ГРИГОРОВИЧА ПАРЕМИЙНИК
Том XIII , С. 104
опубликовано: 8 сентября 2011г.

ГРИГОРОВИЧА ПАРЕМИЙНИК

[Хиландарский Паремийник] (РГБ. Ф. 87. № 2/М. 1685), среднеболг. пергаменная рукопись кон. XII - нач. XIII в., древнейший южнослав. список Паремийника. Получил название по имени владельца, нашедшего его в кон. 1844 г. на чердаке трапезной (сюгестницы) Хиландарского мон-ря на Афоне (Григорович В. И. Очерк путешествия по Европ. Турции. М., 18772. С. 29, 31, 33). Рукопись Г. П. сохранилась не в полном объеме: утрачен конец, значительны утраты в середине рукописи. Кодекс в существующем виде содержит 104 л., включает паремийные чтения на Рождество Христово и Богоявление, на праздники Постной Триоди (начиная с чтений в среду и пятницу Сыропустной седмицы) и Цветной Триоди, на отдельные праздники и памяти святых из месяцеслова (расположены в необычном порядке - сначала чтения на конец сентябрьского года, затем с 1 сент.) и на особый случай - «о ведре и нахождении войска». Текст обрывается на чтении Иер 2. 6. Между чтениями местами помещены уставные указания, тропари пророчеств, прокимны, стихи и т. п. Слав. текст Г. П. на всех листах написан поверх смытого греч. унциального письма, нижний слой палимпсеста представляет Евангелие апракос краткое IX в. При создании слав. рукописи последовательность тетрадей и листов первоначальной греческой была нарушена (возможно, сознательно). Письмо Г. П.- некрасивый устав одного почерка - характеризуется (как и в ряде др. южнослав. рукописей того времени) сочетанием архаизмов («а» с петлей, не доходящей до линии строки, «юс малый» треугольный и др.) и новаций (высокие начертания «т» и «ять», асимметричное «ч»). Орфография одноеровая, писец употребляет только «ъ».

Относительно происхождения Г. П. в историко-филологической лит-ре преобладает мнение, что рукопись написана в западноболг. пределах (Македонии), хотя ряд исследований относил ее к Вост. Болгарии (обзор мнений см.: Тихомиров. 1968. С. 124).

Рукопись украшена 13 заставками (7 - с тератологическими мотивами) и 148 инициалами (часть сохр. фрагментарно), выполненными чернилами и киноварью с подкраской охрой. Вся орнаментика (неумелая по исполнению) представляет ранний образец болг. орнаментальной манеры со значительным количеством элементов тератологии («народной тератологии», по терминологии В. Н. Щепкина), развивавшейся на основе (старо)визант. плетеного орнамента.

На полях кодекса имеется много разновременных приписок. Наиболее интересная в историческом отношении - на л. 101 с упоминанием Иоанна Асеня II (?) и цесаря Калояна (?) - сильно затерта и читается фрагментарно. На л. 28 в кон. XIII (?) в. была приписана глосса (древнейшая из известных) с разъяснением числового значения букв кириллицы, доведенная до 900 (Симонов Р. А. Математические тексты и мат-лы в слав.-рус. рукописях XI-XV вв. // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 2. С. 273-276).

Изд.: Григоровичев Паримеjник: Текст со критички апарат / [Приред.] З. Рибарова, З. Хауптова. Скопjе, 1998.
Лит.: Стасов В. В. Слав. и вост. орнамент по рукописям древнего и нового времени. СПб., 1887. Табл. 3, № 1-11, 16-28; Лавров П. А. Палеографическое обозрение кирилловского письма. Пг., 1915. С. 66-67, № 5. (ЭСФ; Вып. 4.1); Буслаев Ф. И. Исторические очерки по рус. орнаменту в рукописях. Пг., 1917. С. 91-92, 96, 102-105, 108-110, 113, 141; Тихомиров П. Б. Каталог рус. и слав. пергаменных рукописей XI-XII вв., хранящихся в ОР ГБЛ. Ч. 3 // Зап. ОР ГБЛ. М., 1968. Вып. 30. С. 90-93, 121-125; № 15; Ч. 4 // Там же. 1972. Вып. 33. С. 214; СКСРК, XI-XIII. № 161; Куев К. Съдбата на старобългарската ръкописна книга през вековете. София, 19862. С. 206-207; Десподова В., Славева Л. Македонски средновековни ракописи. Прилеп, 1988. [Кн.] 1. С. 102-103, № 21.
А. А. Турилов
Рубрики
Ключевые слова
См.также