МАРТИН
Том XLIV, С. 127-133
опубликовано: 14 апреля 2021г.

МАРТИН

Содержание
Св. Мартин, еп. Бракары Августы. Миниатюра из рукописи «Codex Albendensis». Ок. 976 г. (Matrit. 1791-2)Св. Мартин, еп. Бракары Августы. Миниатюра из рукописи «Codex Albendensis». Ок. 976 г. (Matrit. 1791-2)

[Мартин Бракарский, Думийский; лат. Martinus Bracarensis, Dumiensis] († 20 апр. 579/80), св. (пам. зап. 20 марта; перенесение мощей 22 окт.), еп. Бракары Августы (ныне Брага, Португалия), противник арианства

Источники

Сведения о жизни и деятельности М., содержащиеся в его произведениях, как правило, немногочисленны, исключение составляют пролог к трактату «Правило добродетельной жизни» и стихотворная эпитафия, традиционно приписываемая святому (атрибуция сомнительна). Более информативны сочинения авторов VI-VII вв. Так, ученик М. диак. Пасхазий Думийский посвятил ему свой перевод «Изречений святых отцов» (см. Apophthegmata Patrum) на лат. язык (A Versão Latina por Pascásio. 2011. P. 165-166). Сохранилось адресованное М. послание Венанция Фортуната (Venant. Fort. Ad Martinum episcopum Galliciae // MGH. AA. 1881. T. 4. Pars 1. P. 101-103). Кроме того, Венанцию Фортунату принадлежит стихотворное посвящение М., написанное после смерти святого (Ibid. P. 104-106). О деятельности епископа говорится в «Истории франков» св. Григория Турского (Greg. Turon. Hist. Franc. 37), а также в его кн. «О чудесах св. Мартина Турского» (Idem. De mirac. 11). Св. Исидор Севильский сообщает о М. в соч. «О знаменитых мужах», где ему посвящена отдельная глава (Isid. Hisp. De vir. illustr. 35), и в «Истории свевов» (Idem. Hist. 90-91). Святой упоминается в актах X Толедского Собора 656 г. (см. Толедские Соборы) и во фрагментах из «Хроники» Максима, еп. Цезаравгусты (ныне Сарагоса), но при этом сведения о М. отсутствуют в актах III Толедского Собора 589 г., а также в «Хронике» Иоанна, аббата Бикларского мон-ря (см. Иоанн Бикларийский).

Жизнь

Традиционно считается, что М. род. в Паннонии, хотя упоминание о паннонском происхождении М. в поэтическом произведении Венанция Фортуната (откуда его заимствовали Григорий Турский и автор эпитафии, приписываемой М.) могло быть лишь художественным приемом, призванным провести параллель между М. и св. Мартином, еп. г. Туроны (ныне Тур) († 397) (Nascimento. 2006. P. 89-96; Espírito Santo. 2007. P. 267-269).

В ранних жизнеописаниях М. упоминается о его путешествии на Восток, по-видимому в Палестину. В историографии сложилось представление о том, что на Востоке М. изучал греч. язык, богословие и философию. Из сообщения Григория Турского известно, что еще до отъезда в Галлецию (ныне Галисия) М. был рукоположен во пресвитера, однако вопрос о том, принял ли он тогда же монашеский постриг, остается открытым. В наст. время на основе анализа сочинений и переводов М. некоторые ученые подвергают сомнению его непосредственное знакомство с традициями вост. монашества. Кроме того, ряд исследователей считают уровень владения М. греч. языком довольно низким и ставят под вопрос вероятность палестинского (и в целом византийского) образования М., а также самого путешествия на Восток (см.: Espírito Santo. 2007. P. 270). Согласно Венанцию Фортунату, М. прибыл, «как утверждают» (ut perhibent), «из страны римлян» (e parte Quiritis) (Venant. Fort. Ad Martinum episcopum Galliciae. 21). На этом основании было выдвинуто предположение, что М. проходил обучение в Риме (см.: Ribeiro Soares. 1963).

Согласно традиц. т. зр., после путешествия по Палестине М., вероятно, вновь посетил Паннонию, а затем прибыл в Галлию, где познакомился с Венанцием Фортунатом. Ок. 550 г. самостоятельно или в составе некой миссии М. отправился морским путем в королевство свевов, к-рое в кон. V-VI в. находилось в достаточно устойчивых взаимоотношениях с меровингской Галлией (об этом, а также о предпосылках обращения свевов в Православие подробнее см.: Violante Branco. 1999. P. 64-78). Ряд исследователей выдвигают предположение, согласно к-рому во времена М. в Паннонии продолжали жить свевы, сохранившие культурные связи с Пиренейским п-овом. Благодаря этому М. мог владеть к.-л. из герм. языков, что якобы определило выбор региона для проповеди, однако данная гипотеза едва ли может быть подтверждена источниками. Высказывались также предположения о том, что инициатором миссии М. мог быть либо визант. имп. Юстиниан I (527-565), стремившийся усилить политическое влияние Византии на Пиренейском п-ове (Šašel. 1978), либо папа Римский Вигилий (537-555), целью к-рого было распространение правосл. веры на территории Испании (Ribeiro Soares. 1963).

Согласно сообщению Григория Турского, время прибытия М. совпало со временем, когда в Бракару Августу по просьбе короля свевов Харарика (ок. 550-558/9) была перенесена реликвия св. Мартина Турского. Согласно соч. «О чудесах св. Мартина», после молитвы перед этой реликвией исцелился от проказы сын Харарика, в результате чего король и весь двор перешли в Православие. Традиционно считается, что отход королевства свевов от арианства связан с деятельностью М., хотя об этом не упоминают ни Венанций Фортунат, ни Григорий Турский. Впервые о главенствующей роли М. в обращении свевов сообщает Исидор Севильский, относя принятие ими православной веры ко времени правления кор. Теодемира (561/6-570).

Вскоре после переезда в Галлецию М. основал мон-рь в Думии (ныне Думи в черте г. Брага). Вероятно, обитель была построена при базилике, посвященной св. Мартину Турскому (о базилике упом. у Григория Турского; подробнее см.: Ferreira de Sousa. 1980. P. 22). В ходе археологических раскопок (ведутся с 1987) на месте рим. виллы в Думи были обнаружены остатки базилики и мон-ря, построенных в 1-й пол. VI в. (с 2006 здесь действует музей). Возможно, именно в этой базилике М. был рукоположен во епископа Думийского. Григорий Турский отмечает, что это произошло вскоре после прибытия реликвии св. Мартина Турского. По более поздним источникам, епископское рукоположение М. состоялось в 556 г.

Исидор Севильский сообщает, что М. основал множество мон-рей, однако вопрос о масштабе и характере его деятельности как реформатора монашества на территории королевства свевов остается дискуссионным. Долгое время в историографии господствовало представление о том, что М. перенес в королевство свевов традиции вост. монашества, основал там скрипторий и школу переводчиков. Однако знакомство с сочинениями М., посвященными монашеству, позволяет сделать вывод об отсутствии в них вост. влияния (Ribeiro Soares. 1963. P. 235-270). По-видимому, произведения прп. Иоанна Кассиана Римлянина, на к-рые опирался М., ко времени его приезда были уже хорошо известны в Бракаре Августе. Маловероятно, что именно М. стал основателем переводческой школы в Думии, т. к. между его прибытием туда и завершением работы диак. Пасхазия Думийского над лат. переводом «Изречений святых отцов» прошло всего 5 лет. По мнению А. ду Эшпириту Санту, ко времени начала деятельности М. в иберо-романской среде на территории королевства свевов благодаря связям с Сев. Африкой и Юж. Галлией уже существовала традиция изучения греч. языка и философии (см.: Espírito Santo. 2007. P. 269). В любом случае меровингское влияние, проводником к-рого скорее всего являлся М., стало важным фактором в формировании пиренейской монашеской традиции (Linage Conde. 1981). В мае 561 г. М. принял участие в I Бракарском Соборе, созванном кор. Ариамиром (558/9-561/6). В большей части рукописей с актами Собора М. упомянут в списках епископов на 2-м месте, сразу после Лукреция, еп. Бракары Августы. Нек-рые исследователи предполагают, что составителем соборных актов был М.

На I Бракарском Соборе была осуждена ересь Присциллиана, к-рая в актах сравнивается со лжеучениями Маркиона, Павла Самосатского, Мани и др. ересиархов. В правилах Собора (изд.: Opera omnia. 1950. P. 105-115; Concilios visigóticos e hispano-romanos / Ed. J. Vives. Madrid etc., 1963. P. 65-77) утверждалась приверженность положениям Никейского Символа веры, в т. ч. вере в единосущие Лиц Св. Троицы, а также перечислялись еретические воззрения, приписываемые Присциллиану: равенство Бога и сатаны, создание последним человеческого тела и др. (каноны с 4-го по 17-й). Собор постановил провести унификацию правил церковного пения, порядка литургических чтений в праздничные дни, формул священнического благословения в чине мессы - «Господь да будет с вами» (Dominus sit vobiscum), а также чина таинства Крещения. Кроме того, были приняты постановления, касавшиеся дисциплинарных вопросов: о запрете рукополагать священников на территории др. диоцеза без согласия местного епископа, о запрете хоронить на кладбищах оглашенных, самоубийц и казненных; особо оговаривалась невозможность общения с отлученными от Церкви. В 563 г. акты Собора были утверждены папой Римским Иоанном III (561-574).

После смерти еп. Лукреция М. стал его преемником (точная дата неизв.). Как глава церковной провинции, он участвовал в адм. реформе свевской Церкви, о к-рой известно из «Parrochiale suevum» (или «Divisio Theodemiri») (изд.: David. 1947. P. 1-89; Itineraria et alia geographica. Turnhout, 1965. Vol. 1. P. 412-420. (CCSL; 175)). В большинстве рукописей «Parrochiale suevum» имеется вступление, где сообщается, что в 569 г. кор. Теодемир созвал Собор в Луке (ныне Луго) «для укрепления кафолической веры». На Соборе было принято решение об увеличении числа еп-ств с 5 до 13, чтобы каждый епископ в течение года имел возможность осуществить визитацию всех приходов своего диоцеза (общее число приходов в тот период - 134). Помимо митрополии Бракары Августы была создана церковная провинция с центром в Луке. Достоверность сведений о Соборе в Луке часто подвергается сомнению, поскольку неизвестны к.-л. варианты соборных актов, кроме «Parrochiale suevum». При этом датировка последнего является спорной, в некоторых рукописях организатором Собора назван кор. Мирон (570-583). Однако в любом случае адм. реформа была проведена до II Бракарского Собора (июнь 572), в актах к-рого она упомянута (cм.: David. 1957).

М. был председателем на II Бракарском Соборе. Согласно актам (изд.: Opera omnia. 1950. P. 116-123; Concilios visigóticos e hispano-romanos. Madrid etc., 1963. P. 77-106), основной темой Собора стала церковная дисциплина; лишь в последнем, 10-м каноне вновь осуждалась ересь присциллианства. Согласно 1-му канону, епископы были обязаны регулярно посещать все свои приходы для проверки того, как клирики совершают таинства и наставляют катехуменов при подготовке к крещению. Особое внимание в тексте канона уделено проповеди против идолопоклонничества, адресованной буд. христианам (эта тема подробнее рассмотрена М. в трактате «О наставлении селян» (De correctione rusticorum)). Бо́льшая часть канонов (с 3-го по 8-й) посвящена осуждению симонии, в частности взимания платы за совершение таинств (со ссылками на правила Эльвирского Собора, а также Вселенского IV Собора). Второй канон содержит обвинения епископов в злоупотреблениях по отношению к подчиненным им клирикам. В 9-м каноне речь шла об определении дат переходящих праздников. Кроме того, на II Бракарском Соборе были одобрены «Главы Мартина» (Capitula Martini; Capitula ex orientalium Patrum synodis), к-рые включали выполненный или отредактированный М. перевод канонов Восточной Церкви на лат. язык (подробнее см. в разд. «Сочинения»).

Считается, что М. принимал активное участие в проповеди Православия среди арианского населения королевства свевов; значительное влияние он оказал на королей Теодомира и Мирона. Кор. Мирону, в частности, адресован трактат М. «Правило добродетельной жизни» (Formula vitae honestae). Распространение Православия играло и важную политическую роль, поскольку гос-ву свевов были необходимы союзники в борьбе с арианским Вестготским королевством; важное место среди возможных союзников свевов занимало Франкское гос-во. М., вероятно, содействовал заключению союза с франками (550), а также участвовал в организации посольства, в 580 г. отправленного кор. Мироном ко двору кор. Гунтрамна (561-592).

М. умер незадолго до падения государства свевов (585). Датой смерти святого считается 20 апр. 579/80 г. Был погребен в Думийском монастыре.

Сочинения

Церковно-канонические

1. Послание «О тройном погружении» (Epistola ad Bonifacium de trina mersione; CPL, N 1085; изд.: PLS. 4. Col. 1393-1395; Opera omnia. 1950. P. 256-258; испан. пер.: Obras completas. 1990. P. 165-169) известно по единственной рукописи кон. XVI в. Послание представляет собой ответ некоему еп. Бонифацию, к-рый занимал кафедру в Испании (на территории Вестготского королевства) или в Сев. Италии. От странников, прибывших из Галлеции, еп. Бонифаций узнал о якобы принятом у свевов троекратном произнесении тайносовершительной формулы Крещения. В послании М. подчеркивал, что всецело следует установленному Соборами чинопоследованию, к-рое включает троекратное погружение при однократном произнесении формулы «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». М. указывал на апостольское происхождение данного чина, хотя некоторые священники могли допускать отступления от принятой практики. При этом троекратное погружение с троекратным произнесением тайносовершительной формулы означало бы, по мнению М., принадлежность священника к арианам, а однократное погружение и однократное произнесение формулы - к сторонникам ереси Савеллия.

2. «Главы Мартина» (Capitula Martini; Capitula ex orientalium Patrum synodis; изд.: Opera omnia. 1950. P. 123-144; испан. пер.: Obras completas. 1990. P. 115-132) содержат перевод с греч. языка на латынь постановлений Соборов Восточной Церкви IV в. «Главы...» представляют собой 1-й в испан. традиции канонический сборник с изложением правил по систематическому, а не по хронологическому принципу. В предисловии к сборнику М. отмечает, что его основной целью было исправление ошибок, имевшихся в старых переводах. «Главы…» посвящены Нитигизию, еп. Лука (ок. 570 - ок. 585), и другим епископам его провинции. Сборник состоит из 84 глав. Каноны 1-68 посвящены клиру, 69-84 - мирянам. Рассмотрен широкий круг вопросов: избрание епископов, отношение к церковному имуществу, литургические установления (включая празднование Пасхи, совершение таинства Крещения).

Неизвестно, опирался ли М. при составлении сборника непосредственно на акты вост. Соборов или руководствовался некой компиляцией. К. Брандан предполагал, что М. серьезно переработал греч. каноны для того, чтобы адаптировать их к галлецийским реалиям (Brandão. 1803. P. 84-86). Впосл. было выдвинуто предположение о том, что ряд канонов, содержащихся в «Главах...» и не имеющих прямого соответствия в актах канонов Восточной Церкви, составлен самим М., поскольку он рассматривал сходные вопросы в соч. «О наставлении селян» (см.: McKenna S. Paganism and Pagan Survivals in Spain up to the Fall of the Visigothic Kingdom. Wash., 1938. P. 84-86). Несмотря на связь М. с франк. традицией, в «Главах...» отсутствуют к.-л. параллели с постановлениями галльских Соборов (Martínez Díez. 1967).

Пастырские

Соч. «О наставлении селян» (или «Об исправлении простецов»; De correctione rusticorum; CPL, N 1086; изд.: PLS. 4. Col. 1395-1403; Opera omnia. 1950. P. 183-203; испан. пер.: Obras completas. 1990. P. 143-153) входит в состав более 10 средневек. рукописей, самая ранняя из которых датируется VII в. Поскольку 1-й канон II Бракарского Собора предписывал каждому епископу совершать обязательную визитацию своего диоцеза, М. адресовал одному из участников Собора, еп. Полемию, произведение, содержащее материал для катехизации малообразованной паствы (rustici); нек-рые исследователи предполагали, что слово «rustici» использовалось М. для обозначения язычников.

Соч. «О наставлении селян» состоит из 19 глав. Оно начинается с повествования о создании неба и земли, а также о сотворении ангелов. Стоявший во главе всех проч. духовных творений ангел (archangelus) не пожелал славить Творца и из-за гордыни был низвержен с небес. Лишившись небесного света, он стал диаволом, изобретателем зла. Далее М. описывает красоты земного рая, создание Адама и Евы и их грехопадение. Идолопоклонничество возникло после потопа среди потомков Ноя, к-рые, «отбросив Творца и обратившись к творениям», стали почитать солнце, луну, звезды и воды как божества (cр.: Рим 1. 22-25). Падшие ангелы, принявшие имена античных богов (в сочинении упом. Юпитер, Венера, Марс и Сатурн), совершают ужасные преступления, искушают простецов, заставляя их приносить жертвы и поклоняться животным. В заключение трактата М. описывает добровольную жертву, принесенную Спасителем на Кресте для искупления людей от грехов, первым из которых названо идолопоклонничество (М. дополняет т. о. перечень грехов, содержащийся в Мф 15. 19). Особо подчеркивается значение таинства Крещения. Святой последовательно критикует предсказания, заговоры и амулеты, уделяет внимание календарным вопросам (осуждаются традиция называть дни недели в честь языческих богов, празднование начала года в январские календы, а также др. нехрист. торжества).

Соч. «О наставлении селян» написано нарочито упрощенным языком с использованием вульгаризмов. Ряд исследователей полагают, что нек-рые языческие практики описаны М. на основе обычаев, свидетелем к-рых он был. Тем не менее попытки реконструировать исходя из данного сочинения реально существовавшие в Галлеции обычаи и культы и установить их связь с более поздними (в т. ч. этнографическими) данными остаются предметом дискуссии. Возможно, соч. «О наставлении селян» было предназначено для уже христианизированной аудитории. Наиболее заметно влияние на сочинение М. трактата блж. Августина «Об обучении оглашаемых» (De catechizandis rudibus); вероятно также использование М. при описании добрых и злых ангелов сведений, содержащихся в трактате «О Граде Божием» (Aug. De civ. Dei. 12. 1-2). Кроме того, М. использовал проповеди свт. Кесария, еп. Арелатского, свт. Максима, еп. Туринского, и Никиты, еп. Ремесианского. Тем не менее авторство основной части сочинения принадлежит самому М.

Считается, что произведение М. оказало большое влияние на календарную практику, принятую на Пиренейском п-ове. Так, в текстах 1-й пол. VII в. отсутствуют названия дней недели, связанные с языческими богами (сохранившиеся в совр. португ. языке). Кроме того, приведенная в сочинении формула отречения от сатаны (Mart. Brac. De correct. rust. 15) повлияла на вестгот. литургическую традицию; эта формула встречается в произведениях еп. Ильдефонса Толедского, Беата Лиебанского и Этерия, еп. Оксоменского (ныне г. Эль-Бурго-де-Осма, Испания). Соч. «О наставлении селян» было широко распространено во Франкском королевстве и легло в основу ряда позднемеровингских текстов: фрагменты сочинения М. использованы в анонимной гомилии (Homilia sacra; вероятно, нач. VII в.), в проповеди св. Элигия, еп. Новиомага (ныне Нуайон, Франция) (VII в.; CPL, N 2096), а также в «Извлечениях из некоторых канонических книг» (Scarapsus de singulis libris canonis, также Dicti Pirmini) св. Пирмина из мон-ря Райхенау (1-я пол. VIII в.), к-рый не только цитирует фрагменты сочинения М., но и заимствует его структуру. Благодаря труду св. Пирмина соч. «О наставлении селян» оказало влияние на англосаксон. лит-ру, в частности на трактат Эльфрика, аббата мон-ря Эйншем († ок. 1010), «О ложных богах» (De falsis deis).

Влияние произведения М. сохранялось и в каролингский период: соч. «О наставлении селян» содержится в ряде манускриптов VIII-IX вв., кроме того, его использовал Рабан Мавр в гомилии «Против языческих заблуждений» (Contra paganicos errores) (см.: Hen. 2001).

Нравственно-аскетические

1. Три небольших моральных трактата - «Ради избавления от хвастовства» (Pro repellenda iactantia; CPL, N 1082; изд.: PL. 72. Col. 31-36; Opera omnia. 1950. P. 65-69; испан. пер.: Obras completas. 1990. P. 73-78), «О гордыне» (De superbia; CPL, N 1083; изд.: PL. 72. Col. 35-38; Opera omnia. 1950. P. 69-73; испан. пер.: Obras completas. 1990. P. 79-84) и «Поощрение к смирению» (Exhortatio humilitatis; CPL, N 1084; изд.: PL. 72. Col. 35-38; Opera omnia. 1950. P. 74-79; испан. пер.: Obras completas. 1990. P. 85-91) - известны только в 2 средневек. рукописях: Эскориальском кодексе X в. и манускрипте 1-й пол. XIII в., также хранящемся в б-ке Эскориала и происходящем из мон-ря Сан-Сальвадор-де-Онья (ныне пров. Бургос, Испания). Эти сочинения были упомянуты иезуитом Хуаном де Марианой (1536-1624) в «Истории Испании» (1592) среди произведений М.; впервые опубликованы испан. историком и антикваром Х. Тамайо де Саласаром во 2-м т. «Испанского Мартиролога» (1652) на основе неск. неизвестных в наст. время рукописей, одна из к-рых, вероятно, восходила к Эскориальскому кодексу. Трактат «Поощрение к смирению» был издан в 1778 г. на основе рукописи из монастыря Сан-Сальвадор-де-Онья в составе собрания сочинений Исидора Севильского.

Трактаты М. на моральные темы тесно связаны между собой, что впервые было отмечено К. П. Каспари (Caspari. 1883. P. XXIX-XXXII). Так, в конце соч. «Ради избавления от хвастовства» говорится, что хвастовство порождает больший грех - гордыню, к-рая будет рассмотрена в следующем трактате. Спасение же от этих грехов следует искать в смирении, ставшем темой 3-го трактата. Сохранившиеся тексты не содержат посвящений, в связи с чем нельзя судить ни об обстоятельствах их создания, ни о первоначальной структуре текста. На основе упоминаний царя Давида в трактате «О гордыне» делалось предположение, что адресатом данных текстов мог быть король свевов либо один из его приближенных. Тем не менее в трактате содержатся отсылки к соч. «О правилах общежительных монастырей» и к «Собеседованиям» прп. Иоанна Кассиана Римлянина; особое значение придается отшельничеству (Espírito Santo. 2014). Возможно, трактат «О гордыне», составленный, по-видимому, до того, как М. занял архиепископскую кафедру, был адресован монахам. Известно также, что при написании 3 моральных трактатов М. опирался на сочинения блж. Августина, вопрос же о влиянии на его тексты устава прп. Венедикта Нурсийского остается спорным.

2. Соч. «О гневе» (De ira; CPL, N 1081; изд.: PL. 72. Col. 41-50; Opera omnia. 1950. P. 150-158; испан. пер.: Obras completas. 1990. P. 133-141) создано вскоре после II Бракарского Собора по просьбе Витимира (Виттимера), еп. Аурии (совр. Оренсе, Испания). Сочинение содержится в Эскориальском кодексе X в. и в мадридской рукописи XVII в. Вместе с др. моральными трактатами М. оно упомянуто Хуаном де Марианой и впервые опубликовано Тамайо де Саласаром. В работе над произведением М. опирался на одноименный трактат Сенеки: в ряде случаев прибегал к парафразам, большое число выражений античного философа было сохранено без изменений, лишь вступление и заключительные слова полностью написаны М. (Bickel. 1905. S. 535-542; Ferreira de Sousa. 1995). При этом он существенно изменил структуру текста Сенеки, создав последовательные описания внешних проявлений гнева, его последствий и способов его усмирения (Barlow. 1937).

3. Соч. «Правило добродетельной жизни» (Formula vitae honestae; CPL, N 1080; изд.: PL. 72. Col. 21-28; Opera omnia. 1950. P. 236-250; испан. пер.: Obras completas. 1990. P. 155-163) в средние века было распространено более всех др. произведений М. (известно ок. 600 рукописей). О сочинении упоминает уже св. Исидор Севильский, к-рый называет его «О различиях четырех добродетелей». Принятое в наст. время название впервые встречается в кн. «О знаменитых мужах» (De viris illustribus) Сигиберта из Жамблу († 1112). Самые ранние сохранившиеся рукописи относятся к IX-X вв., известны ок. 12 манускриптов этого периода. В части из них трактат не содержит названия и указания на авторство, а также посвящения кор. Мирону. Впосл. подобный вариант, получивший распространение под названием «О четырех добродетелях» или «О четырех основных добродетелях» (De quattuor virtutibus (cardinalibus)), был приписан Сенеке. Впервые данная атрибуция зафиксирована в каталоге книг аббатства св. Эммерама в Регенсбурге (X в.), но широкое распространение она получила с XIII в., когда сочинение было переведено на провансальский, франц. и итал. языки. Сохранилось более 40 манускриптов XIV в. и ок. 200 - XV в. На него ссылались Винцентий из Бове, Данте Алигьери, Дж. Чосер, Кристина де Пизан и др. До XVI в. соч. «О четырех добродетелях» использовалось в качестве учебника в начальной школе (упом. среди учебников Гаргантюа в романе Ф. Рабле). Одним из первых, кто отвергли авторство Сенеки и атрибутировали трактат М., был Ф. Петрарка (1304-1374), однако его т. зр. получила распространение далеко не сразу. Как произведение Сенеки трактат вошел в неск. десятков инкунабул, самая ранняя из которых была издана И. Фустом и П. Шёффером в Майнце (1463). Впервые полный текст «Правила…» с верным указанием автора был напечатан в приложении к «Комментарию на Евангелие от Матфея» Кристиана из Ставло, изданном Я. Вимпфелингом в Страсбурге (1514). Тем не менее данное издание осталось малоизвестным, о чем свидетельствует включение трактата в Собрание сочинений Сенеки, подготовленное Эразмом Роттердамским (1515). Широкую известность это сочинение в авторстве М. приобрело после публикаций Э. Вине (1544), Ж. Кузена (1545) и М. де ла Биня (1575). Кроме того, на основе «Правила…» была написана глава трактата, известного как «De copia verborum» (остальной текст представляет собой компиляцию из посланий Сенеки) и сохранившегося в 30 рукописях, самые ранние из к-рых датируются XII в. Трактат «De copia verborum» также приписывался Сенеке, высказывалось даже предположение, что он был адресован ап. Павлу.

Как сообщается во вводной главе, «Правило…» написано по просьбе кор. Мирона. По всей видимости, сочинение следует отнести ко времени после II Бракарского Собора. Обращаясь к королю, М. обещает посвятить свое сочинение не «трудным и превосходным» делам (illa ardua et perfecta), к-рые могут совершить лишь немногие святые, а тому, что доступно и мирянам. Соответственно излагаемые им правила он будет черпать не из Свящ. Писания, а из «естественного закона человеческого разума» (naturali… humanae intellegentiae lege - Martini episcopi Bracarensis Formula vitae honestae. 1). В основной части «Правила…», разделенной на 8 (в некоторых редакциях на 4) глав, М. рассматривает 4 основные добродетели, известные в платоновской традиции: благоразумие, великодушие, воздержание, справедливость. В заключение М. доказывает, что предпочтение следует отдать 1-й из них, ибо именно благоразумие дает возможность истинного понимания мира из природы вещей. М. не указывает произведение, на к-рое он опирался при рассмотрении моральных вопросов. По всей видимости, это был утраченный трактат Сенеки «Об обязанностях» (De officiis). Выдвигались также предположения о влиянии др. утраченного трактата Сенеки - «Увещания» (Exhortationes) (см.: Bickel. 1905). На основе текстологического анализа высказывается мнение, что текст М. весьма близок к тексту античного философа, но неизвестно, является ли «Правило…» эпитомой одного несохранившегося сочинения (подобно трактату «О гневе») или компиляцией нескольких текстов, а также насколько сильно переработана структура трактата.

Вопрос об участии М. в создании неск. компиляций, основанных на сочинениях Сенеки, остается предметом дискуссий. Наиболее известная из этих компиляций - «Книжечка о нравах» (Libellus de moribus), к-рая представляет собой собрание афоризмов, посвященных вопросам морали и частично заимствованных из произведений знаменитого стоика (авторство Сенеки указано в большинстве манускриптов), хотя и отмеченных влиянием христ. традиции. Сборник создан не позднее 2-й пол. VI в., поскольку 2 афоризма из него дословно цитируются в актах II Турского Собора (567). Хотя в ряде рукописей «Книжечка о нравах» следует сразу за несомненно аутентичными трактатами М. (в некоторых случаях ее объединяют с его соч. «О гневе»), уже Каспари показал отсутствие достаточных доказательств авторства святого (Caspari. 1883. S. XXXII-XXXVI). Несмотря на это, ряд исследователей утверждали, что М. является автором не только «Книжечки о нравах», но и 2 др. компиляций, основанных на произведениях Сенеки и приписывавшихся ему в рукописной традиции,- «О бедности» (De paupertate) и «Об избавлении от случайностей» (De remediis fortuitorum) (см.: Ferreira de Sousa. 1980. P. 29-31, 43-48). Тексты всех 3 компиляций остаются малоизученными (Newman R. J. Rediscovering the «De Remediis Fortuitorum» // AJPhil. 1988. Vol. 109. N 1. P. 92-107). Убедительные доказательства их принадлежности М. отсутствуют, хотя вероятно создание компиляций в рамках бракарской или думийской школы. Также высказывались предположения о том, что М. мог быть автором подложной переписки между Сенекой и ап. Павлом (Gams P. B. Die Kirchengeschichte von Spanien. Regensburg, 1864. Bd. 2/1. S. 473).

4. Сб. «Изречения египетских отцов» (Sententiae Patrum Aegyptiorum), также известный как «Книга старцев» (Liber Geronticon), представляет собой перевод части греч. свода Apophthegmata Patrum (в лат. традиции - «Жития отцов» (Vitae patrum)). Известны 8 рукописей, в состав которых входит текст этого сборника (в некоторых рукописях представлена его сокращенная редакция), все они также содержат перевод диак. Пасхазия Думийского. Две самые ранние рукописи происходят из Лиможа (X-XI вв.), из монастыря св. Доминика в Силосе (совр. пров. Бургос, Испания; XI в.), из монастыря Монте-Кассино (кон. XI в.). Кроме того, сборник М. упоминается в ряде рукописей IX-X вв. «Изречения…» опубликованы Х. Розвейде в приложении к изданию латинской версии Apophthegmata Patrum (1615) на основе неизвестного в наст. время манускрипта, происходящего из Толедо. Труд состоит из 110 изречений, многие из них представляют собой ответы на вопросы, связанные с монашеской жизнью. Последнее высказывание в издании Розвейде отнесено к собранию М., но скорее всего входит в корпус Пасхазия. Вероятно, компиляция была составлена между 556 и 561 гг., а выбор фрагментов был связан с проблемами, возникшими после основания Думийского мон-ря и в ходе реформы свевского монашества.

В сборнике рассматриваются темы покаяния, искушения, ручного труда, бедности и т. п. Вопрос о степени влияния на труды М. и Пасхазия переводов диак. Пелагия (папа Римский Пелагий I в 556-561) и диак. Иоанна (впосл. папа Римский Иоанн III), а также Псевдо-Руфина (PL. 73. Col. 739-810), которые к сер. VI в. уже получили распространение на Пиренейском п-ове, остается дискуссионным. Традиционно считалось, что перевод М. был выполнен с греч. рукописи, привезенной им с Востока. Однако греч. сборники, близкие по структуре к составленным М. «Изречениям…», неизвестны. Эшпириту Санту предположил, что М. и Пасхазий работали с собранием, задолго до этого имевшим хождение в мон-рях Бракары и, по всей видимости, подготовленным в Сев. Африке (Espírito Santo. 2007. P. 266-267). Предположение о том, что «Изречения…» М. (наряду с переводом Пасхазия) могли служить уставом Думийской обители, пока не нашло подтверждения.

Стихи

Известен ряд поэтических произведений М., отмеченных влиянием Седулия и Сидония Аполлинария: поэтическая эпитафия (авторство М. оспаривается), надпись в монастырской трапезной (сохр. 5 дистихов, они составляют примерно 1/3 оригинала) и посвящение св. Мартину Турскому, которое, вероятно, должно было быть помещено в базилике его имени в Бракаре. Поэтические тексты сохранились в составе 3 рукописей, 2 из к-рых были скопированы на территории Юж. Франции (VIII и IX вв.) и одна - в Толедо (IX-X вв.). Впервые опубликованы Ж. Сирмоном (1619) в составе сочинений св. Евгения, еп. Толедского.

Письма

Письма М., адресованные Венанцию Фортунату, по всей видимости, утрачены. Исидор Севильский упоминает об известном ему собрании посланий (volumen epistolarum) М. Высказывались предположения о том, что этот сборник мог быть идентичен манускрипту X в., хранящемуся в Эскориале и содержащему 5 моральных трактатов. Кроме того, Исидор Севильский упоминает «Правило веры и святого учения» (Regula fidei et sanctae religionis), к-рое, вероятно, представляло собой ныне утерянное собрание вероучительных определений, адресованное обратившимся в Православие арианам. В актах X Толедского Собора упомянуто о завещании М., однако его текст не приводится.

Распространенное в историографии мнение о М. как о «последнем представителе античной традиции на Пиренейском полуострове» (Fontán Peuer. 1986/1987. P. 199) в наст. время пересматривается. Доказано его ограниченное знакомство как с античной лит-рой, так и с греч. христ. традицией; истоки основных направлений его творчества остаются дискуссионными. Так, было выдвинуто предположение о связи рецепции Сенеки в произведениях М. с бенедиктинской традицией Монте-Кассино (Violante Branco. 1999. P. 84-85). Согласно мнению А. Феррейро и Э. К. Фоллиса, на М. оказало влияние учение Оригена, с к-рым он познакомился во время путешествия в Палестину; в этом случае отъезд М. на Запад был связан с осуждением оригенизма на Вселенском V Соборе (553). В целом данная теория представляется маловероятной (Ferreiro. 1983; Follis. 1992). Эшпириту Санту считает, что знакомство М. с произведениями прп. Иоанна Кассиана Римлянина и с традициями христианизированного стоицизма состоялось уже в Бракаре Августе (см.: Espírito Santo. 2007; Idem. 2014).

М. не создал оригинальной цельной богословской системы. Все его произведения посвящены практическим проблемам, связанным с его деятельностью как настоятеля монастыря и епископа. Исследователями не раз отмечалось несовершенство богословской терминологии М., особенно в вопросах, связанных с христологией (Azevedo. 1957). Данный факт объясняется тем, что адресатами его работ были проповедники в регионах, где христианство еще не утвердилось, и миряне, недавно порвавшие с арианством. В связи с этим основное внимание М. уделяет именно человеческой природе Христа, в его сочинениях нет мистического обоснования Искупления (Donguez de Val U. Introducción // Martín de Braga. Obras completas. 1990. P. 37-38). Кроме того, в богословии М. можно проследить влияние стоицизма: для него ортодоксальное христианство представляет собой средний путь между крайностями ересей. Особое внимание М. уделяет свободе воли, выбору между ложными богами и истинным Богом, а также покаянию (с опорой на Иез 18. 21-22). М. ни в одном из сохранившихся произведений открыто не полемизирует с еретиками, что могло объясняться сложной религ. ситуацией в королевстве свевов. Богословские вопросы сочетаются в его наследии с литургическими, поднимаются проблемы ритуалов и церковного календаря (Flecha Andrés. 1976).

В наст. время оспаривается авторство М. трактата «О Пасхе» (De Pascha), где обосновывалась ортодоксальность календарной подвижности праздника с опорой на постановления Собора в Кесарии (ок. 195). Трактат сохранился среди произведений М. в Эскориальском кодексе X в., а также в ряде др. ранних рукописей (из Кёльна, ок. 805; из Райхенау, 821; из Лиможа, X в.; из Страсбурга, X в.). Впервые он был опубликован Тамайо де Саласаром среди трактатов М. в 1652 г. Хотя текст был включен в Полное собрание произведений М., изданное К. У. Барлоу, П. Давид показал наличие в нем очевидного влияния учения Присциллиана, а также манихейства и датировал его написание кон. VI в. (David. 1950). В наст. время такая т. зр. является общепринятой.

Почитание

Почитание М. в Вестготском королевстве началось, вероятно, вскоре после принятия его жителями Православия. Исидор Севильский не упоминает о чудесах, связанных с местом погребения М. в Думии. Впервые М. был назван святым в актах X Толедского Собора. Культ М. был тесно связан с почитанием св. Мартина Турского, к-рое получило распространение в Галлеции как результат деятельности М. В 866 г. Думийская кафедра была перенесена на север, в г. Мондоньедо, туда же были перевезены и мощи М. После возвращения кафедры в Думи (1070) останки святого были вновь погребены в основанной им обители. К XI-XII вв. относится саркофаг М. (в наст. время хранится в Археологическом музее Думи). М. почитался и на территории Франции: в нач. XI в. биографию М., основанную на сообщениях Григория Турского и Исидора Севильского, изложил в «Истории франков» Аймоин из Флёри. В нач. XII в. сведения о М., опирающиеся на акты II Бракарского Собора и текст Исидора Севильского, привел в кн. «О знаменитых мужах» Сигиберт из Жамблу.

В 1545 г. Мануэл де Соза, архиеп. Браги, предпринял попытку перенести мощи святого из Думи в центр митрополии, однако встретил сопротивление прихожан, спрятавших реликвию под алтарем. В 1591 г. мощи М. были обнаружены новым архиеп. Агостинью ди Жезушем и перенесены в Брагу в церковь мон-ря св. Фруктуоза, а в окт. 1605 г. они были погребены в кафедральном соборе Браги. В 1924 г. частица мощей М. была дарована церкви в Думи, расположенной на месте древней обители. Почитание М. наряду со св. Мартином Турским до сих пор сохраняется в регионе Браги, а также в Мондоньедо и Ферроле. По-видимому, в этих областях часть приходов, изначально посвященных М., впосл. была связана с более почитаемым св. Мартином Турским (см.: Ferreiro. 1997; Idem. 1999/2000; Idem. 2009).

Литургическое почитание М. отражено в т. н. бревиарии каноника Суэйру (XIV в.), к-рый принадлежал кафедральному собору Браги и восходил к несохранившемуся бревиарию XII в. Жизнеописание святого в бревиарии основано в первую очередь на сообщении Исидора Севильского (Nascimento. 2006. P. 102-103). О более раннем почитании М. неизвестно, хотя считается, что оно было установлено архиеп. Жуаном Пекульяром между 1150 и 1175 гг. (см.: Ferreiro. 2009. P. 28-29). В бревиарии архиеп-ства Браги 1588 г. М. упомянут с титулом учителя Церкви. В Римском Мартирологе память М. указана под 20 марта. В Португалии М. поминается 5 дек. вместе со святыми Фруктуозом и Геральдом, епископами Браги.

Соч.: CPL, N 1079-1090; PL. 72. Col. 21-54; 73. Col. 1025-1062; 74. Col. 381-394; Opera Omnia / Ed. C. W. Barlow. New Haven, 1950. (Papers and Monographs of the American Academy of Rome; 12); Obras completas / Ed. U. Domínguez del Val. Madrid, 1990; Contro le superstizioni: Cathechesi al popolo: De correctione rusticorum / Ed. M. Naldini. Firenze, 1991; Instrução pastoral sobre as superstições rurais: De correctione rusticorum / Ed. A. A. Nascimento, M. J. Branco. Lisboa, 1997; De ira / Trad. Ch. Torre. R., 2008.
Ист.: A Versão Latina por Pascásio de Dume dos «Apophthegmata Patrum» / Ed. J. G. Freire. Coimbra, 20112. T. 1. P. 165-166; Venant. Fort. Ad Martinum episcopum Galliciae // MGH. AA. 1881. T. 4. Pars 1. P. 101-106; Greg. Turon. Hist. Franc. 37; idem. De mirac. 11; Isid. Hisp. De vir. illustr. 35; idem. Hist. 90-91.
Библиогр.: Ferreiro A. Sueves and Martin of Braga: Historiography and Future Research Projects // Suevos - Schwaben: Das Königreich der Sueben auf der Iberischen Halbinsel, 411-485 / Hrsg. E. Koller, H. Laitenberger. Tüb., 1998. S. 37-62; idem. The Visigoths in Gaul and Iberia (Update): A Supplemental Bibliography, 2010-2012. Leiden; Boston, 2014. P. 242-244.
Лит.: Flórez H. España Sagrada. Madrid, 1759. T. 15. P. 115-137, 375-451; Brandão C. Vida e opusculos de S. Martinho Bracarense. Lisboa, 1803; Caspari C. P. Martin von Bracara's Schrift «De correctione rusticorum». Crisitiania, 1883; Bickel E. Die Schrift des Martinus von Bracara «Formula vitae honestae» // Rheinisches Museum für Philologie. Bonn, 1905. Bd. 60. S. 505-551; Barlow C. W. The Text Tradition of the «Formula vitae honestae»: Diss. New Haven, 1935; idem. A 6th-Cent. Epitome of Seneca, «De Ira» // Transactions and Proceedings of the American Philological Association. Atlanta, 1937. Vol. 68. P. 26-42; idem. Martin of Braga. Paschasius of Dumium. Leander of Sevilla. Wash., 1969. (Iberian Fathers; 1); Hinnebusch W. A. St. Martin of Braga: The Apostle of the Sueves: Diss. Wash., 1936; Francoeur M. P. The Relationship in Thought and Language between Lucius Annaeus Seneca and Martin of Braga: Diss. Ann Arbor, 1944; Madoz J. Una nueva recensión de «De correctione rusticorum» de Martín de Braga // Estudios eclesiásticos. Madrid, 1945. Vol. 19. P. 335-353; David P. Études historiques sur la Galice et le Portugal du VIe au XIIe siècle. Lisboa; P., 1947. P. 1-118; idem. S. Martin de Braga est-il l'auteur d'un traité de comput pascal? // Bull. des études Portugaises et de l'Institut Français du Portugal. Coimbra, 1950. T. 14. P. 283-299; idem. L'organisation ecclésiastique du Royaume suéve au temps de S. Martin // Brácara Augusta. 1957. Vol. 8. P. 31-33; Tavares S. O Senequismo de S. Martinho de Dume // Revista Portuguesa de Filosofia. Braga, 1950. T. 6. Fasc. 4. P. 381-387; Azevedo D., de. S. Martinho de Dume como Teólogo // Brácara Augusta. 1957. Vol. 8. P. 9-28; Rettig J. W. The Latinity of Martin of Braga: Diss. Columbus, 1963; Ribeiro Soares L. A linhagem cultural de São Martinho de Dume: Diss. Lisboa, 1963. Vol. 1: Fundamentos; Martínez Díez G. La colección canónica de la Iglesia sueva: los «Capitula Martini» // Brácara Augusta. 1967. Vol. 21. P. 224-243; Fontán Perez A. Martín de Braga, un testigo de la tradición clásica y cristiana // Anuario de Estudios Medievales. Barcelona, 1974/1979. Vol. 9. P. 329-342; idem. San Martín de Braga, una luz en la penumbra // Cuadernos de filología clásica. Madrid, 1986/1987. Vol. 20. P. 185-200; Flecha Andrés J. R. La teología del domingo en S. Martín de Braga // Archivos Leoneses. 1976. Vol. 30. N 59/60. P. 341-358; Veloso J. São Martinho de Dume, o Apostolo dos Suevos: Versos de São Martinho de Dume, s. VI. Lisboa, 1977; Šašel J. «Divinis nutibus actus»: Due Postille per San Martino di Bracara // Historia. Wiesbaden, 1978. Bd. 27. N 1. S. 249-254; Ferreira de Sousa M. P. A filosofia Moral de S. Martinho de Dume, em Antologias Senequistas // Revista Portuguesa de Filosofia. Braga, 1980. T. 36. Fasc. 1. P. 20-49; idem. S. Martinho de Dume antologista de Séneca // Ibid. 1995. T. 51. Fasc. 3/4. P. 699-706; Ferreiro A. The Westward Journey of St. Martin of Braga in 6th-Century Galicia // StMon. 1980. Vol. 22. P. 243-251; idem. The Missionary Labors of St. Martin of Braga in 6th-Century Galicia // Ibid. 1981. Vol. 23. P. 11-26; idem. St. Martin of Braga's Policy toward Heretics and Pagan Practices // American Benedictine Review. Atchison, 1983. Vol. 34. N 4. P. 372-395; idem. Martin de Braga: De apóstolo dos Suevos á súa memoria de época medieval na diocése de Mondoñedo-Ferrol // Galicia fai dous mil anos: O feito diferencial Galego. Santiago de Compostela, 1997. P. 323-356; idem. Veneration of Martin of Tours and Martin of Braga in Northern Portugal // Acta historica et archaeologica medievalia. Barcelona, 1999/2000. N 20/21. P. 223-242; idem. Martin of Braga, «De trina mersione» and the See of Rome // Augustinianum. R., 2007. Vol. 47. P. 193-207; idem. Martinian Veneration in Gaul and Iberia: Martin of Tours and Martin of Braga // StMon. 2009. Vol. 51. P. 7-32; Pinheiro M. J. O «De correctione rusticorum» de São Martinho de Dume // Brácara Augusta. 1980. Vol. 34. N 2. P. 483-561; Linage Conde A. San Martín de Braga en el Monacato Pre-benedictino Hispano: Evocación Martiniana en el Centenario de San Benito // Nova et Vetera. Zamora, 1981. Vol. 5. N 12. P. 307-321; Bodelón García S. Problemática sobre Martín Dumiense y Juan de Biclaro // Memorias de historia antigua. Oviedo, 1992/1993. Vol. 13/14. P. 205-216; Follis E. K. St. Martin of Braga: Sources for his Tolerance toward the «rustici» in 6th-Cent. Galicia: Diss. Vancouver, 1992; Alberto P. F. Séneca e Martinho de Braga: Alguns fantasmas de uma recepção // Euphrosyne. N. S. Lisboa, 1993. Vol. 21. P. 105-139; Violante Branco M. J. St. Martin of Braga, the Sueves and Gallaecia // The Visigoths: Studies in Culture and Society / Ed. A. Ferreiro. Leiden; Boston; Köln, 1999. P. 63-98; Hen Y. Martin of Braga's «De correctione rusticorum» and Its Uses in Frankish Gaul // Medieval Transformations: Texts, Power, and Gifts in Context / Ed. E. Cohen, M. de Jong. Leiden; Boston; Köln, 2001. P. 35-49; Meirinhos J. F. Martinho de Braga e a compreensão da natureza na alta Idade Média, séc. VI: Símbolos da fé contra a idolatria dos rústicos // Estudos em Homenagem ao Prof. Doutor J. Marques. Porto, 2006. Vol. 2. P. 395-414; Nascimento A. A. A Cultura bracarense no séc. VI: Uma revisitaçгo necessária // Ibid. Vol. 1. P. 87-104; Espírito Santo A., do. Origem e formação de Martinho de Braga // Munus Quaesitum Meritis: Homenaje a C. Codoñer. Salamanca, 2007. P. 263-271; idem. Influências de Cassiano no «Pro repellenda iactantia» de S. Martinho de Braga // Estudios de Filología e Historia en honor del Prof. V. Valcárcel. Vitoria Gasteiz, 2014. Vol. 1. P. 269-284.
А. В. Русанов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ИАННУАРИЙ († между 303 и 305, сщмч., еп. (пам. зап. 19 сент.; пам. греч. и РПЦ 21 апр.)
  • ИЛАРИЙ (ок. 315 - 367), свт. (пам. зап. 13 янв.), еп. Пиктавийский, богослов, отец и учитель Церкви
  • ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня)
  • ИУЛИАН (до 644 - 690), св. (пам. зап. 14 янв., 29 янв.), еп. г. Толет, церковный писатель
  • КЕНТИГЕРН († 612 или 614?), св. (пам. зап. 13 янв.), еп., почитается как основатель еп-ства Глазго (Шотландия)
  • КИРИАК (362/3), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая)
  • КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.)
  • КОРНЕЛИЙ [Корнилий] († 253), св. (пам. зап. 14 (16) сент.), еп. (папа) Римский (с 251)