[Лат. Privatus] († ок. 257-259?), св. (пам. зап. 21 авг.), еп. Габальский (Жавольский). Первичным источником сведений о П. является 34-я глава 1-й книги «Истории франков» св. Григория Турского, на которой основаны 2 прозаических Мученичества - краткое (BHL, N 6932) и пространное (BHL, N 6933), а также стихотворное переложение сказания о его страданиях (BHL, N 6934).
Как сообщает св. Григорий Турский, П. жил в период правления императоров Валериана и Галлиена (253-259) и был епископом г. Габалы (Gabali; совр. Жаволь, Франция). Во время нашествия алеманнов, возглавляемых жестоким язычником Кроком (также Хрок или Эрок), жители Габал укрылись в крепости Гредон (совр. Грез), а святой пребывал в молитве в пещере на склоне горы (совр. гора Мима). Варвары не могли взять стены Гредона приступом. Узнав о том, что епископ города не находится под защитой укреплений, алеманны схватили его и требовали, чтобы он убедил обороняющихся сдаться. Но П. не пожелал «отдать овец своих волкам» (Greg. Turon. Hist. Franc. I 34). Тогда варвары попытались заставить его принести жертву идолам. Когда святой отказался и проклял языческих богов, они жестоко мучили и избивали его, а затем бросили одного в пещере, сочтя мертвым. Вскоре П. скончался от перенесенных мучений.
Мученичества П. составлены спустя несколько веков после предполагаемого времени кончины святого (MartRom. Comment. P. 351). Нек-рые предложения в тексте пространного Мученичества дословно заимствованы из краткого, к-рое, вероятно, послужило основой для расширенной версии. Эти источники содержат ряд деталей, дополняющих приведенное у св. Григория Турского сказание, однако историческая ценность их сомнительна в силу позднего происхождения. Согласно Мученичествам, пещера, в к-рой П. принял смерть, была его домом, а в город святой приходил только для совершения богослужения. Пространное Мученичество сообщает, что к моменту, когда П. был схвачен варварами, осада крепости Гредон продолжалась уже 2 года. Данный вариант сказания также содержит диалоги святого с его мучителями: в частности, сообщается, что алеманны пытались склонить святого принести жертвы идолам, ссылаясь на то, что и рим. императоры, подданным к-рых являлся П., также были идолопоклонниками. В качестве ответа составитель пространного Мученичества влагает в уста П. пророчество об обращении Римской империи в христианство и о падении идолов. Завершается повествование в обеих версиях Мученичества рассказом о том, что варвары, не сумев добиться от святого повиновения, были вынуждены заключить мир с жителями Габал и отойти от стен города, а горожане, как только смогли покинуть крепость, поспешили в пещеру, где застали своего архипастыря еще живым; тогда многие коленопреклоненно благодарили его, а иные даже лобызали его раны, и лишь через некоторое время после этого П. скончался. Согласно местному варианту сказания о П., святой принял кончину иначе: его сбросили с горы в бочке, обитой гвоздями (Bardy B. Les legendes du Gevaudan. Mende, 1974. P. 30).
Невозможно с достоверностью разрешить вопрос о времени жизни и мученичества П. Традиц. датировка, основанная на сообщении Григория Турского, относит нашествие вождя алеманнов Крока и страдание П. к периоду правления императоров Валериана и Галлиена, после начала последними гонения на христиан (см.: Greg. Turon. Hist. Franc. I 32). Однако франк. «Хроника Фредегария» (ок. 660), хотя и не упоминает П., относит вторжение Крока и преследования им христиан к 407 г., причем представляет вождя предводителем не алеманнов, а вандалов; в связи с этим выдвигались предположения о том, что кончину П. нужно относить к нач. V в. Тем не менее эту гипотезу следует признать неверной. Традиционно П. считался 1-м епископом Габальским (упоминавшийся иногда как его предшественник еп. Севериан в действительности был епископом Габальским в Сирии, а не в Галлии и жил во времена свт. Иоанна Златоуста; вслед. совпадения названий кафедр он был, вероятно, по ошибке сочтен предшественником П.; см.: Duchesne. Fastes. T. 2. P. 54); Габальская кафедра была представлена на Арелатском Соборе 314 г., а значит, П., как 1-й епископ, должен был совершать свое служение ранее этого времени.
Из иных источников известен всего один король алеманнов по имени Крок (Эрок; в кратком Мученичестве П. вождь алеманнов назван Иродом (Herodes), что может представлять собой искаженное Эрок (Erocus)). Он был союзником римлян и в 306 г. и 1-м провозгласил императором Константина I Великого (Aur. Vict. Epitom. 40. 3). Крайне сомнительно, что один и тот же вождь варваров мог возглавлять нашествие на Галлию в сер. III в. (традиц. дата мученичества П.) и одновременно спустя полвека оставаться лидером своего народа и значимым союзником Римской империи. Поэтому Л. Дюшен предположил, что нашествие алеманнов, во время к-рого был убит П., следует в действительности относить к начальному периоду правления имп. Константина I (Duchesne. Fastes. T. 2. P. 54, 126). Эта версия представляется вполне правдоподобной, однако не может быть подтверждена источниками. Кроме того, вызывает затруднения и тот факт, что исторически известный Крок был союзником империи, а предводитель варваров, фигурирующий в сказании о мученичестве П., возглавляет масштабный и жестокий набег на рим. территории. Т. о., гипотеза Дюшена, хотя и является наиболее правдоподобной, остается не более чем предположением.
Венанций Фортунат упоминал П. в ряду величайших святых Галлии (Venant. Fort. Carm. VIII 3). Впервые его литургическое почитание фиксируется в Иеронимовом Мартирологе под 21 (в некоторых рукописях - 20) авг. (MartHieron. P. 454). В средневек. «исторических» мартирологах IX в. память П. приводится под той же датой. Мартирологи Адона, архиеп. Вьеннского (MartAdon. 1984. P. 279-280), и Узуарда (MartUsuard. 1965. Р. 287) сообщают, что святой пострадал в гонение Валериана и Галлиена; хотя традиц. датировка относит страдание П. ко временам этого гонения, в действительности его смерть не имеет отношения к преследованиям христиан со стороны рим. властей, так что это указание является ошибочным.
Римский Мартиролог кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) также указывает память П. под 21 авг. (MartRom. P. 350). Современная редакция Римского Мартиролога в этом отношении следует более ранним изданиям (MartRom. (Vat). P. 444). В греч. и слав. традициях литургического почитания П. не существовало.
Мощи П. неоднократно переносили. Изначально, по всей видимости, они были захоронены в той же самой пещере, в к-рой святой совершал свой подвиг. Затем, при кор. Дагоберте I, мощи были перенесены (после 632) в ц. св. Дионисия в Паризиях (совр. Париж), откуда при имп. Карле Великом - в мон-рь в обл. Салон, а впосл., уже в Х в., возвращены обратно. Оттуда их перенесли в Манд, где и похоронили под спудом в ц. св. Феклы. В 1036 г. мощи были торжественно обретены еп. Рагемундом (ActaSS. Aug. T. 4. P. 437-438). Остается неясным, почему после этого они были снова утеряны, однако в 1170 г. еп. Альдеберт из Турнеля вновь обрел останки П. и торжественно перезахоронил, а также написал сочинение об их обретении и о посмертных чудесах П. в 6 книгах (BHL, N 6936-6941). Существует еще 2 повествования о чудесах святого - прозаическое (XI в.; BHL, N 6935) и метрическое (BHL, N 6942).