(† 20.06.1116, Полоцк(?)), свт. (пам. 20 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), еп. Полоцкий (1105-1116). Согласно Киево-Печерскому патерику (1-я треть XIII в.), был пострижеником Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (см. ст. Киево-Печерская лавра). М.- один из архиереев (наряду с Переяславским еп. Лазарем и Владимиро-Волынским еп. Амфилохием), к-рые были поставлены вскоре после прибытия из Византии Киевского митрополита свт. Никифора I (1104-1116). Хиротония М. совершилась 13 дек. 1105 г., очевидно в Киеве. Мнение Л. В. Алексеева о греч. происхождении М. и об особом значении его поставления для развития полоцко-визант. отношений (Алексеев. 2006. Кн. 2. С. 11) следует признать недостаточно обоснованным.
По мнению исследователей, М. не был первым епископом Полоцким, т. к. Полоцкая епархия возникла еще до сер. XI в. (Щапов. 1989. С. 39; Подскальски. 19962. С. 56) или не позднее нач. XI в. (Назаренко А. В. Территориально-политическая организация гос-ва и епархиальная структура Церкви в Древней Руси (кон. X-XII в.) // Он же. Древняя Русь и славяне: Ист.-филол. исслед. М., 2009. С. 185-195). Г. Подскальски обратил внимание на то, что М. был «упомянут в одном ряду с 2 епископами, подлежащими поставлению на уже существовавшие кафедры» (Подскальски. 1996. С. 56). Помимо этого следует учитывать, что в Полоцке обнаружены 2 печати 2-й пол. XI в. еп. Серафима, к-рый, вероятно, был предшественником или одним из предшественников М. на Полоцкой кафедре (Кузьмин. 2012. С. 323-324).
В 1108 г. свт. Феоктист, игумен Киево-Печерского мон-ря (впоследствии епископ Черниговский), «нача възвещати» Киевскому кн. Святополку (Михаилу) Изяславичу, чтобы он приказал вписать имя прп. Феодосия Печерского († 1074) в синодик. Князь поддержал эту инициативу и «повеле» митр. Никифору I и епископам поминать преподобного «на всех зборех» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 283). Киевский архиерей в свою очередь приказал вписать в синодики имя прп. Феодосия во всех епархиях на Руси. Очевидно, что печерский постриженик М. выполнил распоряжение митрополита. Незадолго до этого кн. Глеб Всеславич Минский, вероятно по благословению М., выделил средства на постройку в Киево-Печерской обители трапезной, работа завершилась в том же 1108 г. (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 283; Т. 2. Стб. 259-260; см. также: Артамонов Ю. А. Князья полоцкие - «великие милосники великой лавры Печерской» // Ad fontem: Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. М., 2005. С. 176-182).
Согласно Сказанию о св. мучениках Борисе и Глебе (1-я пол. XII в.), в мае 1115 г. М. вместе с митр. Никифором I, епископами, князьями и рус. знатью участвовал в торжественном перенесении мощей мучеников Бориса и Глеба в посвященный им новый храм в Вышгороде под Киевом.
На период архиерейства М. пришлись детские годы прп. Евфросинии Полоцкой (в миру Предславы Святославичны; род. ок. 1104), дочери полоцкого кн. Святослава (Георгия) Всеславича; вполне вероятно, что святитель, выходец из крупнейшего монашеского и культурного центра Др. Руси, мог способствовать ее раннему духовному становлению.
М. атрибутируют несколько булл с надписью «Дьнъслово» и изображением св. Мины (Янин. 1970. Т. 1. С. 82, 85, 178, 186, 287, 290; Янин, Гайдуков. 1998. Т. 3. С. 40; Они же. 2001. С. 183, 194. Рис. 4; Шаланда А. [I.] Сымболiка й геральдыка Полацкае дзяржавы ў X-XV стст. // Спадчына. Мн., 2003. № 6(154). С. 25).
Место погребения М. неизвестно; вероятнее всего, это была ц. во имя Св. Спаса в мест. Сельце, принадлежавшем Полоцкой архиерейской кафедре, которое, согласно Житию прп. Евфросинии редакции «Степенной книги» (XVI в.), в правление полоцкого кн. Бориса Всеславича († 1128) еп. Илия передал мон-рю, основанному прп. Евфросинией («есть церквица Святого Спаса в Сельцы, идеже братиа наша лежа, преже нас бывшии епископи» - ПСРЛ. Т. 21. Пол. 1. С. 210).
После смерти святителя его имя было записано для вечного поминания в синодик полоцкого Софийского собора. Почитался местно в Полоцке. Память о нем сохранялась среди пострижеников Киево-Печерского мон-ря. Среди почитаемых в обители иерархов М. упоминается в 1-м тропаре 9-й песни канона Печерским святым, составленного ок. 1643 г. по благословению митр. Петра (Могилы) протосинкеллом и экзархом К-польского патриарха Мелетием Сиригом (Дива печер лаврьских. К., 1997. С. 148). Имя М. включалось в месяцесловы (Там же. С. 49).
Канонизация М. подтверждена включением его имени в Собор Белорусских святых, празднование которому было установлено в 1984 г. по инициативе митр. Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева), тогда же была составлена служба святому (Мельников. 1992. С. 20-22, 23).