ИУВЕНАЛИЙ
Том XXVIII , С. 362-367
опубликовано: 7 сентября 2016г.

ИУВЕНАЛИЙ

Содержание

Сщмч. Иувеналий Аляскинский. Икона. 2007 г. Иконописец Хитер Маккин (миссия сщмч. Иувеналия в г. Каилуа, Гавайи)Сщмч. Иувеналий Аляскинский. Икона. 2007 г. Иконописец Хитер Маккин (миссия сщмч. Иувеналия в г. Каилуа, Гавайи)(Говорухин Иаков Фёдоров; 1761, Екатеринбург - 1796, близ сел. Квингагах (Куинагак), Аляска), сщмч. (пам. 7 авг.- в Соборе Валаамских святых, 2 июля, 24 сент.- в Соборе всех святых Аляски, 12 дек.- в Соборе первомучеников Американской земли), иером., миссионер. Род. в семье шихтмейстера (горного чиновника 14-го класса), работавшего на Нерчинских заводах. В 1784 г. Говорухин был зачислен в армию в чине «инженерного прапорщика», служил на Колывано-Воскресенских заводах и рудниках. В 1791 г. был уволен «на собственное пропитание», поступил в Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь. После учреждения в 1793 г. Северо-американской кадьякской духовной миссии во главе с архим. Иоасафом (Болотовым) И. был рекомендован для участия в ней в сане иеродиакона, но митр. Новгородский и С.-Петербургский Гавриил (Петров) указал рукоположить его во иеромонаха. 25 мая 1793 г., вероятно в Александро-Невской лавре, пострижен в монашество с именем в честь свт. Иувеналия, патриарха Иерусалимского. В состав миссии вошел также родной брат И. Михаил Фёдоров Говорухин, послушник Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря, ранее служивший «унтер-шихтмейстером» на Нерчинских заводах. Путь к месту расположения миссии проходил через Иркутск, где по просьбе архим. Иоасафа послушник Михаил 20 апр. 1794 г. был пострижен в монашество с именем Стефан и 30 апр. рукоположен во иеродиакона. По отзыву архим. Иоасафа, «Ювеналий… довольно рачителен, а брат его… отец Стефан, хотя и молодой человек, но такой добрый, простонравный, услужливый и умный, что хотя бы из Валаамского братства выбрать, так и днем с огнем наищешься столь способного по здешнему месту». В др. письме архим. Иоасаф называл И. «добрым человеком» (Деменков. 1842. С. 229; Письмо Иоасафа, преосв. Кадьякского, к ректору Ярославской семинарии [архим.] Иерониму (Понятскому) // ДЧ. 1910. Ч. 1. № 2. С. 273-281). Из Иркутска миссионеры отправились по Лене до Якутска, а затем до Охотска, откуда отплыли в Америку.

Прп. Назарий Валаамский благословляет миссионеров на служение на Аляске. Роспись собора свт. Николая в Вашингтоне. Нач. 90-х гг. XX в. Мастер А. И. ЧашкинПрп. Назарий Валаамский благословляет миссионеров на служение на Аляске. Роспись собора свт. Николая в Вашингтоне. Нач. 90-х гг. XX в. Мастер А. И. Чашкин24 сент. 1794 г. миссионеры прибыли на о-в Кадьяк, к востоку от п-ова Аляска. В течение 2 месяцев И. вместе с бывш. насельником Коневского мон-ря иером. Макарием и толмачами объехали весь остров (один по северному, другой - по юж. берегу) и крестили всех местных жителей - «кадьякских алеутов» (тихоокеанских эскимосов, или сухпиат). И. и иеродиак. Стефан (Говорухин) участвовали также в строительстве первого деревянного храма в честь Воскресения Христова, совершали богослужения в Павловской Гавани. Один из инициаторов миссии, купец Г. И. Шелихов, намеревался найти в колониях инженера-фортификатора. Но за неимением такового советовал главному правителю рус. поселений в Америке А. А. Баранову привлекать для консультаций при планировании крепостей И. и иеродиак. Стефана, «яко людей, служивших в горных заводах, когда были они в светской жизни, и, следовательно, знающих науки математические… геодезию и архитектуру» (цит. по: Фёдорова. 1971. С. 196).

Прп. Герман Аляскинский в письме валаамскому игум. прп. Назарию (Кондратьеву) передал свидетельство о том, что иеромонахи Макарий и И. «горели наибольшей ревностью» в деле крещения местного населения и спорили между собой, желая отправиться на Аляску. Передвигались они на байдарках, «малейших кожаных лодочках, невзирая на все морские опасности». Прп. Герман описал и предполагаемый маршрут И.: «В скором времени отправится отец Ювеналий на матерую, начиная с Кенайской губы - в Чугачи, Алегмют, дальние Колоши и другие многие языки, даже до Чилхата» (Деменков. 1842. С. 225-226).

«От Валаама до Аляски». Прибытие миссионеров в Америку. Роспись собора свт. Николая в Вашингтоне. Нач. 90-х гг. XX в. Мастер А. И. Чашкин«От Валаама до Аляски». Прибытие миссионеров в Америку. Роспись собора свт. Николая в Вашингтоне. Нач. 90-х гг. XX в. Мастер А. И. ЧашкинИ. был назначен в новое поселение в зал. Якутат (Беринга), в сев.-вост. части зал. Аляска, где архим. Иоасаф предполагал устроить не только храм, но и мон-рь. Но до цели И. так и не добрался. Капитан Г. Л. Прибылов, ссылаясь на недостаток пресной воды, развернул судно «Три святителя» обратно, к Кадьяку, по дороге остановившись в гавани Нучек на одноименном острове (ныне Хинчинбрук) в вост. части Чугацкого (Чугачского) зал. (ныне зал. Принс-Уильям). На Якутат следом поехали архим. Иоасаф с Барановым.

И. остался в Нучеке, где никто из священников ранее не бывал, провел зиму 1795/96 г. в редуте святых Константина и Елены (Константиновском). По некоторым сведениям, его задачей было «успокоение мятущегося бунтующего… народа». И. крестил 746 чугачей. С о-ва Нучек он перешел на Кенайский п-ов Аляски, где также стал первым миссионером, совершал богослужения в Николаевском редуте - крепости, построенной русскими в 1791 г. на сев.-зап. побережье полуострова. И. «переносил обиды, терпел нужды голода и холода и многих обратил к познанию веры» (Врангель. 1979. С. 49, 51), в т. ч. тойона - племенного вождя. Летом 1796 г. И. пробрался в сев. области Аляски, к оз. Илиамна (оз. Шелихова), где, согласно сведениям, приводимым нек-рыми авторами XIX в. (включая свт. Иннокентия (Вениаминова), Ю. Ф. Лисянского, А. Н. Муравьёва, Н. П. Резанова и Ф. П. Врангеля), и принял мученическую кончину. Баранов в письме Ларионову от 24 июля 1800 г. также называл места, где «потерялся» И.,- оз. Илиамна и р. Квичак, вытекающая из него и впадающая «в северное позад Аляксы море» (Тихменев. 1863. Ч. 2. Прил. С. 137).

Отношения миссии с руководством Российско-американской компании были сложными, и миссия не пользовалась охраной с ее стороны. «Я слыхал от некоторых,- писал архим. Иоасаф (Болотов) Шелихову 18 мая 1795 г.,- что Баранов со своими бунтовщиками нередко поговаривает: нам бы-де как отправить на тот свет архимандрита да Ювеналия, а прочих как мух придавим» (Там же. С. 105). Сторонник Баранова, один из основателей Российско-американской компании, Н. П. Резанов, в свою очередь считал туземцев неподготовленными к принятию христианства, особо отмечал незнание миссионерами их языка. Он писал о кончине И. (6 нояб. 1805), не сдерживая досады: «На полуострове Аляске завелся было на… Илямне… торг с горными народами, великие пользы открывавший, монах Ювеналий тотчас улетел туда для проповеди, крестил их насильно, венчал, отнимал девок у одних и отдавал другим. Американцы все буйство его и даже побои долго сносили, но наконец опомнились, что от этого урода и избавиться можно и, посоветовавшись между собой, кончили тем, что убили преподобного, да об нем и жалеть бы нечего, но принесли в жертву ожесточению своему и всю артель русских и кадьякцев, не оставя ни одного живого» (Письмо [Н. П.] Резанова к директорам р[ос.]-а[мериканской] компании из Новоархангельска от 6 нояб. 1805 г. // Тихменев. Ч. 2. Прил. С. 214-215). Согласно справке о хозяйственной деятельности компании Шелихова, летом 1796 г. И., «не испросив позволения от начальника своего, епископа (архимандрита.- А. Б.) Иоасафа, пустился разъезжать по северной части берегов матерой земли и далеко за Аляскою с тремя промышленниками и несколькими новокрещеными из кенайцев убит от тамошних, нам еще не мирных народов» (РГИА. Ф. 796. Оп. 74. Д. 210. Л. 263; Онуфрий (Маханов). 2005. С. 643).

Существует неск. версий обстоятельств смерти И. Первая связывает мученическую кончину И. с распространением им христ. морали среди танаинов (Denai'na) или юппик-эскимосов. После крещения одного племени И. запретил туземцам иметь по неск. жен и, кроме того, возвращаясь, убедил старейшину отдать ему всех детей для обучения в школе на Кадьяке. Когда И. ушел с детьми, его противники устроили погоню. Они догнали миссионера. Несмотря на то что И. имел при себе оружие, «не хотел он ни бежать от них, ни защищаться, но с полным самоотвержением покорился Промыслу, прося их только об оказании пощады спутникам своим. Просьбу эту злодеи исполнили». Индейцы жестоко избили И., забрали детей и отправились обратно. Но И. вдруг поднялся и с крестом в руках пошел за удалявшимися мучителями. Увидев это, туземцы стали с еще большей жестокостью бить миссионера. Как только они отошли, И. вновь поднялся и последовал за ними. Тогда язычники «искрошили его в куски» и зарыли. Но на месте погребения столб пламени или дыма, «подъемлющийся в недосязаемую взорам высоту, свидетельствовал о невинно пролитой крови» ([Иннокентий (Вениаминов)]. 1840. С. 155; Очерк из истории Американской Правосл. Духовной миссии. 1894. С. 72-73).

Сщмч. Иувеналий Аляскинский и мч. Петр Алеут. Икона. Ок. 1980 г. Иконописец прот. Феодор ЮревичСщмч. Иувеналий Аляскинский и мч. Петр Алеут. Икона. Ок. 1980 г. Иконописец прот. Феодор ЮревичВ ином варианте повествования передан рассказ местных жителей рус. матросам: «Он обращал нас к своему Богу, а мы... привязали его к дереву; но уже, совсем мертвый, три раза восставал и снова начинал убеждать нас, доколе, наконец, не отдали мы его на съедение нашим соседям» (Муравьёв. 1836. С. 153). Эта версия обстоятельств гибели И.- наиболее ранняя, но каннибализм не был свойствен местным жителям. Согласно др. версии, И., ориентируясь на голоса людей, подошел к лагерю одного из воюющих племен в районе оз. Илиамна. Стражники, заметив приближающегося человека, посчитали его неприятелем и, приняв в сильном тумане крест в его руках за оружие (или восприняв крестное знамение как жест агрессии), стали стрелять. Согласно рассказу 104-летнего местного жителя, записанному миссионером диак. Василием Орловым, и другим источникам, И. отправился на север, прошел вдоль р. Нушагак и от верховьев р. Кускоквим (Кускокуим) по ее течению вышел на юго-запад Аляски, побережье Берингова м. к зал. Кускоквим. У пос. Куинхагак (Квингагах, Квынкхак, ныне Кинегнак) он погиб от копий и стрел эскимосов-юппиков Центральной Аляски, к-рые действовали по наущению шамана. Убили и провожатого (провожатых) из числа танаинов. Когда шаман или колдун после убийства священномученика надел на себя его крест, то уже не мог совершать языческие обряды и признал силу креста. Именно это место гибели миссионера, а не окрестности оз. Илиамна, является наиболее вероятным, как показал в неопубликованной работе финский исследователь П. Халламаа. Местные предания сообщают также, что тело священника было похоронено в горах (Oleksa. 1983. Р. 134-137). По дороге к Кускоквиму, на оз. Тугияк (Тогиак), в сев. части Бристольского зал. Берингова м., штурман И. Я. Васильев в 1829 г. видел у мн. аборигенов медные образа и крест, которые, по его предположению, достались им от И., «убитого от сего народа около 1796 г. близ селения Квинты» (Кинегнак) (Фёдорова. 1979. С. 188). Осенью 1799 г. в Охотском м. при кораблекрушении погиб иеродиак. Стефан.

Считается, что за время служения И. и иером. Макарий крестили более 5000 туземцев Русской Америки. После мученической кончины И. в Николаевском редуте стали совершаться богослужения 2 раза в месяц. В 1848 г. по инициативе свт. Иннокентия (Вениаминова) там была построена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы.

Крайне сомнительна подлинность «ежедневного журнала» - дневника И., обнаруженного в Калифорнийском ун-те в Беркли, который, вероятно, является подделкой, написанной неким Иваном Петровым (Hoffman B. G. A Daily Journal (1796) Kept by the Reverend Father Juvenal // The Kroeber Anthropological Society Papers. 1952. N 6. P. 26-59).

В 1980 г. И. и отрок мч. Петр Алеут по инициативе Григория (Афонского), еп. Ситкинского и Аляскинского, прославлены как местночтимые святые Аляскинской епархии Православной Церкви в Америке. 18 окт. 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя И. включено в Собор Валаамских святых.

Ист.: The Travel Journal of Vasilii Orlov / Ed. A. J. Shalkop // Pacific Northwest Quarterly. Seattle, 1977. Vol. 68. N 3. P. 139-140.
Лит.: Муравьев А. Н. Путешествие по св. местам русским. СПб., 1836. С. 152-153; [Иннокентий (Вениаминов), свт.] Записки об островах Уналашкинского отдела. СПб., 1840. Ч. 2. С. 154-156; он же. Состояние Правосл. Церкви в Российской Америке // ЖМНП. 1840. Ч. 26. № 6. Отд. 5. С. 20-21, 51-52; он же. Творения. М., 1887. Кн. 2. С. 5-6; Деменков Д. А. Распространение правосл. веры в Америке // Очерки России, издаваемые Вадимом Пассеком: [Сб. ст.]. М., 1842. Кн. 5. С. 223-232; Тихменев П. А. Ист. обозрение образования Рос.-Американской компании и действий ее до настоящего времени. СПб., 1861. Ч. 1. С. 42-44, 51, 59-60, 70, 78-79; 1863. Ч. 2. Прил. С. 105, 137; Нил (Исакович), архиеп. Путевые записки. Ярославль, 1874. Ч. 2. С. 393-395; Львов А. Н. Краткие ист. сведения об учреждении в Сев. Америке правосл. миссии, об основании Кадьякской епархии и о деятельности там первых миссионеров. СПб., 1894. С. 7, 19-21, 26-27; Очерк из истории Американской Правосл. Духовной миссии (Кадьякской миссии 1794-1837 гг.). СПб., 1894. С. 43, 69-74; Валаамские миссионеры в Америке (в кон. XVIII ст.). СПб., 1900; Валаамский мон-рь и его подвижники. СПб., 1903 3; Фёдорова С. Г. Рус. население Аляски и Калифорнии: Кон. XVIII в.- 1867 г. М., 1971. С. 196, 230; она же. Штурманы Иваны Васильевы и их роль в изучении Аляски (1-я пол. XIX в.) // Летопись Севера. М., 1979. Т. 9. С. 167-210; она же. Русская Америка: от первых поселений до продажи Аляски: Кон. XVIII в.- 1867 г. М., 2011. С. 166, 202; Gregory (Afonsky), bishop. A History of the Orthodox Church in Alaska: (1794-1917). Kodiak, 1977; Врангель Ф. П. Кадьякский отдел, о-в Кадьяк: Замечания для пополнения записок г. Хлебникова // Рус. Америка в неопубликованных записках К. Т. Хлебникова / Сост., введ. и коммент.: Р. Г. Ляпунова, С. Г. Фёдорова. Л., 1979. С. 49, 51, 243; America's New Saints: Protomartyrs Juvenal and Peter the Aleut // Orthodox America. Etna (Calif.), 1981. Vol. 1. N 8. February; Black L. T. The Daily Journal of Reverend Father Juvenal: A Cautionary Tale // Ethnohistory. 1981. Vol. 28. N 1. P. 33-58; Oleksa M. The Oral Tradition about the Death of Fr Juvenaly among the Native Peoples of Southwestern Alaska // SVTQ. 1983. Vol. 27. N 2. P. 133-137; idem. The Death of Hieromonk Juvenaly // Ibid. 1986. Vol. 30. N 3. P. 231-268; The Death of Hieromonk Juvenaly // Russia in North America: Proc. of the 2nd Intern. Conf. on Russian America, Sitka, Alaska (Aug. 19-22, 1987). Kingston (Ont.); Fairbanks (Alaska), 1990. P. 322-357; Pierce R. A. Russian America: A Biogr. Dictionary. Kingston; Fairbanks, 1990; Поберовский С. Очерк истории Православия в Америке (1794-1867) // Православная жизнь. 1994. № 4. С. 18-19; Правосл. миссионеры на Аляске / Сост., введ., примеч.: Г. И. Дзенискевич // Рус. Америка: По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и др. очевидцев / [Отв. ред.: А. Д. Дризо, Р. В. Кинжалов]. М., 1994. С. 191-203; Барсуков И. П. Иннокентий, митр. Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1997. С. 267; История Рус. Америки: (1732-1867) / Общ. ред.: Н. Н. Болховитинов. М., 1997. Т. 1: Основание Рус. Америки (1732-1799). С. 261, 263-264; Либеровский А. П. Правосл. Церковь в Америке: святые и соборы // ЕжБК. 2000. С. 413-422; Климент (Капалин), митр. Свт. Иннокентий и расцвет правосл. миссии на Аляске (1824-1867) // Богословско-ист. сб. Калуга, 2005. Вып. 2. С. 35-126; он же. РПЦ на Аляске до 1917 г. М., 2009. С. 43-44, 55-60, 90, 97, 197, 203, 453; Онуфрий (Маханов), иеродиак. Причал молитв уединенных. СПб., 2005. С. 94-98, 642-644; Прп. Герман Аляскинский, валаамский подвижник в Америке / Авт.-сост.: С. А. Корсун. СПб., 2005. С. 21-24, 29-30, 36-39, 44-45.
Свящ. Александр Берташ

Иконография

Сщмч. Иувеналий Аляскинский. Икона. 2010 г. Иконописец Шерил Питач (ц. во имя евангелиста Луки в г. Палос-Хилс, шт. Иллинойс, США)Сщмч. Иувеналий Аляскинский. Икона. 2010 г. Иконописец Шерил Питач (ц. во имя евангелиста Луки в г. Палос-Хилс, шт. Иллинойс, США)До канонизации И. был изображен в 9-м клейме на житийной иконе прп. Германа Аляскинского, созданной к 1970 г. (в 1970?) иконописцем и худож. Матвеем фон Рейтлингером для Свято-Тихоновского мон-ря (Саут-Кейнан, шт. Пенсильвания, США). Образ находится в главном храме во имя свт. Тихона Задонского мон-ря. Житийные композиции этой иконы проиллюстрировали книгу о прп. Германе, изданную Православной Церковью в Америке к его прославлению (St. Herman of Alaska. [Wilkes-Barre], 1970). Изображение мученичества И. в отдельном клейме свидетельствует о его церковном почитании уже в те годы. Автор хотел передать, насколько опасным было миссионерское служение на Аляске, сопряженное с угрозой жизни подвижников-миссионеров. И., без нимба, в черных монашеских одеждах, смиренно стоит на коленях вполоборота к мучителям, к-рые замахиваются на него топорами; на заднем плане - правосл. крест. Обстоятельства кончины святого трактованы в соответствии с трудами свт. Иннокентия (Вениаминова), где говорится, что И. без сопротивления отдался в руки убийцам, будучи избит почти до смерти, вставал и шел за ними: «Наконец дикие, чтобы совсем отделаться от него, искрошили его в куски» ([Иннокентий (Вениаминов), свт.]. Записки об о-вах Уналашкинского отдела. СПб., 1840. Ч. 2. С. 155-156; Он же. Состояние Правосл. Церкви в Рос. Америке // ЖМНП. 1840. Ч. 26. № 6. Отд. 5. С. 21).

Икона к прославлению И. была написана ок. 1980 г. иконописцем прот. Феодором Юревичем из г. Эри (шт. Пенсильвания). На золотом фоне святой и мч. Петр Алеут, канонизированный одновременно с И., предстоят в молении благословляющему Спасителю в облачном сегменте, позем воспроизводит природу Аляски с изрезанной береговой линией, скудной растительностью и каменистыми уступами горок. И. облачен в черные монашеские одежды и красную епитрахиль, на голове - клобук, в правой руке - крест. В надписи назван Илиамнским («St. Juvenaly of Iliamna Hieromartyr»), поскольку первоначальный вариант Жития, следуя сведениям свт. Иннокентия, обозначал оз. Илиамна как место мученической кончины И. (это наименование встречается и на более поздних иконах).

Собор Американских святых. Икона. 2011 г. Иконописцы Алексей и Алена Гомартели (ц. прав. Алексия Товта в Анкоридже, шт. Аляска, США)Собор Американских святых. Икона. 2011 г. Иконописцы Алексей и Алена Гомартели (ц. прав. Алексия Товта в Анкоридже, шт. Аляска, США)Др. ранняя икона также письма прот. Феодора Юревича была заказана к канонизации И. братством прп. Германа Аляскинского (Платина, шт. Калифорния). Единоличный поясной образ, утраченный во время пожара, известен по черно-белым репродукциям (ж. «The Orthodox World»; Valaam Patericon: Book of Days. Platina, 1999. P. 62). Святой средних лет изображен с темной окладистой, раздвоенной внизу бородой, в монашеской мантии, епитрахили и клобуке, с крестом в правой и четками в левой руке (традиц. иконография преподобномучеников). Слева и справа надписи: «Holy protomartyr JUVENALY of Alaska», «Стый сщенномчкъ IУВЕНАЛIЙ Аlскинск.». Икона послужила основой для работ др. иконописцев. Впосл. появились варианты этого извода с разным колоритом одежд и фона, с крестом в левой руке святого, со свитком или жестом принятия благодати.

Широкое тиражирование получила поясная золотофонная икона (после 1980) из Преображенского мон-ря в шт. Массачусетс, где святой представлен в коричневой мантии, оливковой с золотыми крестами епитрахили, с крестом в правой руке и развернутым свитком в левой. На свитке написана одна из заповедей блаженства: «Blessed are the meek» («Блажени кротцыи»). У И. русая борода средней величины, слегка раздвоенная на конце, и длинные волосы, прядями спадающие на плечи из-под черного клобука. Ростовой образ И. (святой представлен на золотом фоне с арочным завершением) создан ок. 1994 г. иконописцем Ю. Сидоренко для иконостаса кафедрального собора во имя свт. Иннокентия Иркутского в г. Анкоридж (шт. Аляска). И. держит в руках красный крест и свиток с тем же текстом. Большую икону святого (161×75 см) включили в иконостас кафедрального собора в связи с тем, что окрестности Анкориджа - место проповеди И.

Сщмч. Иувеналий Аляскинский, свт. Иннокентий Московский, мч. Петр Алеут. Рос-пись ц. прп. Германа Аляскинского в г. Эспоо близ Хельсинки, Финляндия. 1999–2008 г. Мастер А. УикстремСщмч. Иувеналий Аляскинский, свт. Иннокентий Московский, мч. Петр Алеут. Рос-пись ц. прп. Германа Аляскинского в г. Эспоо близ Хельсинки, Финляндия. 1999–2008 г. Мастер А. УикстремДля миссии И. в г. Каилуа (о-в Гавайи) икону священномученика выполнила иконописец Хитер Маккин в 2007 г.: И. в черных монашеских одеждах и в красной епитрахили, правой рукой благословляет, в левой держит крест; надпись: «Martyr Juvenaly of Alaska» («Мученик Ювеналий Аляскинский»). На иконе работы Шерил Питач (2010, ц. во имя евангелиста Луки в г. Палос-Хилс, шт. Иллинойс) святой изображен с крестом в правой руке, епитрахиль голубая.

На канонизационную икону ориентированы изображения И. вместе с мч. Петром Алеутом (часто представлен в одеждах своего племени), варьируются пейзажный фон, положение рук святых. К таким произведениям относится, напр., образ нач. XXI в. письма Мэтью Гарретта, на котором святые предстоят Иисусу Христу на фоне характерного для Аляски зимнего пейзажа и морских просторов. Одежды, орудия труда и лодки являются основными этнографическими деталями, указывающими на представителей местных племен. В ранних амер. иконах, а также в работах иностранных авторов жители Аляски написаны в рубахах и штанах. Однако после 2000 г. в связи с увеличением этнографических исследований на иконах воспроизводятся атрибуты племенной принадлежности.

Эта тенденция прослеживается, в частности, в композиции «Собор американских святых», где всегда представлен И. как первомученик Православной Церкви в Америке. В 80-х гг. XX в. подобные иконы включали изображения только 4 канонизированных святых: прп. Германа, И., мч. Петра и свт. Иннокентия Московского, как на акварельном образе 1987 г. худож. Байрона Бёрдсалла из собора свт. Иннокентия Иркутского в Анкоридже (Alaska Geographic. Anchorage, 1999. Vol. 26. N 4. Ил. на обл.). Так, в одной из уличных часовен на территории Свято-Тихоновской ДС (Саут-Кейнан, шт. Пенсильвания) помещена мозаичная икона «Собор американских святых», выполненная в 1988 г. итал. компанией. На мозаике 4 святых изображены стоящими почти прямолично на острове, на фоне морских волн, И.- 2-й слева, вверху - изображение Св. Троицы Ветхозаветной.

Мученичество сщмч. Иувеналия. Икона. 2010 г. Иконописец Мэтью Гарретт (ц. прав. Алексия Товта в Анкоридже, шт. Аляска, США)Мученичество сщмч. Иувеналия. Икона. 2010 г. Иконописец Мэтью Гарретт (ц. прав. Алексия Товта в Анкоридже, шт. Аляска, США)После прославления в 1989 г. свт. Тихона, Патриарха Московского, его образ тоже стали вводить в композицию «Собор американских святых». Летом 1991 г. прот. Феодор Юревич исполнил настенную живопись для ц. во имя свт. Иннокентия Иркутского в Редфорде (шт. Мичиган). Пятифигурный образ Собора (в т. ч. и свт. Тихон, Патриарх Московский) написан на холсте (2,4×1,5 м) и приклеен на стену. И. изображен крайним справа, в фелони и клобуке, с развернутым свитком в левой руке.

Икона «Собор святых, в Северной Америке просиявших» была создана в 1994 г. в честь 200-летия Православия в Америке иером. Андреем (Эрастовым) в Джорданвилле (шт. Нью-Йорк) по заказу прот. Иоанна Сорочки, настоятеля прихода в Мейфилде (шт. Пенсильвания). Святые в традиц. одеждах стоят на пустынном берегу в окружении океанских волн. Икона почти квадратная по формату и лаконичная по композиции. Печатные копии часто встречаются в храмах США. Икона избранных американских святых (прп. Герман, прав. Иаков Нецветов, мч. Петр, И., свт. Иннокентий) была написана В. Казаниным для Свято-Германовской ДС на о-ве Кадьяк (шт. Аляска). И. с крестом в деснице, 2-й справа, на верхнем поле в сегменте - образ Божией Матери «Знамение».

Икона «Собор американских святых, с 18 клеймами житий» создана К. М. Покровской в 1995 г. после канонизации (1994) праведных Алексия Товта и Иакова Нецветова, священномучеников Александра Хотовицкого и Иоанна Кочурова, но еще до прославления (2000) свт. Рафаила Бруклинского, к-рый тем не менее изображен на иконе. Образ находится в крестовом храме прп. Сергия Радонежского, в резиденции предстоятеля Православной Церкви в Америке. В клеймах - сюжеты из жизни и мучений св. основателей Православия в Америке, включая нек-рых новомучеников, пострадавших в Советской России, и обретение мощей (1992) свт. Тихона, Патриарха Московского. В среднике изображены 10 святых, И. представлен крайним слева в 1-м ряду, вполоборота вправо, в традиц. облачении. В 3-м клейме показано прибытие миссионеров к месту служения на о-в Кадьяк (И. на корабле крайний слева), в 6-м раскрывается история мученической кончины святого на оз. Илиамна (надпись: «Holy priest-monk Juvenaly first martyr of the Orthodox Church in America meets his martyrdom at Lake Iliamna in Alaska at the hands of natives» - Святой иеромонах Иувеналий, первомученик Православной Церкви в Америке, принимает мученичество на озере Илиамна на Аляске от рук местных жителей). История убиения И. воспроизводится по 1-му варианту Жития. Композиция написана на золотом фоне и поземе в виде высоких охристых горок. Святой стоит на коленях и благословляет крестом 2 «диких» мучителей в длинных рубахах, замахивающихся на него топорами.

Настенные росписи ц. Св. Троицы в г. Парма (шт. Огайо) выполнены прот. Феодором Юревичем между 1993 и 2003 гг. Композиция «Собор американских святых» (1,8×2,4 м; согласно авторской подписи, окончена 21 июня 2001) расположена в юж. части зап. стены в 1-м ярусе росписей. 12 святых (в т. ч. также святители архиеп. Иоанн (Максимович) и еп. Николай (Велимирович)) стоят в 2 ряда, И.- вверху 2-й слева.

Новый извод иконографии Собора - «Богородица с Младенцем на престоле, с американскими чудотворцами» - был создан прот. Феодором Юревичем в 2002 г. по заказу Свящ. Синода Православной Церкви в Америке для подношения митр. Феодосию (Лазору) в память 25-летия его служения предстоятелем. Богоматерь с Младенцем восседает в центре в окружении 13 святых (расположены в 2 ряда), прп. Герман и мч. Петр изображены впереди коленопреклоненными. И. в традиц. облачении, с крестом в руке представлен в верхнем ряду 2-м слева.

На иконе «Собор американских святых», написанной Алексеем и Аленой Гомартели в 2011 г. для иконостаса церкви миссии прав. Алексия Товта в Анкоридже, под покровом Пресв. Богородицы представлено уже 16 чудотворцев (кроме упомянутых - священноисп. Варнава (Настич), сщмч. Василий Мартиш, прав. Ольга (Мишель)). В руках у мучеников - кресты, св. основатели храмов держат их модели. Пейзаж символизирует природу Сев. Америки; особенностью иконографии является изображение детей-алеутов в местных одеждах, укрывшихся в мантии прп. Германа. И.- преподобномученик, крайний слева в 1-м ряду. Наибольшее число святых включено в состав Собора на иконе 2011 г. (выполнена теми же авторами по заказу частных лиц для ц. Благовещения Богородицы г. Мейнард (шт. Массачусетс)). В целом иконография аналогична, но святые предстоят образу Божией Матери «Знамение», в группу добавлен сщмч. Серафим (Самойлович), архиеп. Угличский (в 1902-1908 служил в Алеутско-Аляскинской епархии).

В храмовых росписях (преимущественно на зап. стене) получил распространение особый вариант иконографии Собора, называемый «Стена святых» (Wall of Saints). В отличие от иконописных изводов, где амер. чудотворцы изображены группой (как правило, в 2 ряда), «Стена святых» составлена из отдельно стоящих фигур. Так эта композиция была написана прот. Феодором Юревичем в храме Христа Спасителя в г. Гаррисберг (шт. Пенсильвания; работа завершена в окт. 1998). Ростовые образы 13 святых размещены в 2 ярусах, И.- в верхнем ряду 3-й слева, вместе с мч. Петром Алеутом, что объясняется их совместной канонизацией. Изображение рядом с американскими чудотворцами избранных святых - прп. Романа Сладкопевца, блж. Ксении Петербургской и сщмч. Максима (Сандовича), очевидно, было продиктовано желанием прихожан, среди к-рых много выходцев из России, и особенно карпаторуссов. Золотистый фон и оливковый позем связывают фигуры в единую композицию. Автор др. росписи «Стена святых» (12 святых; 1,2×7 м) в ц. Рождества Богородицы г. Мононгахила (шт. Пенсильвания) - иконописец Гарретт. Работа была завершена в июне 2003 г. и располагается на фронтальной части хор. На красивом по цветовому решению фоне - типичный североамер. пейзаж со снежными вершинами, с островами и проливами, с редкой растительностью.

В 1999-2008 гг. иконописцем А. Викстрёмом были выполнены настенные росписи в ц. прп. Германа Аляскинского в г. Эспоо в окрестностях Хельсинки (Финляндия), где И. написан вместе со свт. Иннокентием, мч. Петром Алеутом, прп. Германом и прав. Иаковом.

Росписи в кафедральном Никольском соборе Вашингтона созданы иконописцем А. И. Чашкиным в нач. 90-х гг. XX в. (окончены в 1994) к 200-летию Православия в Америке. И. представлен трижды: единолично в медальоне в арочном проеме и в 2 композициях на зап. стене. Один из сюжетов слева - благословение миссионеров прп. Назарием (Кондратьевым), настоятелем Валаамского мон-ря. И., в монашеском одеянии, с непокрытой головой, стоит справа за коленопреклоненным прп. Германом, склонившись под благословение валаамского игумена; на заднем плане на острове - постройки Валаамской обители. Справа от входа в композиции «От Валаама до Аляски» показано прибытие миссионеров в Америку: в левой части - прп. Герман, И. (с храмом в руках) и свт. Иннокентий Московский (позднее именно при нем деятельность миссии достигла расцвета), справа народы Аляски - эскимосы и алеуты в местных одеждах, с оленем и собакой (средства передвижения). Группы разделяет пролив с парусным судном, на к-ром миссионеры достигли Аляски, с плавающими моржами и тюленями (основной промысел местных жителей). В небесном сегменте - образ Божией Матери «Знамение»; имена святых написаны на церковнослав. и англ. языках.

В житийную иконографию И. в последние годы были внесены изменения в связи с новыми исследованиями обстоятельств мученической кончины святого. Настоятель ц. прав. Алексия Товта в Анкоридже прот. Михаил Олекса на основе анализа народных преданий местных племен и сопоставления их с архивными документами (см., напр.: Oleksa M. Another Culture / Another World. [Juneau,] 2005) пришел к выводу, что И. погиб от стрел эскимосов в устье р. Кускокуим. Кроме того, в композицию убиения вводится неизвестный святой - индеец-атабаск, к-рый помогал И. в миссионерской поездке переводами на местные языки и пострадал за веру вместе с ним. Так, на 2-частной иконе иконописцев Гомартели (2010, ц. прав. Алексия Товта в Анкоридже) вверху представлены прямолично И. и его спутник (с крестами в руках), внизу - сцена их мученической смерти. Поскольку икона может служить важным источником сведений о кончине святых, все детали - одежды индейца, охотников-эскимосов, шамана, их копья, луки, стрелы, байдарка из березовой коры, каяки - писались на основе музейных экспонатов и фотографий. В верхней части на фоне изображена гряда гор Чугач и растущий там в изобилии иван-чай, т. к., по сведениям прот. Михаила, спутник И. происходил из с. Тайонек (недалеко от Анкориджа). В композиции убиения на заднем плане видна т. н. гора IV («IV mountain»), недалеко от которой предположительно пострадали святые. Тип изображения индейца-атабаска впервые создан иконописцами, образ И. воспроизводит сложившуюся иконографию. Аналогичная икона была выполнена теми же мастерами для семьи Витко в 2010 г.

Др. образ мученической смерти И. и его помощника (2010, иконописец Гарретт), написанный по материалам прот. Михаила, был заказан его помощницей Катериной Витко. Основное отличие от нижней сцены на иконе Гомартели состоит в изображении спутника-индейца, к-рый ныряет в воду (по народному преданию, сопровождавший И. индеец-атабаск удивил эскимосов умением нырять и плавать). И. стоит в лодке с посохом в руке, благословляя убивающих его и проповедуя им слово Божие. Детали одежд, оружия и каяков также с точностью воссозданы автором.

Ж. Г. Белик
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых)
  • АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)
  • АВРААМ [Авраамий] († между 344 и 352), еп. Арбельский [Арвильский], сщмч. (пам. 4, 5, 7 или 8 февр.)
  • АВТОНОМ († 313), сщмч. Вифинский (пам. 12 сент.)
  • АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
  • АГАФОДОР сщмч. Херсонесский (пам. 7 марта) - см. Херсонесские священномученики
  • АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • АКЕПСИМ, ИОСИФ И АИФАЛ († 378 или 379), священномученики Персидские (пам. 1 сент., 3 нояб., греч. 22 апр.)
  • АЛЕКСАНДР († 250/251), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 12 дек., 16 мая)
  • АЛЕКСАНДР († III в.), еп. Команский, сщмч. (пам. 12 или 11 авг.)
  • АЛЕКСАНДР (III в.), сщмч. Сидский (пам. 15 марта)
  • АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)