МАРИ
Том XLIII, С. 450-451
опубликовано: 3 марта 2021г.

МАРИ

[Мар Мари; сир.    ] (I-II вв.?), святой Ассирийской Церкви Востока (пам. во 2-ю пятницу лета), почитаемый как ее основатель, один из апостолов от 70 (72) и «апостол Востока», просветитель Месопотамии и Ирана (также почитается в Халдейской католической и Сиро-Малабарской Церквах). О М. упоминают многие, преимущественно восточносир., писатели начиная с VI в.: автор «Истории Карки-де-Бет-Селох», Илия Дамасский, Абдаллах ибн ат-Тайиб аль-Ираки, Амр ибн Матта, Соломон Басрский, Григорий Бар Эвройо, Авдишо бар Бриха и др.

Главный источник сведений о М.- «Деяния Мар Мари» (BHO, N 610), апокрифическое произведение на сир. языке в жанре апостольских деяний (см. Деяния апостолов апокрифические). Судя по конечному фрагменту, оно предназначалось для чтения на могиле М. в день его памяти. По мнению большинства исследователей, текст был составлен предположительно в мон-ре Дор-Кони (Дайр-Кунна) в VI-VII вв. Автор, несомненно, опирался на более ранние источники, поскольку памятник адекватно отражает реалии аршакидского Ирана I-III вв. Наряду с этим уже в нач. XX в. Ж. Лабур высказался в пользу эпического и пропагандистского характера «Деяний...» (Labourt. P. 14-15). Памятник тесно связан с соч. «Учение Аддая апостола» (см. в ст. Аддай), описывающим обращение царя Абгара (см. Авгарь) и проповедь христианства в Эдессе (сир. Урхай). Этим событиям посвящены преимущественно вводные параграфы (2-5) «Деяний...», к-рые, судя по ряду признаков, являются позднейшим добавлением к тексту.

Согласно «Деяниям...», М. был обращен в христианство ап. Аддаем (которого еп. Евсевий Кесарийский отождествил с ап. Фаддеем). В источниках М. и Аддай то имеют равноправный статус как ученики Христа, то находятся в отношениях «ученик-учитель» (сравнительный анализ источников см.: Jullien, Jullien. 2003. P. 48-50). После смерти Аддая М. покинул Эдессу и отправился с проповедью в Нисибин и Арзанену, где исцелил от подагры и обратил в христ. веру местного правителя, оттуда - в Бет-Забдай (Забдицену), далее - в Бет-Арабайе и Адиабену. Там он исцелил от проказы и крестил князя Арбелы, а также совершил множество чудес в окрестностях рек Б. и М. Заб. Затем М. отправил своего ученика Тумиса проповедовать в Дасен, во Внешнюю Армению (район оз. Урмия) и в Мидию. После этого М. обратил в христианство правителей г. Шахкерт (Шахргирд; обл. Бет-Гармай) и обл. Дарабад, исцелив их дочерей. Оставив в Дарабаде своего ученика Адду, М. со спутниками перешел в Бет-Арамайе. Проповедь в Селевкии (см. Селевкия-Ктесифон) сначала была безуспешной, поэтому М. отправился в Кашкар, где обратил в христианство бóльшую часть жителей. Вернувшись назад, М. в течение года проповедовал в Селевкии. В Кохе близ Селевкии и Ктесифона М. построил церковь, где впосл. находилась кафедра предстоятелей Церкви Востока. На основе географических указаний о местоположении Кохе относительно течения р. Тигр Ж. М. Фьей ограничил время прихода туда М. периодом между 79 и 116 гг., однако, по мнению сестер К. и Ф. Жюльен, с уверенностью можно говорить лишь о сер. III в. как о terminus ante quem. В Ктесифоне М. вел активную борьбу с зороастризмом, чем вызвал гнев жрецов и царя Артабана. Исцелив и крестив сестру царя, М. попросил ее разрушить храм языческой богини Иштар в том месте, где она жила (Дор-Кони), и основать там христ. церковь. Затем М. повторно посетил Кашкар, оттуда отправился в Мешан, где его проповедь почти не имела результата, далее - в Бет-Хузайе (Хузестан) и Бет-Парсайе (Персиду), куда начальные знания о христианстве были принесены купцами, к-рых просвещал в Эдессе ап. Аддай. Дойдя до земель, где уже проповедовал ап. Фома, М. вернулся в Дор-Кони и спустя нек-рое время мирно почил и был погребен здесь.

Акцент «Деяний...» на борьбе М. за церковное единство и сохранение истинной веры, а также неск. исповеданий веры М., имеющих дифизитский характер в согласии с учением Церкви Востока, отражают важные богословско-полемические цели, стоявшие перед составителем текста. В частности, его полемика направлена против арианства, докетизма, учения Маркиона (подробный анализ см.: Ibid. P. 61-72). Неоднократно подчеркиваемый в «Деяниях...» переход ведущей роли от Эдессы к более восточным центрам, основанным М., по всей видимости, служит отголоском перемещения богословской школы восточных сирийцев из Эдессы в Нисибин после 489 г. и реакции на усиление в Эдессе влияния монофизитства. Эпизод, описывающий встречу М. с неким Дости (Досифеем), является важным свидетельством (наряду с «Книгой схолий» Феодора бар Кони, VIII в.) существования т. н. крестильных сект (см. в ст. Крещение) в Вавилонии в VI-VII вв. Кроме того, прогресс в изучении религ. движений в Иране II-III вв. выявил значительную близость повествования о М. к истории проповеди манихейства в Сирии и Иране. Сходство имен Мари и Мани, а также ряда их учеников (Адда, Тумис и Папа (Пап)), практически полностью «скопированный» миссионерский маршрут и др. детали привели нек-рых ученых к выводу, что текст «Деяний...» - результат «переписывания» миссионерской истории манихейства в христ. ключе. Не исключен также вариант отождествления М. с Мари (Марой Персом), адресатом одного из писем еп. Ивы Эдесского (30-е гг. V в.; CPG, N 6500; см.: Jullien, Jullien. 2003. P. 56-60), к-рое, впрочем, выглядит маловероятным.

В древних восточносир. богослужебных памятниках память М. встречается во 2-ю пятницу лета, 12 авг., во 2-ю пятницу периода апостолов и 15 нояб. В литургическом предании Церкви Востока М. атрибутируется анафора, до сих пор использующаяся в ее богослужении,- «анафора Аддая и Мари», в рукописях до XI в. именуемая «анафора [двенадцати] апостолов» (см.: Gelston A. The Eucharistic Prayer of Addai and Mari. Oxf., 1992; рус. пер.: Кукота И. А. Русский перевод критического текста восточно-сирийской анафоры апп. Аддая и Мари // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2005. Вып. 14. С. 178-182).

Ист.: «Деяния Мар Мари»: Abbeloos J.-B. Acta Sancti Maris, Assyriae, Babyloniae ac Persidis seculo I apostoli // AnBoll. 1885. Vol. 4. P. 43-138; Bedjan. Acta. T. 1. P. 45-94; Die Geschichte des Dominus Mâri, eines Apostels des Orients / Übers. R. Raabe. Lpz., 1893; Les Actes de Ma r Ma ri / Éd., trad. C. Jullien, F. Jullien. Louvain, 2003. 2 vol. (CSCO; 602-603. Syr.; 234-235); The Acts of Ma r Ma r the Apostle / Transl., introd., not. by A. Harrak. Atlanta, 2005; Atti di Mar Mari / Trad. I. Ramelli. Brescia, 2008; прочие: Bedjan. Acta. T. 2. P. 512; Maris, Amri et Slibae De patriarchis Nestorianorum commentaria / Ed. H. Gismondi. R., 1899. Pt. 1/1. P. 3-5; 1897. Pt. 2/1. P. 1-2; Solomon of Basra. The Book of the Bee / Ed. E. A. W. Budge. Oxf., 1886. P. 103; Mai. SVNC. 1838. T. 10. P. 154; Ibn at-Taiyib. Fiqh an-Nasra nya = «Das Recht der Christenheit» / Hrsg. W. Hoenerbach, O. Spies. Louvain, 1957. S. 90, 114. (CSCO; 167. Arab.; 18); Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 3. P. 15-20.
Лит.: Assemani. BO. T. 3/2. P. XVII-XXIV; Болотов В. В. Что знает о начале христианства в Персии история? // ХЧ. 1900. № 1. С. 65-99; Labourt. Christianisme dans l'empire perse. P. 9-15; Markwart J. Südarmenien und die Tigrisquellen nach griechischen und arabischen Geographen. W., 1930; Chaumont M. L. La christianisation de l'empire iranien: Des origines aux grandes persécutions du IVe siècle. Louvain, 1988; Jullien C., Jullien F. Les Actes de Mar Mari, l'apôtre de la Mésopotamie. Turnhout, 2001; eaedem. Apôtres des confins: Processus missionnaires chrétiens dans l'empire iranien. Bures-sur-Yvette, 2002; eaedem. Aux origines de l'église de Perse: Les Actes de Ma r Ma ri. Louvain, 2003. (CSCO; 604. Subs.; 114); Fiey J. M. Saints syriaques. Princeton (N. J.), 2004. P. 133-134.
А. В. Муравьёв
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАВ ап. от 70, сщмч. (пам. 4 янв. в Соборе 70 апостолов и 8 апр.)
  • АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы)
  • АЛФЕЙ имя, упоминаемое в НЗ
  • АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом)
  • АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)
  • АНДРОНИК ап. от 70-ти (пам. 17 мая, 30 июля и 4 янв. - в Соборе ап. от 70)