ЕФРЕМ
Том XIX , С. 36-40
опубликовано: 18 января 2010г.

ЕФРЕМ

Содержание

Свт. Ефрем Переяславский. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер В. Белецкий. 1756 г. Киев (РГБ)Свт. Ефрем Переяславский. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер В. Белецкий. 1756 г. Киев (РГБ)(† между 1091 и 1101), свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих), митр. Переяславский. Принадлежит к числу немногих иерархов Русской Церкви домонг. времени, о жизни и трудах к-рых источники позволяют составить цельное представление. Прп. Нестор в Житии прп. Феодосия Печерского (написано в 80-х гг. XI в., при жизни Е.) сообщает, что до своего пострижения в Киево-Печерском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре Е. принадлежал к числу приближенных киевского кн. Изяслава (Димитрия) Ярославича (1054-1078, с перерывами), причем был евнухом («кажеником»), что дает основание предполагать его греч. происхождение. Имея склонность к монашеской жизни, Е. вместе с др. юношей - буд. прп. Варлаамом, отец к-рого также служил Изяславу, уговорил прп. Антония Печерского принять их в обитель (2-я пол. 50-х гг. XI в.); высказывались обоснованные предположения, что пострижение Е. должно было состояться 28 янв. в 1056 (И. А. Шляпкин) или в 1061 г. (А. А. Шахматов). Принятие монашества Е. и Варлаамом вызвало гнев кн. Изяслава, который настаивал на возвращении своих слуг и грозил даже разорить пещеры, так что монахи собирались перейти в др. место, за пределы его владений. Худшего удалось избежать: Е. и прп. Варлаам отстояли свой выбор, а обитель осталась на прежнем месте. Однако нек-рые из насельников предпочли все же ее покинуть: прп. Никон переселился в Тмутаракань, а вслед за ним Е.- в один из к-польских мон-рей, что также косвенно свидетельствует о его греч. корнях. Е. сохранил связи с Русью и родной обителью: по свидетельству Жития прп. Феодосия, именно Е. прп. Феодосий был обязан списком Студийского устава, когда вознамерился, после того как ок. 1062 г. стал игуменом, ввести строгое общежитие по правилам к-польского Студийского монастыря. На этом основании Е. Е. Голубинский (История РЦ. Т. 1. Ч. 2. С. 13, 741) предполагал, что Е. обосновался в Студийском монастыре, но текстологические соображения, связанные с редакцией устава, закрепившейся на Руси, привели А. М. Пентковского к заключению, что этим мон-рем был скорее столичный Алексиевский (греч. τοῦ κυρίου ᾿Αλεξίου). Впрочем, печерская традиция в этом отношении неоднозначна: по рассказу об основании Печерского мон-ря в Повести временных лет (статья 1051 г.), прп. Феодосий получил устав от некоего студийского мон. Михаила, прибывшего в Киев в 1062 г. с митр. Георгием.

На Русь Е. вернулся в связи со своим поставлением на недавно открытую титулярную митрополию в Переяславле Русском (Южном) (ныне Переяслав-Хмельницкий) (см. Переяславская митрополия). Эта кафедра была учреждена скорее всего одновременно с аналогичной Черниговской митрополией (см. Черниговская и Новгород-Северская епархия) в 1069/70 г. (не ранее 1060) вслед. кризиса в отношениях между правителями Руси - киевским кн. Изяславом, черниговским кн. Святославом (Николаем) и переяславским кн. Всеволодом (Андреем) Ярославичами. В результате конфликта младшие братья решили вывести свои владения из юрисдикции Киевского митрополита. Первым Переяславским митрополитом стал грек Леонт (Лев), его рус. преемники Петр и Николай, назначенные один за другим кн. Всеволодом, похоже, не были утверждены в К-поле, так что «русский» грек Е. стал компромиссной кандидатурой. Т. о., поставление Е. должно было состояться, вероятнее всего, в период киевского княжения Святослава Ярославича (1073-1076), не позднее 1076 г., поскольку после его смерти в дек. того же года кн. Всеволод правил в Чернигове и Киеве и существование отдельной Переяславской митрополии потеряло политическую актуальность. Несмотря на такие перемены, свой титул последний Переяславский митр. Е. сохранял до конца жизни.

Свт. Ефрем Переяславский. Икона. Кон. XX в. (частное собрание)Свт. Ефрем Переяславский. Икона. Кон. XX в. (частное собрание)

В пределы обширной епархии Е. входили помимо области собственно Переяславского княжества, вероятно, также территории буд. Смоленской епископии и в конце святительства Е. временно упраздненной Ростовской епископии (упразднена, очевидно, после смерти Ростовского еп. св. Исаии, вскоре после 1089). Вслед. этого имя Е. могло попасть в списки Ростовских архиереев, и Суздальский еп. св. Симон, один из авторов Киево-Печерского патерика, в 1-й четв. XIII в. считал Ефрема Переяславского и Ефрема Суздальского разными лицами (слово 14). (см. др. т. зр., в соответствии с к-рой на рубеже XI и XII вв. существовала Суздальская епископия, к-рой управлял еп. Ефрем, не отождествляемый с Е., в ст. «Ефрем, еп. Суздальский (Ростовский)».) Для гипотезы, что в 1091-1096 гг. Е. был также и Киевским митрополитом (Д. Г. Хрусталёв), к-рая реанимирует устаревшую идею историографии XIX - 1-й пол. ХХ в., еще не знавшей о существовании отдельной Переяславской митрополии, недостаточно оснований; эта гипотеза базируется только на отсутствии упоминаний о киевском митр. Николае до 1097 г. Вместе с тем не исключено, что повторное освящение Софийского собора в Киеве, к-рое имело место 4 нояб. неизвестного года, было совершено не Ефремом, митр. Киевским, как обычно считается, а именно Е. в 1089 г. Так полагал еще К. И. Невоструев (Мстиславово Евангелие XII в. М., 1997. С. 390), хотя т. зр. историка, будто Е. управлял Киевской митрополией при немощном митр. Иоанне III, а затем сам занял киевскую кафедру, надо признать устаревшей. Др. дело, что с утратой политических оснований для существования отдельной Переяславской митрополии киевский кн. Всеволод Ярославич после смерти в 1089 г. Киевского митр. Иоанна II мог предпринять попытку перевести близкого к себе Е. в Киев, в связи с чем до прибытия в 1090 г. нового митр. Иоанна III Е. мог выполнять обязанности местоблюстителя киевской митрополии и освятить Софийский собор. Вопрос остается открытым.

Свт. Ефрем Переяславский и сщмч. Меркурий, еп. Смоленский. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР)Свт. Ефрем Переяславский и сщмч. Меркурий, еп. Смоленский. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР)

Заметной чертой деятельности Е. как правящего архиерея явилось чрезвычайно активное строительство, причем не только церковное, но и гражданское. В сводной статье ПВЛ 1090 г. (в рукописях группы Лаврентьевского списка - 1089 г.) в связи с сообщением об освящении Е. кафедрального собора арх. Михаила упомянуты многочисленные каменные постройки, появившиеся в Переяславле при митрополите: при нем был завершен или, возможно, перестроен кафедральный собор (Е. церковь «бе создал велику сущу и пристрои ю великою пристроею», обеспечил ее богослужебной утварью и убранством, «украсив всякою красотою церковными сосуды»), заложены церкви вмч. Феодора на городских воротах и ап. Андрея близ ворот, городские стены и даже «строение баньное камяно» (т. е. по греч. образцу вместо привычных деревянных бань), так что летописец не без удивления замечает: «сего же не бысть преже на Руси». Эти постройки не сохранились, но их остатки изучены археологами. Храм арх. Михаила был большим 5-нефным зданием, украшенным мозаиками и фресками. Роскошную декорацию имело «баньное строение», содержавшее инкрустации из цветного мрамора, фрагменты мозаик, мраморные колонны (см.: Раппопорт П. А. Русская архитектура X-XIII вв. Л., 1982. С. 32 и сл.). Иногда в лит-ре Е. приписывается строительство каменного Богородицкого собора в Суздале на основании известия Лаврентьевской летописи под 1222 г., что «та бо церкы создана… Володимером Мономахом и блаженым епископом Ефремом». В тождестве поименованного здесь «блаженого епископа Ефрема» с Е. не может быть сомнений, но этому сообщению противостоят данные Киево-Печерского патерика (слово 4) о постройке суздальского собора сыном Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха ростово-суздальским кн. Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким. Есть в источниках и более определенные следы деятельности Е. по церковному устроению Ростово-Суздальского края: известно, что он даровал Киево-Печерскому монастырю подворье в Суздале с ц. вмч. Димитрия, к-рое снабдил земельными владениями («селами»).

Деятельность архиерея в Переяславле выходила за рамки собственно церковной, вторгаясь в область гражданской администрации, что свидетельствует о весьма тесном сотрудничестве Е. с княжеской властью в делах управления. Переяславский стол занимал тогда младший сын киевского кн. Всеволода Ярославича (1078-1093) юный Ростислав. Похоже, это сотрудничество проявлялось и во внешней политике: не названным по имени Русским митрополитом, который в янв. и нояб. 1086 г. участвовал в заседаниях постоянного Патриаршего Синода в К-поле (RegPatr, N 942), мог быть только Е., т. к. Черниговский митр. Неофит умер в 1085 г., а Киевский митр. Иоанн II находился в это время на Руси. Нельзя исключить, что в К-поль Е. привели собственные дела, но в то же время вряд ли случаен визит рус. иерарха в визант. столицу сразу после получения в Киеве в 1085 г. послания римского антипапы Климента III о воссоединении церквей, к-рое, несомненно, следует рассматривать в контексте переговоров с герм. имп. Генрихом IV, покровителем Климента. Эти переговоры вел как визант. имп. Алексей I Комнин, так и киевский кн. Всеволод. Т. о., участие Е. во внешнеполитической деятельности кн. Всеволода Ярославича придает известную вероятность предположению архим. Леонида (Кавелина), что именно Е. принадлежит авторство древнерус. Похвалы свт. Николаю и Слова (Поучения, Памяти) на перенесение его мощей из Мир Ликийских в Бари (последнее создано в 1090-1093), связанных с установлением в Русской церкви «латинской» памяти свт. Николая 9 мая, а также с появлением соответствующей службы праздника. Архим. Леонид атрибутировал Е. также и др. древнерус. тексты «никольского» круга, датируемые рубежом XI и XII вв.: Житие свт. Николая с рядом чудес, часть которых была, как и Житие, очевидно, переведена с греческого (хотя они известны только в слав. списках), а нек-рые созданы на Руси («Об утопшем детищи», «О половчине»); однако этот вопрос нуждается в дополнительном исследовании.

Последнее упоминание Е. относится к 1091 г., когда он вместе с неск. архиереями участвовал в обретении мощей прп. Феодосия и перенесении их в Успенский собор Печерского мон-ря. В 1101 г. Е. уже не было в живых, т. к. кафедральный собор, заложенный в том году в Смоленске кн. Владимиром Мономахом (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 250), стоял на холме, дарованном князем еп. Симеону (ДРКУ. С. 146), в к-ром можно видеть только переяславского архиерея. Если принимать упомянутое выше сообщение о построении Е. каменной соборной церкви в Суздале, то дату его кончины придется отодвинуть ближе к 1100 г., поскольку гибель старого деревянного собора естественно датировать зимой 1096/97 г., когда Суздаль был сожжен черниговским кн. Олегом (Михаилом) Святославичем, однако проблематичность посылки ставит под вопрос эту т. зр.

Вполне вероятно, что сохранившаяся в единственном экземпляре свинцовая печать с изображением архангела на одной стороне и греч. надписью: Κ[ΥΡΙ]Ε Β[ΟΗ]Θ[ΕΙ] [Ε]ΘΡΑΙΜ ΠΡΩΤΟ[Π]ΡΟΕΔΡΟΩΙ [ΚΑ]Ι ΜΗΤΡΟ[Π]ΟΛΙΤΗ [Ρ]ΩCΙΑC (Господи, помози Ефрему, протопроэдру и митрополиту Росии) - на др. стороне принадлежит не киевскому митр. Ефрему (1054/55-1061/62), а Е., т. к. титул «протопроэдр» более уместен во 2-й пол., чем в сер. XI в. (если верно авторитетное мнение В. Лорана, что он является сокращенным вариантом титула «протопроэдр протосинкеллов» - πρωτοπρόεδρος τῶν πρωτοσυγκέλλων: Laurent V. Le corpus des sceaux de l'Empire Byzantin. P., 1963. T. 5. Р. 1. P. 148).

Глосса в Лаврентьевском списке ПВЛ, попавшая сюда, очевидно, из переяславского или ростовского летописания, сохранила крайне редкое для древнерус. письменности указание на внешний облик Е.: «бе скопець высок телом».

А. В. Назаренко

Судьба мощей, почитание

В издании Киево-Печерского патерика 1661 г. говорится, что Е. был погребен в кафедральной ц. архистратига Михаила в Переяславле. В «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского 1638 г., а также на планах Киево-Печерского монастыря 1661-1678 и 1703 гг. отмечено, что мощи Е. находятся в сев.-зап. части Ближних пещер (Патерик Киево-Печерский. К., 2004. Т. 1. С. 183-184). С 1744 г. останки Е. покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры на правом клиросе Введенской ц. Исследование мощей Е. показало, что они принадлежат человеку ростом ок. 172 см, жившему в XI-XII вв. (Колпакова В. М., Кабанець Є. П. Комплекснi медико-антропологiчнi дослiдження святих мощей Киево-Печерьскоï лаври // Дива печер лаврських. К., 1997. С. 91).

В качестве свидетельства почитания Е. можно было бы рассматривать слова Никоновской летописи (20-е гг. XVI в.; здесь Е. ошибочно назван митрополитом Киевским): «Бе же сеи мужь Ефрем... многодобродетелен и свят, и бываху от него чюдеса силою Христовою и в животе, и по смерти его» (ПСРЛ. Т. 9. С. 128). Не исключено, что эти сведения восходят к несохранившемуся агиографическому памятнику о Е.- «Повести о святем Ефреме, митрополите киевськом и всея Руси» (так!), к-рый упоминается в Сводной кормчей московского митр. Даниила (РГБ. Ф. 310. Унд. № 27; Клосс Б. М. Никоновский свод и рус. летописи XVI-XVII вв. М., 1980. С. 68). Как «многодобродетелен и свят муж», строитель церквей, больниц, «банного учреждения», прославленный после смерти мн. чудесами, Е. характеризуется в «Книге степенной царского родословия», где он отождествляется с одноименным митрополитом Киевским (ПСРЛ. Т. 21. С. 175). В «Похвальном слове руским святым» (2-я пол. XVI в.), написанном Григорием, иноком Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря, «каженик чюдный» Е. прославляется вместе с прп. Варлаамом Киево-Печерским (Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: Похвальное слово новым русским святым инока Григория Суздальского // АиО. 1997. № 2(13). С. 135).

Свт. Ефрем Переяславский. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 134 (РГБ)Свт. Ефрем Переяславский. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 134 (РГБ)

Давнее местное почитание Печерских преподобных, в т. ч. Е., подтверждает составленный ок. 1643 г. канон преподобным отцам печерским, автором к-рого считается Мелетий Сириг. Е. посвящен 1-й тропарь 9-й песни канона (Дива печер лаврських. К., 1997. С. 148). Е. упоминается также в 3-й (1-й тропарь), 8-й (4-й тропарь) и 9-й (светилен) песнях канона преподобным отцам Ближних пещер, составленного в окружении свт. Димитрия (Савича (Туптало)) (Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763; Минея (МП). Сент. С. 822, 828, 830; см.: Кабанець Є. П. Невiдомий твiр св. Дмитра Туптала Ростовського // Могилянськi читання. К., 1998. С. 94-98). В киевском издании 1763 г. «Служб преподобным отцам Печерским» под 28 янв. помещена «Служба преподобному отцу нашему Ефрему Печерскому, бывшему евнуху князя киевского Изяслава, последи же епископу Переяславскому» (Л. 47-53; то же: Минея (МП). Янв. Ч. 2. С. 416-428). Е. (как епископ Переяславский) назван в месяцеслове в составе «Полуустава» (Часослова) (К., 1643). В Месяцеслове келаря Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. № 201. Л. 330, 331) память Е. отнесена к 2 святым: «преосвященный киевский митрополит Ефрем скопец, дивныи, чюдотворивый, иж при животе своем многа чюдеса сотворив, тако ж и по преставлении своем благодать Божию имея целебную» и «Ефрем в Переславле русском бысть епископом»; в последнем случае святой назван вместе с прп. Варлаамом Печерским. Общецерковное почитание Е. установлено указами Святейшего Правительствующего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших.

Житие Е., помещенное в печатном Киево-Печерском патерике 1661 г. и в его переизданиях, представляет собой компиляцию, состоящую из Жития прп. Феодосия и ПВЛ. В Густынской летописи упоминается Житие Е. и прп. Моисея Угрина, в котором говорилось об изгнании «иноков из области Лядзкия» (ПСРЛ. Т. 40. С. 52); вероятно, имеется в виду фрагмент Киево-Печерского патерика.

Ист.: Леонид (Кавелин), архим. Житие и чудеса св. Николая Мир-Ликийского и похвала ему: Исслед. 2 памятников древнерус. письменности XI в. СПб., 1881. (ПДПИ; 34); он же. Посмертные чудеса Николая, архиеп. Мир-Ликийского, чудотворца. СПб., 1888. (ПДПИ; 72); Шляпкин И. А. Рус. поучение XI в. о перенесении мощей Николая Чудотворца. СПб., 1881. С. 3-10. (ПДПИ; 19); Патерик Киевского Печерского мон-ря / [Изд.: Д. И. Абрамович]. СПб., 1911. С. 24, 26, 28; Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. № 42; Голубинский. История РЦ. Т. 1. Ч. 2. С. 517-518; Житие Феодосия Печерского / Подгот. текста: О. В. Творогов // БЛДР. Т. 1. С. 370, 374; ПСРЛ. Т. 1-2 (по указ.).
Лит.: Красовский А. Установление в Рус. церкви праздника 9 мая в память перенесения мощей свт. Николая из Мир Ликийских в г. Бар // ТКДА. 1874. Дек. С. 521-585; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 198-202; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 10-11; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 193-196; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 41-42; Никольский Н. К. Мат-лы для повременного списка рус. писателей и их сочинений (Х-XI вв.). СПб., 1906. С. 303-326; Шахматов А. А. Разыскания о древнейших рус. летописных сводах. СПб., 1908. С. 433-435; Творогов О. В. Ефрем // СККДР. Вып. 1. С. 125-126; Poppe A. Państwo i kościół na Rusi w XI w. Warsz., 1968; Щапов Я. Н. Государство и церковь Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989 (по указ.); Пентковский. Типикон. 2001. С. 155-170; Хрусталёв Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. СПб., 2002; Завадская С. В. Похвала св. Николаю Мирликийскому. Слово на перенесение мощей св. Николая Мирликийского // Письменные памятники истории Др. Руси: Летописи, повести, хождения, поучения, жития, послания: Аннотир. кат.-справ. / Под ред. Я. Н. Щапова. СПб., 2003. С. 190-192; Назаренко А. В. Митрополии Ярославичей во 2-й пол. XI в. // ДРВМ. 2007. № 1(27). С. 85-103; Филарет (Гумилевский). РСв. СПб., 2008. С. 57-58.
И. В. Жиленко, А. В. Назаренко

Иконография

Наиболее раннее изображение Е., вероятно, помещено в Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 122) на миниатюре, посвященной обретению мощей прп. Феодосия Киево-Печерского (Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994. Т. 1: Факсим. воспроизв. рукописи. Л. 122; Т. 2: Текст, исслед., описание миниатюр. С. 347). Идентифицировать фигуру Е. в группе предстоящих лиц в монашеской одежде невозможно. На гравюре мастера Илии 1656 г., помещенной в издании Киево-Печерского патерика (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661), в среднике Е. изображен в саккосе и омофоре, с непокрытой головой, в левой руке - Евангелие. Композиция включает 3 сюжета: Е. передает книгу со Студийским уставом прп. Феодосию (левое клеймо); хиротонию святого во епископа (правое клеймо); в нижней части гравюры Е. в мантии и куколе, с посохом в руке, представлен идущим по дороге к стенам Царьграда (К-поля) («многажды Ефрем хождаше в путь в Цариград и паки возвращашеся в Печер[ский] ман[астырь]»). В подписи-виршах отмечено, что святой имел «в подвигах криле голубине» (Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 626). На гравюре Леонтия Тарасевича к изданию Патерика 1702 г. Е. изображен в архиерейском облачении - мантии и омофоре, в митре и с жезлом в руке на фоне лаврского подворья, сюжеты передачи устава и поставления в епископы включены в общую композицию, внизу в клейме Е. представлен с сумой за плечами и посохом в руке на пути к Царьграду.

На ранней киевской гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» 1643-1676 гг. работы мастера Акима (монограмма «АК») (ДМКДУ, см.: Гончарук В. М., Кабанець Є. П. Дереворит сер. XVII ст. «Родословне древо Киево-Печерського монастиря» як джерело з исторiï Печерськой канонизацiï // Могилянськi читання, 1999. К., 2000. С. 56-63), на близкой по иконографии иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ) погрудное изображение Е. в святительском облачении (омофор, митра) помещено в цветке «древа» в левой части композиции (Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича // ПКНО, 1999. М., 2000. С. 300-314; он же. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. С. 130-131, 190. Кат. 67. Ил. 110-111).

В иконописном подлиннике кон. XVIII в. о внешнем облике Е. сказано: «Сед, брада Николина, власы с ушей, в шапке [митре] и во амфоре [омофоре], риза мантия дичь красен, испод бакан, обема рукама держит Евангелие» (БАН. Строг. № 66. Л. 310 об., «правая страна», 10-й). Иконописный подлинник XVIII в., принадлежавший Г. Д. Филимонову, упоминает под 28 янв. «Ефрема евнуха, инока Печерскаго, епископа Переяславскаго» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 260). Единоличное поясное изображение Е. с округлой бородой средней величины, в архиерейском богослужебном облачении, с панагией на груди, с благословляющей десницей и жезлом с сулоком встречается на иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры (находится у раки святого в Ближних пещерах). Др. близкий по иконографии прямоличный образ, кон. XX в., с частицей мощей, хранится у митр. Владимира (Сабодана) (омофор Е. красного цвета). Святитель изображен на эмалевой иконе кон. XIX - нач. ХХ в. (И. Даньшин, ГМЗРК).

Свт. Ефрем Переяславский. Роспись ц. преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских в Киево-Печерской лавре. Нач. XX в. Худож. И. С. ИжакевичСвт. Ефрем Переяславский. Роспись ц. преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских в Киево-Печерской лавре. Нач. XX в. Худож. И. С. Ижакевич

Е. представлен в композициях «Собор Киево-Печерских святых» в группе святых Ближних пещер, как правило в 1-м ряду слева, в святительских одеждах. На Печерской иконе Божией Матери со святыми Киево-Печерского патерика 1724 г. письма игум. Корнилия (Уланова) из Ризоположенского монастыря в Суздале (ГВСМЗ) его фигура помещена слева вполоборота к центру, за спиной прп. Антония Киево-Печерского, в фелони и омофоре, с непокрытой головой и Евангелием в руках, волосы и окладистая борода с проседью, надпись: «прп(д)б. Ефремъ еп.». На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) русоволосый Е. находится в 1-м ряду крайним слева, рядом со свт. Меркурием Смоленским, в мантии, омофоре и митре, с наперсным крестом, десница повернута ладонью; надпись на нимбе: «Еθремъ епис». Подобным образом фигура Е. расположена на др. иконах XIX в.: в среднике 3-створчатого складня (ЦМиАР, см.: Киево-Печерский патерик. С. 53. Кат. 88), на иконе-спилке над входом (лестницей) в Ближние пещеры лавры, на иконе из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария), на эмалевой иконе из Нововалаамского мон-ря (Финляндия). На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание) Е. в правой части 5-й справа, за прп. Феодосием, средовек в архиерейском облачении - в мантии, омофоре и митре, с Евангелием в руках (И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. [57]). На раскрашенных гравюрах 1-й трети XIX в. (ГЛМ, РГБ) Е.- крайний слева, на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) - 3-й слева, на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ) его оглавное изображение в митре и с жезлом в руках помещено во 2-м ряду 5-м слева.

Свт. Ефрем Переяславский. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». Нач. 50-х гг. XX в. Иконописец мон. Иулинания (Соколова) (ризница ТСЛ)Свт. Ефрем Переяславский. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». Нач. 50-х гг. XX в. Иконописец мон. Иулинания (Соколова) (ризница ТСЛ)

Изображения Е. встречаются в академической монументальной живописи XIX в., в частности в группе подвижников XI в. в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Образ Е. был включен в программу росписи 70-х гг. XIX в. придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя в Москве (худож. В. Д. Фартусов): он представлен в алтарной арке над иконостасом вместе с др. святым XI в.- прп. Ефремом Новоторжским (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 76). Изображение Е. введено в мозаичное убранство интерьера храма Воскресения Христова (Спас на Крови) в С.-Петербурге (1897-1907, М. А. Титов). Фигура святителя написана на юж. стене слева в трапезной части ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских Киево-Печерской лавры (нач. XX в., худож. И. С. Ижакевич) - в архиерейской мантии, омофоре и митре с опушкой, с крестом на груди, с благословляющей десницей и жезлом с навершием в виде посоха в левой руке, у него седые волосы и окладистая борода, надпись: «Преп. Ефремъ Епiскопъ Переясл.» (форма митры и жезла свидетельствует о стремлении автора воспроизвести древние образцы). Предположительно Е.- один из святителей в 1-м ряду в композиции Собора чудотворцев Ближних пещер в стенописи 1900-1902 гг. иконописца В. Сонина у входа в лавру.

В составе Соборов русских святых Е. представлен на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) - 1-й во 2-м ряду правой группы преподобных, в монашеском одеянии, с непокрытой головой и округлой бородой с проседью (возможно, это прп. Ефрем, пресв. Киево-Печерский). Преподобный изображен также (рядом со сщмч. Макарием Каневским) на созданных мон. Иулианией (Соколовой) иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. и нач. 50-х гг. (обе в ризнице ТСЛ), кон. 50-х гг. XX в. (СДМ), на иконах «Собор святителей, в земле Российстей просиявших», «Святые первосвятители всея Руси» сер. XX в. (обе в митрополичьих палатах ТСЛ) - в виде средовека с короткой бородой, в крещатой фелони, омофоре и митре, с иконой свт. Николая Чудотворца и развернутым вверх свитком в руках (Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 223, 230-239). Его фигура помещена и в совр. композициях Собора русских святых, написанных на основе извода иконы работы мон. Иулиании, напр. 1997 г. письма Н. Е. Алдошиной, 2002 г. работы М. В. Пыжова из московских храмов свт. Николая Чудотворца в Клённиках, Воскресения Христова в Сокольниках.

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. № 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. № 1505а, 1517; Рус. мон-ри: Искусство и традиции: Альбом / ГРМ. СПб., 1997. С. 169; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 110; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. С. 474-479. Кат. 107; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: [Кат.] / Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006.
Е. В. Лопухина, Я. Э. З.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ИЛАРИОН († ок. 1054/55?), митр. Киевский, свт. (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов)
  • АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)
  • ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)
  • ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)
  • ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации)
  • ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая)
  • ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
  • ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви
  • ИСАИЯ († после 1089), еп. Ростовский, свт. (пам. 15 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • КОНСТАНТИН I († 1159), свт. (пам. 5 июня), митр. Киевский (1155-1159), визант. богослов
  • МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
  • МИХАИЛ свт. (пам. 15 июня и 30 сент.), митр. Киевский († кон. X - нач. XI в. (?))
  • НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских
  • НИФОНТ († 15(21).04.1156), епископ (с 1147-1148 архиепископ) Новгородский (1130-1156), свт. (пам. 8 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
  • АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)
  • АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ (ок. 295 - 373), еп. Александрийский (с 328 г.), свт. ( пам. 18 янв., 2 мая)
  • ГРИГОРИЙ († 25.05.1093), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 8 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)
  • ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста)