(† между 1062 и 3.05.1074), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), целебник. Рассказ о Д. помещен среди рассказов о др. Киево-Печерских подвижниках в «Повести временных лет» под 6582 (1074/75) г. в статье о кончине игум. Киево-Печерского мон-ря прп. Феодосия. О Д. (видимо, на основе летописного рассказа) говорится также в Житии прп. Феодосия (кон. XI - нач. XII в.), написанном прп. Нестором Летописцем. Возможно, краткое сообщение о Д. находилось в составе несохранившегося Жития прп. Антония Печерского кон. XI в. (Древнерус. патерики. С. 42; см.: Артамонов Ю. А. Проблема реконструкции древнейшего Жития Антония Печерского // Средневековая Русь. М., 2001. Вып. 3. С. 23-24, 67-69). Рассказ о Д. входил во все редакции Киево-Печерского патерика, начиная с древнейшей (рубежа XIII и XIV вв.; см.: Шахматов А. А. Киево-Печерский патерик и Печерская летопись. СПб., 1897. С. 5; Абрамович Д. И. Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике. СПб., 1902. С. 27-32). Отдельное Житие Д., созданное на основе летописной и житийной традиции, впервые появилось на польск. языке в издании патерика: Sylvestr (Kosov), metr. Patericon, abo Żywoty ss. oyców Pieczarskich. K., 1635. S. 68-69; на церковнослав. языке - в Киево-Печерском патерике (К., 1661. Л. 142 об.-144 об.).
Д. был священником («санъмь прозвутеръ»). По рассказу ПВЛ, он не вкушал ничего, кроме хлеба и воды. За монашеские подвиги и добродетельную жизнь он сподобился дара чудотворения и по благословению прп. Феодосия исцелял больных молитвой и помазанием св. елеем. В Житии прп. Феодосия сообщается, что Д. ревностно «подражааше житию и съмерению» св. игумена. Многие знавшие Д. свидетельствовали автору Жития «о добремь его съмерении, и житии, и послоушании, и еже к вьсем покорение сътяжа». Бывшие у Д. в келье видели «кротость его и несъпание по вся нощи и почитающа с прилежаниемь святыя книгы» (Успенский сборник. С. 102). Перед кончиной святому явился ангел в образе прп. Феодосия, возвестивший, что Д. будет в Царствии Небесном. В Житии прп. Феодосия приводится молитва Д., в к-рой он просит у Христа быть причастником Его Царства и не разлучаться с прп. Феодосием и после смерти. Прп. Феодосий с нек-рыми насельниками мон-ря были при больном до самой его кончины. Тело Д. погребли в присутствии всей братии в Ближних (Антониевых) пещерах. Принятая в лит-ре начиная с XIX в. дата преставления Д.- 1071 г.- необоснованна, время кончины святого определяется периодом настоятельства в обители прп. Феодосия. (Результаты проводившихся в кон. XX в. антропологических исследований св. мощей, почивающих в Киево-Печерской лавре, в соответствии с к-рыми мощи Д. датируются XIII-XIV вв. (см.: Колпакова В. М., Кабанець Є. П. Комплекснi медико-антропологiчнi дослiдження святих мощей Киïво-Печерськоï лаври // Дива печер Лаврьских. С. 91, 92), не признаются надежными.)
В «Анфологионе» (К., 1619) имя Д. указано с памятью 5 окт., что свидетельствует об устойчивости почитания преподобного в мон-ре к этому времени. В 1-м тропаре 3-й песни канона прп. отцам Печерским, составленного в 1643 г. по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) протосинкеллом и экзархом Константипольского патриарха Мелетием Сиригом, Д. как целитель воспевается вместе с прп. Агапитом, врачом безмездным (Там же. С. 146). Имя Д. включено под 5 окт. в «Полуустав» (К., 1643) и в рукописный Месяцеслов келаря Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. Фунд. № 201. Л. 304 об.; сер. 50-х гг. XVII в.). В Похвальном слове рус. преподобным, созданном соловецким мон. Сергием (Шелониным) в 1645-1647 гг., Д. упоминается в ряду др. Киево-Печерских святых (Панченко О. В. Из археогр. разысканий в обл. соловецкой книжности. I. «Похвальное слово русским преподобным» - соч. Сергия Шелонина: (Вопр. атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций) // ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 578).
Празднование Собору преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, установлено в 1684-1690 гг., при архим. Варлааме Ясинском (, впосл. митрополит Киевский). Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. Имеется служба со славословием Д. вместе с преподобными Матфеем и Иеремией прозорливыми (Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 1, 10). Д. упоминается в 3-м тропаре 3-й песни канона прп. отцам Ближних пещер (Минея (МП). Сент. С. 822).
Наиболее раннее изображение Д. находится в Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34. 5. 30. Л. 110) в числе миниатюр с образами первых черноризцев Печерских, под 1074 г.- композиция успения святого, у одра к-рого стоят игум. обители прп. Феодосий Киево-Печерский с братией. Д. представлен возлежащим на ложе со сложенными на груди покровенными руками, в монашеском одеянии и куколе, с нимбом, как и прп. Феодосий (Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994. Т. 1: Факсим. воспроизв. рукописи. Л. 110; Т. 2: Текст, исслед., описание миниатюр. С. 343).
Одно из ранних произведений - ксилография работы мастера Илии в цикле гравюр для Киево-Печерского патерика (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661) с 2-частной композицией. Вверху - фронтальное ростовое изображение Д. в виде старца с небольшой седой бородой, в мантии и куколе, с благословляющей десницей и четками в опущенной левой руке; на дальнем плане - виды мон-ря и Ближних пещер. Внизу - сюжет с ангелом, склоненным над лежащим преподобным, иллюстрирует повествование Патерика о видении умирающему Д. (надпись: «Ко Демиану прииде ангел во образе Феодосия обеща ему царство» - Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 627).
На гравюре для издания Патерика 1702 г. работы Леонтия Тарасевича фигура Д. помещена в верхнем регистре, вполоборота вправо, с немного склоненной головой и крестообразно сложенными на груди руками, на левой руке - четки. Поза святого, рисунок черепа на поземе с цветущими травами напоминают о необходимости приготовления к смерти. На заднем плане, по тексту Патерика, добавлены сюжеты ночного бдения святого с чтением духовных книг и его дневных трудов - исцеления больных, приносимых в обитель. В нижнем регистре в картуше - композиция с ангелом, повторяющая гравюру мастера Илии.
К образу, созданному Тарасевичем, восходит описание внешнего облика святого в иконописном подлиннике кон. XVIII в.: «Сед, плешив, брада проста, доле Николиной, на плечах схима, риза преподобническая, испод лазорь» (БАН. Строг. 66. Л. 312, «правая страна», 26-й). В сводном подлиннике XVIII в. Г. Д. Филимонова под 5 окт. о нем сказано: «Подобием надсед, брада подоле Богословли, в клобуке, ризы преподобническия, правая рука благословенна, в левой лестовка» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 167). Вместе с преподобными Иеремией и Матфеем Киево-Печерскими он упомянут также под 5 окт. в тексте рукописи XVIII в., принадлежавшей С. Т. Большакову (Большаков. Подлинник иконописный. С. 36). Единоличное изображение Д. имеется на иконе 40-х гг. XIX в. у раки святого в Ближних пещерах работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры, - вполоборота вправо, в монашеской мантии и красной епитрахили, с ниспадающими на плечи темными волосами и окладистой бородой с проседью, руки сложены крестообразно на груди, в левой - четки.
На киевской гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» (1643-1676) работы мастера Акима (монограмма «АК») (ДМКДУ), в аллегорической форме прославляющей Киево-Печерскую обитель и ее святых, уподобленных святителям РПЦ, а также на иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. (УИХМ) погрудное изображение Д. наряду с др. преподобными Патерика помещено в цветке «древа» в правой части композиции (Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича // ПКНО, 1999. М., 2000. С. 301-314).
На Печерской иконе Божией Матери с Киевскими чудотворцами 1721 г. письма игум. Корнилия (Уланова) из Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ) Д. изображен, согласно надписи, «со всеми преподобными отцы, яже обретаются напечатаны в Патерике Киево-Печерском», в левой части иконы в 3-м ряду 1-м справа (вблизи престола Богородицы), с надписью на нимбе: «прпд Дамианъ». Он представлен вполоборота вправо, руки сложены на груди, в мантии и парамане с красным Голгофским крестом, на голове клобук, борода с проседью (Искусство земли Владимирской: Кат. выст. / ГВСМЗ. М., 2002. С. 83. Кат. 41).
В произведениях с сюжетом «Собор Киево-Печерских святых» Д., как правило, предстоит в левой группе святых за прп. Антонием Киево-Печерским в ряду иноков, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах (см., напр.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621). Его оплечное изображение в виде средовека с небольшой бородкой, в куколе, с надписанием - «пре Димиянъ» - помещено в 9-м ряду 4-м слева на медной гравюре кон. XVIII - нач. XIX в. (РГБ). На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) оглавный образ святого находится в 9-м ряду 2-м справа, в небольшом повороте к центру, надпись на нимбе: «пре Дамiанъ ц.» На иконе 2-й пол. XIX в. (собр. В. А. Бондаренко) Д. (по надписи: «Домiянъ»), имевший сан пресвитера, облачен в красную фелонь, в руках Евангелие, голова с русыми волосами и бородой не покрыта; вероятно, по ошибке его полуфигура помещена в центре 2-го ряда правой группы Дальних пещер (И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. [57]). В левой части в 7-м ряду 1-м справа, без индивидуальных особенностей, он изображен на раскрашенной литографии 1883 г. из мастерской А. Абрамова (ГРМ; опубл.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции / ГРМ. СПб., 1997. С. 169), на хромолитографии 1894 г. Киево-Печерской лавры (РГБ) - в виде старца, в 9-м ряду 4-м слева.
В росписи 70-х гг. XIX в. интерьера храма Христа Спасителя поясной образ Д. находился в зап. части среди Киево-Печерских святых возле композиции «Основание Киево-Печерской лавры» (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части Б. Споров]. М., 1996п. С. 85). В стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре он включен в группу подвижников XI в. (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), как и в росписи 1898 г. на лестнице Преображенского собора Валаамского монастыря с подобной композицией.
На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х - нач. 30-х гг., нач. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ) Д.- в нижней части, среди чудотворцев Ближних пещер (Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231, 236).