ВИФЛЕЕМСКИЕ МЛАДЕНЦЫ
Том VIII , С. 604-605
опубликовано: 2 января 2010г.

ВИФЛЕЕМСКИЕ МЛАДЕНЦЫ

Содержание

Избиение вифлеемских младенцев. Роспись собора мон-ря прп. Дионисия на Афоне. Сер. XVI в.Избиение вифлеемских младенцев. Роспись собора мон-ря прп. Дионисия на Афоне. Сер. XVI в.[греч. ̀λδβλθυοτεΑγια Νήπια; лат. Innocentes Infantes], мученики (пам. 29 дек., пам. зап. 28 дек.), убиенные по приказу царя Ирода в Вифлееме (Мф 2. 16-18). С древности почитаются мучениками, невинно пострадавшими не только за Христа, но вместо Него (Aug. Serm. de Tempore. N 199.1). По сообщению Макробия (нач. V в.), имп. Август, узнав об избиении младенцев и казни Антипатра, сына Ирода, сказал: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном» (Saturn. IV 14).

Блж. Иероним пишет, что в Вифлееме было убито «много тысяч» младенцев (multa parvilorum milia) (Hieron. In Is. 7, 15), по правосл. преданию, число жертв составляло 14 тыс., в сир. источниках упоминаются 64 тыс., а в ряде зап. мартирологов - 144 тыс. младенцев (MartUsuard. Р. 364).

Из сочинений сщмч. Иринея, еп. Лионского († 202) (Iren. Adv. haer. III 16. 4), и сщмч. Киприана, еп. Карфагенского († 258) (Cypr. Carth. Ep. 58. 6), следует, что при их жизни В. м. уже почитались святыми. Память В. м. впервые появляется в Сакраментарии папы Льва I Великого (ок. 485) и в Карфагенском календаре (ок. 505).

В греч. календарях их память отмечается 29 дек. (SynCP. Col. 353), в лат.- 28 дек. (MartHieron. Р. 13), в сир.- 27 сент., в арм.- в понедельник после 2-го воскресенья по Пятидесятнице. В средневек. Европе день В. м. считался самым несчастливым в году.

Мощи В. м. хранились в пещере Младенцев под юж. трансептом базилики Рождества Христова в Вифлееме, одно из наиболее ранних упоминаний о ней встречается в описании Вифлеемского храма свт. Софрония I, Патриарха Иерусалимского (633/4-638) (PG. 73. Col. 3813). Затем мощи В. м. были перенесены в К-поль и положены в храме Богородицы в Халкопратии, в приделе во имя ап. Иакова, брата Господня (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 449). В «Хожении» игум. Даниила (нач. XII в.) также говорится, что пещера Младенцев оставалась пустой, т. к. их мощи были перенесены в Царьград (Житие и хождение Даниила. С. 65). Однако со 2-й пол. XII в. снова появились сообщения паломников о мощах младенцев в Вифлееме (напр., Аноним ок. 1170 г.- Wilkinson. P. 241). Антоний Новгородец (ок. 1200) разъясняет, что половина мощей В. м. находилась в К-поле, а половина осталась в Вифлееме (Книга Паломник. С. 21). Поскольку в пещере Младенцев находятся кости не только детей, но и взрослых, предполагают, что они принадлежат мученикам, пострадавшим во время нашествия персов в 614 г.

Однако с VI в. сохранились сведения о том, что захоронение В. м. находилось в базилике на полпути из Вифлеема в Бейт-Сахур (Путник Антонина из Плаценции. С. 40). Эта т. зр. нашла отражение в ряде паломнических описаний, напр. составленного Епифанием Монахом (1-я пол. IX в.), а также в Житии равноап. Елены (VIII в.- BHG, N 364), где говорится, что она построила церковь во имя В. м. на месте их избиения (Повесть Епифания. С. 18, 128-131, 261). Св. Виллибальд (723-727) также относит место избиения и захоронения В. м. к югу от Вифлеема и идентифицирует его с Фекоей (Wilkinson. P. 241).

В 414 г. часть мощей В. м. была привезена в Марсель прп. Иоанном Кассианом Римлянином и передана в основанное им аббатство Сен-Виктор. В Риме часть мощей В. м. хранилась в ц. Сан-Паоло фуори ле Мура и была перенесена Римским папой Сикстом V в ц. Санта-Мария Маджоре. Частицы мощей В. м. находятся также в ц. св. Иустины в Падуе, кафедральных соборах Милана и Лиссабона, в мон-рях Вифлеем в Аттике, Сорока мучеников Севастийских близ Спарты и др. В Дальних пещерах в Киево-Печерской лавре хранятся мощи одного из В. м., подаренные в 1620 г. Иерусалимским Патриархом Феофаном. Одна глава В. м. находится в серпуховском Высоцком мон-ре, а др.- в Давидовой пуст. близ Серпухова.

На Западе были написаны мн. гомилии и гимны, посвященные В. м., среди них - сочинения свт. Петра Хрисолога, еп. Равеннского (PL. 52. Col. 604-608), Оптата, еп. Милевского (PLS. 1. Col. 288-294), Пруденция (PL. 59. Col. 901-909), свт. Павлина, еп. Ноланского, Беды Достопочтенного (PL. 94. Col. 623-624), Ноткера (PL. 131. Col. 1007-1008), Абеляра и др. В Византии также был создан ряд произведений в честь В. м.: слова свт. Иоанна Златоуста (PG. 57. Col. 176-184; 61. Col. 697-702), свт. Григория Нисского (PG. 46. Col. 1128-1149), Василия, еп. Селевкийского (PG. 85. Col. 388-400), Прокла, Патриарха К-польского (BHG, N 827f), Иоанна Эвбейского (PG. 96. Col. 1501-1508), Феофана Керамевса (PG. 132. Col. 917-928), Германа II, Патриарха К-польского (PG. 140. Col. 736-757).

Ист.: BHG, N 823z - 827g; BHL, N 4276-4278; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 432-434; ЖСв. Дек. С. 804-810; Житие и хождение Даниила, Русския земли игумена // ППС. 1883. Т. 1, вып. 3. (Вып. 3); Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест 1-й пол. IX в. // ППС. 1886. Т. 4, вып. 2. (Вып. 11); Путник Антонина из Плаценции конца VI в. // ППС. 1895. Т. 13, вып. 3. (Вып. 39); Wilkinson J. Jerusalem Pilgrimage. L., 1988.
Лит.: Holweck F. G. Holy Innocents // The Catholic Encyclopedia. 1910. Vol. 7; Leclercq H. Innocents (Massacre des) // DACL. 1926. Fasc. 70-71. Col. 608-611; Holzmeister U. Quot pueros urbis Bethlehem Herodes rex occiderit // Verbum Domini. 1935. T. 15. P. 373-379; Denis A.-M. L'Adoration des Mages une par S. Matthieu // NRT. 1960. T. 92. P. 32-39; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 349; Scorza Barcellona F. La celebrazione dei santi Innocenti nell'omiletica latina dei secoli IV-VI // Studi Medievali. Ser. 3. 1974. Vol. 15. P. 705-767; idem. Innocents, feast of the // EEC. Vol. 1 (5). P. 410; Spadafora F. Innocenti // BiblSS. Vol. 7. Col. 819-823; Scorza Barcellona F. Innocents, feast of the // EEC. Vol. 1 (5). P. 410; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdome of Jerusalem: A Corpus. Camb.; N. Y., 1993. Vol. 1. P. 138, 155.
О . В . Л .

Гимнография

Согласно Типикону Великой ц. (Mateos. T. 1. P. 166-168), 29 дек. поется следующее последование: на Пс 50 тропарь 1-го гласа «Τὰς ἀλγηδόνας τῶν ἁγίων, ἃς ὑπὲρ σοῦ ἔπαθον» (      ), на литургии прокимен 4-го гласа Пс 112. 1, 2 (слово «рабы» в тексте прокимна заменено на слово «отроцы»), Апостол Евр 2. 11-18, аллилуиарий 4-го гласа, со стихом Пс 131. 8. Евангелие Мф 2. 13-16. Причастен Пс 32. 1.

В различных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов в этот день предполагается соединение 3 последований: попразднства Рождества Христова, В. м. и прп. Маркелла; служба излагается в целом одинаково. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 312) на утрене указан общий канон младенцев и прп. Маркелла 4-го гласа; служба на литургии не описана. В слав. студийских Минеях (Горский, Невоструев. Описание. Ч. 3. Отд. 2. С. 41) уставные указания соответствуют Студийско-Алексиевскому Типикону, к канону младенцев добавляются тропари прп. Маркелла. Согласно Евергетидскому Типикону кон. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 364), последование В. м. не поется вообще, т. к. в этот день отмечается престольный праздник мон-ря - память освящения ц. Богородицы Евергетиды (Благодетельницы). В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 89) служба подробно не описана; на литургии служба в целом та же, что и в Типиконе Великой ц., стих аллилуиария другой - Пс 114. 5, причастен праздника и святых. В Типиконе Георгия Мтацминдели X-XI вв. (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 248), передающем особенности афонской редакции Студийского устава, указывается тропарь В. м. (тот же, что и в Типиконе Великой ц.). В иерусалимских Типиконах всех редакций последование В. м. не имеет существенных отличий от последования, указанного совр. Типиконом 29 дек., как и в старопечатных московских изданиях XVII в., оно не имеет праздничного знака, но в службе появился ряд особенностей, встречающихся преимущественно у святых с шестеричным знаком (такие как наличие полного комплекта самогласнов В. м., кондак В. м. после 6-й, а не 3-й песни канона, чтение песни из канона на блаженнах; см. ст. Знаки праздников месяцеслова).

Совр. последование В. м. включает в себя: тропарь 1-го гласа «Τὰς ἀλγηδόνας τῶν ἁγίων, ἃς ὑπὲρ σοῦ ἔπαθον» (      ), кондак 4-го гласа на подобен «Явился еси»: «᾿Αστὴρ Μάγους ἔπεμψε πρὸς τὸν τεχθέντα, καὶ ῾Ηρώδης ἄδικον στρατὸν ἀπέστειλε κενῶς» (           ); корпус стихир; чтения на литургии: прокимен Пс 112. 1, 9; 2 Кор 5. 15-21; аллилуиарий со стихом Пс 78, 3a; Мф 2. 13-23 (во многих древних рукописях это чтение короче, хотя длиннее указанного в Типиконе Великой ц.: Мф 2. 13-18 - см., напр.: Саввина книга. М., 1999. С. 616; Архангельское Евангелие 1092 г. М., 1997. С. 336). Каноны в совр. греч. и совр. рус. Минеях разные: в рус. канон 4-го гласа, без акростиха, ирмос: «    », нач.: «          », в греч. плагального 2-го, т. е. 6-го, гласа, с акростихом «Νεογνὰ Χριστοῦ θύματα στέφω λόγοις» (Новорожденные Христовы жертвы венчаю словами), с именем «Георгия» в богородичнах, ирмос «῾Ως ἐν ἠπείρῳ πεζεύσας» (    ), нач.: «Νεοποιεῖται ἡ κτίσις καὶ ἡ βροτῶν» (Обновляет творение и человека). Акростих включает в себя по 1 тропарю в каждой песни из канона в честь прп. Маркелла, также помещенному в последовании. В рукописях встречаются другие каноны В. м.: канон 4-го гласа, без акростиха, ирмос: «̀ρδβλθυοτεΑισωμεν ᾠδὴν ἐπινίκιον» (   ), нач.: «῾Ηρώδην ἀνελεῖν σε βουλόμενον ὡς Θεὸς τὸν διώκοντα ἔφυγες» (От Ирода, взять Тебя желающего, как Бог, от преследующего убежал); канон плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа, без акростиха, с указанием на имя Германа, ирмос: «Τὸν ᾿Ισραὴλ ἐκ δουλείας» (   ), нач.: «Τὸν γεννηθέντα ἀχρόνως ἐκ πατρὸς ἀμὴτορα» (Рожденного безвременно от Отца без матери) (AHG. T. 4. P. 724-739).

А . А . Лукашевич
Иконографию

см. в ст. «Избиение младенцев».

Рубрики
Ключевые слова
См.также