(XIV-XV вв.), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 31 марта, 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), целебник. И. не упоминается в составленных к 30-м гг. XIII в. Киево-Печерском патерике, Повести временных лет и Житии прп. Феодосия Киево-Печерского. Согласно имевшейся у еп. Модеста (Стрельбицкого) рукописи предположительно 2-й пол. XVII в. «Краткие жизнеописания преподобных отец Дальних пещер», И., к-рый никогда не бывал празден, днем служил болящим инокам, ночь проводил в молитве. Святой излечивал больных возложением рук. После кончины И. исцеления совершались от его св. мощей. Проведенное в 80-х гг. XX в. исследование мощей И. показало, что святой скончался в возрасте ок. 60 лет.
Имеются отдельные тропарь и кондак И. Имя его упоминается в 5-м тропаре 3-й песни канона преподобным отцам Дальних пещер. Местная канонизация подвижника совершилась в XVII в., когда киево-печерский архим. Варлаам (Ясинский; 1684-1690; впосл. митрополит Киевский) установил празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер, тогда же была составлена Служба преподобным отцем Печерским, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают (Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 108). Общецерковное почитание святого установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. И.) в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти И. был установлен во 2-й пол. XIX в.
В иконописном подлиннике кон. XVIII в. о внешности И. сказано: «Надсед, плешив аки Никола, на плечах схима, риза преподобническая, испод киноварь разбелен» (БАН. Строг. № 66. Л. 317; «левыя страны» 31-й). С 1703 г. имя И. встречается на картах Дальних пещер Киево-Печерской лавры.
Поясное изображение И. как средовека в монашеском облачении представлено на иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры, икона находится у раки преподобного в Дальних пещерах. Голова И. не покрыта, русые волосы разделены на прямой пробор и волнистыми прядями падают на плечи, у него средней величины раздвоенная борода с проседью и усы. Левой рукой он придерживает книгу в окладе, правая простерта в молении. Вверху полукругом надпись: « ». Вероятно, этот извод с небольшими изменениями повторен на хромолитографии 1905 г., изданной типографией Киево-Печерской лавры, где И. обеими руками держит книгу с изображением равноконечного креста, на его правой руке четки.
На иконах «Собор Киево-Печерских святых» И., как правило, в правой группе, за прп. Феодосием Киево-Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Помещен в 5-м ряду 1-м от центра вполоборота вправо. Изображается средовеком, реже человеком в преклонных летах, в монашеском облачении, с непокрытой головой. Может быть назван «целителем» или «целебником». Т. о. И. представлен на иконах 2-й пол. XVIII в. (НКПИКЗ), кон. XVIII в. (собрание банка «Интеза», палаццо Леони Монтанари, Виченца, Италия), 1-й пол. XIX в. (Палех; частное собрание - Святые образы. С. 387). На иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ) И. написан портретно и точно соответствует описанию иконописного подлинника - у него высокий выпуклый лоб с залысинами, короткие седые волосы и седая борода до груди. На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) И.- средовек с короткими русыми волосами и небольшой бородкой; на эмалевой иконе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) он изображен в преклонных летах, с седыми волосами и бородой. Так же И. представлен на 2 иконах посл. четв. XIX в.- из ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария, и частного собрания (см.: Все остается людям: Рус. иконопись XVII-XX вв. из собр. В. Бондаренко: Кат. выст. М., 2010. С. 220-221).
Два святых с именем Ипатий помещены на иконе 2-й пол. XIX в. из собрания В. А. Бондаренко (Москва; «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. [57]): оба - в левой части иконы, вполоборота вправо, среди иноков, мощи которых обретаются в Ближних (Антониевых) пещерах. Старец в 8-м ряду 1-й от центра изображен с покрытой куколем головой, его борода с проседью доходит до груди. Святой в 7-м ряду 1-й слева больше соответствует описанию подлинника: руки в молении, куколь на плечах, на лбу большие залысины, короткие волосы и борода, убеленные сединами.
На большой иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» 1890 г. работы лаврской иконописной мастерской (находится при нижнем входе в Дальние пещеры) И. изображен необычно - с покрытой куколем головой.
В тиражной графике образ И. также включался в композицию «Собор Киево-Печерских святых» (Д. А. Ровинский приводит сведения о 15 известных ему гравюрах этой иконографии), напр. на гравюре на меди, созданной в Киеве В. Белецким (1751, РГБ). На гравюре по металлу 1-й четв. XIX в. (РГБ), иконографически близкой к листу 1513 г. из собрания Ровинского, И. изображен оплечно в 4-м ряду 1-м слева, без индивидуальных особенностей, в монашеском облачении, с куколем на голове, надпись на нимбе: « ». Оглавное изображение И. как средовека представлено на раскрашенном литографском переводе 1883 г. из мастерской Абрамова (ГРМ): святой - 2-й справа в 4-м ряду, не имеет выраженных индивидуальных черт, на голове куколь, надпись на нимбе: « ». На тоновой литографии 1893 г. из типографии Киево-Печерской лавры (ГЛМ) И.- с волнистыми волосами, разделенными на прямой пробор, с седыми усами и бородой. Образ И. присутствует на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ) и на хромолитографиях 1894 г. из мастерской Киево-Печерской лавры (РГБ) и кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра).
Изображения И. известны в академической монументальной живописи XIX в. И. включен в группу подвижников Дальних пещер в стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре (живопись в акад. стиле кон. 60-70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010). В юж. части зап. крыла храма Христа Спасителя в Москве размещалась полуфигура И. (70-е гг. XIX в., худож. Д. Н. Мартынов), в описании М. С. Мостовского он назван «Ипатием Целебником, епископом Печерским». Здесь же сказано о помещенном неподалеку ростовом изображении «Ипатия, архиепископа Печерского» (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 85). В настенной росписи работы иконописцев лаврской иконописной мастерской 90-х гг. XIX в., представляющей «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия», при нижнем входе в Дальние пещеры Киево-Печерской лавры И. изображен человеком средних лет, со склоненной вправо головой, творящим молитву, в монашеском облачении, на голове клобук, по внутренней стороне нимба надпись: «прп. Ипатий Целебник».
Также в ряду чудотворцев Дальних пещер И. представлен в иконографии «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова),- на иконах 1934 г. и 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ) и их повторах, выполненных иконописцами кон. XX - нач. XXI в. (храм Христа Спасителя, ц. свт. Николая в Клённиках и др.).