(XII-XIII вв.?), прп. (пам. 4 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. О жизни Е. ничего не известно, мощи святого почивают в затворе в Ближних (Антониевых) пещерах. Самое раннее упоминание о Е. встречается в «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (К., 1638), где он называется постником и чудотворцем. Общецерковное почитание Е. установлено указами Святейшего Правительствующего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Е.) в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. было установлено празднование Собору всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших. Е. как чудотворец упоминается в 6-м тропаре 7-й песни канона преподобным отцам Ближних пещер (Служба преподобным отцем Печерским, ихже нетленные мощи в Ближней пещере почивают // Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 1; То же // Минея (МП). Сент. С. 827-828).
В иконописном подлиннике кон. XVIII в. о внешнем облике Е. сказано: «Рус, аки Флор, на плечах клобук черн, обе руки у сердца накрест, риза преподобническая, испод бакан» (БАН. Строг. № 66. Л. 319 об., «левыя страны» 62-й, см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 107). Возле мощей Е., почивающих в затворе, находится поясной прямоличный образ нач. XXI в. (возможно, выполнен на основе более раннего изображения работы мастеров Киево-Печерской лавры): Е. с прямой седой бородой, в темной мантии и клобуке, с большой книгой в правой руке.
Е. изображается в композиции «Собор Киево-Печерских святых», в левой группе преподобных Ближних пещер (за прп. Антонием Киево-Печерским), обычно как средовек с непокрытой головой (клобук на плечах), русыми волосами и небольшой бородой. Он представлен, как правило, в 6-м ряду крайним справа, напр. на иконе 2-й пол. XIX в. (СГХМ), на эмалевом образе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия), на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ - волосы на прямой пробор, окладистая борода, надпись на нимбе: «пр. Елладiй затворн.»). На раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ) святой поименован как «пр евлагги зат», на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) - как «пре евларiй затв.». На раскрашенной гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ) он показан в клобуке, повернувшимся к прп. Алексию Киево-Печерскому (надпись: «пре евларiи»). На раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) Е.- 3-й слева, в клобуке, надпись: «пре. Елладiи».
На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ) фигура Е. расположена в нижней части композиции в группе чудотворцев Ближних пещер, как и на списках образа 1997, 2002 гг. (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках, ц. Воскресения Христова в Сокольниках в Москве) и др. Е. с непокрытой головой и руками возле груди (десница развернута ладонью) вместе с образами преподобных Онисима и Аммона Киево-Печерских введена под 4 окт. в лицевые святцы рус. святых, созданные мон. Иулианией после 1959 г. в виде прорисей (частное собрание).