ВАРИПСАВ
Том VI , С. 574-575
опубликовано: 24 ноября 2009г.

ВАРИПСАВ

Содержание

[греч. Βαριψαββᾶς, Βαρυψαββᾶς, Βαρυψαβᾶς или Βαρυζαβᾶς] (I-II вв.?), мч. (пам. 10 сент.), пустынник, хранитель Крови Христовой. По преданию, некий праведник по имени Иаков, присутствовавший при распятии Спасителя, собрал в сосуд, сделанный из тыквы, Кровь и воду, к-рые истекли из ребра Господа. Чтобы скрыть святыню от нечестивых, Иаков сверху наполнил сосуд маслом; от его содержимого происходили исцеления и чудеса. После смерти Иакова сосуд перешел к 2 отшельникам. Один из них перед своей кончиной передал святыню В., возможно сирийцу, позже подвизавшемуся в местности Каттара Сухрейская (греч. Σουχρεῶν), предположительно расположенной в Персии. Перед смертью В. вручил сосуд своему ученику. Автор жития В., опубликованного в Acta Sanctorum (BHG, N 238), неизвестен.

Сказание о хранителях Крови Спасителя помещено в Минологий Василия II (X в.), где рассказывается также о мученичестве В. Некие злодеи, наслышанные о чудесах и исцелениях, происходящих от скрытой в сосуде Крови Христовой, решили завладеть святыней, чтобы использовать ее в корыстных целях. Напав ночью на В., они убили его, однако не нашли в сосуде то, что искали.

Согласно Никодиму Святогорцу, в сосуде, хранителем к-рого был В., содержались кровь и вода, к-рые истекли из иконы Спасителя, находившейся в Берите (совр. Бейрут), когда иудеи пронзили на ней Его ребро. Сказание о «Чуде в Берите» (BHG, N 780) приписывается Афанасию I Великому, Патриарху Александрийскому, однако, согласно Римскому Мартирологу, это чудо произошло в 765 г.; кровь от иконы Спасителя в Берите была перенесена в К-поль в X в. визант. имп. Иоанном I Цимисхием.

Церковь, посвященная В. и построенная в VIII или XII в., находилась в зап. части К-поля недалеко от Ксиролофа.

Ист.: BHG, N 238; ActaSS. Sept. T. 3. P. 494-501; PG. 117. Col. 40; SynCP. Col. 32-33.
Лит.: Bardy G. Barypsabas // DHGE. T. 4. Col. 1057-1058; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 656; Janin. Églises et monastères. P. 57-58; ЖСв. Сент. С. 234; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 365-366, 421-422; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 73.
О. Н. Заец

Гимнография

Память В. указывается в ряде визант. и слав. календарей, обычно без богослужебных указаний (Типикон Великой церкви, IX-XI вв., Охридский Апостол, кон. XII в., и др.). В греч. рукописях встречается канон В. с акростихом: «Τὴν σὴν ἐπαινῶ, παμμάκαρ, θείαν χάριν. ῾Ιωσήφ» (Твою хвалю, всеблаженный, божественную благодать. Иосиф), ирмос: «῾Υγρὰν διοδεύσας ὡσεὶ ξηρὰν» (    ), нач.: «Τὴν σὴν ἐπαινοῦντες χαρμονικῶς, θεόσοφε, χάριν» (Твою хваля радостно, богомудре, благодать) (AHG. T. 1. P. 178-184).

Рубрики
Ключевые слова
См.также