[греч. Βασιλεύς, Βασίλειος] († ок. 322), сщмч. (пам. 26 апр., 30 апр.- перенесение мощей), еп. Амасийский, пострадал при восточнорим. имп. Лицинии. Был избран на Амасийскую кафедру в нач. IV в., присутствовал на Соборах в Анкире и Неокесарии в 314 и 315 гг. (Le Quien. OC. T. 1. Col. 524-525). В. вызвал гнев Лициния тем, что скрывал от его домогательств девицу Глафиру, служанку его жены имп. Констанции. Благочестивая девица, происходившая из благородной итал. семьи, с гневом отвергла ухаживания императора, попросив заступничества у своей госпожи. Констанция, переодев Глафиру в муж. платье, велела тайно вывести ее из Никомидии, дав ей с собой много золота, серебра и драгоценных камней, по дворцу же пустили слух, что служанка сошла с ума и лежит при смерти. После долгого путешествия Глафира оказалась в г. Амасия, где нашла приют в доме благочестивого христианина Квинтия. Там ее и посетил В., к-рый посоветовал ей вести уединенную жизнь, чтобы не навлечь беды на местных христиан со стороны правителя города. В то время В. вел строительство храма, и прав. Глафира пожертвовала ему все свои деньги. Она написала Констанции, где скрывается, сообщила о строительстве храма, попросив прислать еще золота для окончания работ. Та с радостью исполнила просьбу, однако письмо Глафиры случайно попало в руки имп. Лициния. Он потребовал от правителя Амасии доставить В. и Глафиру в Никомидию. Но святая скончалась прежде, чем приказ дошел до амасийского правителя (пам. 26 апр.), поэтому к императору был отправлен один В. Вместе с ним в Никомидию последовали 2 диакона - Парфений и Феотим.
В Никомидии В. был заключен в тюрьму, а диаконы поселились у христианина Елпидифора. Накануне суда В. виделся с Елпидифором и диаконами и рассказал о ночном явлении Господа, объявившего, какая кончина ожидает В. Диаконов он просил не скорбеть о нем и возвратиться в Амасию. Елпидифору В. предрек за служение странникам награду на небесах. На суде император обвинил епископа в сокрытии Глафиры, но обещал прощение и почести, если В. принесет жертвы богам. Ничего не добившись, Лициний приказал избить святого, а затем отрубить ему голову. После казни тело и главу мученика воины положили в лодку и, отплыв далеко в море, бросили в воду в разных местах, как об этом было возвещено В. в темнице. Ночью Елпидифору трижды являлся ангел с известием, что В. ожидает своих друзей в Синопе. На пути в Синоп ему снова явился ангел с указаниями, где в море следует искать тело В. По просьбе Елпидифора рыбаки сетью вытащили неповрежденное тело святого, лишь на шее остался шрам от меча, от мощей исходило чудное благоухание. Христиане отвезли их в Амасию и погребли в храме, построенном святым.
Греч. житие В. (BHG, N 239) составил пресв. Иоанн Никомидийский, посещавший мученика в темнице и бывший свидетелем казни, а также получивший сведения о В. от Елпидифора и диаконов. В житии говорится, что В. усечен 28 марта. Мощи обретены в море через 25 дней, т. е. 21 или 22 апр., прибыли в Амасию и погребены через 5 дней, т. е. 26 апр.
Монахи афонского Иверского мон-ря, посылая в 1651 г. рус. царю Алексею Михайловичу десницу В., писали: «А мы с тою святою рукою хаживали в миру, освятя воду с нея, и исчезала всякая гадина в полях, семя ядущая саранча, мыши и всякая иная гадина» (Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к правосл. Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 1914. С. 81-82).
Сохранилось также похвальное слово В., написанное Астерием, еп. Амасийским (BHG, N 249).
По Типикону Великой ц. IX-XI вв. в день памяти В. на Пс 50 поются тропарь 1-го гласа: «Τοῦ ἀθλοφόρου σου τὸ λείψανον ἐδυσώπησεν καὶ βυθός» (Страстотерпца Твоего мощей устыдилась и пучина), на литургии прокимен 7-го гласа (Пс 149. 5), апостольское чтение 1 Кор 3. 9-17, аллилуиарий со стихом Пс 91. 13, Евангелие Ин 15. 17-16. 2 (общее мученику), причастен Пс 32. 1 (Mateos. Typicon. T. 1. P. 274).
В Студийском уставе служба на память В. уже не совершается с той торжественностью, к-рая имела место в Типиконе Великой ц. В Евергетидском Типиконе кон. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 450) и Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 148) есть краткие описания службы В. без тропаря и службы святому на литургии. Студийская Минея XII в. (ГИМ. Син. № 165) содержит будничную службу В. (Горский, Невоструев. Описание. Т. 6. С. 59). Краткое изложение службы входит в состав иерусалимских Типиконов вплоть до используемого ныне в РПЦ. Праздничного знака у службы нет (см. ст. Знаки праздников месяцеслова).
Согласно совр. рус. печатной Минее, служба В. включает: кондак 4-го гласа, подобен «Явился еси днесь»: « » (в греч. Минее отсутствует); канон 4-го гласа Феофана (греч. текст: AHG. T. 8. P. 312-320), с акростихом «̀λδβλθυοτεΥμνος γεραίρω τὸν σοφὸν Βασιλέα» (Песнью чествую мудрого Василия), ирмос: «᾿Ανοίξω τὸ στόμα μου» ( ), нач.: «῾Υμνῆσαι, ἀοίδιμε, προαιρουμένῳ σοφίας μοι» ( ); одну группу стихир, тропарь отсутствует. В греч. Минее в службу входят: канон Иосифа 2-го гласа, ирмос: «δεῦτε λαοί, ᾄσωμεν» ( ), нач.: «Τῷ Βασιλεῖ, τῶν οὐρανίων δυνάμεων» («Царю небесных сил»; тот же канон встречается и в слав. рукописях, напр.: ГИМ. Син. № 172, кон. XIV - нач. XV в.: «Цесареви небесныхъ силъ. венець нося предъстоиши» - Горский, Невоструев. Описание. Т. 6. С. 93); седален тоже иной.
Известны также каноны В. (что, вероятно, объясняется особым его почитанием в К-поле): Германа 3-го гласа, без акростиха, по нек-рым рукописям имеет 2-ю песнь, ирмос: «Τῷ ῥυσαμένῳ τὸν ᾿Ισραὴλ ἐκ δουλείας» ( ), нач.: «Τῷ στεῤῥεώματι τῆς τοῦ Χριστοῦ ἐκκλησίας ὡς ωσφόρον λάμψαντα τῇ οἰκουμένῃ» («Твердыней Христовой церкви, как утренняя звезда, просвещающая вселенную»); тот же канон содержится в слав. Минее XII в. (ГИМ. Син. № 165) со 2-й песнью: «Въ небесьхъ храма цьркъвьнааго. яко дьньницу сияющю вьселеную. благодать яви христовьная» - Горский, Невоструев. Описание. Т. 6. С. 59); 4-го гласа, с акростихом «Παθῶν βασιλεὺς καὶ πλάνης ὤφθης, πάτερ» (Страстей царь и скиталец явился, отче) и именем «Георгия» в богородичнах, ирмос: «Θαλάσσης τὸ ᾿Ερυθραῖον πέλαγος» ( ), нач.: «Πορθήσας τοῦ θανάτου φρούρια» (Разрушив смерти крепость); 4-го гласа, с акростихом «Τὴν σὴν μεγίστην, Βασιλεῦ, μέλπω χάριν. ᾿Ιωσήφ» (Твою величайшую, Василий, пою благодать. Иосиф), ирмос «᾿Ανοίξω τὸ στόμα μου» ( ), нач.: «Ταῖς θείαις δυνάμεσι συναυλιζόμενος, πάνσοφε» (С божественными силами пребывая, всемудрый) (AHG. T. 8. P. 321-328; Ταμεῖον. Σ. 191-192).
В. обычно изображается как святитель, в фелони и омофоре, единолично в рост (с Евангелием в руках) или в мучении (усекаемый мечом). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., об облике В. сказано: «...старец с остроконечною бородою, подобен Василию Великому» (Ч. 3. § 8. № 57). В разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» (Ч. 3. § 22) под 24 апр. указана память В., изображать его предписывается «с бородою, едва показавшеюся». В Большаковском иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) он описан следующим образом: «Сед, аки Власий (сщмч., еп. Севастийский.- Э. Ш.), ризы крестечныя, испод лазорь, бела дымчата, амфор и Евангелие». В составленном В. Д. Фартусовым «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) указано также изображать хартию с изречениями святого.
В мучении святой представлен в лицевом минологии на год на 6 иконах, в т. н. Синайском гексаптихе, 2-я пол. XI - 1-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в Минологии (Охоn. Bodl. F. 1. Fol. 37v, 1327-1340 гг.) и в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец близ Прилепа (Македония), между 1334 и 1343 гг.
Единолично в рост он изображен на миниатюре из Синаксаря Давидогареджийской пуст. (Кекел. А 648. Fol. 52r (104), 1030 г.- в рост); в Минологии (Messan Salvad. 27. Fol. 274v); в росписи ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; на миниатюре греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 117, XV в.; в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Сербия, Косово и Метохия), ок. 1320 г. (погрудное изображение); на минейных иконах за апр. (XVI в., ВГИАХМЗ) и на годовой Минее (нач. XIX в., УКМ).