[Ермий; греч. Νίκανδρος κα ᾿Ερμείας (῎Ερμαιος)] (I в. (?)), священномученики (пам. 4 нояб.). Н. был епископом г. Миры Ликийские, Е.- пресвитером в том же городе. Сохранились неизданное пространное Мученичество Н. и Е., возможно, содержащее важные подробности и детали (BHG, N 2295), а также краткие синаксарные сказания, на основании к-рых и составлены все последующие заметки в др. агиографических справочниках.
Согласно источникам, Н. и Е. были обращены в христианство ап. от 70 Титом, учеником ап. Павла. Вероятно, отличались глубокой верой и мн. др. добродетелями, т. к. Н. был рукоположен Титом во епископы г. Миры Ликийские, а Е. удостоен священнического сана. Оба являлись горячими проповедниками евангельского учения и обратили ко Христу множество язычников. Вскоре они были схвачены и приведены на суд к комиту (градоначальнику) Мир Ликийских Ливанию. Тот долго пытался склонить Н. и Е. к отречению от веры, но, поняв, что не достигнет цели, приказал привязать мучеников к буйным коням. Палачи долго гоняли коней, так что тела привязанных мучеников обагрились кровью. Но эта смертельная для всех, кто ей подвергались, пытка не привела Н. и Е. к гибели. Увидев, что святые живы, Ливаний приказал бросить их в темницу и морить голодом и жаждой. Однако Господь чудесным образом укрепил мучеников и исцелил их раны. Разъяренный правитель велел строгать их тела железными орудиями, затем бросить в раскаленную печь, но Ангел Господень остудил ее. Тогда обезумевший от бессильной злобы Ливаний велел вбить мученикам гвозди в голову, в сердце и в живот. Еще живых их бросили в яму и засыпали землей - так мученики предали души Господу.
Из визант. стишных Синаксарей память Н. перешла в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 28-29) и позже вместе с двустишием и кратким сказанием была включена в славянские стишные Прологи (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 3. С. 13-14). Сказание о Н. и М. вошло в Великие Минеи-Четьи митр. Макария (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 182).
Частицы мощей Н. хранятся в монастыре Святая Лавра (Калаврита) (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 225).
В Типиконе Великой церкви, отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., Н. и Е. упоминаются 4 нояб. без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 88).
В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Н. и Е. не отмечена, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. № 161, XII в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 27; также см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 295-299) - под 4 нояб. содержится служба Н. и Е., состоящая из канона, цикла стихир-подобнов и седальна.
Такое же по составу богослужебное последование Н. и Е. (отличается только тем, что цикл стихир иного гласа) назначается в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 306): служба Н. и Е. соединяется с последованием прп. Иоанникию Великому (его память имеет в этот день приоритет) и будничной службой Октоиха (см.: Там же). В южно-италийском Мессинском Типиконе 1131 г. на 4 нояб. назначается торжественая служба прп. Иоанникию; память Н. и Е. не зафиксирована.
В древнейших редакциях Иерусалимского устава 4 нояб. память Н. и Е. отмечается вместе с памятью прп. Иоанникия; службы святым соединяются с будничной службой Октоиха (см.: Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 32; Типикон сербского архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. С. 55б - 56а).
В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. 4 нояб. приоритет имеет память прп. Иоанникия; Н. и Е. указан лишь канон на утрене.
В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 4 нояб. не отмечено к.-л. праздничным знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова); служба Н. и Е. назначается на повечерии: указан общий отпустительный тропарь 4-го гласа кондак 2-го гласа . Такие же указания содержатся в московских Типиконах 1633 и 1641 гг. В пореформенном издании 1682 г., лежащем в основе совр. Типикона РПЦ, устав службы 4 нояб. изменился, так что служба Н. и Е. стала совершаться вместе со службой прп. Иоанникию и будничной службой Октоиха: на вечерне на «Господи, воззвах» назначаются 3 стихиры прп. Иоанникию и 3 стихиры Н. и Е., указан отпустительный тропарь Н. 4-го гласа на утрене поются 3 канона: из Октоиха, прп. Иоанникию, Н. и Е.; по 3-й песни канона исполняются седальны святым.
Богослужебное последование Н. и Е., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь Н. 4-го гласа Κα τρόπων μέτοχος̇ ( ; Μηναῖον. Νοέμβριος. Σ. 43), 4-го гласа (Минея (МП). Нояб. Ч. 1. С. 75), канон (в совр. Минее помещен анонимно, но в Евергетидском Типиконе его автором указан Иосиф Песнописец - см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 306) без акростиха 4-го гласа, ирмос: Χορο ᾿Ισραήλ̇ ( ), нач.: Σεπτῶν ᾿Αθλητῶν, σεπτὴν ορτήν ( ), цикл стихир-подобнов, седален.
В рукописях сохранились песнопения в честь Н. и Е., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак 2-го гласа (Амфилохий. Кондакарий. С. 92 (доп. пагинация); этот же кондак печатался в московских Типиконах 1610, 1633 и 1641 гг.); канон, составленный, вероятно, Феофаном Начертанным, с акростихом Νίκανδρον αἰνῶ μαρτύρων μέγα κλέος (Никандра восхвалю мучеников великую славу) 2-го гласа, ирмос: Δεῦτε, λαοί, ᾄσωμεν̇ ( ), нач.: Νικητικὰ σήμερον βραβεῖα Νίκανδρος (Победную днесь награду Никандр) (Ταμεῖον. Σ. 78); циклы стихир-подобнов; седален; ексапостиларии (см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. Ταμεῖον ᾿Εκκλησιαστικῆς ποιήσεως // ΕΘ. 1939. Τ. 38. Σ. 107-108; также см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 295).