ГЕРМАН
Том XI , С. 208-209
опубликовано: 9 февраля 2011г.

ГЕРМАН

Содержание

Свт. Герман, еп. Новгородский. Литография. 1891 г.Свт. Герман, еп. Новгородский. Литография. 1891 г. († 1096, Киев), свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), еп. Новгородский. По свидетельству Суздальского еп. Симона (послание Поликарпу, 1225-1226), Г. был пострижеником Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря.

Архиеп. Филарет (Гумилевский) (Жития. Февраль. С. 42), Е. Е. Голубинский (История РЦ. Т. 1. Пол. 2-я. С. 585-586) и М. Д. Присёлков (Очерки по церковно-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 2003. С. 72, 79, 83, 124, 126, 157, 159, 163) отождествляли Г. с Германом, игуменом «святаго Спаса» (Спасо-Берестовского мон-ря под Киевом, называвшегося также Германеч), к-рый участвовал в 1072 г. в перенесении мощей св. князей Бориса и Глеба (ПВЛ. СПб., 1996. С. 78). Однако А. А. Турилов, опубликовавший памятник 3-й четв. XI в. «Ответы митр. Георгия на вопросы игумена Германа», не согласен считать автора вопросов, к-рого исследователь отождествил с игуменом «святаго Спаса», и Новгородского епископа одним лицом. Турилов основывается на том, что новгородская традиция бытования ответов митр. Георгия игум. Герману отсутствует (Турилов А. А. Ответы Георгия, митр. Киевского, на вопросы игум. Германа - древнейшее русское «вопрошание» // Славяне и их соседи. М., 2004. Вып. 11: Слав. мир между Римом и Константинополем. С. 211-262).

В 1078 г. митр. Иоанн II возглавил хиротонию Г. во епископа Новгородского. Г. начал управление епархией спустя нек-рое время после языческого мятежа в Новгороде в 1071 г., можно предположить, что основной задачей его деятельности стало продолжение христианизации населения. В начале его епископства могло состояться изгнание новгородцами из города кн. Глеба Святославича († 1078 или 1079), принявшего деятельное участие в подавлении языческих волнений (сообщение об изгнании князя содержится в перечне новгородских князей в Комиссионном списке НПЛ - ПСРЛ. Т. 3. С. 470, ср.: С. 196). По предположению В. Л. Янина, Г. могла принадлежать одна из анонимных новгородских владычных печатей (№ 331; на лицевой стороне - икона Богоматери «Знамение», на оборотной стороне - изображение процветшего 6-конечного креста).

Г. скончался во время пребывания в Киеве. Место его погребения неизвестно. В XIX в. полагали, что мощи Г. находятся в новгородском Софийском соборе (Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 42-43; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 130; Тихомиров. С. 34). Скорее всего это ошибка, т. к. о перенесении мощей Г. в Новгород ничего не известно, его захоронение в Софийском соборе Новгорода в наст. время отсутствует. В Киево-Печерском мон-ре его захоронение также неизвестно, и в Соборах прп. отцов Ближних и Дальних пещер имя Г. отсутствует. Поэтому утверждение гр. М. В. Толстого о том, что мощи Г. «были положены в Антониевой пещере» (Описание о российских святых. С. 13), также ошибочно. Архиеп. Сергий (Спасский) писал, что мощи Г. находятся в Киеве, но без указания места захоронения (Месяцеслов. Т. 2. С. 39-40).

Г. был канонизирован в Новгороде при свт. Евфимии II (Вяжицком) в 1439 г., после 1549 г. установилось его общероссийское почитание. Г. упоминается в 7 известных псковских синодиках 1-й четв. XVI - 1-й четв. XVIII в., в одном из них он ошибочно назван Гермогеном (Янин. Некрополь. С. 207-209). Память о Г. сохранялась в Киево-Печерском мон-ре. Он упомянут среди особо почитавшихся в мон-ре церковных иерархов в 9-й песни канона прп. отцам Печерским, составленного в Киеве ок. 1643 г. предположительно патриаршим экзархом и протосинкеллом греком Мелетием Сиригом (Дива печер лаврських. С. 148). В «Похвальном слове русским преподобным» соловецкого инока Сергия (Шелонина) (40-е гг. XVII в.) Новгородский архиерей также назван среди святых, почитаемых в Киево-Печерском мон-ре (Панченко О. В. Из археогр. разысканий в обл. соловецкой книжности: I. «Похвальное слово рус. преподобным» - соч. Сергия Шелонина: (Вопр. атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций) // ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 579). О почитании в Киеве «святого Германа, епископа Новгородского» свидетельствует также «Описание о российских святых» (Барсуков. Источники агиографии. С. I, по рукописи XVIII в.). Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было восстановлено в 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) (Собор известен с 1831) (Минея МП. Май. Ч. 3. С. 456).

Ист.: ПСРЛ. Т. 3. С. 163, 473; Т. 4. Ч. 1. Вып. 1. С. 133, 137; Т. 6. Вып. 1. С. 71-72; Т. 42. С. 71, 72; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / Подгот. Л. А. Ольшевская. М., 1999. С. 21.
Лит.: Тихомиров П. И., прот. Кафедра Новгородских святителей. Новгород, 1891. Т. 1: Со врем. введ. христианства в Новгороде (в 992 г.) до покорения его Моск. державе (в 1478 г.). С. 33-35; Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. С. 152, 224; он же. Некрополь Новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988; Хорошев А. С. Церковь в соц.-полит. системе Новгородской феодальной республики. М., 1980. С. 19, 21, 93, 95, 96.
М. В. Печников

Иконография

В иконописных подлинниках кон. XVIII в. содержатся описания внешнего облика Г. без указания дня памяти: «... образом впросед, брада Власиевы покороче немного, на концы проста, ризы святительския» (БАН. Строг. 66. Л. 151 об.); «рус, брада Никиты мученика, мало надсед, ризы святительские, со амфором [омофором] и Евангелием» (Каликинский подлинник старообрядческой редакции - БАН. Двинск. 51. Л. 262 об.). Ростовое изображение Г. вместе со свт. Никитой Новгородским имеется в клейме иконы «Собор русских святителей» 2-й пол. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) - в саккосе, омофоре и митре, с благословляющей десницей, бородой средней величины. На литографии 1890 г., изданной в Новгороде (помещена в кн.: Тихомиров. Т. 1. Вкл.), облачен в фелонь, омофор и палицу, на груди панагия, в правой руке держит большой крест, голова с длинными прядями волос и седой окладистой бородой не покрыта.

На иконе-пяднице «Собор всех святых новгородских угодников» кон. XIX в. (?) из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде помещен в 3-м ряду, среди святителей, с потиром в правой руке. В росписи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX в.) работы иеродиаконов Паисия и Анатолия Г. представлен рядом с др. Новгородскими святителями XI в. за равноап. кн. Владимиром и мучениками князьями Борисом и Глебом.

Лит.: Тихомиров П. И., прот. Кафедра Новгородских святителей. Новгород, 1891. Т. 1: Со времени введения христианства в Новгороде (в 992 г.) до покорения его Моск. державе (в 1478 г.). Вкл.; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 84.
Я. Э. З.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРКАДИЙ († 1163), еп. Новгородский, свт. (пам.18 сент. и в Соборе Новгородских святых)
  • АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
  • ЛУКА (Жидята, Жирята; † 15.10. 1059), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 2-й еп. Новгородский (1035/36 - 15 окт. 1059)
  • АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)
  • АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых)
  • АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых)
  • ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых)
  • ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
  • ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых)
  • ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
  • ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
  • ДИОНИСИЙ († 1184), свт. (пам. в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), еп. Полоцкий
  • ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших)
  • ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)