ИУЛИАН
Том XXVIII , С. 510-511
опубликовано: 25 сентября 2013г.

ИУЛИАН

Содержание

(† нач. IV в. или ок. 320), cщмч. (мч.) Галатийский (пам. 12 и 13 сент.). В визант. Синаксарях сохранилось 2 версии мученической кончины И. Согласно Житию И., помещенному в стишных Синаксарях под 12 сент., он пострадал в царствование рим. императоров Диоклетиана (284-305) и Максимиана (286-305, 307-308). Когда правителю Галатии (М. Азия) Антонину донесли, что в пещере в горах скрываются И. и 40 христиан, тот послал отряд воинов, но им удалось схватить только И. На допросе он не выдал сотоварищей, отказался принести жертвы и был положен на раскаленное ложе, но ангел Господень остудил пламя и сохранил мученика невредимым. Антонин приказал привести мать И. и велел ей склонить сына к идолопоклонству, угрожая отдать ее на поругание воинам, но та отказалась переубеждать сына. Правитель отпустил ее, а И. осудил на усечение мечом. Придя на место казни, мученик попросил у воинов времени для молитвы. В это время с небес раздался голос: «Христос отверз тебе врата Царствия Своего. Вниди в них, ибо ты законно подвизался за имя Его!» Этот глас услышали 40 христиан, скрывавшихся в пещере. Они пошли на место казни И., исповедали перед воинами христ. веру, были приведены к Антонину и обезглавлены по его приказу (Paris. gr. 1582. Fol. 17v - 18v, XIV в.).

Сщмч. Иулиан Галатийский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.Сщмч. Иулиан Галатийский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.

В Житии, включенном под 13 сент. в Синаксарь К-польской ц. (архетип кон. Х в.) и в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.), И. назван пресвитером из сел. Кринтеунт (Κριντεοῦς, Κριντεοῦντος) близ Анкиры в Галатии, пострадавшим при имп. Лицинии (308-324), а вместо 40 сотоварищей указано 42. Кроме того, имеются разногласия относительно возраста И.: если в 1-м Житии мать И. названа «старицей» (γερόντισσα), то в данном тексте о нем самом говорится как о «благочестивом старце, боящемся Бога». Сюжет Жития в основном сходен с предыдущим, но имеются и различия. Однажды, когда у скрывавшихся в горах христиан закончилась вода, И. вышел из пещеры и отправился к источнику, где был схвачен язычниками, пришедшими принести жертвы Гекате, храм к-рой находился неподалеку. Представ перед правителем, И. исповедал себя христианином и не выдал остальных. Ему на голову надели раскаленный шлем (о раскаленном ложе не упом.), а затем отсекли голову (SynCP. Col. 41; PG. 117. Col. 45-48). О кончине остальных мучеников не сообщается. В аналогичном Житии в Синаксаре Ambros. B. 104. Sup. (XII-XIII вв.) добавлено, что И. был похоронен близ источника (SynCP. Сol. 41-42).

Исследователи считают, что речь идет об одном и том же лице. О существовании утраченного пространного Жития И., использованного составителями Синаксарей, свидетельствует канон в честь этого святого, написанный прп. Иосифом Песнописцем. В каноне говорится об обеих пытках (раскаленном ложе и обжигании головы) и приводятся опущенные в Синаксарях детали - имя матери святого (Олимпиодора) и отсечение ей языка. Этот канон помещен в служебных Минеях под 12 сент.; И. назван в нем священником (AHG. Sept. P. 226-235).

Первое Житие из стишных Синаксарей было включено в греч. печатную Минею (Венеция, 1592) и впосл. в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца. Соответственно в качестве даты празднования утвердилась память 12 сент.

В совр. календаре РПЦ И. упоминается дважды: 12 сент. как мученик с 40 сподвижниками и 13 сент. как священномученик и пресвитер. В Римском Мартирологе (XVI в.) под 13 сент. память И. объединена с памятью мч. Макровия (см. в ст. Макровий и Гордиан) только на том основании, что Макровий также пострадал при Лицинии.

Дж. Луккези и Р. Обер отдают предпочтение сведениям о кончине И. при имп. Лицинии ок. 320 г.

Ист.: BHG, N 2211g; ActaSS. Sept. T. 4. P. 54-55; PG. 117. Col. 45-48; SynCP. Col. 37, 41-42; MartRom. Comment. P. 394; ЖСв. Сент. С. 268-269; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 128-130.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 280-281; Т. 3. С. 372; Lucchesi G. Giuliano, santo, martire in Galazia // BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 1197-1198; Π[απαδόπουλος] Γ. Σ. ᾿Ιουλιανός (12) // ΘΗΕ. 1965. Τ. 6. Σ. 948; AHG. T. 1. Р. 436-437; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 219; Aubert R. Julien (20) // DHGE. T. 28. Col. 502.
Э. П. А.

Гимнография

В совр. богослужебных книгах служба И. отсутствует. По рукописям известны следующие песнопения И.: канон, составленный прп. Иосифом Песнописцем, с акростихом ᾿Ιουλιανὸν ᾿Αγκύρας μέλπω πόθῳ. ᾿Εγώ ᾿Ιωσήφ (Иулиана Анкирского воспеваю ревностно. Я Иосиф), плагального 2-го (т. е. 6-го гласа), ирмос: ῾Ως ἐν ἠπείρῳ̇ (   ), нач.: ᾿Ιχνηλατήσας τὸ πάθος τοῦ ἀπαθοῦς (Последовав страсти бесстрастного) (AHG. T. 1. P. 227-235); канон, составленный прп. Феофаном Начертанным, без акростиха, плагального 2-го (т. е. 6-го гласа), ирмос: ῾Ως ἐν ἠπείρῳ̇ (   ), нач.: Λελαμπρυσμένος τῇ αἴγλῃ (Облистаемый сиянием) (Ταμεῖον. Σ. 41); анонимный канон 4-го гласа, ирмос: ῞Αρματα Θαραώ̇ (  ), нач.: ῞Ολον ἐκ νεαρᾶς (Всего от юности)(Ibid. Σ. 42).

Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВТОНОМ († 313), сщмч. Вифинский (пам. 12 сент.)
  • АКЕПСИМ, ИОСИФ И АИФАЛ († 378 или 379), священномученики Персидские (пам. 1 сент., 3 нояб., греч. 22 апр.)
  • АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)
  • АНТИПА (I в.), еп. Пергамский, сщмч. (пам.11 апр.)
  • АНФИМ еп. Никомидийский, сщмч. (пам. 3 cент., зап. 27 апр., сир. 24 апр.)
  • АПОЛЛИНАРИЙ († 75), еп. Равенны, сщмч. (пам. 23 июля)
  • АРИСТИОН еп. Александрийский, сщмч. (пам. 3 сент.)
  • АРТЕМОН († 303), сщмч. Лаодикийский (пам. 13 апр., греч. 24 марта, 12 апр., зап. 8 окт.)
  • АСТИЙ (нач. II в.), еп. г. Диррахий (Иллирик), сщмч. (пам. 4 июня; греч. 5, 6 июля)
  • АФИНОГЕН († 304 или 311), сщмч. ( пам. 16 июля, сир. 24 июля, зап. 18 янв.)