ЗОСИМ (ЗОСИМА)
Том XX , С. 338
опубликовано: 31 мая 2010г.

ЗОСИМ (ЗОСИМА)

Содержание

(† нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня). В Мученичестве, написанном неизвестным автором на греч. языке, сообщается, что в царствование имп. Траяна (98-117) в г. Аполлония (ныне Созопол, Болгария) жил воин З. Обратившись ко Христу, он самовольно оставил службу и, приняв крещение, стал подвизаться в посте и молитве. Когда в город прибыл правитель Антиохии Писидийской Дометиан, на З. был сделан донос. За отказ принести жертву богам его посадили в темницу, а утром правитель отдал приказ повесить З. на древе и мучить. Нек-рые из присутствовавших, удивляясь терпению святого, уверовали во Христа. Видя это, Дометиан повелел положить мученика на раскаленное ложе, но, когда З. перекрестился, пламя превратилось в росу и многие прославили Бога. Отправляясь в г. Конана, Дометиан приказал взять с собой З. Там мученику надели сандалии с острыми гвоздями и водили за конями (согласно др. источникам, З. т. о. вели в город). Потом его заключили в темницу и не давали еды и питья, но З. явились 2 юноши и принесли хлеб и воду. Наконец, правитель приказал отрубить ему голову.

В Императорском Минологии 1034-1041 гг. сообщается, что христиане положили мощи З. в г. Комана, что, по-видимому является ошибкой переписчика, поскольку речь в Житии идет о месте кончины святого - Конане. Точная дата смерти З. неизвестна. По мнению болландистов, З. пострадал между 107 и 117 гг.; прп. Никодим Святогорец датирует мученичество З. 98 г.; совр. зап. исследователи относят время кончины святого к 110 г. Более вероятно, что смерть З. последовала немногим позднее 112 г., когда вышел рескрипт имп. Траяна. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) память З. приходится на 20 июня, однако в большинстве визант. синаксарей (Vat. 1613, XI в.; Paris. Coislin. 223, 1301 г.) и в греч. Минее (Венеция, 1591) память З. отмечена 19 июня. Кроме того, память З. под 19 июня содержится в груз. календаре (X в.) (Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 256) и в Синаксаре прп. Георгия Святогорца (ок. 1042), где он упоминается вместе с ап. Фаддеем. Перевод на груз. язык Мученичества З. (BHG, N 1888) сохранился в рукописи XII в. (НЦРГ. S 417). Ок. XII в. Иоанн Петрицци перевел на груз. язык Мученичество З., приписываемое Иоанну Ксифилину младшему (кон. XI в.) и сохранившееся только в этом переводе (Кут. 3, XVI в.).

Ист.: BHG, N 1888-1888е; ActaSS. Iun. Т. 3. P. 813-816; MartRom. P. 245; PG. 117. P. 504 [Минологий Василия II]; Latyšev. Menol. P. 79-82; SynCP. Col. 757; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 5. Σ. 249-251; ЖСв. Июнь. С. 451-457.
Лит.: MartRom. Comment. P. 246; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 185; Kunze K. Zosimo // BiblSS. Vol. 12. Col. 1501; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 165.
А. М. Гагинский, Э. Габидзашвили

Гимнография

Память З. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 316) 19 июня без богослужебного последования. В древних памятниках Студийского и Иерусалимского уставов, а также в совр. богослужебных книгах память З. отсутствует, однако по рукописям известны нек-рые песнопения в честь З.: канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа с именем автора (Георгия) в богородичнах, с акростихом Ζώσιμον αἰνῶ τὸν φερώνυμον πόθῳ (Восхвалю носящего имя Зосима с любовью), ирмос: ῾Υγρὰν διοδεύσας ὡσε ξηρὰν̇ (    ), нач.: Ζωὴν τὴν ἁπάντων ὁ ἀθλητὴς (Жизнь всяческих, страстотерпец); канон авторства Иосифа плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом Τὴν Ζωσίμου μέλψωμεν ἔνθεον χάριν. ᾿Ιωσήφ (Зосима воспоем боговдохновенную благодать. Иосифов), ирмос: ῎[ σωμεν τῷ Κυρίῳ̇ (  ), нач.: Ταύτην σου τὴν φωσφόρον (Твой светоносный) (Ταμεῖον. Σ. 220-221).

Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
  • АНТОНИЙ (Антонин), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.)
  • АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля)
  • ВИКТОРИН, ВИКТОР, НИКИФОР, КЛАВДИЙ, ДИОДОР, СЕРАПИОН, ПАПИЙ мученики Коринфские (пам. 31 янв., 10 марта, пам. греч. 5 апр., пам. зап. 25 февр.)
  • ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта)
  • ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.)
  • ЗИНОН мч. Никомидийский (пам. 3 сент., 28 дек.; пам. греч. 28 дек.; пам. зап. 22 дек.)
  • ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.)
  • КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.)
  • НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)
  • ПЕТР АПСЕЛАМ († ок. 309), мч. Анейский (пам. 12, 13 янв.; пам. греч. 12 янв., 14 окт.; пам. зап. 11 янв.)
  • АВУДИМ († ок. 299), мч. Тенедосский (пам. 15 или 16 июля)
  • АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
  • АНАСТАСИЙ († 304), мч. Салонский (пам. 25 окт., 5 дек., пам. зап. 25 или 26 авг., 7 сент.)
  • АНТИОХ († нач. IV в. ), врач, мч. Севастийский (пам. 16 июля, греч.15 июля)
  • АНТОНИН, НИКИФОР И ГЕРМАН (Антоний; † нач. IV в.), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 13 нояб., греч. 12 нояб.)
  • АРДАЛИОН (нач. IV в.), мч. (пам. 14 апр., греч. 18 апр.)
  • АРИАДНА (II в.), мц. Промисская (Примнесская) (пам. 18 сент., греч. 26 сент., зап. 17 сент. и 1 нояб.)