МИСТРА
Том XLV, С. 412-421
опубликовано: 10 августа 2021г.

МИСТРА

Содержание
План г. Мистра 1 — мон-рь вмч. Димитрия (митрополия) 2 — церковь святых Феодоров мон-ря Вронтохион 3 — церковь Богородицы Одигитрии (Афендико) мон-ря Вронтохион 4 — церковь Св. Софии 5 — мон-рь Богородицы Перивлепты 6 — церковь Евангелистрия 7 — мон-рь Богородицы Пантанассы 8 — цитадель 9 — императорский дворецПлан г. Мистра 1 — мон-рь вмч. Димитрия (митрополия) 2 — церковь святых Феодоров мон-ря Вронтохион 3 — церковь Богородицы Одигитрии (Афендико) мон-ря Вронтохион 4 — церковь Св. Софии 5 — мон-рь Богородицы Перивлепты 6 — церковь Евангелистрия 7 — мон-рь Богородицы Пантанассы 8 — цитадель 9 — императорский дворец

[Греч. Μυστρᾶς, Μιστρᾶς, Μυζηθρᾶς; лат. Myzethras, Mystras], средневек. визант. город в Греции, на п-ове Пелопоннес, в 6 км к западу от древнегреч. Спарты, на склоне горы Тайгет; столица Ахейского княжества (1249-1262), Морейского деспотата (1349-1460). Хорошо сохранившийся комплекс оборонительных, дворцовых, храмовых и др. городских сооружений М., построенных преимущественно в сер. XIII-XV в., включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История

Поздневизантийская эпоха

В сер. XIII в. Ахейское княжество, основанное в 1205 г. крестоносцами после 4-го крестового похода и раздела захваченной ими Византийской империи, являлось наиболее значительным феодальным гос-вом Латинской Романии. М. была основана в 1249 г. правителем Ахейского княжества Гийомом II Виллардуэном (1246-1278), к-рый незадолго до этого изгнал византийцев с Пелопоннеса и занимался укреплением рубежей своих владений. Первоначально М. была крепостью на границе горного массива Тайгет, населенного племенем славян, лишь отчасти признававших сюзеренитет местных гос-в.

Дворец в Мистре. Фотография. 1910 г.Дворец в Мистре. Фотография. 1910 г.

В сент. 1259 г. в битве при Пелагонии войско Никейской империи одержало победу над коалицией Эпирского деспотата и Ахейского княжества. Кн. Гийом II оказался в плену. В 1262 г. в качестве выкупа за свое освобождение Гийом вынужден был уступить крепости М., Монемвасия и Майна Византийской империи, к-рой правил имп. Михаил VIII Палеолог. М. превратилась в визант. крепость и в течение почти 2 столетий играла роль главного визант. сухопутного опорного пункта на Пелопоннесе. Здесь неизменно размещался крупный военный гарнизон. Стратегически важное положение М. определило значительное внимание к ней со стороны к-польского двора и правящей визант. династии Палеологов. Поскольку вокруг М. регулярно вспыхивали военные конфликты между византийцами и франками, сопровождавшиеся насилием и грабежами, местное население в посл. трети XIII - нач. XIV в. постепенно покинуло соседний древний г. Лакедемон и неск. др. неукрепленных мест и переселилось в М., образовав обнесенный стенами городской посад, нижнюю часть М. В первые годы визант. правления город и его окрестности управлялись кефали (стратигами), представителями знатных визант. фамилий, к-рые назначались из К-поля первоначально ежегодно. С 1308 г. по решению визант. имп. Андроника II Палеолога система управления М. была реформирована. Глава города и его округи получил титул эпитропа и назначался теперь на неопределенный срок. Первым эпитропом М. и Мореи в 1308-1316 гг. был Михаил Кантакузин, умерший в М. в 1316 г. Следующим кефали до 1321 г. был Андроник Палеолог Асень, сын изгнанного болг. царя Иоанна Асеня III и Ирины, дочери визант. имп. Михаила VIII Палеолога. Андроник вел войны с франками и значительно расширил визант. владения на Пелопоннесе. Его преемником стал Иоанн Кантакузин. С начала его правления М. на неск. десятилетий стала одним из основных владений дома Кантакузинов, к-рые управляли городом и Мореей до 80-х гг. XIV в. Влияние семьи Палеологов в М. временно ослабло. С нач. 40-х гг. XIV в. М. стала одной из опорных баз в гражданской войне за византийский престол. В 1349 г., став императором, Иоанн Кантакузин направил в М. младшего сына Мануила, даровав ему титул деспота. Тем самым был образован Морейский деспотат - феодальное владение в составе Византии, в которое помимо М. вошла бо́льшая часть Пелопоннеса. В 1352 г. победивший в гражданской войне в Византии имп. Иоанн V Палеолог попытался изгнать Мануила из М. и назначил деспотами М. Михаила и Андрея Асеней, сыновей Андроника Палеолога Асеня. Однако в начавшейся вновь гражданской войне Мануил отстоял свои владения; Иоанн V вынужденно признал его фактический суверенитет. М. надолго оказалась почти полностью независимой от К-поля. Мануил правил в М. до смерти в 1380 г. Ок. 1361 г. в М. перебрался Иоанн Кантакузин со старшим сыном Матфеем, окончательно потерпевший поражение в борьбе за византийский престол и отказавшийся от политической карьеры. Приняв монашество с именем Иоасаф, он провел последние десятилетия жизни в М. и умер в 1383 г. В 1381-1382 гг. офиц. правителем М. был Матфей Кантакузин.

Нижний город в МистреНижний город в Мистре

Преемником Кантакузинов в М. стал Феодор I Палеолог, сын имп. Иоанна V. С этого времени М. вновь вошла в сферу влияния К-поля, однако ее военно-политическое положение стало ухудшаться. В 1394 г. М. и Морея были оккупированы войском турок-османов. Под давлением султана Баязида Феодор вынужден был фактически стать его вассалом. В 1397 г. Морея подверглась нападению османских полководцев Якуб-паши и Тимурташа. Пытаясь найти спасение от разграбления, Феодор отправился из М. на Родос, где начал переговоры с орденом госпитальеров о продаже нек-рых своих владений крестоносцам. Спустя неск. лет, ок. 1400 г., был заключен договор о продаже большей части Мореи, включая М. и ряд. др. крепостей и портов. Однако жители М. во главе с митрополитом заявили о готовности поднять восстание в случае реализации этой сделки и начали нападать на крестоносцев, появившихся в городе. Желая предотвратить кровопролитие, архиерей обратился к горожанам с просьбой дать латинянам 3 дня на то, чтобы покинуть М., что и было исполнено. Эта тупиковая политическая ситуация разрешилась после разгрома турок войском Тимура под Анкарой в 1402 г. Положение всех визант. владений, в т. ч. М., на время укрепилось. Феодор Палеолог вернулся в М., расторг договор с госпитальерами и вернул им ранее выплаченные ему деньги. После смерти Феодора в 1407 г. правителем М. с одобрения К-поля стал его малолетний племянник Феодор II, сын имп. Мануила II Палеолога, его опекуном был назначен Мануил Франкопул, присланный из К-поля. Возмужав, Феодор II управлял М. до 1443 г. В 1421 г. Феодор женился на Клеофе, дочери правителя Анконской марки из рода Малатеста; свадьбу праздновали в М. В 1-й пол. XV в. по мере дальнейшего ухудшения положения К-поля значение М. в гос. системе Византии росло. Город на время превратился в некое подобие 2-й столицы империи. В 1415-1416 гг. в М. около года прожил имп. Мануил II. После его возвращения в К-поль фактическим правителем М. стал его соправитель Иоанн (см. Иоанн VIII Палеолог).

Северный фасад кафоликона мон-ря Богородицы Пантанассы. Реконструкция. 1910 г.Северный фасад кафоликона мон-ря Богородицы Пантанассы. Реконструкция. 1910 г.

С 20-х гг. XV в. давление турок на Морею вновь возросло. В 1423 г. страна пострадала от вторжения тур. полководца Турхан-бега, присланного султаном Мурадом II, но неизвестно, была ли разграблена в это время М., или столицу византийцам удалось отстоять. В 1427 г. М. посетил имп. Иоанн VIII, прибывший сюда, чтобы возглавить войну против лат. владений в Эпире. В кон. 20-х гг. XV в. в М. проживали уже большинство членов династии Палеологов, в т. ч. сыновья имп. Мануила II, кроме Андроника и Иоанна VIII. Они распределили между собой морейские земли как свои феодальные владения. В 1437 г. произошел конфликт за право управления М. между Феодором II и Константином XI Палеологом Драгашем. Открытое военное столкновение удалось предотвратить вмешательством имп. Иоанна VIII, к-рый подтвердил права Феодора II, а Константину выделил во владение Селимврию (ныне Силиври, Турция). В 1443 г. переговоры о распределении уделов были возобновлены, и в результате Константин получил М. в обмен на передачу Селимврии Феодору.

План мон-ря вмч. Димитрия (митрополии)План мон-ря вмч. Димитрия (митрополии)

Попытки Константина XI вести активную завоевательную политику в Греции в 1444-1445 гг. были вскоре пресечены османским султаном Мурадом II. Турки потребовали от Константина покинуть все завоеванные города, а в ответ на его отказ направили в Морею свое войско. В 1446 г. войска Константина были разгромлены в битве на Истме, а страна была опустошена и фактически распалась. М. потеряла свои владения за пределами Пелопоннеса, а сам деспот признал себя данником османов.

6 янв. 1449 г. в М. в храме Митрополии Константин XI был объявлен новым визант. императором; вскоре он отправился в К-поль. Власть в М. перешла к младшим братьям Константина Фоме и Димитрию Палеологам; формально сюзереном в М. считался младший из них, Димитрий. После падения К-поля в 1453 г. в М. воцарился хаос. И Димитрий и Фома намеревались сразу бежать в Италию, но Мехмед II Фатих пообещал им сохранить их владения. Однако в Морее в течение 2 лет не утихало восстание албанских наемников и местных крестьян против обоих Палеологов, которое поддерживала семья Кантакузинов. Затем Фома Палеолог также поднял мятеж против брата и одновременно против турок. Междоусобная война продолжалась несколько лет. 30 мая 1460 г. войска Мехмеда II захватили М. штурмом и разграбили город.

Интерьер кафоликона мон-ря Богородицы ПантанассыИнтерьер кафоликона мон-ря Богородицы Пантанассы

В истории М. как визант. культурного центра исследователи отчетливо выделяют 2 периода. Первый охватывает эпоху кон. XIII - 80-х гг. XIV в., когда город интенсивно развивался и находился преимущественно под управлением Кантакузинов. Уже в это время крупные монастыри М. Митрополия и Вронтохион сформировали большие б-ки, стали заметными центрами переписывания рукописей. Большую роль в этом процессе сыграл Никифор Мосхопул, занимавший кафедру митрополита Лакедемона между 1289 и 1316 гг. С началом исихастских споров М. превратилась на время в оплот исихастской партии; здесь большим влиянием пользовались взгляды Иоанна Кантакузина. В М. им была организована школа переписчиков, которая занималась изданием богословских и полемических сочинений Григория Паламы и его сторонников. Между 1362 и 1370 гг. школу возглавлял Мануил Цикандилис, пользовавшийся доверием Кантакузинов. Противники исихазма, к-рые иногда появлялись в М., подвергались здесь преследованиям. Так, по рассказу Филофея Коккина, мон. Филофей, в кон. 40-х гг. XIV в. привезший в М. сочинения Григория Акиндина, был вынужден уничтожить их и публично покаяться (Philotheus, patr. Encomium Gregorii Palamae // PG. 151. Col. 608-609).

Второй период начался с установлением в М. власти Палеологов в кон. XIV в., когда правящая фамилия уже не была столь же прочно связана с консервативным течением в визант. церковной культуре, как в 1-й период. При дворе в М. появились многочисленные риторы, писатели, знатоки древнегреческой и эллинистической культуры; гораздо шире, чем ранее, распространялись взгляды сторонников развития отношений Византии с Зап. Европой, прежде всего с Римом, планы заключения церковной унии; гораздо чаще устраивались династические браки с представителями итал. знати. Одновременно укреплялись связи М. с К-полем, а также росло значение М. в системе Византийского гос-ва. К 20-м гг. XV в., в условиях ускорявшегося переселения византийской знати из К-поля, М. превратилась в некое подобие 2-й столицы империи. С 1407 г. в М. жил высланный из К-поля Георгий Гемист Плифон, который стал наиболее крупным византийским ученым, чьи жизнь и творчество были тесно связаны с этим городом. Плифон прожил в М. долгие годы до смерти в 1452 г., занимал различные адм. посты, но бо́льшую часть времени посвящал лит. и философскому творчеству. Вокруг него сложился кружок интеллектуалов, близкий ко двору деспотов. Среди его участников в разное время были Виссарион (жил в М. между 1431 и 1437; впосл. митрополит Никейский), свт. Марк Евгеник, Иоанн Евгеник, Иоанн Аргиропул, Михаил Апостолис, Лаоник Халкокондил, библиофил Иоанн Докиан, Иоанн Мосх (преемник Плифона на посту главы его школы), Димитрий Рауль Кавакис (секретарь Плифона) и др.

Об истории церковной епархии М. сведения немногочисленны. До сер. XIII в. территория будущего города входила в состав епархии Лакедемона, которая известна с сер. V в. в составе митрополии Эллады с центром в Коринфе. В XI в. епархия была возведена в ранг митрополии. В XIII в. в связи с кризисом в Лакедемоне митрополиты переселились в строившуюся в это время М. В поздневизант. время в М. митрополиты играли второстепенную роль, они крайне редко упоминались в письменных источниках, часть из них известны только по печатям. Их влияние на развитие М. намного уступало той роли, к-рую здесь играли императорские и др. знатные визант. фамилии. В период с кон. XIII и до сер. XV в. известны следующие митрополиты, чья резиденция находилась в М.: Иоанн (ок. 1283-1285), Никифор Мосхопул (между 1289 и 1316), Григорий Вутас (упом. в 1324), Нил (ок. 1340-1341), Григорий (упом. в 1382), Неофит (упом. в 1393-1394), Нил (упом. в 1409), Мефодий (1437-1439). В наст. время М. входит в состав Монемвасийской и Спартанской митрополии Элладской Православной Церкви.

Османская эпоха и упадок М.

Вид на Мистру. Гравюра. 1686 г.Вид на Мистру. Гравюра. 1686 г.

В османскую эпоху М. стала адм. центром Пелопоннесского санджака; в бывш. дворце деспотов жили тур. паши. Церковь Св. Софии была превращена в мечеть. М. сохраняла значение небольшого экономического центра для местного аграрного края. Однако с падением визант. власти из М. выехали все знатные греч. семьи, и культурная жизнь города почти замерла, его экономические связи сократились. Тюркизация почти не коснулась М.; население города всегда оставалось преимущественно греческим. В нач. XVIII в., по сведениям венецианцев, в М. проживали ок. 40-42 тыс. чел.

Дворцовый комплекс в Мистре. Фотография. 2009 г.Дворцовый комплекс в Мистре. Фотография. 2009 г.

Длительная эпоха османского правления с 1460 по 1821 г. была временем стабильности для М. За это время лишь трижды военные действия проходили вблизи города. В 1464 г. в ходе венециано-турецкой войны М. осаждало войско герц. Сиджизмондо Малатесты; город был взят венецианцами, но турки удержали цитадель, и вскоре венецианцы вынуждены были уйти из М. С собой в Италию Малатеста увез останки Георгия Гемиста Плифона и поместил их в соборе в Римини. В 1687 г. в ходе очередной войны с Османской империей венецианцы под командованием дожа Франческо Морозини вновь захватили М. вместе со всем Пелопоннесом, Аттикой и неск. островами Эгейского м. Множество мужчин из М. от 17 до 50 лет были схвачены и отправлены служить на венецианские галеры. В 1688 г. в качестве мести за сопротивление завоевателям, к-рое оказала М., 2 тыс. горожан были проданы в рабство. По условиям Карловицкого мирного договора 1699 г. Венеция закрепила за собой часть завоеванных земель; было образовано королевство Морея, подчиненное Венеции. М. в этот период оставалась провинциальным городом; центры королевства находились в Монемвасии и Коринфе. Греч. населению было сохранено право исповедовать Православие, но взаимоотношения новых правителей с подданными были напряженными. В греч. храмах, подчиненных К-польской Православной Церкви, продолжали поминать на литургии османских султанов. Установленные новыми властями налоги намного превышали те, что платились при турках. Кроме того, венецианцы стремились подавить местное ремесленное производство в пользу развития импорта из Италии. В нач. 1715 г. турки быстро завоевали Морею, победив венецианцев. М. вновь стала резиденцией паши Пелопоннесского санджака.

В нач. 1770 г., во время русско-тур. войны (1768-1774), на Пелопоннесе русская эскадра высадила десант из 800 чел. во главе с Ф. Г. Орловым. Соединившись с неск. тысячами поддержавших их греков, русские вскоре захватили некоторые крепости, в т. ч. М. Тур. гарнизон М. сдал город с условием права выхода из города для турок и их семей. Те из мусульман, к-рые остались в городе, были убиты. Город находился под контролем восставших неск. месяцев, адм. функции были переданы греч. митрополиту в М. Летом 1770 г. город вновь захватила тур. армия, подвергнув его разграблению; большое число местных греков бежали; население М. сократилось до 8 тыс. чел.

В 1821 г., с началом Греческой войны за независимость, М., как и весь Пелопоннес, перешла под контроль восставших. В ходе карательной кампании в сент. 1825 г. город был разрушен египетско-тур. войском Ибрагим-паши. Только в 1827 г. повстанцы овладели городом, но М. как городское поселение уже не сумела возродиться. Вскоре М. вошла в состав Греческого гос-ва, но с 1834 г. началось строительство нового города - Спарты, неподалеку от М.; к сер. XIX в. М. была почти полностью покинута жителями, оставшись памятником средневековья.

Памятники архитектуры и искусства поздневизантийской эпохи

Мон-рь вмч. Димитрия (митрополия). 1263–1272 гг.Мон-рь вмч. Димитрия (митрополия). 1263–1272 гг.

Архитектурный ансамбль М. складывался в ходе развития города на протяжении сер. XIII-XV в. Город был разделен на кварталы, изолированные друг от друга крепостными стенами. Как и др. визант. города, М. делилась на 2 части. Cев. часть возникла на территории цитадели, возведенной франками на обширной горизонтальной террасе; она была застроена дворцами и домами придворных. Южная, нижняя часть города занимала пологий склон горы и состояла из домов горожан. Сквозь весь город шла центральная улица, к к-рой примыкали боковые улочки. В город можно было попасть через сев.-зап. ворота Навплии и восточные - Монемвасии, или Сидеропорта (Железные ворота).

В М. сохранилось множество фрагментов старых зданий, среди которых особенно выделяется дворцовый комплекс, состоящий из разновременных построек. Наиболее древняя его часть построена при франках, в 1249-1262 гг., Гийомом II Виллардуэном. Позднее к этой части дворца неоднократно пристраивали дополнительные корпуса. Последняя, наиболее значительная часть была возведена в нач. XV в., при Палеологах. С т. зр. архитектуры это здание имеет много общего с Текфур-сараем в К-поле («Новый Влахернский дворец», кон. XIII-XIV в.), однако большие круглые окна во дворце появились под влиянием архитектуры итал. дворцов эпохи раннего Возрождения. В наст. время дворец активно восстанавливается.

В М. сохранилось 7 храмов и монастырей поздневизант. эпохи. Их архитектура близка к к-польским образцам того времени. Также здесь исследованы остатки ок. 20 часовен, разбросанных по всей территории города. В часовнях св. Иоанна, св. Георгия и св. Христофора сохранились фрагменты первоначальной фресковой росписи.

Монастырь св. Димитрия, митрополия

(῞Αγιος Δημήτριος, Μητρόπολη; 1 - цифра на карте), один из старейших мон-рей М. и ее религ. центр. 6 янв. 1449 г. здесь состоялась коронация последнего визант. имп. Константина XI Палеолога Драгаша. Главный храм обители посвящен вмч. Димитрию Солунскому; предположительно он построен при митр. Евгении в 1263-1272 гг. Его интерьер расписан фресками при митр. Феодосии в 1272 г. На юж. стене нартекса храма находится надпись, согласно которой церковь поновлена при Никифоре Мосхопуле, митр. Лакедемона, и при его брате Аароне в 1291-1292 гг. Еще одна надпись, датированная 1311-1312 гг., расположена над зап. входом в притвор. В ней содержится перечень работ, выполненных при Никифоре Мосхопуле в М.

Свт. Николай. Роспись кафоликона мон-ря вмч. Димитрия. Кон. XIII — 1-я пол. XIV вСвт. Николай. Роспись кафоликона мон-ря вмч. Димитрия. Кон. XIII — 1-я пол. XIV в

От первоначального сооружения сохранился только нижний ярус. Храм представлял собой базилику с деревянной кровлей; его интерьер был разделен 2 колоннадами на 3 нефа. Центральный неф был значительно выше и шире боковых. Неск. капителей колонн центрального нефа, вероятно ранневизантийские, использованы вторично. С запада к храму примыкает нартекс. В XV в. при митр. Матфее верх церкви был полностью перестроен по образцу ц. «Одигитрия» (Афендико) в М. и получил крестовокупольное 5-главое завершение.

В 1-й период строительства церкви почти целиком был возведен вост. фасад, живописно оформленный декоративной кладкой. Оконные проемы обрамлены дорожками из кирпичей, положенных под углом к поверхности стены. Подобное же украшение венчает 3-гранные апсиды и двойным рядом обрамляет арку центрального нефа. На каждой грани центральной апсиды расположено высокое двойное окно; боковые апсиды имеют по одному окну. В центре тимпана центрального нефа расположено двойное окно, по его сторонам в стену вставлены 2 плиты. На одной представлен рельеф с животным и растительным орнаментом (X-XI вв.), другая, современная храму, содержит мозаичный круг. На стенах над боковыми апсидами находятся 2 белые 4-угольные плиты, на каждой также расположен мозаичный красный круг.

Фрески, отличающиеся разнообразием технических и художественных приемов, датируются посл. десятилетиями ХIII и 1-й пол. ХIV в.; есть фрагменты росписей ХVII-ХIХ вв. В конхе апсиды представлен образ Божией Матери в полный рост с Младенцем (тип «Кириотисса, или Никопея»). Ниже расположены образы святителей. В алтаре начинается цикл основных евангельских событий (Благовещение, Рождество Христово, Бегство в Египет, Избиение младенцев, Сретение, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Тайная вечеря, Целование Иуды), к-рый занимал также сев. и юж. стены центрального нефа. Верхняя часть композиций утрачена в XV в., во время перестройки храма. Росписи диаконника посвящены святым Косме и Дамиану. В его конхе находятся образ Христа во Славе, изображения евангельских чудес, цикл к-рых продолжен в юж. нефе. В жертвеннике сев. нефа представлены сцены из Житий вмч. Димитрия Солунского и мч. Нестора. Рядом с ними неск. сцен из жизни Пресв. Богородицы. На сев. стене внизу расположены образы святых в рост и в медальонах. В нарфике находится изображение Страшного Суда.

По художественному стилю исследователи делят фрески на 2 группы. Первая включает все композиции апсиды и свода вимы, фрески жертвенника, диаконника и боковых нефов, а 2-я - часть фресок центрального нефа, юж. нефа и фрески нарфика. В росписях 1-й группы на массивных архитектурных фонах представлены фигуры приземистые, плоскостные, с угловатыми движениями. Изображения отличаются общей тяжеловесностью. В композициях 2-й группы этот архаический стиль уступает место более изящному: правильные пропорции фигур, сложные пространство и движения, свобода изображения. В этих новшествах проявляются черты к-польского стиля живописи 1-й пол. XIV в.

Монастырь Богородицы Вронтохион

Церковь Св. Софии. 1351–1365 гг.Церковь Св. Софии. 1351–1365 гг.

См. ст. Вронтохион (храмы святых Феодоров, 1290-1296 гг. (2), и Богородицы Одигитрии (Афендико), между 1310 и 1322 гг. (3)).

Церковь Святой Софии

(4; греч. Αγία Σοφία) возведена между 1351 и 1365 гг. деспотом Мореи Мануилом Кантакузином у входа в верхний город. На капители одной из колонн находится монограмма Мануила. У входа в храм некогда были расположены портреты Мануила, о чем известно из описания франц. любителя древностей XVIII в. К. Л. Фурмона. В 1365 г. указом патриарха храм был преобразован в кафоликон мон-ря. Церковь стала местом захоронения 2 членов имп. семьи: 1-й жены Константина XI Палеолога Феодоры Токко († 1429) и жены деспота М. Феодора II Палеолога Клеофы Малатесты († 1433).

Монастырь Богородицы ПантанассыМонастырь Богородицы Пантанассы

Во время тур. правления церковь была переоборудована в мечеть. До начала реставрации в 1938 г. находилась в полуразрушенном состоянии. Археолог А. Орландос восстановил купол и сев. колоннаду здания. Архитектура храма Св. Софии близка к архитектуре ц. Богородицы Перивлепты в М. Это крестово-купольный храм с широким притвором, увенчанным куполом. Относительно низкий центральный купол поддерживают 4 колонки. Сев. и зап. фасады украшены колоннадами. С сев. стороны также расположена 2-этажная башня, имевшая первоначально 3 этажа. С северо-востока и юго-востока к храму примыкают 2 капеллы, квадратные в плане.

Сохранившиеся фрагменты фресок позволяют говорить о том, что программа росписи храма была также близка к росписям ц. Богородицы Перивлепты. Вероятно, они также были выполнены во время правления Мануила Кантакузина в М. (1349-1380). В конхе центральной апсиды находится образ Христа на троне, ниже сохранились фрагменты сцен Евхаристии со святителями. В своде вимы было расположено «Вознесение», остальные двунадесятые праздники и сцены «Страстей Христовых» находились на сводах и стенах центрального подкупольного пространства. Фрагменты фресок с изображением Христа и праздников сохранились также в боковых капеллах.

Монастырь иконы Пресв. Богородицы Перивлепты

Церковь ЕвангелистрияЦерковь Евангелистрия

(5; Μονὴ Παναγίας Περιβλέπτου) расположен к юго-востоку от внешнего угла городской стены. Время постройки монастыря определяется обычно на основании рельефного изображения 2 львов на окне юж. фронтона храма. Это фамильная монограмма Изабеллы де Лузиньян, супруги деспота Мануила Кантакузина, правившего в М. в 1349-1380 гг. Вероятно, Мануилу и его супруге можно приписать безымянное изображение четы донаторов на фреске в нише зап. стены храма. Стилистические особенности фресок храма исследователи связывают с 3-й четв. XIV в. Кафоликон мон-ря - храм Богородицы Перивлепты - представляет собой крестово-купольную церковь с одним куполом, несколько удлиненную по оси «восток-запад». Храм расположен т. о., что одна его стена примыкает к скале. Снаружи храм отделан очень просто.

Фрески этой церкви входят в единую стилистическую группу с такими визант. произведениями, как миниатюры из рукописи богословских сочинений Иоанна VI Кантакузина (1371-1375; Paris. gr. 1242), из рукописи Vat. gr. 1160, миниатюра из Евангелия из монастыря Кутлумуш на Афоне (Иоанн с Прохором - Cod. 62). Эту группу памятников объединяет ряд стилистических черт: удлиненные изящные пропорции фигур, ритмичные движения, трактовка драпировок, мягкий колорит. Эти фрески исследователи обычно относят к произведениям к-польской школы. Продуманность программы росписи позволяет говорить о влиянии на них идей исихазма. Росписи сохранились практически полностью. В центре купола располагается поясное изображение Пантократора. Ниже находятся фигуры 12 пророков, расположенные попарно между колоннами. Здесь же, в вост. части купола, представлен образ Пресв. Богородицы и 2 ангелов, а напротив них изображение Этимасии. Между окнами барабана находится еще один ряд пророков.

Богоматерь с Младенцем на престоле. Роспись ц. Св. Софии в Мистре. 2-я пол. XIV в.Богоматерь с Младенцем на престоле. Роспись ц. Св. Софии в Мистре. 2-я пол. XIV в.

В алтаре подробно изображены сцены, связанные с таинством Евхаристии. Кроме «Небесной литургии» в жертвеннике, оба нижних яруса во всех 3 апсидах заняты образами святителей. Третий регистр центральной апсиды занимает композиция «Служба святых отцов». В том же ряду на северной и южной стенах вимы, напротив друг друга, изображено «Причащение апостолов» под двумя видами. В конхе центральной апсиды находится образ Пресв. Богородицы на троне, в тимпане над конхой - Ветхозаветная Троица. Внизу, на северной и южной стенах вимы, представлены соответственно композиции «Жертвоприношение Авраама» и «Три отрока в пещи огненной», в своде вимы - «Вознесение».

Все сцены евангельских событий расположены в строгой хронологической последовательности на сводах и стенах наоса. Иконографическое повествование начинается в юж. рукаве креста. На вост. столбах размещено «Благовещение». Вост. свод юж. рукава занимает «Рождество Христово», зап. свод - «Крещение». Между ними в люнете юж. стены - «Сретение». Далее повествование продолжается в зап. рукаве центрального креста. Этот рукав несколько длиннее остальных, поэтому здесь размещены 4 композиции. На юж. своде находятся «Преображение» и «Воскрешение Лазаря», а напротив них - «Вход Господень в Иерусалим» и «Тайная вечеря». В сев. рукаве центрального креста на зап. своде представлено «Уверение Фомы», на вост. своде - «Сошествие Св. Духа». «Распятие» и «Сошествие во ад» расположены соответственно на южной и западной стенах, замыкающих рукава креста. Цикл, посвященный Страстям Христовым и Воскресению Христа, занимает своды юж. нефа и диаконника, а также стены центрального нефа. Страстной цикл начинается на сев. своде диаконника, где расположена сцена «Отречение ап. Петра». Напротив нее, на юж. своде, находятся сцены «Несение Креста» и «Восшествие на Крест». Между ними в конхе диаконника помещена композиция «Спас Недреманное Око», которая по смыслу связана как с циклом «Страстей» и «Воскресения Христа», так и с литургической программой алтаря. Далее повествование Страстного цикла переходит из диаконника на стену центрального креста, где находится «Распятие», и затем продолжается на сводах юж. нефа. На юж. своде - сцены «Снятие с Креста» и «Оплакивание». Напротив них находятся следующие сцены: «Иосиф Аримафейский испрашивает тело Иисуса у Пилата», «Иудеи просят дать воинов для охраны гроба». Завершается юж. неф композицией «Положение во гроб», которая находится на его зап. стене. Затем повествование продолжается в центральном нефе, куда помещены сцены, связанные с «Воскресением Христа». На юж. стене под «Воскрешением Лазаря» изображены «Спящие воины», а на сев. стене под «Входом Господним в Иерусалим» - «Жены-мироносицы у Гроба Господня». «Успение Пресв. Богородицы» находится на зап. стене над входом. В церкви имеется очень подробный богородичный цикл, включающий сцены жития святых Иоакима и Анны, детства Богородицы (в сев. нефе и жертвеннике), а также цикл «Обручение Марии Иосифу» (во 2-м регистре юж. нефа и в диаконнике). Весь нижний регистр наоса занимают фигуры св. мучеников.

Евангелистрия

Мон-рь иконы Богородицы Перивлепты. 3-я четв. XIV в.Мон-рь иконы Богородицы Перивлепты. 3-я четв. XIV в.

(6; греч. Εὐαγγελίστρια), единственная церковь в М., о времени создания к-рой не сохранилось никаких сведений. Ее крестово-купольный план с 2 колоннами близок к планам церквей Пресв. Богородицы Перивлепты и Св. Софии, хотя Евангелистрия несколько меньше их по масштабу. Снаружи церковь лишена декора. Скульптурное оформление капителей и иконостаса отличается высоким качеством и позволяет датировать церковь кон. XIV - нач. XV в. От росписи сохранились отдельные незначительные фрагменты, выполненные в традициях позднепалеологовской живописи. В алтаре находились изображения святителей, сцены «Причащение апостолов» и «Вознесение», в диаконнике - образ Пресв. Богородицы, в жертвеннике - изображения ангелов с рипидами.

Монастырь Пресв. Богородицы Пантанассы

(7; ῾Η μονὴ Παντανάσσης) расположен на крутом вост. склоне холма, из-за чего его главный храм Успения Пресв. Богородицы имеет ориентацию в направлении на юг. В алтаре храма была установлена плита с надписью в честь его освящения, которое состоялось в сент. 1428 г. (к наст. времени утрачена). Храм Успения - последнее крупное сооружение в М. и единственный действующий здесь до наст. времени мон-рь. Его основателем и строителем считается протостратор Иоанн Франкопул, выходец из эллинизированного влиятельного рода в М. лат. происхождения. Его имя упоминается в 3 надписях в храме Успения: на арке зап. фасада, в рельефе на капители юго-зап. столба, в основании купола нартекса.

Западная стена над входом в ц. Богородицы Перивлепты. 3-я четв. XIV в.Западная стена над входом в ц. Богородицы Перивлепты. 3-я четв. XIV в.

Храм построен по образцу ц. Одигитрии (Афендико). Первый ярус храма представляет собой базилику с 3 нефами. Обширные хоры ее 2-го яруса завершаются крестово-купольной структурой сводов. Храм увенчан 5 куполами; еще один купол расположен над нартексом. Стиль архитектуры Пантанассы включает элементы различных стилей - местного, к-польского, готического, арабского. Наиболее ярко это заметно в богатом декоре апсид. Два карниза делят поверхность апсид на 3 яруса. Нижний представляет собой лишенный убранства цоколь. Узкие и высокие окна 2-го яруса чередуются с филенками (ложными окнами), перекрыты полуциркульными сводами, но на фасаде их обрамляют готические стрельчатые арки, опирающиеся на полуколонны с капителями. Более широкие оконные проемы верхнего яруса обрамляются аркадой с полуцилиндрическими сводами. Над окнами 2-го яруса расположен пояс из виньеток, над к-рым находится гирлянда, напоминающая перевернутую готическую аркаду. С сев. (фактически восточного) фасада на 4-метровом цоколе располагается открытый изящный портик, к к-рому примыкает 3-ярусная колокольня с окнами в виде трилистников. Верхний ярус ее завершен готическими декоративными арками. С 4 сторон купол колокольни фланкирован 4 маленькими башнями.

Фрески храма Успения Пресв. Богородицы исполнены, вероятно, ок. 1428 г. Лучше всего сохранились первоначальные росписи сводов 2-го яруса. На 1-м ярусе видны фрагменты росписи поствизант. эпохи (XV-XVII вв.), менее художественные. Иконографически и программно ансамбль фресок Пантанассы близок к ансамблю фресок Перивлепты, за исключением изображения «Акафист Богородице». Наиболее знаменитые фрески Пантанассы находятся на полуциркульных сводах рукавов креста («Благовещение» и «Рождество Христово» в юж. рукаве креста, «Крещение» и «Сретение» - в западном, «Преображение» и «Воскрешение Лазаря» - в северном, «Вход Господень в Иерусалим» и «Сошествие во ад» в восточном). «Вознесение» расположено на своде алтарного пространства. В конхе апсиды - Богоматерь на троне.

Внизу расположены сцены 24 песен акафиста, образы мучеников и др. святых. В нартексе находится цикл Жития Иоанна Предтечи. В тимпанах расположены евангельские сцены, в парусах - образы евангелистов. На галерее, на хорах, находятся изображения 70 апостолов, в куполах - образы пророков и херувимов.

Стиль фресок отличают подчеркнутая пространственность композиционных решений, сложные архитектурные фоны, динамичные движения фигур. Как и росписи Перивлепты, фрески Пантанассы выделяются красивым колоритом; среди светлых нежных красок зеленовато-желтые, голубовато-синие, фиолетовые, коричнево-красные, желтые, розовые, синие, оранжево-коричневые и белые цвета. Широко применяются переливчатые тона (особенно эффектным является сочетание фиолетового цвета с голубым).

Лит.: Παπαδοπούλου-Κεραμέως Α. Νικηφόρος Μοσχόπουλος // BZ. 1903. Bd. 12. S. 215-223; Λάμπρος Σ. Λακεδαιμόνιοι βιβλιογράφοι καὶ κτήτορες κωδςκων κατὰ τοὺς μέσους αἰῶνας καὶ ἐπὶ τουρκοκρατίας // Νέος Ελληνομνήμων. 1907. Τ. 4. Σ. 152-187; Millet G. Monuments byzantins de Mistra. P., 1910; Zakythinos D. Le despotat grec de Morée. P., 1932. Vol. 1: Histoire politique; 1953. Vol. 2: Vie et institutions; Δρανδάκης Ν. Τοιχογραφίες στα παρεκκλήσια του Μυστρά // Πεπραγμένα του 9ου Διεθνούς Βυζαντινολογικού Συνεδρίου. Αθήνα, 1955; Μανούσακας Μ. ῾Η χρονολογία τῆς κτητορικῆς ἐπιγραφῆς τοῦ ἀγίου Δημητρίου τοῦ Μυστρά // Δελτίον της Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρείας. Αθήνα, 1959. Τ. 4/1. Σ. 72-79; Georgiadis N. A Short Guide to Mistra. Athens, 1965; Bon A. La Morée franque: Rech. hist., topogr. et archéol. sur la principauté d'Achaïe (1205-1430). P., 1969; Dufrenne S. Les programmes iconographiques des églises byzantines de Mystra. P., 1970; Медведев И. П. Мистра. Л., 1973; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 505-507; Runciman S. Mistra. L., 1980; Etzeoglou R. Quelques remarques sur les portraits figurés dans les églises de Mistra // JÖB. 1982. Bd. 32. H. 5. S. 513-521; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. Т. 1. С. 158, 171-172, 257; Chatzidakis M. Mistra: La cité médievale et la Forteresse. Athènes, 1987; Якобсон А. Л. Визант. зодчество эпохи Палеологов // Культура Византии: XIII - 1-я пол. XV в. М., 1991. C. 500-502; ODB. Vol. 2. P. 1382-1385; Карпов С. П. Латинская Романия. СПб., 2000; Emmanuel M. Funerary Iconographic Programmes in the Churches of Mystras // ДРИ. СПб., 2002. Вып.: Византия, Русь, Зап. Европа: Искусство и культура. С. 218-229; Μαρίνου Γ. ´Αγιος Δημήτριος: Η Μητρόπολη του Μυστρά. Αθήνα, 2002; Λούβη-Κίζη Α. Οι κτήτορες της Περιβλέπτου του Μυστρά // Δελτίον της Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρείας. 2003. Τ. 24. Σ. 101-117; Ασπρά-Βαρβαδάκη Μ. Η μονή της Παντάνασσας στον Μυστρά: Οι τοιχογραφίες του 15ου αιώνα. Αθήνα, 2005; Σίνος Σ. Τα μνημεία του Μυστρά. Αθήνα, 2009; idem. Η αρχιτεκτονική του καθολικού της Μονής της Παντανάσσης του Μυστρά. Αθήνα, 2013; Ετζέογλου Ρ. Ο Ναός της Οδηγήτριας του Βροντουχίου στο Μυστρά. Αθήνα, 2013.
А. С. Зверев, И. Н. Попов
Рубрики
Ключевые слова
См.также