Афанасий Иванович (17.04.1859, Орёл - 14.03.1907, Киев), богослов, церковный историк. Отец писателя М. А. Булгакова. Из семьи священника. Окончил Орловское ДУ (1876), затем Орловскую ДС (1881), в 1881-1885 гг. учился в КДА, к-рую закончил со степенью канд. богословия. С 1885 г. преподавал греч. язык в Новочеркасском ДУ. В 1887 г. в КДА защитил магист. дис. «Очерки истории методизма», затем преподавал в академии в звании доцента, с янв. 1889 г. заведующий кафедрой истории и разбора зап. исповеданий, с марта 1902 г. экстраординарный профессор, с февр. 1907 г. ординарный профессор. С 1892 г. одновременно исполнял обязанности цензора в Киевском духовном цензурном комитете. В дек. 1906 г. Б. был удостоен степени д-ра богословия за сочинения «Старокатолическое и христиано-католическое богослужение и его отношение к римско-католическому богослужению и вероучению» и «О законности и действительности англиканской иерархии с точки зрения Православной Церкви». Б. являлся активным деятелем Киевского религиозно-просветительского об-ва. Похоронен на киевском Байковом кладбище.
Большинство исследований Б. посвящено истории зап. христианства. «Очерки истории методизма» являются первым в России подробным исследованием этой разновидности протестантизма, рассмотренной в ее англ. (уэслианском) и амер. (епископальном) вариантах. Особое внимание Б. уделял религ. направлениям, склонным, по его мнению, к восстановлению церковного единства. В кн. «Старокатолическое и христиано-католическое богослужение и его отношение к римско-католическому богослужению и вероучению» ученый, проанализировав богослужебную практику старокатоликов и христиано-католиков (Христиано-католическая Церковь - разновидность старокатоличества в Швейцарии с 1875), сделал вывод о том, что, несмотря на нек-рые изменения (в частности, использование национального языка вместо лат.), старокатолики и христианокатолики все же остались в рамках католич. богослужебной традиции и не сумели приблизиться к древнецерковной практике. В работах, посвященных Англиканской Церкви, ученый преимущественно исследовал проблему каноничности ее иерархии, однако окончательного решения этого вопроса не нашел. На основе Свящ. Писания и раннехрист. лит-ры Б. подробно описал церковное учение о священноначалии и благодатном даре священства, сближающее правосл. и англикан. Церкви.
Ряд трудов Б. посвятил совр. состоянию католицизма. В статьях «К вопросу о папской непогрешимости» и «Предположение о принятии еще одного нового догмата в римско-католическую догматику» ученый выступил с критикой католич. догматических нововведений, к-рые еще больше отдалили католич. Церковь от правосл. Статьи Б. «Католичество в Англии» (1893) и «Римский католицизм во Франции в последнее время» (1905) посвящены истории XIX в., когда католицизм в борьбе с протестантизмом и гос. властью утрачивал свое влияние в Англии и Франции. Др. исследования Б., публиковавшиеся преимущественно в «Трудах Киевской духовной академии», были связаны с актуальными и малоизученными богословскими вопросами.