (Левестам), А. Н. Яшина). На зап. стене придела помещена композиция «Собор преподобных старцев, новомучеников и исповедников Оптинских», исполненная теми же мастерами (2015): Н., со схимой на плечах, стоит в 3-м ряду в левой группе. В ц. арх. Михаила в Иоанно-Предтеченском скиту на столбе помещено ростовое прямоличное изображение святого (2010, А. А. Патраков). В том же традиц. изводе Н. представлен вместе с др. оптинскими старцами на юж. стене св. ворот Иоанно-Предтеченского скита (2001, Ю. Н. Захаров) и на зап. стене внутри св. ворот Оптиной пуст. (2002-2005, техника альсекко, Захаров).
В композиции «Собор преподобных Оптинских старцев» Н. изображается в 3-м ряду левой группы, рядом с прп. Исаакием (Антимоновым). Первый образ был создан иконописцами РПЦЗ в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. и подарен Оптиной пуст. К прославлению оптинских старцев в 1996 г. иконография разработана Т. А. Мушкетовой (икона из Владимирской ц. Оптиной пуст.), в 1997 г. - игум. Ипатием вместе с Д. М. Ермолаевым (ныне игум. Иларион) (Введенский собор мон-ря). Несколько подобных образов исполнено в иконописных мастерских Оптиной пуст. И. В. Кобрановой, Н. В. Радаевой и др. (напр., образ в Преображенской ц. мон-ря, 2006). Иконы «Собор Оптинских преподобных» писали также в иконописной школе при МДА (2006, Н. В. Масюкова, частное собрание, см.: Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА / Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 65). На иконе, созданной для ц. в честь Собора св. Иоанна Предтечи Оптиной пуст. (ок. 2006, Мушкетова), преподобные, в т. ч. Н., изображены в овальных клобуках с воскрылиями на фоне Иоанно-Предтеченского скита. Образ Н. (с непокрытой головой) включен в композицию иконы «Собор святых, прославленных в 2000 лето от Р. Х.» (2000, Масюкова, храм Христа Спасителя), которая была создана к общецерковной канонизации оптинских старцев на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ. Вместе с др. оптинскими преподобными Н. изображается на совр. иконах «Собор всех святых, в земле Русской просиявших», написанных с дополнениями фигур новопрославленных святых (в т. ч. оптинских старцев) по образцам мон. Иулиании (Соколовой).