КЛЕОПА
Том XXXV , С. 363-365
опубликовано: 16 января 2016г.

КЛЕОПА

Явление Иисуса Христа апостолам Луке и Клеопе. Мозаика в ц. Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. Ок. 520 г.Явление Иисуса Христа апостолам Луке и Клеопе. Мозаика в ц. Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. Ок. 520 г.[греч. Κλεόπας, Κλωπᾶς; лат. Cleophas] (I в.), ап. от 70 (пам. 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 29 окт. и 30 июня - в Соборе всех апостолов). К. был одним из 2 учеников Спасителя, к-рым Господь явился после Своего воскресения (Лк 24. 18). Мн. исследователи полагают, что его имя - сокращенный семитизированный вариант имени Κλεόπατρος («прославленный отец» - O' Toole. 1992. P. 1063; Ilan. 2002. P. 291), тем не менее оно зафиксировано в форме Κλεόπας в надписи I в. по Р. Х. из Берои в Македонии (A Lexicon of Greek Personal Names / Ed. P. M. Fraser, E. Matthews. Oxf., 2005. Vol. 4. P. 194). Форма его имени Κλωπᾶς может являться эллинизированной формой арам. имени   или   (Fitzmyer. 1985. P. 1554-1555; Goulder. 1989. P. 784). Имя К. в форме   или в написании   встречается в арам. эпиграфике (Ilan. 2002. P. 291). Обычно это имя связывают с персонажем, к-рый описательно упомянут в Ин 19. 25, где сказано, что при кресте Спасителя стояла Мария Клеопова (Μαρία ἡ τοῦ Κλωπᾶ) - т. е., вероятно, жена К. Среди исследователей существуют разные мнения о том, подразумевалось ли в этих стихах одно лицо (Goulder. 1989. P. 784; Бокэм. 2011. С. 156, 549), или речь шла о разных людях (Léone-Dufour. 1978. P. 170-171; Platz. 1962; Ilan. 2002. P. 291). Упоминание имени одного из спутников в Евангелии от Луки может служить указанием на то, что в его основе лежит воспоминание самого К. о встрече с воскресшим Господом, евангелисту важно было привести точное указание на авторство этого предания (Nolland. 2002. P. 1194; Бокэм. 2011. С. 65, 72, 541).

Когда К. и его спутник шли по дороге в Эммаус из Иерусалима и говорили о последних событиях, к ним приблизился воскресший Господь. Сначала они не узнали Иисуса Христа, Который стал истолковывать им ветхозаветные пророчества о Своем воскресении (Лк 24. 27). Придя в селение, они пригласили Господа остаться у них дома, потому что наступил вечер, и лишь после того, как «Он... благословил, преломил и подал им» хлеб, у них открылись глаза и они узнали Его (Лк 24. 30, 31). Поведение К. и его спутника в церковной экзегезе истолковывается в качестве назидательного примера: обрести веру и испытать живую встречу с Господом можно через гостеприимство и заботу о странниках, т. е. через исполнение заповеди о любви к ближнему (Aug. Serm. 235. 3 // PL. 38. Col. 1119; Greg. Magn. De testimoniis in Evangelium secundum Lucam. 67 // PL. 79. Col. 1074). Блж. Иероним Стридонский в одном из писем отмечал, что через преломление хлеба Господь освятил дом К. как первую церковь в Эммаусе (Hieron. Ep. 108. 8).

Явление Иисуса Христа апостолам Луке и Клеопе на пути в Эммаус. Трапеза в Эммаусе. Рассказ апостолов о встрече. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.Явление Иисуса Христа апостолам Луке и Клеопе на пути в Эммаус. Трапеза в Эммаусе. Рассказ апостолов о встрече. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.

Большинство экзегетов древней Церкви не стремились определить личность таинственного спутника К., но отдельные авторы высказывали разные мнения на этот счет. Первая попытка идентифицировать неизвестного ученика принадлежит Оригену, к-рый полагал, что с К. по пути в Эммаус следовал Симеон (Orig. Contr. Cels. II 62, 68; Idem. In Ier. hom. 20. 8). Это мнение разделял и свт. Кирилл Александрийский (Cyr. Alex. In Luc. // PG. 72. Col. 944; cр. также: Basil. Magn. In Isaiam proph. 6. 187 [Dubia]). В связи с преданием о том, что Симеон был сыном К., эта идея представляется вполне логичной. Согласно Епифанию Кипрскому, спутником К. был ап. Нафанаил (Epiph. Adv. haer. [Panarion] 23. 6). Т. зр. Оригена отражена в глоссе к Лк 24. 18 в библейском кодексе 949 г., Епифания - в кодексе IX в. (Metzger B. A Textual Commentary on the Greek New Testament. L.; N. Y., 1975. P. 185). Блж. Феофилакт Болгарский (XI-XII вв.) приводит предание, согласно которому евангелист Лука и К. встретились с Господом (Theoph. Bulg. In Luc. 1. 7 // PG. 123. Col. 692). В совр. библейских исследованиях диапазон определения имени спутника К. весьма широк: к уже известным личностям из трудов древних авторов добавляются ап. Петр, диакон Филипп, Никодим или даже супруга К. (O' Toole. 1992. P. 1063).

Наиболее ранние сведения о К. в церковном Предании относятся к нач. IV в.: Евсевий Кесарийский со ссылкой на несохранившееся сочинение историка Егесиппа приводит предание, согласно к-рому К. был братом Иосифа Обручника (Euseb. Hist. eccl. III 11) и был женат на Марии Клеоповой (Ibid. III 32), их сын Симеон был 2-м епископом Иерусалима и принял мученическую кончину (Ibid. IV 22). Епифаний Кипрский дополнил это предание сведением, что отцом К. и его брата Иосифа Обручника был некий Иаков, прозванный Панфиром (Πάνθηρ) (Epiph. Adv. haer. [Panarion] 78. 5-7). Тем не менее блж. Иероним считал, что жена К. Мария была матерью Иакова Младшего, Иосифа и Иуды (Hieron. In Matth. 12. 49; ср.: Idem. Adv. Helvid. 16 // PL. 23. Col. 200-201). О том, что сыном К. был Иаков, брат Господень, есть свидетельство и у свт. Иоанна Златоуста (Ioan. Chrysost. In Galat. 1. 11); этому преданию следует и блж. Феодорит Кирский (Theodoret. In Galat. 1. 18 // PG. 82. Col. 468). Непонятно, на каком основании предание о К., отраженное у Евсевия, отвергается в словаре Н. Н. Глубоковского (Глубоковский Н. Н. Клеопа // Он же. Библейский словарь. Серг. П.; Джорд., 2007. С. 407). Вероятно, предание о том, что К. принял мученическую кончину на том же месте, где ему и его спутнику явился Христос - т. е. в Эммаусе, впервые встречается в сочинении лат. паломника архидиак. Феодосия «О расположении Св. земли» (ок. 530) (Theodos. De situ Terrae Sanctae. 4).

В древнем апокрифическом родословии Богоматери (не опубл.; сохр. в ркп. РНБ. Греч. 896), к-рое послужило основой для авторитетного в Византии соч. «Житие Богородицы» Епифания Монаха (BHG, N 1049; нач. IX в.), утверждается, что К. был сыном Илии (см.: Лк 3. 23) и единоутробным братом Марии Клеоповой и Иосифа Обручника, детей Иакова (неидентичного Панфиру). Наконец, в араб. «Житии Иисуса» К. назван сыном Марии (Écrits apocryphes chrétiens / Éd. F. Bovon, P. Geoltrain. P., 1997. Vol. 1. P. 222).

Представление о том, что именно Симеон (Симон) был сыном К., вошло в большинство визант. хроник (Georg. Mon. Chron. I 135. 6 // PG. 110. Col 524; Georg. Sync. Chron. P. 409; Symeon Logothetes. Chronicon // Leonis Grammatici Chronographia / Ed. I. Bekker. Bonnae, 1842. P. 68). Это же предание зафиксировано в литургико-каноническом памятнике IV в.- «Апостольских постановлениях» (Const. Ap. VII 46). В источнике VI в.- «Пасхальной хронике» К. назван среди апостолов от 70 и ошибочно сказано, что он упомянут в Евангелии от Матфея (Chron. Pasch. 212 // PG. 92. Col. 521). Блж. Феофилакт Болгарский (XI-XII вв.) приводит, вероятно, позднее и малоавторитетное предание о том, что поскольку К. умер бездетным, то его брат Иосиф Обручник «по закону взял жену его за себя и родил от нее шестерых детей, четырех сыновей и двух дочерей: Марию, которая по закону называется дочерью Клеопы, и Саломию» (Theoph. Bulg. In Matth. 13. 56 // PG. 123. Col. 293).

К. представлен во всех визант. каталогах апостолов от 70: в списке V-VI вв., приписываемом свт. Епифанию Кипрскому, он именуется Симеоном и 2-м епископом Иерусалима (Vitae prophetarum. Lpz., 1907. Р. 119); точно такая же информация содержится в каталоге, атрибутируемом Дорофею Тирскому (Ibid. P. 134). К. упомянут в списке апостолов от 70, приписываемом Клименту Александрийскому (Ibid. Р. 127). Имя К. встречается в списке VII-VIII вв. (приписываемом Ипполиту Римскому) вместе с апостолами Симоном Кананитом и Иудой Иаковлевым (Ibid. Р. 166), где он далее также назван епископом Иерусалима (Ibid. P. 167). В анонимном списке апостолов, переведенном с сир. языка на греческий не позднее VII в. и отражающем, по мнению исследователей, наиболее раннюю традицию, к-рая легла в основу каталога т. н. Псевдо-Епифания (Dvornik F. The Idea of Apostolicity in Byzantium and the Legend of the Apostle Andrew. Camb., 1958. P. 177), о К. говорится, что он с др. апостолами видел на пути в Эммаус Господа (Vitae prophetarum. Lpz., 1907. P. 173, 175). Этот список представлен в 2 рукописях - Vat. gr. 1506 (ок. 1024) и Vat. gr. 2001 (XII в.) (Codices Vaticani Graeci: Codices 1485-1683 / Rec. C. Giannelli. Vat., 1950. P. 41-43, 325) и, по всей видимости, отражает наиболее древнее предание о К., близкое к евангельскому свидетельству и не содержащее позднейшее неверное отождествление его с сыном Симеоном - 2-м епископом Иерусалима, представленное в др. списках. В сир. варианте списка апостолов IX в., происходящем из рукописи мон-ря св. Екатерины на Синае, К. упомянут как брат Иосифа (Vitae prophetarum. Р. 220; Catalogue of the Syriac MSS. in the Convent of S. Catharine on Mount Sinai / Comp. A. S. Lewis. L., 1894. P. 9). Вариант этого списка апостолов отнесен в рукописи к авторству св. Ипполита Римского. В пространной редакции визант. хроники X в. (приписываемой Симеону Логофету) к информации о том, что К., будучи племянником Господа, видел Его после воскресения, добавлено, что он - сродник (γαμβρός - очевидно, здесь шурин) Иосифа Обручника и впосл. стал 2-м епископом Иерусалима, а его жена Мария была сестрой Пресв. Богородицы (Vitae prophetarum. P. 179). В сир. списке апостолов из рукописи Lond. add. 17193 (874 г.) сообщается, что К., отец Симона, еп. Иерусалима, «был убит, когда учил в Лидде» (Esbroeck. 1994. P. 145).

В визант. синаксарях под 30 июня, в день празднования Собора всех апостолов, помещено посвященное К. отдельное краткое сказание. В нем К. отождествляется с Симеоном, сыном Иосифа и братом Иакова, и указано, что он, как сродник Господа, происходил из колена Иудина. Также сообщается, что К. прожил 120 лет и был 2-м епископом Иерусалима. Рим. имп. Домициан заставил К. выпить яд змей, скорпионов и др. смертоносных тварей, но тот остался невредим. К. принял мученическую кончину в гонение имп. Траяна, будучи распят на кресте (SynCP. Col. 782).

Явление Иисуса Христа апостолам Луке и Клеопе на пути в Эммаус. Трапеза в Эммаусе. Миниатюра из Кодекса Экберта. 80-е гг. X в. (Городская б-ка Трира. Cod. 24. Fol. 88 r)Явление Иисуса Христа апостолам Луке и Клеопе на пути в Эммаус. Трапеза в Эммаусе. Миниатюра из Кодекса Экберта. 80-е гг. X в. (Городская б-ка Трира. Cod. 24. Fol. 88 r)

Помимо празднований в Соборах апостолов в Византии день памяти К. отмечался 29 или 30 окт. Под 29 окт. память К. указана в Синаксаре К-польской ц. (XII в., архетип Х в.- SynCP. Col. 175), в большинстве др. синаксарей (без сказания) и в списках Типикона Великой ц.: Патмосском (IX-X вв.- Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 18), из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме (XI в., архетип Х в.- Mateos. Typicon. T. 1. P. 82), Парижском (Paris. gr. 1590, 1063 г.- SynCP. Col. 171-172; Mateos. Typicon. T. 1. P. 83) и Оксфордском (Bodl. Auct. E. 5. 10, 1329 г.- Mateos. Typicon. T. 1. P. 83). Под 30 окт. память и двустишие К. помещены в стишных синаксарях (напр., ГИМ. Син. греч. 369 (353), 1-я пол. XIV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 523 и Paris. gr. 1582, XIV в.- SynCP. Col. 179), а также в греч. печатной Минее (Венеция, 1592 - SynCP. Col. 180) и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 423), к-рые содержат сведения стишных синаксарей: «Клеопа, еще прежде, чем взглянул на Тебя, Слове, уже славно наслаждается видом Твоим». Под 30 окт. память К. утвердилась в совр. календаре греч. Церквей.

В Синайском канонарии IX-X вв. память К. указана под 4 янв. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 209). Впосл. под этой датой установилось празднование Собора 70 апостолов, среди к-рых К. занимал 4-е место после Иакова, брата Господня, и евангелистов Марка и Луки (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 3).

При переводе визант. Синаксарей память К. была включена в славяно-рус. Прологи: в нестишные - под 29 окт. (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1. С. 276), в стишные - под 30 окт. (Петков Г. Стишният Пролог в старата бълг., сърб. и руска лит-ра (XIV-XV вв.). Пловдив, 2000. С. 271). Поскольку при составлении ВМЧ использовались и стишные и нестишные Прологи, то в них К. упоминается дважды - 29 и 30 окт. без сказания (ВМЧ. Окт., дни 19-31. Стб. 1984, 2046). Свт. Димитрий Ростовский в составленных им Четьих-Минеях упоминает К. только под 4 янв. Он называет его младшим братом Иосифа Обручника, описывает его встречу со Спасителем на пути в Эммаус и сообщает, что за проповедь Христа К. был убит иудеями на том месте, где ему открылся Господь в преломлении хлеба (ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 155). При этом в Четьих-Минеях не указано, что он был епископом Иерусалима. Тем не менее это определение закрепилось в рус. богослужебной традиции (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 7). Под 4 янв. память К. отмечается в совр. календаре РПЦ и богослужебной Минее (Минея (МП). Янв. Ч. 1. С. 110).

Встреча в Эммаусе. Рельеф в мон-ре Санто-Доминго-де-Силос, Испания. Ок. 1100 г.Встреча в Эммаусе. Рельеф в мон-ре Санто-Доминго-де-Силос, Испания. Ок. 1100 г.

В зап. традиции впервые память К. под 25 сент. в сер. IX в. встречается в т. н. Малом Римском Мартирологе (Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 441), и более подробно сказание о нем представлено в кн. «О праздниках апостолов» Адона, архиеп. Вьеннского (IX в.) (Adonis. Libellus de festivitatibus ss. apostolorum // PL. 123. Col. 193). Помимо уже известных фактов у Адона приводится предание, что К. был убит иудеями в том же доме в Эммаусе, где ему явился Господь. Сказание Адона повторено под той же датой в Мартирологе Узуарда (PL. 124. Col. 503-504). В XIV в. в «Перечне святых» Петра Наталиса приводится мнение, что спутником К. был ап. и евангелист Лука (Petr. Natal. CatSS. VIII 118). Каролингский экзегет Гаймон Осерский в сер. IX в., стремясь разобраться в генеалогии сродников Господа, приводит совершенно фантастическую версию, согласно которой Мария Клеопова была дочерью К., рожденной в браке с Анной (во 2-м с ее стороны), матерью Пресв. Богородицы (Haymonis Halberstat. Historiae Sacrae epitome. II 3 // PL. 118. Col. 823-824).

В одном из списков коптского Синаксаря под 1 хатора (28 окт.) встречается память мч. Симона-Клеопы (SynKopt. S. 95; Synaxarium das ist Heiligen-Kalender der Coptischen Christen / Übers. H. F. Wustenfeld. Gotha, 1879. S. 95). Под этой же датой К. упоминается в календаре копт. писателя Абу-ль-Бараката († 1324; Le calendrier d'Abou'l-Barakât / Éd., trad. E. Tisserant. P., 1913. P. 257. (PO; T. 10. Fasc. 3)) и, вероятно, в ряде копто-араб. Минологиев при Евангелиях XIII-XIV вв. как «царь Клеопа» (Les Ménologes des Évangéliaires coptes-arabes / Éd., trad. F. Nau. P., 1913. P. 192. (PO; T. 10. Fasc. 2), а под предыдущим числом - в календаре на каршуни из рукописи Berolin. Syr. 248, к-рый является вариантом копто-араб. Синаксаря, адаптированного сирийцами.

Память К. обозначена под 22 сахми (31 окт.) в арм. Синаксаре Тер-Исраэла (XIII в.), где также приводится предание, что именно на его свадьбе Господь совершил чудо претворения воды в вино в Кане Галилейской (PO. Vol. 15. Fasc. 3. P. 398-399).

Вероятно, сложность представления об упомянутых в Евангелиях сродниках Господа по плоти привела отдельных авторов к ошибочному отождествлению К. с его сыном, а других к обращению к фантастическим преданиям, в основе которых лежат, очевидно, не сохранившиеся до наст. времени источники апокрифического происхождения. Наиболее достоверным представляется предание о К., зафиксированное у Евсевия Кесарийского.

Лит.: Димитрий (Самбикин), архиеп. Собор св. 70 Апостолов. Каз., 1907. Р. 25-26; Charlesworth C. E. The Unnamed Companion of Cleopas // The Expository Times. Edinb., 1922/1923. Vol. 34. P. 233-234; ActaSS. Sept. T. 7. P. 5-10; Platz H. H. Clopas // IDB. Vol. 1. P. 650; Léone-Dufour X. Cleopas, Clopas // Idem. Dictionnaire du Nouveau Testament. P., 19782. P. 170-171; Fitzmyer J. A. The Gospel According to Luke X-XXIV. Garden City (N. Y.), 1985. (Anchor Bible; 28A); Goulder M. D. Luke: A New Paradigm. Sheffield, 1989; O' Toole R. Cleopas // ABD. 1992. Vol. 1. P. 1063-1064; Esbroeck M., van. Neuf listes d'apôtres orientales // Augustinianum. R., 1994. Vol. 34. P. 109-199; Ilan T. Lexicon of Jewish Names in Late Antiquity. Tüb., 2002. Pt. 1: Palestine 330 BCE- 200 CE. (TSAJ; 91); Nolland J. Luke 18. 35-24. 53. Dallas, [2002]. (WBC; 35C); Бокэм Р. Иисус глазами очевидцев: Первые дни христианства: живые голоса свидетелей. М., 2011.
А. Е. Петров
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЕПАФРОДИТ ап. от 70 (пам. 8 дек. и 30 марта, 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. визант. 30 марта, 17 и 18 мая; пам. зап. 22 марта)
  • АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы)
  • АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом)
  • АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)
  • АПЕЛЛИЙ ап. от 70-ти (пам. 31 окт., 4 янв.)
  • АПОЛЛОС апостол от 70-ти (пам. 30 марта,10 сен., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов)
  • АРИСТАРХ апостол от 70-ти
  • АРТЕМА апостол от 70-ти
  • АРХИПП св. ап. от 70-ти (пам.19 фев., 22 нояб., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов)
  • ВАРНАВА († ок. 57), ап. от 70 ( пам. 11 июня и в Соборе 70 апостолов)
  • ЕПАФРАС ап. от 70, ученик ап. Павла (пам. 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. зап. 19 июля)
  • ЕПЕНЕТ ап. от 70 (пам. 30 июля и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов)
  • ЕРАСТ еп. Панеадский, ученик ап. Павла, ап. от 70 (пам. 10 нояб.; 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 26 июля)
  • ЕРМА ап. от 70 (пам. 8 марта, 5 нояб.)