(† ок. 1098), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 11 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших).
Основным источником сведений о святом является Житие преподобномучеников Василия и Феодора в составе Киево-Печерского Патерика. В., будучи опытным в духовных вопросах монахом (Патерик называет его «свершеннейшим»), помог прмч. Феодору избавиться от греховной скорби по имению, к-рым Феодор обладал в миру. Бес, продолжая смущать Феодора, показал ему сокровище, зарытое в Варяжской пещере, где подвизался святой. По молитвам В. Феодор забыл о местонахождении сокровища и навсегда избавился от греха сребролюбия. Впредь, чтобы не впасть в искушение, святые договорились открывать свои помыслы друг другу. После 1096 г. Феодор, став старым и немощным, покинул пещеру и построил себе келью в мон-ре «на ветхом дворе»; В. перебрался в Варяжскую пещеру. Бес, желая погубить святых, прельстил кн. Мстислава Святополчича, к-рый подверг иноков жестоким мучениям, желая узнать, где спрятано варяжское сокровище. Князь ранил В. стрелой и, согласно предсказанию мученика, сам погиб от стрелы, обороняя Владимир-Волынский в 1099 г. В. и Феодор скончались в темнице, монахи погребли их в «одежи кровавей» в Варяжской пещере, затем их мощи были перенесены в Ближние пещеры, о чем упоминает в «Тератургиме» (1638) иером. Афанасий Кальнофойский. Ныне мощи преподобномучеников почивают в Ближних пещерах в двойной раке.
Имена В. и Феодора в числе 11 Печерских святых значатся в древнем Помяннике (кон. XV - нач. XVI в.) Киево-Печерского мон-ря, к-рый в свою очередь был возобновлением еще более древнего, уничтоженного во время татар. нашествия на Киев в 1482 г. Местная канонизация В. и Феодора совершилась, видимо, в 1-й пол. XVII в., т. к. их имена с указанием отдельного дня памяти - 11 авг. названы в Анфологионе 1619 г., изданном в Киево-Печерском мон-ре. В 4-м тропаре 5-й песни «Канона преподобным отцам Печерским», составленного в 1643 г. по благословению Киевского митр. свт. Петра (Могилы) протосинкеллом и экзархом К-польского Патриарха Мелетием Сиригом, В. и Феодор воспеваются как «одушевленная бывше сокровища... пострадавшии неповинне». Отдельный день памяти мучеников под 11 авг. указан также в месяцеслове Полуустава 1643 г. и в Минее 1680 г., изданных Киево-Печерским мон-рем. При архим. Варлааме (Ясинском; 1684-1690) установлено празднование Собору преподобных отцов Ближних пещер - в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня. Служба В. и Феодору со славословием была составлена предположительно в кон. XVII в. (изд: К.,1763). Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование общей памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших.
Одно из наиболее ранних изображений В. представлено на гравюре Киево-Печерского Патерика (К., 1661. Л. 213а; повторено зеркально на гравюре Л. Тарасевича в издании 1702 г.). В. изображен в рост, в преподобнических одеждах, куколе, левая рука в молении, в правой - стрела, рядом с В. изображен прмч. Феодор. Ниже помещены еще 2 сюжета с надписями: « » и « ». Заметно сходство обликов В. и прп. Антония Киево-Печерского, отмеченное в иконописном подлиннике XVIII в.: «Сед, аки Антоний, брада и власы и риза такова же, испод празелень» (БАН. Строг. № 66. Л. 319; «левыя страны», 58-й). В иконописном подлиннике Филимонова (XVIII в.) облик В. описан следующим образом: «Подобием сед, брада аки Сергиева, рука молебна, в другой стрела, ризы преподобнические, власяница монашеская и в клобуке» (Филимонов. С. 415). В руководстве для иконописцев 20-х гг. XIX в. даются схожие указания по написанию образа В.: «Сед, брада аки у Сергия чюдотворца, в клобуке черном риза преподобническая, рука молебна, а в левой стрела» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 45 об.; под 10 окт.).
Святой также изображен: на заставке Минеи общей с праздничной (К., 1680. Л. 75а) вместе с прмч. Феодором и мч. Дометианом, у В. в руке стрела; на иконе 1814 г. «София Премудрость Божия» иконописца Петра Тимофеева (известна по описанию Н. В. Покровского) вместе с прмч. Феодором в молении в числе 189 рус. святых; на иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича (60-е гг. XVII в., УИХМ), восходящей к гравюре сер. XVII в. работы Акима (ДМКДУ) - помещен в чашечку цветка; в подобной композиции (стволом древа служит Крестовоздвиженская ц. Киево-Печерской лавры) на окладе Евангелия (К., 1701, НКПИКЗ); на деревянном резном кресте в серебряной оправе работы иером. Самуила (1690, НКПИКЗ) с образами Богоматери Печерской в центре и преподобных Варлаама, Василия, Феодора, Никона, Агапита, Марка Киево-Печерских в медальонах на ветвях креста.
В «Соборе Киево-Печерских святых» (встречается с 1-й пол. XVIII в.) В. представлен слева в группе иноков, мощи к-рых почивают в Антониевых Ближних пещерах. На рамке титульного листа (Акафисты. К., 1663) работы мастера Илии В. изображен напротив прмч. Феодора по пояс в чашечке цветка (подписаны только имена В., прмч. Феодора, преподобных Антония и Феодосия); на гравюре в одном из 18 клейм с образами киево-печерских святых (Акафисты. К., 1693) вместе с прп. Феодосием, в правой руке В. держит книгу. Образ В. в схиме помещен в 5-м ряду 4-м слева (на нимбе надпись: «пре василоий зат») на иконе предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (1-я пол. XIX в., ЦМиАР); на раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (ГРМ) в 3-м ряду 3-й слева.