[греч. Κλεόπας, Κλωπᾶς; лат. Cleophas] (I в.), ап. от 70 (пам. 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 29 окт. и 30 июня - в Соборе всех апостолов). К. был одним из 2 учеников Спасителя, к-рым Господь явился после Своего воскресения (Лк 24. 18). Мн. исследователи полагают, что его имя - сокращенный семитизированный вариант имени Κλεόπατρος («прославленный отец» - O' Toole. 1992. P. 1063; Ilan. 2002. P. 291), тем не менее оно зафиксировано в форме Κλεόπας в надписи I в. по Р. Х. из Берои в Македонии (A Lexicon of Greek Personal Names / Ed. P. M. Fraser, E. Matthews. Oxf., 2005. Vol. 4. P. 194). Форма его имени Κλωπᾶς может являться эллинизированной формой арам. имени или (Fitzmyer. 1985. P. 1554-1555; Goulder. 1989. P. 784). Имя К. в форме или в написании встречается в арам. эпиграфике (Ilan. 2002. P. 291). Обычно это имя связывают с персонажем, к-рый описательно упомянут в Ин 19. 25, где сказано, что при кресте Спасителя стояла Мария Клеопова (Μαρία ἡ τοῦ Κλωπᾶ) - т. е., вероятно, жена К. Среди исследователей существуют разные мнения о том, подразумевалось ли в этих стихах одно лицо (Goulder. 1989. P. 784; Бокэм. 2011. С. 156, 549), или речь шла о разных людях (Léone-Dufour. 1978. P. 170-171; Platz. 1962; Ilan. 2002. P. 291). Упоминание имени одного из спутников в Евангелии от Луки может служить указанием на то, что в его основе лежит воспоминание самого К. о встрече с воскресшим Господом, евангелисту важно было привести точное указание на авторство этого предания (Nolland. 2002. P. 1194; Бокэм. 2011. С. 65, 72, 541).
Когда К. и его спутник шли по дороге в Эммаус из Иерусалима и говорили о последних событиях, к ним приблизился воскресший Господь. Сначала они не узнали Иисуса Христа, Который стал истолковывать им ветхозаветные пророчества о Своем воскресении (Лк 24. 27). Придя в селение, они пригласили Господа остаться у них дома, потому что наступил вечер, и лишь после того, как «Он... благословил, преломил и подал им» хлеб, у них открылись глаза и они узнали Его (Лк 24. 30, 31). Поведение К. и его спутника в церковной экзегезе истолковывается в качестве назидательного примера: обрести веру и испытать живую встречу с Господом можно через гостеприимство и заботу о странниках, т. е. через исполнение заповеди о любви к ближнему (Aug. Serm. 235. 3 // PL. 38. Col. 1119; Greg. Magn. De testimoniis in Evangelium secundum Lucam. 67 // PL. 79. Col. 1074). Блж. Иероним Стридонский в одном из писем отмечал, что через преломление хлеба Господь освятил дом К. как первую церковь в Эммаусе (Hieron. Ep. 108. 8).
Большинство экзегетов древней Церкви не стремились определить личность таинственного спутника К., но отдельные авторы высказывали разные мнения на этот счет. Первая попытка идентифицировать неизвестного ученика принадлежит Оригену, к-рый полагал, что с К. по пути в Эммаус следовал Симеон (Orig. Contr. Cels. II 62, 68; Idem. In Ier. hom. 20. 8). Это мнение разделял и свт. Кирилл Александрийский (Cyr. Alex. In Luc. // PG. 72. Col. 944; cр. также: Basil. Magn. In Isaiam proph. 6. 187 [Dubia]). В связи с преданием о том, что Симеон был сыном К., эта идея представляется вполне логичной. Согласно Епифанию Кипрскому, спутником К. был ап. Нафанаил (Epiph. Adv. haer. [Panarion] 23. 6). Т. зр. Оригена отражена в глоссе к Лк 24. 18 в библейском кодексе 949 г., Епифания - в кодексе IX в. (Metzger B. A Textual Commentary on the Greek New Testament. L.; N. Y., 1975. P. 185). Блж. Феофилакт Болгарский (XI-XII вв.) приводит предание, согласно которому евангелист Лука и К. встретились с Господом (Theoph. Bulg. In Luc. 1. 7 // PG. 123. Col. 692). В совр. библейских исследованиях диапазон определения имени спутника К. весьма широк: к уже известным личностям из трудов древних авторов добавляются ап. Петр, диакон Филипп, Никодим или даже супруга К. (O' Toole. 1992. P. 1063).
Наиболее ранние сведения о К. в церковном Предании относятся к нач. IV в.: Евсевий Кесарийский со ссылкой на несохранившееся сочинение историка Егесиппа приводит предание, согласно к-рому К. был братом Иосифа Обручника (Euseb. Hist. eccl. III 11) и был женат на Марии Клеоповой (Ibid. III 32), их сын Симеон был 2-м епископом Иерусалима и принял мученическую кончину (Ibid. IV 22). Епифаний Кипрский дополнил это предание сведением, что отцом К. и его брата Иосифа Обручника был некий Иаков, прозванный Панфиром (Πάνθηρ) (Epiph. Adv. haer. [Panarion] 78. 5-7). Тем не менее блж. Иероним считал, что жена К. Мария была матерью Иакова Младшего, Иосифа и Иуды (Hieron. In Matth. 12. 49; ср.: Idem. Adv. Helvid. 16 // PL. 23. Col. 200-201). О том, что сыном К. был Иаков, брат Господень, есть свидетельство и у свт. Иоанна Златоуста (Ioan. Chrysost. In Galat. 1. 11); этому преданию следует и блж. Феодорит Кирский (Theodoret. In Galat. 1. 18 // PG. 82. Col. 468). Непонятно, на каком основании предание о К., отраженное у Евсевия, отвергается в словаре Н. Н. Глубоковского (Глубоковский Н. Н. Клеопа // Он же. Библейский словарь. Серг. П.; Джорд., 2007. С. 407). Вероятно, предание о том, что К. принял мученическую кончину на том же месте, где ему и его спутнику явился Христос - т. е. в Эммаусе, впервые встречается в сочинении лат. паломника архидиак. Феодосия «О расположении Св. земли» (ок. 530) (Theodos. De situ Terrae Sanctae. 4).
В древнем апокрифическом родословии Богоматери (не опубл.; сохр. в ркп. РНБ. Греч. 896), к-рое послужило основой для авторитетного в Византии соч. «Житие Богородицы» Епифания Монаха (BHG, N 1049; нач. IX в.), утверждается, что К. был сыном Илии (см.: Лк 3. 23) и единоутробным братом Марии Клеоповой и Иосифа Обручника, детей Иакова (неидентичного Панфиру). Наконец, в араб. «Житии Иисуса» К. назван сыном Марии (Écrits apocryphes chrétiens / Éd. F. Bovon, P. Geoltrain. P., 1997. Vol. 1. P. 222).
Представление о том, что именно Симеон (Симон) был сыном К., вошло в большинство визант. хроник (Georg. Mon. Chron. I 135. 6 // PG. 110. Col 524; Georg. Sync. Chron. P. 409; Symeon Logothetes. Chronicon // Leonis Grammatici Chronographia / Ed. I. Bekker. Bonnae, 1842. P. 68). Это же предание зафиксировано в литургико-каноническом памятнике IV в.- «Апостольских постановлениях» (Const. Ap. VII 46). В источнике VI в.- «Пасхальной хронике» К. назван среди апостолов от 70 и ошибочно сказано, что он упомянут в Евангелии от Матфея (Chron. Pasch. 212 // PG. 92. Col. 521). Блж. Феофилакт Болгарский (XI-XII вв.) приводит, вероятно, позднее и малоавторитетное предание о том, что поскольку К. умер бездетным, то его брат Иосиф Обручник «по закону взял жену его за себя и родил от нее шестерых детей, четырех сыновей и двух дочерей: Марию, которая по закону называется дочерью Клеопы, и Саломию» (Theoph. Bulg. In Matth. 13. 56 // PG. 123. Col. 293).
К. представлен во всех визант. каталогах апостолов от 70: в списке V-VI вв., приписываемом свт. Епифанию Кипрскому, он именуется Симеоном и 2-м епископом Иерусалима (Vitae prophetarum. Lpz., 1907. Р. 119); точно такая же информация содержится в каталоге, атрибутируемом Дорофею Тирскому (Ibid. P. 134). К. упомянут в списке апостолов от 70, приписываемом Клименту Александрийскому (Ibid. Р. 127). Имя К. встречается в списке VII-VIII вв. (приписываемом Ипполиту Римскому) вместе с апостолами Симоном Кананитом и Иудой Иаковлевым (Ibid. Р. 166), где он далее также назван епископом Иерусалима (Ibid. P. 167). В анонимном списке апостолов, переведенном с сир. языка на греческий не позднее VII в. и отражающем, по мнению исследователей, наиболее раннюю традицию, к-рая легла в основу каталога т. н. Псевдо-Епифания (Dvornik F. The Idea of Apostolicity in Byzantium and the Legend of the Apostle Andrew. Camb., 1958. P. 177), о К. говорится, что он с др. апостолами видел на пути в Эммаус Господа (Vitae prophetarum. Lpz., 1907. P. 173, 175). Этот список представлен в 2 рукописях - Vat. gr. 1506 (ок. 1024) и Vat. gr. 2001 (XII в.) (Codices Vaticani Graeci: Codices 1485-1683 / Rec. C. Giannelli. Vat., 1950. P. 41-43, 325) и, по всей видимости, отражает наиболее древнее предание о К., близкое к евангельскому свидетельству и не содержащее позднейшее неверное отождествление его с сыном Симеоном - 2-м епископом Иерусалима, представленное в др. списках. В сир. варианте списка апостолов IX в., происходящем из рукописи мон-ря св. Екатерины на Синае, К. упомянут как брат Иосифа (Vitae prophetarum. Р. 220; Catalogue of the Syriac MSS. in the Convent of S. Catharine on Mount Sinai / Comp. A. S. Lewis. L., 1894. P. 9). Вариант этого списка апостолов отнесен в рукописи к авторству св. Ипполита Римского. В пространной редакции визант. хроники X в. (приписываемой Симеону Логофету) к информации о том, что К., будучи племянником Господа, видел Его после воскресения, добавлено, что он - сродник (γαμβρός - очевидно, здесь шурин) Иосифа Обручника и впосл. стал 2-м епископом Иерусалима, а его жена Мария была сестрой Пресв. Богородицы (Vitae prophetarum. P. 179). В сир. списке апостолов из рукописи Lond. add. 17193 (874 г.) сообщается, что К., отец Симона, еп. Иерусалима, «был убит, когда учил в Лидде» (Esbroeck. 1994. P. 145).
В визант. синаксарях под 30 июня, в день празднования Собора всех апостолов, помещено посвященное К. отдельное краткое сказание. В нем К. отождествляется с Симеоном, сыном Иосифа и братом Иакова, и указано, что он, как сродник Господа, происходил из колена Иудина. Также сообщается, что К. прожил 120 лет и был 2-м епископом Иерусалима. Рим. имп. Домициан заставил К. выпить яд змей, скорпионов и др. смертоносных тварей, но тот остался невредим. К. принял мученическую кончину в гонение имп. Траяна, будучи распят на кресте (SynCP. Col. 782).
Помимо празднований в Соборах апостолов в Византии день памяти К. отмечался 29 или 30 окт. Под 29 окт. память К. указана в Синаксаре К-польской ц. (XII в., архетип Х в.- SynCP. Col. 175), в большинстве др. синаксарей (без сказания) и в списках Типикона Великой ц.: Патмосском (IX-X вв.- Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 18), из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме (XI в., архетип Х в.- Mateos. Typicon. T. 1. P. 82), Парижском (Paris. gr. 1590, 1063 г.- SynCP. Col. 171-172; Mateos. Typicon. T. 1. P. 83) и Оксфордском (Bodl. Auct. E. 5. 10, 1329 г.- Mateos. Typicon. T. 1. P. 83). Под 30 окт. память и двустишие К. помещены в стишных синаксарях (напр., ГИМ. Син. греч. 369 (353), 1-я пол. XIV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 523 и Paris. gr. 1582, XIV в.- SynCP. Col. 179), а также в греч. печатной Минее (Венеция, 1592 - SynCP. Col. 180) и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 423), к-рые содержат сведения стишных синаксарей: «Клеопа, еще прежде, чем взглянул на Тебя, Слове, уже славно наслаждается видом Твоим». Под 30 окт. память К. утвердилась в совр. календаре греч. Церквей.
В Синайском канонарии IX-X вв. память К. указана под 4 янв. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 209). Впосл. под этой датой установилось празднование Собора 70 апостолов, среди к-рых К. занимал 4-е место после Иакова, брата Господня, и евангелистов Марка и Луки (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 3).
При переводе визант. Синаксарей память К. была включена в славяно-рус. Прологи: в нестишные - под 29 окт. (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1. С. 276), в стишные - под 30 окт. (Петков Г. Стишният Пролог в старата бълг., сърб. и руска лит-ра (XIV-XV вв.). Пловдив, 2000. С. 271). Поскольку при составлении ВМЧ использовались и стишные и нестишные Прологи, то в них К. упоминается дважды - 29 и 30 окт. без сказания (ВМЧ. Окт., дни 19-31. Стб. 1984, 2046). Свт. Димитрий Ростовский в составленных им Четьих-Минеях упоминает К. только под 4 янв. Он называет его младшим братом Иосифа Обручника, описывает его встречу со Спасителем на пути в Эммаус и сообщает, что за проповедь Христа К. был убит иудеями на том месте, где ему открылся Господь в преломлении хлеба (ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 155). При этом в Четьих-Минеях не указано, что он был епископом Иерусалима. Тем не менее это определение закрепилось в рус. богослужебной традиции (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 7). Под 4 янв. память К. отмечается в совр. календаре РПЦ и богослужебной Минее (Минея (МП). Янв. Ч. 1. С. 110).
В зап. традиции впервые память К. под 25 сент. в сер. IX в. встречается в т. н. Малом Римском Мартирологе (Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 441), и более подробно сказание о нем представлено в кн. «О праздниках апостолов» Адона, архиеп. Вьеннского (IX в.) (Adonis. Libellus de festivitatibus ss. apostolorum // PL. 123. Col. 193). Помимо уже известных фактов у Адона приводится предание, что К. был убит иудеями в том же доме в Эммаусе, где ему явился Господь. Сказание Адона повторено под той же датой в Мартирологе Узуарда (PL. 124. Col. 503-504). В XIV в. в «Перечне святых» Петра Наталиса приводится мнение, что спутником К. был ап. и евангелист Лука (Petr. Natal. CatSS. VIII 118). Каролингский экзегет Гаймон Осерский в сер. IX в., стремясь разобраться в генеалогии сродников Господа, приводит совершенно фантастическую версию, согласно которой Мария Клеопова была дочерью К., рожденной в браке с Анной (во 2-м с ее стороны), матерью Пресв. Богородицы (Haymonis Halberstat. Historiae Sacrae epitome. II 3 // PL. 118. Col. 823-824).
В одном из списков коптского Синаксаря под 1 хатора (28 окт.) встречается память мч. Симона-Клеопы (SynKopt. S. 95; Synaxarium das ist Heiligen-Kalender der Coptischen Christen / Übers. H. F. Wustenfeld. Gotha, 1879. S. 95). Под этой же датой К. упоминается в календаре копт. писателя Абу-ль-Бараката († 1324; Le calendrier d'Abou'l-Barakât / Éd., trad. E. Tisserant. P., 1913. P. 257. (PO; T. 10. Fasc. 3)) и, вероятно, в ряде копто-араб. Минологиев при Евангелиях XIII-XIV вв. как «царь Клеопа» (Les Ménologes des Évangéliaires coptes-arabes / Éd., trad. F. Nau. P., 1913. P. 192. (PO; T. 10. Fasc. 2), а под предыдущим числом - в календаре на каршуни из рукописи Berolin. Syr. 248, к-рый является вариантом копто-араб. Синаксаря, адаптированного сирийцами.
Память К. обозначена под 22 сахми (31 окт.) в арм. Синаксаре Тер-Исраэла (XIII в.), где также приводится предание, что именно на его свадьбе Господь совершил чудо претворения воды в вино в Кане Галилейской (PO. Vol. 15. Fasc. 3. P. 398-399).
Вероятно, сложность представления об упомянутых в Евангелиях сродниках Господа по плоти привела отдельных авторов к ошибочному отождествлению К. с его сыном, а других к обращению к фантастическим преданиям, в основе которых лежат, очевидно, не сохранившиеся до наст. времени источники апокрифического происхождения. Наиболее достоверным представляется предание о К., зафиксированное у Евсевия Кесарийского.