(2-я пол. XV в.), иером., книгописец-каллиграф, духовник мон-ря Путна в Молдавском княжестве. В юности принял постриг в Нямецком мон-ре, был среди учеников каллиграфа Гавриила Урика. В 1470 г. перешел в мон-рь Путна. И. был создателем монастырского скриптория и одним из его руководителей. Из книг, переписанных И., известен Торжественник минейный на апр.-июнь, над к-рым он работал, согласно выходной записи на обороте л. 307, в 1474 г. по велению молдав. господаря Стефана Великого для мон-ря Путна (Румыния. Мон-рь Путна. Слав. № 31/44, прежний № 571/551). Рукопись, по всей вероятности, представляет собой список несохранившегося более раннего аналогичного по составу календарного сборника Гавриила Урика (на это указывает, в частности, помещение Жития мч. Иоанна Нового не под соответствующим числом, а в конце кодекса). Сохранившаяся надпись на обороте л. 307 сообщает, что «Сборник» был написан «при архимандрите Иоасафе, игумене, рукою многогрешного иеромонаха Иакова в 6982 году [1474] 20 мая». По составу «Сборник» И. представляет т. н. новоизводный Торжественник, к-рый содержит Жития святых и Похвальные слова им в переводах, выполненных болг. книжниками в посл. трети XIV в., а также 5 сочинений болг. авторов, принадлежащих к тырновской книжно-лит. школе: 2 Похвальных слова вмч. Георгию Победоносцу митр. Киевского Григория Цамблака; Похвальное слово равноапостольным Константину и Елене св. Евфимия, патриарха Тырновского; Житие мц. Филофеи того же автора, в дополнениях помещено Житие мч. Иоанна Нового (Сучавского) митр. Киевского Григория Цамблака. До находки Мальцевского списка нач. XV в. (РГАДА. Ф. 187. № 60 - Каталог славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в Российском Государственном архиве древних актов. М., 2000. С. 257-259, № 91; Иванова. 2008. С. 121-122, № 119; С. 127-128, № 127) список Похвального слова равноапостольным Константину и Елене св. Евфимия, патриарха Тырновского, в составе «Сборника» И. был древнейшим в рукописной традиции памятника (Михэила. 1974). Предположительно И. атрибутируется (Popescu. 1962. P. 698-699; Михэила. 1974. С. 352-353) минейный Торжественник 2-й пол. XV в. на дек. (Румыния. Мон-рь Путна. Слав. № 65/52; прежний № 571/585), представляющий остаток более объемного кодекса, включавшего также статьи на сент.-нояб. (Иванова. 2008. С. 112, № 103). В то же время не подтверждается предположение о тождестве И. с соименным ему диаконом (Popescu. 1962. P. 109; Михэила. 1974. С. 352-353), участвовавшим в переписке слав. перевода трактата Евфимия Зигабена «Догматическая паноплия», поскольку эта рукопись (Бухарест. БАН Румынии. Слав. № 296) датируется 1-й четв. XV в. и написана по ресавской орфографии, к-рой И. не пользовался. Как каллиграф И. продолжает традиции Гавриила Урика и является (наряду с другими его последователями) одним из создателей молдав. литургического полуустава в его классическом виде; в орфографии он устойчиво следует среднеболг. (тырновским) правописным нормам. Остается открытым вопрос, был ли И. также и иллюминатором, украсившим рукопись 1474 г. полихромной плетеной заставкой балканского стиля, инициалами неовизант. стиля; весьма вероятно, что им выполнено декоративное письмо заголовков.