Василий Павлович (19.07.1900, г. Александров Владимирской губ.- 8.04.1963, Москва), историк науки, искусствовед, медиевист, культуролог, философ, один из самых разносторонних рус. ученых XX в. Род. в православной семье. Его отец, П. В. Зубов (1862-1921), известный термохимик, нумизмат, музыкант и благотворитель, принадлежал к древнему купеческому роду Зубовых-Полежаевых, дед, В. П. Зубов (1835-1889), был фабрикантом, обладателем уникальной коллекции смычковых инструментов, директором (1884-1885) Московского отделения муз. об-ва. В 1918 г. З. окончил Флёровскую гимназию в Москве с золотой медалью и поступил в Московский ун-т на философское отд-ние историко-филологического факультета. В числе его педагогов были И. А. Ильин, Г. И. Челпанов, Г. Г. Шпет, А. В. Кубицкий, П. Ф. Каптерев, Б. А. Фохт, С. Л. Франк; на формирование З. как ученого значительное влияние оказал о. Павел Флоренский. В 1922 г. философское отд-ние ун-та закрыли и студенты, в числе к-рых был З., сдали экстерном выпускные экзамены за последний год обучения; тема кандидатского сочинения З.- «Предпосылки философии метафизического».
В нач. 20-х гг. З. написал оставшиеся неопубликованными историко-богословские сочинения «Происхождение Новозаветного Апокалипсиса» и «Доказательства подлинности Новозаветного Апокалипсиса», вышедшую в свет в 2001 г. кн. «Русские проповедники: Очерки по истории русской проповеди», в к-рой проанализировал средства выражения, стилистические и ритмические особенности построения проповедей свт. Димитрия Ростовского, митр. Платона (Левшина), митр. Филарета (Дроздова) и архиеп. Иннокентия (Борисова). В предисловии З. отметил, что «подобное исследование имеет смысл только в том случае, если не теряется из виду само выражаемое - единая Истина Церкви» (C. 3). Выделив ряд филологических особенностей в проповедях XVII-XIX вв., З. рассмотрел содержание художественной формы и отметил неск. типов религ. сознания. Им было составлено также обширное историко-биографическое соч. «Семейная хроника: Полежаевы-Зубовы» (в печати). Опираясь на сохранившиеся исторические документы, переписку и устную традицию, З. на примере своего рода воссоздал картину быта, нравов и деловой жизни правосл. России XIX - нач. XX в.
С 1923 по янв. 1930 г. З.- сотрудник философского отд-ния Гос. академии художественных наук (ГАХН; в 1930 преобразована в Гос. академию искусствознания), среди его коллег - Шпет, Челпанов, А. Г. Габричевский, А. Ф. Лосев, А. С. Ахманов; в 1925 г.- ученый секретарь Комиссии по истории эстетических учений. Также в 20-х гг. он исполнял обязанности сверхштатного сотрудника Гос. ин-та муз. науки (ГИМН). После ликвидации ГАХН (1929) и «чистки» кадров З. остался на свободе, т. к. относился к «категории молодых специалистов», но был обвинен в прессе в «буржуазно-реакционном мышлении». В 1931-1935 гг. З.- старший научный сотрудник б-ки Коммунистической академии; в 1932-1938 гг. работал по договору в Академии архитектуры над переводами трактатов эпохи Возрождения и комментариев к ним, опубликовал «Десять книг о зодчестве» Л.-Б. Альберти, «Избранные произведения» Леонардо да Винчи, «Комментарий к десяти книгам об архитектуре Витрувия» Даниэле Барбаро (1938), «Термы римлян» Ч. Камерона (1939), хрестоматию «Архитектура античного мира» (совм. с Ф. А. Петровским, 1940).
По предложению А. В. Щусева в 1938 г. привлечен к работам по реставрации Троице-Сергиевой лавры; в 1940-1950 гг. З.- ученый секретарь Ученого совета, созданного для руководства реставрационными работами в лавре и научного наблюдения за их выполнением. Обладавший редкостной работоспособностью, подлинной эрудицией в области истории и теории архитектуры, источниковедческого анализа, З. в недолгий срок сделал удивительно много. В результате архивных изысканий (прежде всего исследования архива ТСЛ), скрупулезного изучения житий, летописей и др. рукописных и печатных источников ему удалось обнаружить ценнейшие исторические сведения (в т. ч. дотоле неизвестные чертежи), собрать полную источниковедческую документацию к каждому памятнику архитектурного ансамбля лавры, ставшую основным материалом при составлении проектов реставрации. Специальные исследования З. посвятил текстологии Жития прп. Сергия Радонежского: сличению редакций и списков, вопросам их авторства, хронологии («Епифаний Премудрый и Пахомий Серб: к вопросу о редакциях «Жития Сергия Радонежского»»), в этот же период были написаны статьи «К вопросу о дате Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры» и «Архитектура Троице-Сергиевой Лавры: Исторический очерк».
В нояб. 1944 г. Ученый совет Московского архитектурного ин-та присудил З. степень кандидата архитектуры за дис. «Даниэле Барбаро и его комментарий к Витрувию»; в янв. 1946 г. З. защитил докт. дис. «Архитектурная теория Л.-Б. Альберти» (опубл. полностью в 2001).
С 1945 г. и до конца жизни З. работал в Ин-те истории естествознания (ИИЕ АН СССР, в 1953 реорганизован в Ин-т истории естествознания и техники, ИИЕТ). Научные интересы З. сосредоточивались в основном на истории физико-математической мысли античности, средневековья, эпохи Возрождения, XVI-XVII вв. В 40-х гг. с работой в ИИЕ он совмещал работу в Ин-те истории и теории архитектуры, где написал труд, посвященный архитектуре Византии и зап. средневековья, а также преподавал в Академии архитектуры и Московском архитектурном ин-те.
Его перу принадлежат получившие европ. признание труды по истории философии и науки: «Леонардо да Винчи: 1452-1519» (1961, пер. на англ. и болг. языки), «Аристотель: Человек, наука, судьба наследия» (1963), «Развитие атомистических представлений до нач. ХIХ в.» (1965). З. перевел на рус. язык и прокомментировал трактаты парижских номиналистов XIV в. (Николая Орема, Жана Буридана, Томаса Брадвардина), соч. Данте Алигьери «Монархия», «Метафизические начала естествознания» И. Канта. З. исследовал труды классических авторов в эстетическом, научном и техническом планах, сочетая биографическое изложение с историческим анализом концепции. По возможности он стремился проследить историю развития идей в широком диапазоне - от античных произведений до сочинений на древнерус. языке, уделял большое внимание изучению особенностей научной терминологии. Ряд работ З. посвящен истории русской книжности: изучению слав. перевода «Источника знания» Иоанна Дамаскина, рус. переводам и переработке сочинений Аристотеля в XVII в., истории влияния идей испанского мистика XIII в. Реймонда Лулли в России, древнерусским философским трактатам XV в., произведениям М. В. Ломоносова, рус. литераторов XIX в. (Д. В. Веневитинова, Н. М. Языкова, Л. Н. Толстого).
В 1960 г. З. стал действительным членом Международной академии истории наук; в 1963 г. избран в Шведскую королевскую академию истории наук и античности. В 1963 г. посмертно награжден медалью им. Дж. Сартона за вклад в развитие истории науки. Похоронен на Введенском кладбище Москвы.
В марте 1970 г. в Москве по адресу ул. Б. Коммунистическая (ныне А. И. Солженицына), д. 9, состоялось торжественное открытие мемориальной доски с надписью: «В этом доме жили и работали видные деятели русской науки и культуры Павел Васильевич и Василий Павлович Зубовы». С 2000 г. Художественным музеем г. Александрова проводятся Зубовские чтения, посвященные трудам З. по истории науки и архитектуры, а также роду Зубовых, чья жизнь и деятельность неразрывно связаны с Владимирским краем.
В 1993 г. в ИИЕТ состоялась конференция, посвященная его памяти, в 2000 г.- Международная научная конференция «Наука и искусство в культуре средних веков и эпохи Возрождения», посвященная 100-летию со дня рождения З.