[груз. კახეთი, от имени одного из легендарных прародителей грузин - Кахоса, сына груз. праотца Картлоса], историческая провинция в Вост. Грузии; княжество (VIII-X вв.); царство (ок. 1020-1104/05, 1466-1762).
К. охватывает бассейны рек Иори и Алазани. В различные периоды границы К. менялись. Как историко-географическая провинция К. сформировалась не позднее античной эпохи. В раннеэллинистический период в К., которая охватывала земли в верхнем течении рек Иори и Алазани (провинции Эрцо (ერწო), Тианети (თიანეთი) и окрестности города-крепости Уджарма (უჯარმა)), проживало восточногрузинское племя кахов. В последующие века в К. вошли соседние провинции Кухети (კუხეთი) и Эрети (ჰერეთი, Херети). Кухети занимала территории на левобережье рек Арагви и Мтквари (Кура) - от окрестностей сел. Жинвали до пуст. Гареджи. Эрети охватывала несколько исторических областей: собственно Эрети, территории Алазанской долины, между совр. городами Телави и Шеки (Азербайджан); Суджети (სუჯეთი), земли в среднем течении р. Иори, между современными селениями Хашми и Бодбе; Камбечани (კამბეჩანი; греч. Καμβυσηνὴ - Strabo. Georg. XI 4. 1; 14. 5), местность между р. Мтквари и нижним течением р. Алазани, в общих чертах соответствующую современным Сигнахскому и Дедоплисцкаройскому муниципалитетам; Шакки (совр. Шеки, ныне в Азербайджане). На севере К. включала «Горные области» (მთეულეთი კახეთისა, Мтеулети Кахетиса): Пхови (ფხოვი), в к-рую входили исторические провинции Пшави (ფშავი), занимавшая бассейн р. Пшавис Арагви, и Хевсурети (ხევსურეთი), охватывавшая ущелье р. Хевсуретис Арагви на юж. склоне Б. Кавказского хребта и верховья рек Асса, Аргун и Андаку на северном, а также Тушети (თუშეთი; греч. Τούσκοι - Ptolem. Geogr. VIII 25) - земли в истоках р. Андийская Кой-су. В V в. в Кахети-Эрети вошли южнодагестан. провинции: Дидоети (груз. დიდოეთი; лат. Diduri - Plin. Sen. Natur. hist. VI 29; греч. Δίδυροι - Ptolem. Georg. VIII 25) - верховья Андийской Койсу; Хундзети (Хундзахи) (ხუნმეთი (ხუნმახი)), земли в верховьях Аварской Койсу; Цукети (Цахури) (წუჟეთი (წახური)) - территории в верховьях р. Самур (ныне в Цунтинском, Хундзахском и Рутульском районах Дагестана). В кон. VIII в. кахетинский кн. Григол (787-827) «уничтожил имя Кухети», а в XV в. царь Кахети Георгий I (1466-1476) «упразднил имя Эрети» (Вахушти Багратиони. 1973. С. 557, 568). В XVI-XVIII вв. К. делилась на исторические области Гаре-Кахети (გარე კახეთი - Внешняя Кахети), охватывавшую территории в среднем течении р. Иори, Шигнит-Кахети (შიგნით კახეთი - Внутренняя Кахети), занимавшую земли на правобережье р. Алазани, Гагмамхари (გაღმა მხარი - Заречье), включавшую левобережье р. Алазани, Элисени (ელისენი; позднее Чар-Белакани, ныне Белоканский (Балакенский) р-н Азербайджана), Кизики (ჟიზიკი, Камбечани).
В 326 г. была крещена центральная часть Картли, проповедь св. равноап. Нины охватила почти всю К. (за исключением левобережья р. Алазани). В груз. летописи «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли) содержится подробное описание того, как проходило просвещение К. Из Цобени (в верхнем течении р. Цирдалисхеви, левого притока р. Арагви) св. Нина «перешла в Жалети, в село Эдеми (близ совр. Сионского водохранилища.- Авт.), и крестила жителей Эрцо и Тианети (области в верхнем течении р. Иори.- Авт.)». Следуя по р. Иори, она спустилась «в Кхоети (Кухети.- Авт.) и остановилась в Кацарети (близ совр. с. Хашми.- Авт.), где крестила кхоетских и соджских князей с их народом». Оттуда св. Нина прошла вверх по ущелью р. Самебисхеви (ныне Жати), до места, где находится с. Верона (Сагареджойский муниципалитет), затем через Гомборский перевал «перешла в Кахети и остановилась в местечке Кцели (не локализовано.- Авт.)... собрав кахетинских князей, крестила их. И заболела, и направилась обратно в Мцхету. И как только прибыла в Кхоети, в местечко, которое называется Бодини (Бодбе.- Авт.), уже не в состоянии была продолжить путь» (Мокцеваи Картлисай // ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 89).
Для мощей св. Нины царь Картли св. Мириан в 30-х или 40-х гг. IV в. воздвиг в Бодбе церковь-мартирий во имя вмч. Георгия, позже здесь был основан мон-рь. Его преемник царь Бакур построил в Уджарме, над крестом, воздвигнутым св. Ниной, небольшую ц. Джвари Патиосани (Честного Креста), а сын Бакура царь Трдат (60-70-е гг. IV в.) - храмы в Рустави и Некреси. К этому же периоду относится постройка церкви т. н. Черемский квадрат. Общины горцев К. (кварельцев в верхнем течении р. Иори, пховцев, тушинцев) активно сопротивлялись принятию христианства, их обращение связано с именем одного из 12 сир. отцов, сщмч. Авива, еп. Некресского (VI в.). Выявление христ. и языческих традиций захоронения на могильниках из Матани (Ахметский муниципалитет) и Жинвали (Душетский муниципалитет) красноречиво свидетельствует о христианизации предгорных областей К. в IV-VII вв. (Описание памятников. 2004. С. 107, 294, 302-303). Христианская символика в данном регионе обнаружена на предметах, датирующихся начиная с III в. (Там же. С. 14).
Основание первых епархий Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) на территории К. груз. историческая традиция приписывает царю св. Вахтангу Горгасали (2-я пол. V в.). Согласно Житию св. Вахтанга, составленному Джуаншером Джуаншериани, в 70-х гг. V в. в К. (Кахети-Эрети) были учреждены 5 епархий: Черемская, Руставская, Ниноцминдская, Хорнабуджская и Челетская (Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала // КЦ. 1955. Т. 1. С. 199; Он же. 2008. С. 100). К кон. V - нач. VI в. к их числу прибавились Гишская, Бодбийская и Кацаретская епархии (Книга посланий. 1968. С. 97-98; Мусхелишвили. 1977. С. 222-223). Возможно, царь св. Вахтанг учредил также и Некресскую епархию.
Историк 1-й пол. XVIII в. царевич Вахушти Багратиони дал юрисдикционное описание грузинских епархий этого периода. По его сведениям, черемели (Черемский архиерей) был пастырем жителей Шигнит-Кахети (Вахушти Багратиони. 1973. С. 546); руствели (Руставский) - христиан бывш. пров. Кухети: обл. Херки (Сагурамо) на правом берегу р. Арагви, между реками Тезами и Глданисхеви, мон-ря Марткопи и прилегающих к нему земель, окрестностей Рустави, до Гареджской горы, являющейся водоразделом между реками Иори и Мтквари и р. Мцарецкали (Аджису) (Там же. С. 331-332, 537-538). В сферу духовного управления ниноцминдели (Ниноцминдского архиерея) входили земли между р. Ниноцминдисхеви и пров. Кизики (Там же. С. 529), что в основном соответствовало раннесредневек. обл. Суджети; челетели (Челетского) - провинции Эрцо-Тианети, Пшав-Хевсурети и Херки (Там же. С. 531); гишели (Гишского) - провинции Цукети (согласно данным Вахушти, Цукети помимо верховьев р. Самур охватывала ущелья рек Лекитчай, Курмухчай и Киш на юж. склоне Б. Кавказского хребта) и Шакки (Там же. С. 539); бодбели (Бодбийского) - пров. Кизики (Камбечани) (Там же. С. 542), поэтому бодбели в источниках назван также и кизикели (Кизикским); кацарели (Кацаретского) - территории между р. Самебисхеви и пров. Эрцо (Там же. С. 530), т. е. Уджарма и его окрестности; некресели (Некресского) - провинции Гагмамхари и Дидоети (Там же. С. 545). Вахушти не называет Хорнабуджского архиерея - в его время эта кафедра была уже упразднена. Историки сходятся во мнении, что, поскольку Хорнабуджи являлся центром пров. Камбечани, Хорнабуджский архиерей окормлял часть жителей Камбечани, а другую - бодбели. В VI-XII вв. власть некресели распространялась на пров. Тушети, население к-рой было крещено сщмч. Авивом Некресским. Пуст. Гареджи (территория южнее Гареджской горы) до нач. XIII в. или немного позже входила в юрисдикцию руствели. Владения Челетской епархии изначально ограничивались лишь пров. Эрцо-Тианети. По описанию Вахушти, пров. Херки входила попеременно в состав Руставской и Челетской епархий.
К. делилась на военно-адм. области Кахети и Эрети. Она являлась царским доменом и служила главной опорой в борьбе против Сасанидов. Важными стратегическими центрами были города Уджарма, Рустави, Хорнабуджи, Череми.
В развитии церковно-культурной и монашеской жизни К. особую роль сыграли 12 сирийских отцов, под предводительством прп. Иоанна Зедазнийского пришедших в VI в. в Грузию: прп. Иоанн основал мон-рь Зедазени, прп. Давид Гареджийский - Давидгареджийскую лавру и несколько гареджийских мон-рей, свт. Иосиф Алавердский - мон-рь Алаверди, прп. Зенон Икалтойский - мон-рь Икалто, сщмч. Авив Некресский - мон-рь Некреси, прп. Стефан Хирсский - мон-рь Хирса. Прп. Шио Мгвимский, до того как поселиться в основанном им мон-ре Шиомгвиме, подвизался в разных местах К.; прп. Антоний Марткопский также проповедовал в К.: в Артозани, Икалто, Лопотском ущелье, Ахмете, затем основал мон-рь Марткопи. Обители, созданные сир. отцами, стали крупными религ. и культурными центрами. Христианство стало распространяться на Сев. Кавказе. Большую роль в христианизации региона сыграл царь мч. Арчил († 744 или 761).
Начиная со времен правления царя св. Вахтанга Горгасали храмоздательство в К. переживало бурный расцвет. В V в. были построены памятники церковной архитектуры Грузии: малый храм Дзвели-Шуамта (близ Телави, см. Шуамта), Матанский (Цхракара) мон-рь (ныне в Ахметском муниципалитете), Цверо-Дабали (ныне в Гурджаанском муниципалитете), ц. во имя мч. Раждена в г. Уджарма. Интенсивное церковное строительство в К. велось и после упразднения царской власти в Картли (523). Наряду с кафедральными соборами Кацарети и Ниноцминда были построены такие замечательные образцы груз. зодчества, как Давидгареджийская лавра (см. Гареджи), ц. Дзвели-Гавази (ныне в Кварельском муниципалитете), мон-рь Хирса, церковь Кондамиани (ныне в Телавском муниципалитете) и др. В VII в. были возведены большой храм Дзвели-Шуамта, базилики Ахшани и Баихо (ныне в Ахметском муниципалитете).
К кон. VIII в. от араб. владычества постепенно освободились Эрети и К. Пров. Эрети оформилась в самостоятельное княжество, а к кон. IX в.- в царство. Оно охватывало провинции Эрети, Шакки, Камбечани, а также южнодагестан. провинции Цукети и Хундзети. Центром был г. Шакки. Царство Эрети было разделено на 4 эриставства - Штори, Хорнабуджи, Веджини и Мачи. Здесь были воздвигнуты известные памятники грузинской церковной архитектуры: базилика гурджаанская Квелацминда (VIII в.), Кумская базилика (VIII в.; ныне в Гахском р-не Азербайджана), Лекетский (Лекартский) тетраконх (VIII-IX вв., ныне в Гахском р-не Азербайджана), Хирсская Степанцминда (IX в.), озанская ц. в честь Вознесения (Амаглеба) (IX в.) (ныне в Дедоплисцкаройском муниципалитете) и др. Араб. источники X в. называли Эрети Шаккским царством (Караулов. 1908. С. 57), арм. авторы - Албанским (Иованнес Драсханакертци. 1965. С. 130; Мовсес Каланкатуаци. 1985. С. 164). Правители Эрети цари Адарнасе Патрикий (ок. 1-й четв. X в.) и его сын Ишханик Абу Абд аль-Малик (30-50-е гг. X в.) вынуждены были проводить политику лавирования между Арабским халифатом и Византией, а также между халкидонитами и нехалкидонитами. К сер. X в. правящий род Эрети, принадлежавший к таронским Багратидам, в результате проповеди царицы св. Динар принял Православие (подробнее см. в ст. Курмухская епархия).
Борьбу с арабами за объединение К. возглавили цанары - восточногруз. племя, проживавшее в пров. Хеви. Княжество К. возникло в 80-х гг. VIII в. Оно охватывало верхние бассейны рек Иори и Алазани, все Арагвское ущелье и значительную часть Шида-Картли, а также провинции Гардабани (правобережье р. Куры) и Дидоети. По наименованию цанар араб. источники (аль-Масуди) называли это княжество Санария (Караулов. 1908. С. 57), армянские - Цанарк (Иованнес Драсханакертци. 1965. С. 64, 234). Первым правителем княжества стал Григол (787-827), происходивший из цанар. После его правления цанарскую династию сменила гардабанская (роды Кобулис-дзе, Донаури): князья Дачи (Ваче), Самоел, Габриел. С 881 г. до нач. XII в. в стране правили Аревманели: князья Фадла I, Квирике I, Фадла II, Квирике II, Давид. Местное управление находилось в руках Руставского, Кветерского и Панкисского эриставов. В VIII-IX вв. центром К. являлся г. Уджарма, в X в.- сел. Бочорма, затем - сел. Тианети.
К. богата светскими и церковными памятниками архитектуры VIII-X вв.: это крепости в Уджарме и Вероне, Бочорма (крепость и церковь во имя вмч. Георгия), дворец и церковь Кветера, церковь Гарбани - во имя вмч. Георгия, Хевский Сиони, Жалети, Ахалцихе и др. Особое значение для культурной жизни К. этого времени имел прп. Иларион Грузин (822/3-875/6), настоятель Давидгареджийской лавры и духовный писатель.
Во внешней политике правители К. поддерживали тбилисских эмиров, противостоявших центральной власти арабских халифов, и активно участвовали в борьбе за объединение и освобождение грузинских земель. В 1010 г. царь Грузии Баграт III (978-1014) включил К. и Эрети в состав единого царства Грузия и получил титул «царь абхазов (Западной Грузии), картвелов (Юго-Западной и Центральной Грузии), ранов (т. е. эров) и кахов (Восточной Грузии)». Однако после его смерти К. и Эрети выделились в виде царств. Ок. 1020 г. кахетинский царь Квирике III Великий объединил К. и Эрети в составе единого царства К. и принял титул «царь ранов и кахов» (в араб. источниках - «царь шакков и гурджов»). Столицей стал г. Телави. При Квирике III здесь был воздвигнут царский дворец (Дзвели-Галавани, груз.- «старая стена»), а также возведен символ К.- Алавердский собор в честь Воздвижения Креста Господня. В X-XI вв. в вост. части Эрети были возобновлены церкви Гиши и Зедгзити (ныне в Шекинском р-не Азербайджана).
Царство К. было разделено на 7 эриставств: Руставское, Кветерское, Панкисское, Шторское, Хорнабуджское, Веджинское и Мачское. Вначале цари К. участвовали в войне груз. правящей династии Багратиони против внешнего врага - византийцев, тбилисских эмиров, правителей Гянджи. Однако политика груз. царей Баграта IV (1027-1072) и Георгия II (1072-1089), направленная на объединение страны, была для них неприемлема. Цари К. стали искать покровительства сельджукских султанов и принимать ислам (напр., Ахсартан I). В нач. XII в. царь Грузии св. Давид IV Строитель, опираясь на помощь кахетинских азнауров (дворян), присоединил К. и Эрети к Грузии: разбив сельджуков в 1104/05 г. в бою при Эрцухи (в Эрети, на территории совр. Азербайджана), он занял «самодержавно Эрети и Кахети» (цит. по: Жизнь царя царей Давида. 2008. С. 186; То же // КЦ. 1955. Т. 1. С. 329).
К. в составе Грузии была разделена на 4 эриставства: Кахетинское с центром в Панкиси (эриставы принадлежали к роду Дзагамисдзе), Камбечанское с центром в Хорнабуджи (эриставы - Махателисдзе), Эретское с центром в Гиши (эриставы - Колонкелисдзе, позднее - Асатисдзе), Шаккское (Сааришианское) с центром в Шакки (эриставы - Асатисдзе). В сферу деятельности кахетинских эриставов входила охрана вост. рубежей страны: по словам летописца, они «такой напускали страх вокруг, что в Гандзе (Гянджа.- Авт.) и Барде даже маленький ребенок не мог заплакать у матери, и турки тоже не смели вредить пастбищам, раскинутым по берегам Иори и Куры» (цит. по: Басилий Эзосмодзгвари. 2008. С. 311; Он же // КЦ. 1959. Т. 2. С. 130). Для сельскохозяйственного развития края в этот период были построены оросительные каналы: 20-километровый Самгорский и 119-километровый Алазанский, орошающий 53 тыс. га. В 1327 г. в г. Карагадж был открыт монетный двор.
В XII в. крупным груз. центром письменности, культуры и просвещения была Икалтойская академия при мон-ре Икалто, с которой связана деятельность прп. Арсения Икалтойского (Вачесдзе). На XII-XIII вв. приходится расцвет мон-рей в пуст. Гареджи. Монастырские пещерные комплексы были расписаны, среди фресок особенно выделяются ктиторские изображения царицы Грузии св. Тамары (1184-1207/13), царя Георгия IV (1207/13-1223) в мон-ре Бертубани и царя мч. Димитрия II Самопожертвователя (Тавдадебули) (1269/70-1289) в мон-ре Удабно. Сообщество мон-рей под управлением Давидгареджийской лавры владело обширными землями, носившими собирательное название Сагареджо. В дарственной грамоте 1428 г. царя Грузии Александра I патриаршему кафедральному собору Светицховели перечислены 17 селений Сагареджо «по эту и ту стороны горы» (т. е. Гомборского хребта): Оркошини, Бертубани, Акура и др. (Ист. док-ты Гареджи. 2008. С. 14). В 1-й пол. XIII в. были построены большая купольная церковь в монастыре Сабацминда близ Карданахи (ныне в Гурджаанском муниципалитете) и купольный храм Пудзнари (ныне в Тианетском муниципалитете), до сер. XIV в.- храм Сачино (около с. Земо-Ходашени, ныне в Ахметском муниципалитете).
К. жестоко пострадала от 100-летнего монг. ига и нашествий Тамерлана: церкви и крепости были разрушены, население сильно сократилось, сады, огороды, виноградники и тутовые плантации уничтожены. К 70-м гг. XIV в. была потеряна пров. Шакки.
Изменения произошли и в церковной географии К. Была образована Алавердская епархия, формирование которой датируется временем не позднее 1124 г. (Э. Качарава), XI в. (Б. Ломинадзе, Т. Барнавели) или VII-VIII вв. (А. Тордия). Границы епархии Вахушти Багратиони определяет так: «От Турдосхеви (и) Штори (правый и левый притоки р. Алазани в ее верхнем течении.- Авт.) вверх до Кахетинской горы и Кавказа» (Вахушти Багратиони. 1973. С. 549). В «Грамоте братии Шиомгвимского монастыря Василию Алавердели» (XIII в.) епископ Алавердский именуется «архиепископом» (Корпус груз. ист. док-тов. 1984. С. 190; ПГП. 1970. Т. 3. С. 175). Епархиальный центр Челетской епархии (Эрцо-Тианети) был перемещен на север, в Харчаши, и епископ стал именоваться «харчашнели» (Харчашнийский). Изменение, видимо, было вызвано необходимостью более тесного контакта с горными районами. Харчашнели окормлял помимо Эрцо-Тианети пров. Пшав-Хевсурети (Пхови), а также Тушети, к-рая до этого входила в состав Некресской епархии (Вахушти Багратиони. 1973. С. 531-532). Из-за полного разорения г. Рустави епархиальный центр Руставской епархии был перенесен в мон-рь Марткопи, однако архиерей по-прежнему назывался руствели. Власть над монастырями Гареджи перешла к ниноцминдели; в памятнике церковного права XIII в. «Распорядок царского двора» («Освящение мира») он назван архимандритом (ПГП. 1965. Т. 2. С. 48). Не позднее 1265 г., когда К. была разорена монголами, в Хорнабуджской епархии замерла церковная жизнь, ее территории вошли в состав Бодбийской. К нач. XIV в. кафедральный центр Гишской епархии был перемещен в Курмухи, здесь архиерей стал именоваться архиепископом Курмухским (Кекелидзе. 1945. С. 314-315).
В церковной иерархии Вост. Грузии из 35 груз. архиереев епископы К. и Эрети при короновании царя сидели следующим образом: алавердели - на 6-м месте, кизикели (бодбели) - на 7-м, ниноцминдели - на 9-м, руствели - на 18-м, кацарели - на 20-м, харчашнели - на 28-м, черемели - на 32-м, гишели - на 35-м (ПГП. 1965. Т. 2. С. 49-50). Отсутствие некресели объясняется скорее всего оплошностью поздних переписчиков («Освящение мира» сохр. в списках XVI и XVII вв.). В период объединения Грузии епископы К. и Эрети иногда занимали и западногруз. кафедры: так, известны епископ Бедийский и Алавердский, епископ Чкондидский и Уджармский (Кацаретский).
Наиболее ранние сведения о владениях католикосов-патриархов всей Грузии в К. относятся к XI в. Согласно дарственной грамоте католикоса-патриарха Мелхиседека I (1010-1033), мцхетскому кафедральному собору Светицховели были пожертвованы «в Кахети в Ахтани один убани (район.- Авт.); и Носорна, селение одно (возможно, в совр. Телавском муниципалитете.- Авт.); и в Эрети монастырь могущественный Лагодехи; и в Эрети же церковь Катехи с поступлениями ее (ныне в Белоканском р-не Азербайджана.- Авт.); и в Каки (ныне Гах в Азербайджане.- Авт.) купцов 12; и Зиари, селение большое (Дзерна, ныне с. Зарна в Гахском р-не Азербайджана.- Авт.)» (Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 26-27; Грузинские док-ты IX-XV вв. 1982. С. 119). Согласно дефектному «Документу поступления Эрцо-Тианетской паствы» (XV в. по классификации и датировке И. Долидзе), к кон. XII в. католикос-патриарх Грузии владел 40 селами в Эрцо-Тианети, среди них - Жинвали, Питловани, Бодави, Цобени и др. (Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 74-75; ПГП. 1970. Т. 3. С. 233-237). В «Иммунитетной грамоте владений католикоса в Картли, Кахети и Месхети» от 1 дек. 1392 г. перечислены более 60 сел и мон-рей К.: «могила Давида» (имеется в виду мон-рь Давидгареджи с могилой прп. Давида Гареджийского), «Додос-Рка (мон-рь Додо.- Авт.) - мон-рь и пустынь с их доходами», мон-рь Бочорма, «на Иори монастырь Сиони и мон-рь Квабта» (ныне в Сагареджойском муниципалитете), мон-рь Варцанской Божией Матери в сел. Шилда (ныне в Кварельском муниципалитете), «в Базари купцов армян и евреев дымов 27» (ныне в Белоканском р-не Азербайджана), а также села Шашиани (ныне в Гурджаанском муниципалитете), Акура (ныне в Телавском муниципалитете) и др. (ПГП. 1970. Т. 3. С. 180-181; Грузинские док-ты IX-XV вв. 1982. С. 104-106).
В 1466 г. правитель единой Грузии Георгий VIII (1446-1466) утвердился в К. как царь Георгий I (1466-1476) и отторг царство от Грузии, где власть перешла к Константину II (1466-1478). Столица независимого царства К. была устроена в Греми. На западе, по р. Арагви, К. граничила с Грузией (после окончательного распада единого государства - с царством Картли), на юге, по р. Куре,- с Карабахским бегларбегством, на юго-востоке - с Шеккским бегларбегством (оба в составе Ирана, в сер. XVIII в. выделились в самостоятельные ханства), на северо-востоке и севере - с владениями дагестан. князей. В течение XVI-XVIII вв. К. постепенно потеряла вост. провинции Цукети (Цахури), где сформировалось султанство Элису, а также Элисени, в которой поселились вольные общины чарцев, и Дидоети. В 1640 г. царь Теймураз I организовал поход на Дидости, «чтобы обратить их (дидойцев.- Авт.) от идолопоклонства и проложить дорогу в Россию и привлечь их на свою сторону», но цель не была достигнута (Вахушти Багратиони. 1973. С. 596).
К., как и др. груз. царства, делилась на садрошо (воеводства). Три из 4 садрошо К. возглавляли кахетинские архиереи: некресели, бодбели и руствели, 4-м попеременно руководили царь К. и алавердели. Более мелкие адм. единицы назывались моуравствами, ими управляли назначаемые царем тавады (князья), среди к-рых особенно известны роды Чолокашвили, Макашвили, Андроникашвили, Джандиери, Джорджадзе, Вачнадзе, Чавчавадзе и др.
На протяжении XVI в. цари К. Александр I, Леван и Александр II не принимали участия в борьбе картлийских царей с иранскими и турецкими завоевателями. Добровольным подчинением и выплатой дани они спасли царство от разорения. Население К. быстро возрастало, развивались торговля и сельское хозяйство, появлялись новые города (Греми, Базари). Возобновлялись разрушенные и строились новые храмы и монастыри: Ахали-Шуамта, ц. во имя Архангелов в Греми, церкви Шихиани (в честь Воскресения Господня) и Квирацховели (Животворящего Воскресения) близ Чикаани (обе ныне в Кварельском муниципалитете), колокольня мон-ря Ниноцминда и др.; мн. церкви были украшены росписью. В колофоне груз. свода летописей «Картлис Цховреба» (список царицы Анны: НЦРГ. Q 795, 1479-1495 гг.) указано, что «царица цариц» Нестан-Дареджан, ее сын царь К. Александр I и царица Анна «были больше всех царей и князей Грузии верующими строителями храмов» (КЦ. 1955. Т. 1. С. 363-364). На фресковой надписи церкви в Греми правитель К. Леван, уподобленный царю Грузии св. Давиду IV, назван Агмашенебели (Строителем). Цари К. возобновили дарственные грамоты Светицховели. В 1503 г. Александр I подтвердил права мцхетского собора над пуст. Гареджи, определил ему половину доходов от монастырей Гареджи и пожертвовал села в пров. Эрцо: Ахалшени, Кахисубани (Кахтубани) (близ Гурджаани), Нодокра, Горана и др. (Жордания. 1897. Т. 2. С. 319). В 1579 г. царь К. Александр II подтвердил права Светицховели, полностью или частично, на 150 сел и мон-рей К., в т. ч. на мон-ри Квавистави (ныне близ с. Сартичала), Мартвили, Ванта (близ Телави), Варцана (в сел. Шилда), Бочорма, Ануши, Джвари; церкви Ражиани (св. Раждена в Уджарме?), Светицховели в Тианети, Чиабери, «воздвигнутую Давидом Строителем» (Гурджаани?); крепости Килмати (ныне Русиани), Верена (ныне Верона), Сапсите и Модамнахе (близ Телави); села Кахисубани, Лагодехи, г. Греми и др. В грамоте не упоминаются мон-ри Гареджи (ПГП. 1965. Т. 2. С. 197-202). Цари К. щедро жертвовали средства также на нужды груз. обителей на Св. земле. Так, царь Леван (1520-1574) выкупил у турок «места Страстей Христовых... и отстроил заново мрамором Гроб Христов и Голгофу», и «стали христиане праздновать в Сионе, на святой Горе Господней» (Тимофей (Габашвили). 1983. С. 539, 551). В Иерусалиме представители княжеского рода Чолокашвили Бежан и Баадур восстановили «монастырь святых Феодоров» (თევდორები) - обитель во имя вмч. Феодора Стратилата и вмч. Феодора Тирона близ здания Патриархии (1-я пол. XVI в.), царица Елена († 1695) - мон-рь свт. Николая (Там же. С. 541, 542). Цари К. Леван и Александр II оказывали значительную помощь мон-рю Филофея на Афоне.
В нач. XVII в. положение резко изменилось. После опустошительных походов персид. шаха Аббаса I в 1614-1616 гг. села и города К. были практически уничтожены, более трети населения погибло или было угнано в Иран. Особенно сильно пострадала пуст. Гареджи, большинство обителей которой были разорены. В 1616 г. здесь было замучено ок. 6 тыс. (по др. версии, ок. 600) насельников гареджийских монастырей (Гареджийские преподобномученики). Персид. шахи пытались исламизировать страну: управление К. было передано кызылбашам, в обществе насаждались персидские обычаи, на территорию К. были переселены тюркские кочевые племена, поощрялись разбойничьи нападения лезгин на грузинские села. Церковная жизнь в XVII в. замерла. Лишь на рубеже XVII и XVIII вв. настоятель Давидгареджийской лавры прп. Онуфрий Гареджийский (Мачутадзе) (1690-1712) построил ц. во имя Петра и Павла в Сагареджо.
Кахетинские Багратиони - принявшие ислам царь Давид II (Имамкули-хан), к-рому персид. шах вернул трон в 1703 г., и вслед за ним царь Константин II (Махмадкули-хан) - в первую очередь пытались отвоевать Чар-Белакани, где были сосредоточены основные силы лезгинских племен и откуда осуществлялось руководство набегами на К. Они предприняли неск. походов, закончившихся поражением; после этого «усилились чарцы и построили укрепления, потом выступили и заняли окрестности (Чари.- Авт.) и стали еще больше нападать, разорять, захватывать пленных, опустошать и убивать в Гагмахари и Кахети беспрерывно... Потом захватили Элисени и начали свои походы и опустошили многие села так, что Имамкули-хан оставил Карагаджи и дворец свой устроил в Телави и Манави (село, ныне в Сагареджойском муниципалитете.- Авт.) и зимой пребывал там, а летом - в Магаро (село, ныне в Кварельском муниципалитете.- Авт.)» (Вахушти Багратиони. 1973. С. 612).
В 1724-1735 гг. в К. владычествовали турки. Лезгины беспрепятственно грабили страну, семья царя Константина II укрывалась в горах Тушети. В 1736 г. брат Давида II царь Теймураз II, заключив кратковременный союз с персами, освободил К. от турок и совершил несколько походов против дагестанцев и лезгинских племен. персидский правитель Надир-шах Афшар (1736-1747) утвердил Теймураза II в К., а затем пожаловал ему Арагвское и Ксанское эриставства.
В 1744 г. на трон К. взошел сын Теймураза II последний кахетинский царь Ираклий II. После смерти отца в 1762 г. он объединил царства Картли и К. в одно государство - Картли-Кахети (подробнее см. в ст. Картли). Во 2-й пол. XVIII в. в К. была возобновлена городская жизнь (Телави, Сигнахи), были построены храмы Гвтаеба в сел. Ахатели (ныне в Телавском муниципалитете), Пресв. Богородицы в сел. Манави, Квашвети в Гурджаани, Самеба (Св. Троицы) в Мелаани (ныне в Гурджаанском муниципалитете), являющиеся примерами поздней средневековой грузинской церковной архитектуры. В 1758 г. в Телави открылось ДУ, которое в 1782 г. было преобразовано в ДС. Важным центром просвещения стал монастырь Марткопи.
В XVI-XVIII вв. произошли коренные изменения в епархиальном делении К. Доминирующей стала Алавердская епархия, в кафоликоне мон-ря Алаверди была устроена усыпальница царей К. Паства алавердели значительно расширилась за счет христиан Некресской епархии. Спор шел за право окормлять население, проживающее восточнее р. Штори: в Напареули, Энисели и Греми (ПГП. 1977. Т. 6. С. 709; Там же. 1981. Т. 7. С. 614). В документе того времени представители алавердели приводили Некресскому архиерею следующие аргументы: «Коль сделали цари епископа Алавердского первым среди кахетинских архиереев и паству его определили, то выше Хидискури (близ Греми?- Авт.) все за алавердели оставили» (ПГП. 1974. Т. 5. С. 262-263). В надписи 1577 г. из ц. Архангелов в Греми «пастырем столицы Кахети» был назван епископ Алавердский. К 40-м гг. XVIII в. алавердели владели территориями Харчашнийской епархии и окормляли жителей Тушети (Вахушти Багратиони. 1973. С. 554). В кон. XVIII в. алавердели именовался католикос-патриарх Грузии Антоний II (Багратиони). Вторым среди архиереев К. считался бодбели: в Бодбе короновались цари К. Ниноцминдели, бодбели, самебели (кацарели) и руствели претендовали на право окормлять насельников монастырей пуст. Гареджи. К сер. XVI в. в связи с переселением лезгин и исламизацией коренного населения была упразднена Курмухская епархия. Границы Некресской епархии на востоке сократились до с. Гавази, на севере из епархии вышли территории Дидоети.
В XVII-XVIII вв. церковные кафедры часто сливались (Руставская и Самебская (Кацаретская) - в сер. XVII в.; Алавердская и Харчашнийская - в 1-й пол. XVIII в.; Руставская и Бодбийская - к кон. XVIII в.) или вдовствовали (Кацаретская, Некресская, Харчашнийская, Гишская - в 60-х гг. XVIII в.). В 1757 г. по указу царей Теймураза II и Ираклия II и католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Иосифа (Джандиери) (1755-1764) территории Черемской епархии были распределены между Алавердской, Бодбийской и Ниноцминдской епархиями. В 1765 г. царь Ираклий II и католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) передали Кацаретскую епархию в управление Руставскому и Ниноцминдскому епископам. Историк царевич Иоанн Багратиони (1768-1830) упоминает в этот период бедели (Бедийского архиерея), пастыря христиан Энисели, Белакани (Белокан) и Чар (Иоанн Багратиони. 1986. С. 83). Однако в других источниках сведений о нем нет. В документах XVIII в. архиереи Алавердский, Ниноцминдский и Некресский попеременно именовались архиепископами и митрополитами, епископ Бодбийский - митрополитом, епископ Руставский и Харчашнийский - архиепископом.
В 1801 г., с присоединением Вост. Грузии к Российской империи, К. вошла в состав Тифлисской губ. России. Согласно ответу католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония II (Багратиони) (1788-1811) на запрос главноуправляющего Грузией ген. К. Ф. Кнорринга, в К. в это время существовали 6 епархий: Алавердская, «состоявшая под управлением католикоса», Бодбийская, Ниноцминдская, Руставская, Некресская и Харчашнийская (Отзыв католикоса Антония // АКавАК. 1866. Т. 1. С. 529-530). Вскоре Харчашнийская епархия слилась с Алавердской (точная дата неизв.), Ниноцминдская - с Руставской (1803), архиерей Стефан стал именоваться митрополитом Ниноцминдским и архиепископом Руставским (Повеление католикоса Антония архиеп. Руставскому Стефану, 26 апр. 1803 г. // АКавАК. 1868. Т. 2. С. 264; Ответ на предыдущее // Там же. С. 265; ПГП. 1970. Т. 3. С. 1095, 1097; 1977. Т. 6. С. 427). Согласно статистическим данным нач. XIX в., в Алавердской епархии насчитывалось 48 селений, 342 крестьянских двора и 113 церквей; в Бодбийской - 31 селение, 729 дворов, 100 церквей, проживали 28 князей; в Некресской - 14 селений, 86 дворов, 56 церквей, было 5 князей; в Ниноцминдской - 30 селений, 113 дворов, 67 церквей, жил князь; в Руставской - 8 селений, 58 дворов, 20 церквей, был князь (Наличный состав Грузинского Патриархата // АКавАК. 1866. Т. 1. С. 531; Отношение ген. Тормасова к кн. Голицыну, 18 февр. 1811 г., № 28 // Там же. 1870. Т. 4. С. 164-165).
В 1811 г. автокефалия ГПЦ была упразднена, Церковь в Грузии вошла в состав новообразованного Грузинского Экзархата РПЦ. В том же году по решению Святейшего Синода в К. была учреждена Алавердско-Кахетинская епархия во главе с митр. Бодбийским Иоанном (Макашвили) (Всеподданнейший доклад Правительствующего Синода, 21 июня 1811 г. // АКавАК. 1870. Т. 4. С. 166-169). В 1814 г. в К. образовались Телавская (Осетинская) и Сигнахская епархии. Кахетинская и Алавердская епархия охватывала Телавский (кроме территорий бывш. Руставской епархии) и Ананурский уезды, «а кроме сих уездов... все осетинцы и горные жители, по сю и ту сторону Кавказа... в Грузии и Имерети». Во главе стоял архиепископ Телавский и Грузино-Кавказский; на него возлагались все обязанности руководителя Моздокской осет. комиссии (см. Осетинская духовная комиссия). Наместником Телавского архиепископа считался настоятель мон-ря Шуамта. Сигнахская епархия включала одноименный уезд и бывш. Руставскую епархию (часть Телавского у.). Архиерей именовался митрополитом Сигнахским и Кизикским (Ведение Святейшего Правительствующего Синода Правительствующему Сенату, 17 окт. 1814 г. // АКавАК. 1873. Т. 5. С. 407-410; Рапорт Грузино-Имеретинской синод. конторы в Св. Синод, 10 марта 1819 г., № 123 // Там же. 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 387).
В 1818 г. на территории Картли и К. была образована единая Карталино-Кахетинская епархия Грузинского Экзархата РПЦ. По решению Синода «митр. Иоанна Бодбели, имевшего в ведении своем Сигнахскую епархию... из уважения к летам и службе его» оставили «при управлении оною по смерть его, но с зависимостью экзарха» († 1837) (Мнение экзарха архиеп. Феофилакта: [Всеподданнейший доклад Св. Правительствующего Синода, 17 июня 1818 г.] // АКавАК. 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 378-381).
Алавердская, Бодбийская (Кизикская), Гишская, Кацаретская (Самебская), Курмухская, Некресская, Ниноцминдская, Руставская, Хорнабуджская, Челетская, Черемская, Харчашнийская.
Князья К.: Григол (787-827), Дачи (Ваче) (827-839), Самоэл (839-861), Габриел (861-881), Фадла I (881-893), Квирике I (893-918), Фадла II (918-929), Квирике II (929-976), Давид (976-1010).
Князья Эрети:Сумбат (кон. VIII - нач. IX в.), Сахл (1-я пол. IX в.- ок. 853), Адарнерсе (ок. 853 - 3-я четв. IX в.), Григол Хамам (ок. 4-й четв. IX в.- 897; царь с 893).
Цари Эрети: Адарнасе Патрикий (ок. 1-й четв. X в.), Ишханик Абу Абд аль-Малик (30-50-е гг. X в.), Иоанн Сенекерим (50-60-е гг. X в.).
Цари Кахети-Эрети: Квирике III Великий (1014-1037/39), Гагик (1037/39-1058), Ахсартан I (1058-1084), Квирике IV (1084-1102), Ахсартан II (1102-1104).
Цари К.: Георгий I (1466-1476), Александр I (1476-1511), Георгий II (1511-1513), Леван (1520-1574), Александр II (1574-1601, 1602-1605), Давид I (1601-1602), Теймураз I (1606-1616, 1634-1648; царь Картли и Кахети в 1623-1632), Ростом (царь Картли и Кахети в 1648-1656), Арчил II (1664-1675), Давид II (Имамкули-хан) (1703-1722), Константин II (Махмадкули-хан) (1722-1733), Теймураз II (1733-1744), Ираклий II (1744-1762).