(† после 1149), свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), еп. Переяславский. Поставлен митр. Михаилом I (II) в 1141 г. В ходе борьбы за киевский стол, с особой силой разгоревшейся после смерти в 1146 г. вел. кн. Киевского Всеволода Ольговича, Е. поддержал переяславского кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича. По смерти вел. кн. Всеволода запланированная им передача Киева родному брату св. Игорю (Георгию), несмотря на крестоцеловальную присягу киевлян и Изяслава Мстиславича, тогда старшего из Мстиславичей, не состоялась. Восставшие киевляне в 1146 г. захватили кн. Игоря в плен и призвали на киевский стол Изяслава Мстиславича, к-рого благословил на великое княжение Е. 5 янв. 1147 г. Переяславский епископ совершил монашеский постриг кн. Игоря Ольговича, вскоре скончавшегося. В том же году Е. участвовал в Соборе рус. епископов, на к-ром без благословения К-польского патриарха был избран митр. Климент Смолятич. В 1149 г. Е. обратился к кн. Изяславу Мстиславичу с просьбой о примирении с дядей - кн. Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким, с к-рым Изяслав вел борьбу за киевский стол, однако Изяслав не послушал Е. и потерпел поражение. Не исключено, что Е. был смещен с кафедры после оставления митрополичьего престола Климентом и поставления осенью 1155 г. митр. Константина I, прибывшего в Киев летом 1156 г. и начавшего пересмотр действий Климента и смещение епископов, причастных к хиротонии последнего. Следующий Переяславский епископ - Василий был поставлен в 1156/57 г.
Е., по-видимому, почитался местно в Киеве как святитель, вышедший из числа иноков Киево-Печерского монастыря. Во 2-м тропаре 9-й песни составленного ок. 1643 г. канона преподобным отцам Печерским, автором к-рого считается Мелетий Сириг, упоминается Евфимий (Дива печер Лаврських. К., 1997. С. 148), отождествляемый с Е. Имя Е. включено в Собор всех святых, в земле Российской просиявших (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 357).
На миниатюрах Радзивиловской летописи кон. XV в. Е. представлен дважды: совершающим постриг блгв. кн.-страстотерпца Игоря Ольговича (в окружении монахов) и просящим Киевского вел. кн. Изяслава Мстиславича после литургии в Михайловском соборе Переяславля: «Княже, смирися со старыем [дядей] своим...» (БАН. 34.5.30. Л. 177, 182 об.- Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994. Т. 1: Факсим. воспроизв. рукописи. Л. 177, 182 об.; Т. 2: Текст, исслед., описание миниатюр. С. 369, 372). В обоих случаях Е. в богослужебном облачении - фелони и омофоре, с бородой средней величины; в композиции пострига - с нимбом. Эти сюжеты проиллюстрированы и в Голицынском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (F. IV. 225. Л. 140, 188 об.), где, кроме того, под 1146 г. показано благословение Е. вел. кн. Изяслава Мстиславича (Там же. Л. 130). Святитель облачен в белую фелонь с омофором или архиерейскую мантию с черным клобуком, у него светлые волнистые волосы и острая на конце борода средней величины, в сюжете пострига тоже представлен с нимбом.