ИУЛИАНИЯ
Том XXVIII , С. 540-543
опубликовано: 24 июня 2013г.

ИУЛИАНИЯ

Содержание

(между 1500 и 1540?), прав. (пам. 6 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих), Киево-Печерская, кнж. Гольшанская (Ольшанская). Об И. ничего не было известно до обретения гробницы с ее нетленными мощами возле придела ап. Иоанна Богослова Успенского собора в Киево-Печерском мон-ре, что, согласно «Тератургиме» иером. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), произошло между 1599 и 1617 гг., при печерском архим. Елисее (Плетенецком). Тело И. было в богатых одеждах, с украшениями и с венцом на голове. На гробе лежал камень с гербом князей Гольшанских (на гербе изображен китоврас (кентавр)), на серебряной пластине на камне имелась надпись: «Иулиания, княжна Ольшанская, дочь князя Георгия Дубровицкого-Ольшанского, преставльшаяся девою в лето от рождения своего шестнадцатое».

Прав. Иулиания, кнж. Ольшанская. Икона. Нач. XXI в. (мон-рь во имя прп. Елисея Лавришевского, Белоруссия)Прав. Иулиания, кнж. Ольшанская. Икона. Нач. XXI в. (мон-рь во имя прп. Елисея Лавришевского, Белоруссия)

И. принадлежала к одному из самых знатных родов Литовского великого княжества - князьям Гольшанским, родственникам Гедиминовичей (род прекратился после 1556). Семья именовалась по вотчине в Гольшанах (ныне в Гродненской обл. Белоруссии). С нач. XV в. волынская ветвь Гольшанских называлась Дубровицкими (Домбровскими) от г. Дубровица (ныне в Ровненской обл. Украины). Придел во имя св. Иоанна Богослова, близ к-рого была погребена И., был построен ок. 1470 г., т. е. святая не могла скончаться ранее этого времени. По всей видимости, И. жила между 1500 и 1540 гг., ее отцом был кн. Юрий (Георгий) Иванович Гольшанский-Дубровицкий, известный в 1-й пол. XVI в. благотворитель Киево-Печерского мон-ря, чье имя было вписано в древний Печерский помянник. У кн. Юрия Ивановича было 2 жены - Иулиания, дочь Ивана Ярославича, и Мария, дочь Андрея Сангушко. Очевидно, одна из них была матерью И. О благочестии семьи, в которой выросла И., свидетельствует завещание кн. Юрия Ивановича, по которому 6 монастырей и 16 соборных храмов Киева, Вильно, Луцка, Владимира получали вклады, в завещании также содержалось предписание сыновьям построить церковь (РГАДА. Ф. 389. Оп. 1. Кн. 21. Л. 170 об.- 176 об.; см. также: Яковенко Н. М. Украïнська шляхта з кiн. XIV до сер. XVII ст.: Волынь и Центр. Украïна. К., 1993. С. 106). По заказу представительницы рода Гольшанских, возможно родной сестры И.,- кнг. Анастасии Юрьевны в замужестве Заславской, было создано Пересопницкое Евангелие (1561).

Вскоре после обретения св. мощи И. были открыто поставлены в юго-западном приделе Успенского собора (к этому событию отнесен день памяти святой - 6 июля). Среди паломников в Киево-Печерском мон-ре распространялась стихотворная эпитафия И., написанная, по всей видимости, Афанасием (Кальнофойским). Святая в эпитафии названа «сильной на небе заступницей», ее мощи врачуют «от мятежных болезней». Автор рассказывает о 2 чудесах, происшедших после обретения мощей И.: выходя из собора, внезапно умер еретик-социнианин (см. ст. Социниане), укравший перстень с руки святой; И. явилась в видении Киевскому митр. св. Петру (Могиле), после чего митрополит повелел устроить для мощей святой новую раку с пространной надписью и лучшее одеяние. И. была канонизирована к местному почитанию при митр. Петре, о чем свидетельствует ее упоминание в «Каноне преподобным отцем Печерским» (песнь 9) Мелетия Сирига (ок. 1643): «Привожду Ти, о Всещедре, Иулиану, присносветящую свещу, елеем благодати обдержимую, еяже молитвами от всякаго зла соблюди мя» (Канон преподобным отцем Печерским // Акафисты всеседмичные. Киев, 1677. С. 251). По сообщению франц. инженера и картографа на польск. службе Г. Левассёра де Боплана (1-е изд. его книги об Украине вышло в 1651), в Киево-Печерском мон-ре среди др. святых можно «увидеть некую Елену, которую они очень почитают» (Левассёр де Боплан Г. Описание Украины. М., 2004. С. 167; ср.: С. 402). Поскольку о почитании к.-л. Елены в Печерской обители неизвестно, следует полагать, что автор имел в виду И., хотя локализация им мощей святой в пещерах вызывает сомнение.

Икона над ракой прав. Иулиании, кнж. Ольшанской. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры)Икона над ракой прав. Иулиании, кнж. Ольшанской. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры)

Рака с мощами И. в Успенском соборе Киево-Печерского мон-ря сильно пострадала во время пожара в 1718 г. Обнаруженные после пожара останки мощей были сложены в гроб и перенесены в Ближние (Антониевы) пещеры. На место, где ранее стояла рака И. в Успенском соборе, по указу имп. Анны Иоанновны от 27 июля 1730 г. были поставлены мощи 1-го Киевского митр. св. Михаила. 8 окт. 1889 г. по просьбе Волынского архиеп. Модеста (Стрельбицкого) частица мощей И. и частица мощей прп. Феодора (кн. Острожского), в Дальних пещерах почивающего, были перенесены в кафедральный собор в Житомире.

В кон. XVII в. была издана Повесть об обретении мощей И. с тропарем и кондаком святой (Сказание о обретении честных мощей сея святыя богоугодныя княжны Юлианы. К., [1698]; см. также: ГИМ. Син. № 684. Л. 35-38), особая редакция Повести была помещена под 6 июля в Четьи-Минеи митр. св. Димитрия (Савича (Туптало)) (Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. М., 1762. Кн. 4. С. 244-245). Согласно Повести об обретении мощей И., по молитвам верующих у гроба святой совершались чудеса и исцеления. 23 июля 1823 г. указом Синода было позволено печатать Повесть об обретении мощей И. при издании Киево-Печерского патерика. В «Книге, глаголемой Описание о российских святых», известной в списках XVIII-XIX вв., И. ошибочно именуется как «святая великая княгиня Иулиана Оболенская» (среди «святых града Киева»), ее погребение в Киево-Печерском мон-ре отнесено ко времени до 1492 г. («в лето 6000» - дата недописана в части сотен, десятков и единиц) и датировано 26 июля (Описание о российских святых. С. 9).

Общецерковное почитание И. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. В 1908 г. Волынский еп. Антоний (Храповицкий) составил службу И.

В 2001 г. в Дубровице по благословению Сарненского и Полесского архиеп. Анатолия (Гладкого) создан приход во имя И., в храме имеется икона святой с частицей мощей. 18-19 июля 2005 г. в Дубровице праздновалось 500-летие св. княжны. С 1999 г. частица мощей И. хранится в храме во имя вмч. Георгия Победоносца в дер. Гольшаны.

Лит.: Описание Киево-Печерской лавры. К., 1847. С. 109-110; СИСПРЦ. С. 143-144; Сб. мат-лов для ист. топографии Киева и его окрестностей. К., 1874. С. 34-35; Максимович М. А. Собр. соч. К., 1877. Т. 2. С. 228-229; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 283-284; Теодорович Н. И. Ист.-статистич. описание церквей и приходов Волынской епархии. Почаев, 1899. Т. 2. С. 611-612; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 14-15; Голубинский. Канонизация святых. С. 214-215; Мельников А. А. Путь непечален. Минск, 1992. С. 175-178; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 43, 48, 57, 90, 128; Хойнацкий А. Ф., прот. Православие на западе России в своих ближайших представителях, или Патерик волыно-почаевский. Житомир, 19972. С. 135-142; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 379-380.
Л. Е. Кулаженко

Иконография

Прав. Иулиания, кнж. Ольшанская. Роспись галереи рус. святых ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60-х — 70-е гг. ХIХ в. Мастера иеродиаконы Паисий и АнатолийПрав. Иулиания, кнж. Ольшанская. Роспись галереи рус. святых ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60-х — 70-е гг. ХIХ в. Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий

На иконографию И. повлияла Повесть об обретении мощей святой (Сказание о обретении честных мощей сея святыя богоугодныя княжны Юлианы. К., [1698]), в к-рой сообщается, что обнаруженные нетленные мощи юной княжны были облачены в богатые одежды и украшены драгоценностями. Сведения об облике И. приводятся в иконописных подлинниках с повторением описания ее облачения: «Аки Варвара, приволока лазорева, порфира камка бакан, власы по плечам, на главе венец царский» (БАН. Строг. № 66. Л. 316 - «левыя страны» 16-я; кон. XVIII в.); «На главе венец, в ожерелье, в серьгах и в зарукавье, шуба бакан, испод голубцовой и камка» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 179 об., под 6 июля; 20-е гг. XIX в.); «Аки Ольга» (ИРЛИ. (ПД). Перетц. № 524. Л. 58 об., под 14 сент.; 30-е гг. XIX в.; см. также: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 33). Подробное описание облика И. составлено В. Д. Фартусовым в пособии для иконописцев, изданном в 1910 г.: «Типа русского, молода, 15 лет, лицом бела и очень миловидна; одежды шелковые: сарафан с вышитыми серебром и золотом узорами и каймами, на шее богатое ожерелье, золотые гривны с разнообразными украшениями бисером, на руках золотые зарукавья (браслеты), на пальцах драгоценные с камнями перстни, на голове венец девический, вроде узкого кокошника, золотой с разноцветными камнями и бисером, в ушах серьги золотые, украшенные драгоценными камнями и жемчугом» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 337).

В сер.- 2-й пол. XIX в. на раке святой в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры было помещено ее изображение, воспроизводящее вид мощей: И. представлена с закрытыми глазами, облачена в светлое одеяние, на голове венец, густые волнистые русые волосы лежат на плечах, в сложенных на груди руках крест. Над ракой находится поясная икона 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры. Святая облачена в княжеские, украшенные камнями одежды голубого и красного цветов, на голове венец, пряди волос ниспадают на плечи, в правой руке длинный крест с Распятием, левая прижата к груди. Подчеркнуты юность и красота княжны; у нее большие голубые глаза, полные губы, длинный правильной формы нос, на щеках румянец. Нимб очерчен тонкой линией, вверху надпись: «  i i i   ».

Поздние единоличные иконы И. и ее изображения среди Волынских и избранных святых встречаются в храмах Украины (особенно на Волыни). Так, ее ростовой образ 2-й трети XIX в. на холсте (Свято-Успенская Почаевская лавра: Взгляд через века: Ист. повествование в словах и образах. Почаев, 2007. С. 78) имеется в Успенском соборе Почаевской лавры в одном из пристенных иконных комплексов, слева от центрального образа прп. Иова Почаевского (справа - блгв. кн. Ярополк Владимиро-Волынский). И. написана в рост, вполоборота вправо, в княжеском одеянии с горностаевой мантией, в правой руке крест. Погрудный прямоличный образ И. в круге (на голове плат и диадема, руки на груди), выполненный в академической манере в кон. XIX - нач. XX в., воспроизведен в приложении к «Почаевскому листку»: Святая дева Иулиания, княжна Ольшанская, на Домбровице. Почаев, 1913. С. 3.

Прав. Иулиания, кнж. Ольшанская. Литография. 1886 г.Прав. Иулиания, кнж. Ольшанская. Литография. 1886 г.

В академической монументальной живописи изображение И., исполненное акад. М. Н. Васильевым, имелось среди образов рус. святых в росписи 70-х гг. XIX в. придела блгв. кн. Александра Невского в храме Христа Спасителя (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 78). В 1999 г. оно было воссоздано В. Э. Бойцовым и до деталей соответствует описанию Фартусова. В стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре, представлено шествие рус. святых (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., иеродиаконы Паисий и Анатолий; поновление в 70-х гг. XX в., ок. 2010). В композиции с фигурами подвижников XVII в. И. изображена рядом с прп. Вассианом Тиксненским и блж. Прокопием Вятским; на ней княжеская одежда, на голове венец, правой рукой она придерживает край горностаевой мантии, левую положила на грудь. Очевидно, И. представлена также в монументальной композиции Собора чудотворцев Ближних пещер у св. ворот Киево-Печерской лавры (1900-1902, худож. В. Сонин).

В композиции «Собор Киево-Печерских святых» И. обычно писали в центральной (княжеской) группе справа, возле чудотворцев Дальних пещер, как правило, 1-й в 3-м ряду напротив вмц. Варвары, с десницей на груди. Изображение ее одежд и головного убора на иконах и эстампах варьируется. Иногда И. показана с непокрытой головой, как на иконе 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ); чаще ее голова покрыта платом и увенчана короной: на гравюре В. Белецкого (1751, РГБ), на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ), на палехской иконе 1-й пол. XIX в. из частного собрания (Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр. / Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. статей: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87). Обычно св. княжна изображена просто в княжеском венце или в небольшой короне: на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР), на раскрашенных гравюрах 1-й четв. и 1-й трети XIX в. (РГБ, ГЛМ), на эмалевом образе 3-й четв. XIX в. из Нововалаамского мон-ря (Финляндия), в иконописном среднике 2-й пол. XIX в. на 3-створчатом складне с резными праздниками на створках (ЦМиАР), на иконах посл. четв. XIX в. из ризницы СДМ и из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария), на хромолитографии 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина (ц. вмц. Варвары в Казани). На иконе 2-й пол. XIX в. из частного собрания И. находится справа в самом дальнем (последнем) ряду вместе с др. св. женами («И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. [57]); на овальном эмалевом образе 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР) - ближе к центру; на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) И.- первая в 5-м ряду правой группы. В поздней тиражной графике, особенно в произведениях мастерской Киево-Печерской лавры, образ И. помещен в левой части композиции среди чудотворцев Ближних пещер (в 3-м ряду), напр. на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. (ГЛМ, РГБ), а также на хромолитографии кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра).

Прав. Иулиания, кнж. Ольшанская. Фрагмент иконы «Собор Волынских святых». После 2006 г. (ц. преподобных Иова и Амфилохия Почаевских в Почаевской ДС)Прав. Иулиания, кнж. Ольшанская. Фрагмент иконы «Собор Волынских святых». После 2006 г. (ц. преподобных Иова и Амфилохия Почаевских в Почаевской ДС)

Образ И. включался в иконографию «Собор святых жен, просиявших в Русской земле», получившую распространение во 2-й пол. XIX в. На хромолитографии кон. XIX - нач. XX в. из ц. во имя ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского мон-ря в С.-Петербурге И. изображена участвующей в шествии св. жен во главе с равноап. кнг. Ольгой. Икона была обретена в 2002 г. в дер. Дмитриево Череповецкого р-на Вологодской обл., на берегу Рыбинского водохранилища, возможно, происходит из Леушинского монастыря (Рус. жены-мироносицы: Обретение уникальной иконы // Леушино: Газ. 2004. № 8(85). 25 апр. С. 1-2).

В составе Соборов русских святых И. представлена (в группе Волынских чудотворцев) на созданных мон. Иулианией (Соколовой) иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. и нач. 50-х гг. (обе в ТСЛ), кон. 50-х гг. XX в. (СДМ) и на списках этой композиции кон. XX - нач. XXI в. Образ И. вводится также в совр. извод «Собор Волынских святых», как, напр., на иконе из иконостаса ц. во имя преподобных Иова и Амфилохия Почаевских в Почаевской ДС (после 2006, И. в верхнем ряду крайняя слева, в молении).

После установления в 1984 г. празднования Собору Белорусских святых изображение И. включалось в соответствующий иконографический извод. На одной из икон кон. XX в. из минского кафедрального собора в честь Сошествия Св. Духа полуфигура И. с крестом в руке, в красном облачении и княжеской шапке поверх белого плата помещена в верхнем ряду 2-й справа (Ярашэвiч А. А. Мiнскi Свята-Духаў кафедральны сабор. Мiнск, 2006. Ил. 43; см. также: ПЭ. Т.: РПЦ. С. 359). На иконе нач. XXI в. из кафедрального собора Покрова Пресв. Богородицы в Гродно И.- крайняя справа в 3-м ряду. Существуют совр. иконы И. в разных техниках исполнения (в т. ч. единоличные ростовые изображения работы А. В. Мельникова, Ф. Стрельцова (2010), вышитый бисером поясной образ работы А. А. Петровой (2011)). Образ И. в древнерус. стилистике (голубой плащ скреплен фибулой, на голове диадема) помещен в росписи семинарской церкви в Почаеве (ок. 2006).

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633, № 1505-1520; Т. 4. С. 761-763, № 1505а, 1517; Иркутские иконы: Кат. / ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28; Рус. мон-ри: Искусство и традиции: Альбом / ГРМ. СПб., 1997. С. 169; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 140; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: Кат. / Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006. С. 33, 48, 53, 63-64; Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117.
Э. П. И., И. Б. Вологодская
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)
  • АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Cобор всех святых, в Малой России просиявших)
  • АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)
  • АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)
  • АФАНАСИЙ (Филиппович; ок. 1595-1648), игум. Брестского мон-ря, прмч. (пам. 5 сент., 20 июля, в Соборе Белорусских святых и в Соборе Волынских святых)
  • ВАСИЛИЙ († ок. 1098), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 11 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
  • ГРИГОРИЙ († 25.05.1093), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 8 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)
  • ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
  • ЕВСТРАТИЙ († 1097 или 1098), прмч. (пам. 28 марта, 28 сент.- в Соборе прп. отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)
  • ЕРАЗМ (кон. XI-XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 24 февр.; 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов)
  • ИЛИЯ МУРОМЕЦ († 1188 ?), прп., Киево-Печерский (пам. 19 дек., во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых)
  • ИОАНН Многострадальный, пещерник (XII в.), прп. (пам. 18 июля, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских прп. отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских прп. отцов, в Ближних пещерах почивающих)
  • ЛАВРЕНТИЙ († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 29 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)
  • НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский
  • АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)