ВАСИЛИЙ
Том VII , С. 33-34
опубликовано: 15 апреля 2009г.

ВАСИЛИЙ

Содержание

Сщмч. Василий Амасийский. Икона. XIX в.Сщмч. Василий Амасийский. Икона. XIX в.[греч. Βασιλεύς, Βασίλειος] († ок. 322), сщмч. (пам. 26 апр., 30 апр.- перенесение мощей), еп. Амасийский, пострадал при восточнорим. имп. Лицинии. Был избран на Амасийскую кафедру в нач. IV в., присутствовал на Соборах в Анкире и Неокесарии в 314 и 315 гг. (Le Quien. OC. T. 1. Col. 524-525). В. вызвал гнев Лициния тем, что скрывал от его домогательств девицу Глафиру, служанку его жены имп. Констанции. Благочестивая девица, происходившая из благородной итал. семьи, с гневом отвергла ухаживания императора, попросив заступничества у своей госпожи. Констанция, переодев Глафиру в муж. платье, велела тайно вывести ее из Никомидии, дав ей с собой много золота, серебра и драгоценных камней, по дворцу же пустили слух, что служанка сошла с ума и лежит при смерти. После долгого путешествия Глафира оказалась в г. Амасия, где нашла приют в доме благочестивого христианина Квинтия. Там ее и посетил В., к-рый посоветовал ей вести уединенную жизнь, чтобы не навлечь беды на местных христиан со стороны правителя города. В то время В. вел строительство храма, и прав. Глафира пожертвовала ему все свои деньги. Она написала Констанции, где скрывается, сообщила о строительстве храма, попросив прислать еще золота для окончания работ. Та с радостью исполнила просьбу, однако письмо Глафиры случайно попало в руки имп. Лициния. Он потребовал от правителя Амасии доставить В. и Глафиру в Никомидию. Но святая скончалась прежде, чем приказ дошел до амасийского правителя (пам. 26 апр.), поэтому к императору был отправлен один В. Вместе с ним в Никомидию последовали 2 диакона - Парфений и Феотим.

В Никомидии В. был заключен в тюрьму, а диаконы поселились у христианина Елпидифора. Накануне суда В. виделся с Елпидифором и диаконами и рассказал о ночном явлении Господа, объявившего, какая кончина ожидает В. Диаконов он просил не скорбеть о нем и возвратиться в Амасию. Елпидифору В. предрек за служение странникам награду на небесах. На суде император обвинил епископа в сокрытии Глафиры, но обещал прощение и почести, если В. принесет жертвы богам. Ничего не добившись, Лициний приказал избить святого, а затем отрубить ему голову. После казни тело и главу мученика воины положили в лодку и, отплыв далеко в море, бросили в воду в разных местах, как об этом было возвещено В. в темнице. Ночью Елпидифору трижды являлся ангел с известием, что В. ожидает своих друзей в Синопе. На пути в Синоп ему снова явился ангел с указаниями, где в море следует искать тело В. По просьбе Елпидифора рыбаки сетью вытащили неповрежденное тело святого, лишь на шее остался шрам от меча, от мощей исходило чудное благоухание. Христиане отвезли их в Амасию и погребли в храме, построенном святым.

Греч. житие В. (BHG, N 239) составил пресв. Иоанн Никомидийский, посещавший мученика в темнице и бывший свидетелем казни, а также получивший сведения о В. от Елпидифора и диаконов. В житии говорится, что В. усечен 28 марта. Мощи обретены в море через 25 дней, т. е. 21 или 22 апр., прибыли в Амасию и погребены через 5 дней, т. е. 26 апр.

Монахи афонского Иверского мон-ря, посылая в 1651 г. рус. царю Алексею Михайловичу десницу В., писали: «А мы с тою святою рукою хаживали в миру, освятя воду с нея, и исчезала всякая гадина в полях, семя ядущая саранча, мыши и всякая иная гадина» (Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к правосл. Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 1914. С. 81-82).

Сохранилось также похвальное слово В., написанное Астерием, еп. Амасийским (BHG, N 249).

Ист.: BHG, N 239-240; ActaSS. Apr. T. 3. Col. XLII-XLVI [житие Иоанна, пресв. Никомидийского], XLVII-L [Похвала Астерия, еп. Амасийского]; Mansi. T. 2. Col. 34, 46; Δουκάκης. ΜΣ. Σ. 409-418; ЖСв. Апр. С. 421-430.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 157; Honigman E. Patristic Studies // ST. 1953. Vol. 173. P. 6-27; Janin R. Basile (38) // DHGE. T. 6. Col. 1103-1104; Νικολόπουλος Π. Γ. Βασιλεύς // ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 714; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 76-77.
Л. А. Бугаевская

Гимнография

По Типикону Великой ц. IX-XI вв. в день памяти В. на Пс 50 поются тропарь 1-го гласа: «Τοῦ ἀθλοφόρου σου τὸ λείψανον ἐδυσώπησεν καὶ βυθός» (Страстотерпца Твоего мощей устыдилась и пучина), на литургии прокимен 7-го гласа (Пс 149. 5), апостольское чтение 1 Кор 3. 9-17, аллилуиарий со стихом Пс 91. 13, Евангелие Ин 15. 17-16. 2 (общее мученику), причастен Пс 32. 1 (Mateos. Typicon. T. 1. P. 274).

В Студийском уставе служба на память В. уже не совершается с той торжественностью, к-рая имела место в Типиконе Великой ц. В Евергетидском Типиконе кон. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 450) и Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 148) есть краткие описания службы В. без тропаря и службы святому на литургии. Студийская Минея XII в. (ГИМ. Син. № 165) содержит будничную службу В. (Горский, Невоструев. Описание. Т. 6. С. 59). Краткое изложение службы входит в состав иерусалимских Типиконов вплоть до используемого ныне в РПЦ. Праздничного знака у службы нет (см. ст. Знаки праздников месяцеслова).

Согласно совр. рус. печатной Минее, служба В. включает: кондак 4-го гласа, подобен «Явился еси днесь»: «        » (в греч. Минее отсутствует); канон 4-го гласа Феофана (греч. текст: AHG. T. 8. P. 312-320), с акростихом «̀λδβλθυοτεΥμνος γεραίρω τὸν σοφὸν Βασιλέα» (Песнью чествую мудрого Василия), ирмос: «᾿Ανοίξω τὸ στόμα μου» (   ), нач.: «῾Υμνῆσαι, ἀοίδιμε, προαιρουμένῳ σοφίας μοι» (       ); одну группу стихир, тропарь отсутствует. В греч. Минее в службу входят: канон Иосифа 2-го гласа, ирмос: «δεῦτε λαοί, ᾄσωμεν» (   ), нач.: «Τῷ Βασιλεῖ, τῶν οὐρανίων δυνάμεων» («Царю небесных сил»; тот же канон встречается и в слав. рукописях, напр.: ГИМ. Син. № 172, кон. XIV - нач. XV в.: «Цесареви небесныхъ силъ. венець нося предъстоиши» - Горский, Невоструев. Описание. Т. 6. С. 93); седален тоже иной.

Известны также каноны В. (что, вероятно, объясняется особым его почитанием в К-поле): Германа 3-го гласа, без акростиха, по нек-рым рукописям имеет 2-ю песнь, ирмос: «Τῷ ῥυσαμένῳ τὸν ᾿Ισραὴλ ἐκ δουλείας» (    ), нач.: «Τῷ στεῤῥεώματι τῆς τοῦ Χριστοῦ ἐκκλησίας ὡς ωσφόρον λάμψαντα τῇ οἰκουμένῃ» («Твердыней Христовой церкви, как утренняя звезда, просвещающая вселенную»); тот же канон содержится в слав. Минее XII в. (ГИМ. Син. № 165) со 2-й песнью: «Въ небесьхъ храма цьркъвьнааго. яко дьньницу сияющю вьселеную. благодать яви христовьная» - Горский, Невоструев. Описание. Т. 6. С. 59); 4-го гласа, с акростихом «Παθῶν βασιλεὺς καὶ πλάνης ὤφθης, πάτερ» (Страстей царь и скиталец явился, отче) и именем «Георгия» в богородичнах, ирмос: «Θαλάσσης τὸ ᾿Ερυθραῖον πέλαγος» (   ), нач.: «Πορθήσας τοῦ θανάτου φρούρια» (Разрушив смерти крепость); 4-го гласа, с акростихом «Τὴν σὴν μεγίστην, Βασιλεῦ, μέλπω χάριν. ᾿Ιωσήφ» (Твою величайшую, Василий, пою благодать. Иосиф), ирмос «᾿Ανοίξω τὸ στόμα μου» (   ), нач.: «Ταῖς θείαις δυνάμεσι συναυλιζόμενος, πάνσοφε» (С божественными силами пребывая, всемудрый) (AHG. T. 8. P. 321-328; Ταμεῖον. Σ. 191-192).

А. А. Лукашевич

Иконография

В. обычно изображается как святитель, в фелони и омофоре, единолично в рост (с Евангелием в руках) или в мучении (усекаемый мечом). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., об облике В. сказано: «...старец с остроконечною бородою, подобен Василию Великому» (Ч. 3. § 8. № 57). В разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» (Ч. 3. § 22) под 24 апр. указана память В., изображать его предписывается «с бородою, едва показавшеюся». В Большаковском иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) он описан следующим образом: «Сед, аки Власий (сщмч., еп. Севастийский.- Э. Ш.), ризы крестечныя, испод лазорь, бела дымчата, амфор и Евангелие». В составленном В. Д. Фартусовым «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) указано также изображать хартию с изречениями святого.

В мучении святой представлен в лицевом минологии на год на 6 иконах, в т. н. Синайском гексаптихе, 2-я пол. XI - 1-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в Минологии (Охоn. Bodl. F. 1. Fol. 37v, 1327-1340 гг.) и в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец близ Прилепа (Македония), между 1334 и 1343 гг.

Единолично в рост он изображен на миниатюре из Синаксаря Давидогареджийской пуст. (Кекел. А 648. Fol. 52r (104), 1030 г.- в рост); в Минологии (Messan Salvad. 27. Fol. 274v); в росписи ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; на миниатюре греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 117, XV в.; в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Сербия, Косово и Метохия), ок. 1320 г. (погрудное изображение); на минейных иконах за апр. (XVI в., ВГИАХМЗ) и на годовой Минее (нач. XIX в., УКМ).

Лит.: Ерминия ДФ. С. 162, 210; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 260; Миjовић. Менолог. C. 297, 313, 338; Евсеева. Афонская книга. С. 298; Возрожденные шедевры рус. Севера. М., 1998. С. 63. Кат. 140. С. 36. Кат. 58.
Э. В. Шевченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВТОНОМ († 313), сщмч. Вифинский (пам. 12 сент.)
  • АКЕПСИМ, ИОСИФ И АИФАЛ († 378 или 379), священномученики Персидские (пам. 1 сент., 3 нояб., греч. 22 апр.)
  • АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)
  • АНТИПА (I в.), еп. Пергамский, сщмч. (пам.11 апр.)
  • АРИСТИОН еп. Александрийский, сщмч. (пам. 3 сент.)
  • АРТЕМОН († 303), сщмч. Лаодикийский (пам. 13 апр., греч. 24 марта, 12 апр., зап. 8 окт.)
  • ВИКЕНТИЙ († 304), сщмч. Августопольский (Сарагосский, Валенсийский), (пам. 11 нояб., пам. зап. 22 янв.)
  • ЕВСЕВИЙ († 379 или 380), еп. Самосаты, сщмч. (пам. 22 июня)
  • ЕЛЕВФЕРИЙ еп. Иллирийский (?), сщмч. (пам. 15 дек., пам. зап. 18 апр.)
  • ЕРМОЛАЙ, ЕРМИПП И ЕРМОКРАТ († ок. 305), священномученики Никомидийские (пам. 26 июля)
  • ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ (I - нач. II в.), еп. Антиохийский, сщмч. (пам. 29 янв., 20 дек.; пам. зап. 1 февр., 17 окт.)
  • ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.)
  • КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.)
  • КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.)