Чудотворный образ 1-й пол. XVII в., находящийся в ц. Успения Божией Матери в с. Косине (ныне в черте Москвы; празд. 3 июля). Согласно преданию, к-рое, вероятно, сложилось в XIX в. и было зафиксировано Е. Н. Поселянином, икону привез гр. Б. П. Шереметев (1652-1719) из итал. г. Модены (отсюда ее название «Моденская»); в с. Косино она попала благодаря имп. Петру I Великому, к-рый в 1717 г. передал икону в дар в Успенскую ц., где она прославилась чудесами (др. наименование иконы - «Косинская»). Между тем сведения о происхождении М.-К. и. из Модены и связь ее с гр. Шереметевым и имп. Петром I документально не подтверждены. По мнению В. А. Меняйло (высказано устно), происхождение иконы может быть связано не с итал. г. Модена, а с Моденским во имя свт. Николая Чудотворца мон-рем (ныне с. Модно Устюженского р-на Вологодской обл.).
После закрытия Успенской ц. в Косине (1939) икона была передана сначала в Музей религии и атеизма (С.-Петербург), а затем в ЦМиАР, где она хранилась до 1991 г. В 1991 г. М.-К. и. вернули РПЦ, и с 1992 г. она находится на своем историческом месте пребывания - в Успенской ц. в Косине. В том же году М.-К. и. был составлен Акафист.
На иконе Божия Матерь представлена в рост, в 3/4-ном развороте, с приподнятыми руками, между к-рых помещена фигура Младенца. Иисус Христос развернут вправо, правой рукой благословляет, в левой держит свиток. Ноги Богомладенца перекрещены, пяточка левой ноги так же, как на Владимирской иконе Божией Матери, развернута вовне. Иконография М.-К. и. не вписывается в известную типологию икон Божией Матери, что породило целый ряд гипотез о ее происхождении. Общепринятым среди исследователей считается тот факт, что композиция М.-К. и. имеет визант. истоки. Предполагают, что в ее основе мог быть образ ростовой «Никопеи» (Кондаков. Т. 2. С. 148-149) или «Одигитрии», «Агиоссоритиссы» (М. А. Комова); Меняйло высказывала гипотезу о связи иконографии М.-К. и. со сценой «Сретение» и о том, что, возможно, образ являлся левой частью 2-частной иконы «Сретение». Действительно, аналогичное расположение фигур Божией Матери и Младенца встречается в сцене «Сретение» (напр., на мозаике базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме, 432-440). Сходный разворот фигуры Божией Матери (сидящей на престоле) и Христа можно найти в изображении сцены «Поклонение волхвов». Не исключено, что 3/4-ной ракурс Божией Матери и Младенца на иконе М.-К. и., связан с существованием парного образа, размещавшегося напротив, либо с особым положением иконы в интерьере храма.
Изображение М.-К. и. воспроизведено на русской гравюре нач. XX в. (Земная жизнь. С. 182); на лицевой стороне серебряного нательного медальона с сопроводительной надписью, на обороте к-рого помещен образ свт. Николая Чудотворца (размер 18×15 мм; Россия, 1908-1917); на стеклянном флаконе, кон. XIX - нач. XX в. (частное собрание, Россия).
Две Богородичные иконы XVI в. из мон-ря Пантократора на Афоне (одна из них воспроизведена Н. П. Лихачёвым с именем «Моденской» и вторая из коллекции СПГИАХМЗ (Николаева. 1977. С. 91. N 125)), которые иногда связывают с М.-К. и., принадлежат к др. изводу, представляют вариант ростовой «Одигитрии»: Младенец Иисус на этих иконах сидит на левой руке Богородицы, развернут к Ней лицом.