[Груз. მოჟვის ეპარჟია], Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (X-XI вв.; XV - кон. XVII-XVIII в.) и Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (XI-XV вв.) Грузинской Православной Церкви с кафедрой в мон-ре Мокви во имя Успения Пресв. Богородицы.
Территории М. е. находились в северо-западной части груз. исторической пров. Самегрело в Зап. Грузии. Наиболее ранние сведения о границах М. е. относятся к XVIII в. По описанию царевича Вахушти Багратиони, «на этой реке (Мокви.- Авт.), в горах, в Мокви (селе.- Авт.), стоит церковь со сводом, большая. Сидит там епископ, пастырь земель между реками Кодори и Мокви» (Вахушти Багратиони. 1973. С. 781). Высказано предположение о том, что вост. граница М. е. проходила восточнее р. Мокви, по пограничной р. Галидзга (на мегрельском языке Галидзга означает «межевая речка»), к-рая отделяла земли М. е. от территорий Бедийской епархии (Атлас. 2016. С. 58). С запада и севера по нижнему течению р. Кодори и вдоль хребта Кодори М. е. граничила с Драндской епархией; с юга епархию омывало Чёрное м. Т. о. территория М. е. охватывала историческую обл. Шуа-Сопели (груз.- Средняя страна, в абх. переводе - Абжуа), расположенную на границе Самегрело и Абхазии.
Моквели (Моквский архиерей) окормлял христиан не всех земель, находившихся на территории между Галидзга и Кодори. Так, согласно источникам XVI-XVII вв., Бичвинтскому (Пицундскому) патриаршему кафедральному собору (т. е. Абхазскому (Западногрузинскому) католикосу) принадлежали земли и крестьяне в селах Ткакуру (Ткавру, Искурия, ныне Скурджинский), Мармарискари (Мармарка, на территории совр. с. Адзюбжа), Тилити (совр. Абаажваху, Очамчирский р-н), Чала (совр. Члоу), Зегани (совр. Заган), Галидзга (совр. Беслаху) (все в Очамчирском р-не), Хаужели (не локализуется), Ниджаиано (Саджаиано, груз.- «владение князей Джаиани», не локализуется). Часть этих селений Бичвинтскому собору была пожертвована мегрельскими владетельными князьями Дадиани (Дарственная грамота неизвестного Абхазского католикоса, 1611-1657 // Такаишвили. Древности. 1920. Т. 1. С. 34; Дарственная грамота кн. Левана II Дадиани Бичвинтскому собору, 1628 // Какабадзе. 1921. Т. 1. С. 41; Бичвинтская Минея, 1525-1550 // ПГП. 1965. Т. 2. С. 179; Список ополченцев католикоса Малахии II Гуриели, 1616-1621 // Там же. 1970. Т. 3. С. 481; Свод налогов в пользу Абхазского католикоса, 1621 // Там же. С. 428-434; Дарственная грамота католикоса Малахии II Гуриели Бичвинтскому собору, 1616-1639 // Там же. С. 500-501).
В античную эпоху и раннее средневековье территория М. е. входила в состав древнегрузинского царства Колхида (впосл. Лазское (Эгрисское) царство). Во 2-й пол. V в., при царе Картли св. Вахтанге Горгасали, а также в 1-й пол. VIII в., при эрисмтаварах Степанозе и Арчиле, на Шуа-Сопели распространялась власть правителей Картли. Древнейшие сведения о церковном окормлении этого региона отражены в нотициях К-польского Патриархата (Notitiae Episcopatuum). Из этих документов известно, что в VII-IX вв. в сев.-зап. часть Лазики существовали церковные структуры К-польского Патриархата с центрами в Зиганеи (Зиганис, ныне Гудава) и Севастополисе (Цхуми, ныне Сухуми). По мнению одних ученых (Дж. Гамахария, Б. Гогия), паства Шуа-Сопели входила в паству епископа Зиганеи, с т. зр. других (Б. Кудава) - епископа Севастополиса. Сведения об этих территориях сохранились в сочинении Феодосия Гангрского, упоминающего с. Мокви и крепость Тусуме над ним, куда был сослан прп. Анастасий Апокрисиарий, ученик прп. Максима Исповедника (Георгика. 1941. Т. 4. Ч. 1. С. 50) (подробнее см. в ст.: Максим Исповедник). В кон. IX-X в. в Зап. Грузии были образованы грузинские церковные кафедры в юрисдикции Абхазского (Западногрузинского) Католикосата, в т. ч. Чкондидская, Драндская, Бедийская епархии, М. е.
Основание М. е. груз. источники приписывают абх. царю Леону III (957-967): «Он построил церковь в Мокви и учредил [там] епископскую кафедру, благословил и обеспечил всем необходимым» (Матиане Картлиса // КЦ. 1955. Т. 1. С. 270; То же // Картлис Цховреба. 2008. С. 146). Архидиак. Павел Алеппский «создателем епископии» ошибочно считает визант. имп. Андроника I Комнина (кон. XII в.) (Павел Алеппский. 1973. С. 71). С образованием единой Грузии последовало объединение Абхазского и Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосатов (кон. X - нач. XI в.). М. е. перешла под юрисдикцию католикоса-патриарха всей Грузии. О важности М. е. и роли ее архиерея в груз. царстве свидетельствует фресковая надпись в кафоликоне Мокви, в к-рой упоминались визант. имп. Алексей I Комнин (1081-1118) и царь всей Грузии св. Давид IV Строитель (1089-1125) (Каухчишвили. 2004. С. 15, 40-41). Архиереи М. е. носили в тот период сан архиепископа.
Имя первого известного моквели архиеп. Григория (Гудзанис-дзе) фигурирует в лапидарной надписи XII в., найденной неподалеку от Мокви (Ахаладзе. 2005. С. 112-113; Силогава. 2006. С. 284-285). Следующие сведения о Моквских архиереях относятся к кон. XIII - нач. XIV в. В 1300 г. по заказу архиеп. Моквского Даниила было переписано Моквское Четвероевангелие (НЦРГ. Q 902). На последнем листе Четвероевангелия (Л. 328) сохранилось изображение архиеп. Даниила, преклонившего колени перед Пресв. Богородицей, однако из-за сильного повреждения миниатюры его лица не видно. В приписках к миниатюрам с изображением евангелистов Марка и Луки (Л. 105, 161) упоминаются преемники Даниила: архиеп. Авраам и архиеп. Амврий (долгое время их идентифицировали как одно лицо) (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 437; Такаишвили. 1914. Т. 2. С. 107; Описание груз. рукописей. 1958. Т. 2. С. 314-315; Джоджуа. 2009. С. 103). Вскоре после архиеп. Амврия М. е. возглавил архиеп. Лука Одзрхели, его имя трижды встречается в приписках к «Гареджийскому сборнику» (НЦРГ. Ven. 4. Л. 187, 208, 265 об.- 266), к тому времени хранившемуся в одной из грузинских обителей Иерусалима (точное место неизвестно). Приписки датируются 1363 г. (Л. 303). Имя моквели Луки Одзрхели встречается также в приписках к «Астрологическому трактату» (НЦРГ. A 65. Л. 1 об., 214 об.) и в надписях в малой купольной церкви монастыря Ванис-Квабеби (Бердзенишвили. 1964. С. 121). Архиеп. Лука происходил из области Одзрхе, его отец служил протоиереем в мон-ре Одзрхе (близ Абастумани); возможно, там же подвизался иноком Лука. В нач. 60-х гг. XIV в. моквели Лука совершил паломничество в Иерусалим (Джоджуа. 2009. С. 98-115).
Моквели неоднократно упоминаются в документах XV-XVII вв. Так, в заключительной (трафаретной) части грамот о цене крови, в к-рой царь обращается к церковным и светским феодалам с требованием подтвердить и исполнить его постановление, число архиереев колеблется от 7 до 12. Наличие среди них имени Моквского архиерея свидетельствует о его высоком положении в церковной иерархии Грузии того времени (Грамота о цене крови царя Грузии Александра I Топуридзе, 1413-1444 // Такаишвили. Древности. 1909. Т. 2. С. 37; Грамота о цене крови «провинциального царя» Баграта Туласдзе, 1446 // Какабадзе. 1913. С. 5; Грамота о цене крови царя Давида азнауру Магнарадзе, 1486-1488 // Какабадзе. 1924. С. 21; Грамота о цене крови царя Имерети Баграта азнауру Каландадзе, 1544-1545 // Там же. С. 36-37; Грамота о цене крови царя Имерети Ростома азнауру Ткавадзе, 1601 // Там же. С. 38-39; Грамота о цене крови «провинциального царя» Имерети Вахтанга Горгасали азнауру Гуралидзе, 1432 // Там же. С. 61). В 2 случаях моквели названы по именам - это Роман (нач. XV в.) и Савва (кон. XV в.) (Такаишвили. Древности. 1909. Т. 2. С. 37; Какабадзе. 1924. С. 21). В грамоте Вахтанга Горгасали упомянут «драндел-моквели» (т. е. Драндско-Моквский архиерей), что, возможно, указывает на временное слияние 2 епархий (Какабадзе. 1924. С. 61). Аналогичные случаи засвидетельствованы и в позднее время: в 1-й трети XVI в. известен Илия, архиеп. Моквский и Драндский (Жордания. 1902. С. 4; Хорава. 1998. С. 50).
После политического дробления единого груз. царства и последовавшего за этим отделения Абхазского Католикосата от Мцхетского М. е. вновь перешла под прямую юрисдикцию Абхазских католикосов (кон. XV в.). Моквели, как и других архиереев княжества Одиши (Самегрело), из числа монашествующих назначал мегрельский мтавар (владетельный князь) Дадиани (Джузеппе Джудиче. 1964. С. 93). В описаниях иностранных авторов XVII в. моквели упомянут то на 2-м (после Драндского и перед Бедийским: Арканджело Ламберти. 1938. С. 120; после Чкондидского перед Бедийским: Павел Алеппский. 1973. С. 71), то на 5-м (после Бедийского и перед Драндским: Макарий Антиохийский. 1982. С. 113) месте среди Одишских епископов. Арканджело Ламберти и Антиохийский патриарх Макарий III аз-Заим (1647-1672) явно следуют географическому принципу (перечисляют епархии с запада на восток или наоборот). Этот принцип отсутствует у архидиак. Павла Алеппского, поэтому его список может отражать реальное место моквели в церковной иерархии княжества Одиши.
Моквские архиереи принимали деятельное участие в культурной и церковно-политической жизни Грузии. Архиеп. Филипп (Чхетидзе) (XV-XVI вв.) упомянут в приписках к Моквскому Четвероевангелию (Л. 161; Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 174; Такаишвили. 1914. Т. 2. С. 108; Описание груз. рукописей. 1958. Т. 2. С. 315). В 1-й пол. XVI в. представители рода Чхетидзе занимали высшие церковные должности в Зап. Грузии, они были Абхазскими католикосами, Кутаисскими митрополитами. Возможно, архиеп. Филипп и есть тот неизвестный моквели, к-рый в 40-х гг. XVI в. вместе с католикосами Мцхетским и Абхазским и др. архиереями Зап. Грузии принимал участие в Церковном Соборе против «изгнания жен, убийства людей и скрытой работорговли». Подпись архиепископа моквели стоит между подписями митрополитов Бедийского и Драндского (Право католикосов // ПГП. 1963. Т. 1 С. 393-397; Вахушти Багратиони. 1973. С. 824). Архиеп. Моквский Евфимий (Сакварелидзе) (1560-1578) был заказчиком т. н. Мартвильского метафраса (НЦРГ. Q 39. Л. 488 об.), в рукописи которого его имя упоминается 11 раз. Будучи в сане Абхазского католикоса-патриарха Евфимий I (1578-1616) преподнес в дар Моквской Божией Матери (т. е. мон-рю Мокви) икону и выносной крест (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 435-436; Такаишвили. 1914. Т. 2. С. 84, 198-199, 233-234; Описание груз. рукописей. 1957. Т. 1. С. 52).
В 1615 г. в Мегрелию прибыл французский иезуит-миссионер Луи Гранже. Его встречал епископ, к-рого Гранже называет то Mochavario, то Mauri. Имя Mochavario, этого епископа, славившегося своим умом и влиянием, одни исследователи (М. Тамарашвили) интерпретируют как имя Макарий, другие (В. Бабэ) - как географическое название Мухури. Поскольку Мухурской епархии не существовало, Mochavario можно реконструировать как Мокви или Моквели. Неясно также, был ли этот епископ племянником католикоса (Бабэ) или католич. архиереем (Тамарашвили). Этот архиерей (очевидно, моквели Макарий) вместе с царем Кахети Теймуразом I (1606-1616, 1634-1648; царь Картли и Кахети в 1623-1632) торжественно принял в Мокви Гранже, выделил ему дом, предоставил церковь для служения мессы и снабдил его всем необходимым. Иезуиты усердно изучали мегрельский и грузинский языки, но в авг. 1615 г. Луи Гранже скончался и его миссия прекратила существование (Тамарашвили. 1902. С. 140-142; Луи Гранже. 1915. С. 49-51). В 1640 г. моквели еп. Максим принял русских послов диак. Федота Ельчина и свящ. Павла Захарьева, ознакомил их со святынями кафоликона Мокви (Материалы посольств. 2014. С. 399, 443-444). В июле 1658 г. в М. е. прибыли Иерусалимский патриарх Паисий (1645-1660) и его секретарь Досифей (в 1669-1707 патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара). В порту Курса (Искурия) их встретил «Мокфел, епископ епархии Мокфельской» и пригласил в мон-рь Мокви. Досифей не называет имени архиерея, поясняя, что «Мокфел происходит от имени места Мокфи; в Грузии принято называться именем монастыря или места» (Селезнёв. 1847. Кн. 1. С. 30-31). В 60-х гг. XVII в. Антиохийский патриарх Макарий III аз-Заим и его сын архидиак. Павел Алеппский дважды посещали Грузию, в т. ч. и М. е. Заботясь о нравах церковных иерархов, патриарх Макарий сместил еп. Моквского Андрея, а новому епископу (не назван) велел идти в Абхазию и крестить местных жителей (Макарий Антиохийский. 1982. С. 98, 110-111). Нек-рые исследователи отождествляют опального еп. Андрея с Моквским еп. Андреем (Сакварелидзе), известным по дарственной надписи (б. г.) на иконе Пресв. Богородицы (Хорава. 1998. С. 52; Каландия. 2004. С. 131; Ахаладзе. 2005. С. 115).
О церквах М. е. ценные сведения сохранились в сообщениях итал. миссионеров и статейных списках рус. послов XVII в. На карте Арканджело Ламберти «Totius Colchidis, Hodie Mengrelliae» между реками Галидзга и Кодори нанесены следующие населенные пункты и церкви: Echalisgas (Галидзга), Mergullas (Меркула), Moquis (Мокви), Tilich (Тилити), Turcharu Emporium (Ткакуру / Искуриа), Tguanas (Дгвана), Pitaur (Квитаули), Giorirde (Джгерда), Agu, Tquagia, Pscias (Пшиа), Marmariscari (Мармарискари), Sgurghili (Цкургили), Satamascia (Сатамашиа, совр. Тамыш) (Арканджело Ламберти. 1938). Описание нек-рых из них сохранилось в отчетах Захарьева: «... в село Гамбли (Галидзга.- Авт.)... каменная церковь, а поперт древянная покрыта соломою; а во имя та церковь Николы. И... в той церкви образов неть и службы нет; как де царю Леонтию (Леван Дадиани.- Авт.) пришествие, тогда и образы бывают... В село Маркули (Меркула.- Авт.)... каменныя церковь, а поперт деревянныя. И... та де церковь во имя Троицы, а икон де в ней нет и службы в ней не живет» (Материалы посольств. 2014. С. 399, 442).
Произвол помещиков, а также карательные экспедиции турок и набеги северокавказских горцев приводили церкви и мон-ри М. е. в запустение. В 1678 г. абхазы разорили храмы и мон-ри Мокви, Хоби, Зугдиди и «все страны [земли] от Диоскурии (Сухуми.- Авт.) до Гиппиуса (Цхенисцкали.- Авт.)» (Селезнёв. 1847. Кн. 1. С. 46). В нач. 80-х гг. XVII в. «в Одиши было бедствие большое... особенно от абхазов, ибо приходили они на судах и по суше и опустошали и захватили (земли - Авт.) вплоть до Эгриси (р. Галидзга.- Авт.) и поселялись абхазы сами, и в Дранде и Мокви не стало больше епископов» (Вахушти Багратиони. 1973. С. 845). Святыни М. е. были перевезены в церкви Илори, Зугдиди, Цаленджиха, Хоби, Обуджи, Мартвили. В кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. территория Одиши от р. Келасури до р. Ингури перешла под власть абх. князей Шарвашидзе. В 30-х гг. XVIII в. территория М. е. подверглась разорительному нападению турок; кн. Шарвашидзе принял ислам (Там же. С. 886-887). М. е. была упразднена до кон. XVIII в. (Там же. С. 781; Список епархий Зап. Грузии, 1770 // Мачарадзе. 1988. Т. 3. Ч. 1. С. 553). В нач. XIX в. церкви и монастыри на территории между Галидзгой и Кодори были заброшены или лежали в руинах (Нордман. 1838. С. 426-427). При активном участии мегрельских князей Дадиани М. е. временно была восстановлена. Последним архиереем был бывш. архимандрит мон-ря Ларгвиси Пафнутий (Хозиашвили). В 1804 г. он перешел в Зап. Грузию и за верную службу кн. Григолу Дадиани был хиротонисан и управлял М. е. до своего переезда в Москву (1811) (Иоселиани. 1936. С. 149). Территории М. е. наряду с территориями Бичвинтской (Пицундской) и Драндской епархий были присоединены сначала к Цагерской, затем к Чкондидской епархиям. В 1851 г., с вхождением Абхазии в состав России, была образована Абхазская (с 1885 Сухумская) епархия Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви, в юрисдикцию к-рой вошли в т. ч. и территории М. е. В 1917 г. была восстановлена автокефалия Грузинской Православной Церкви, территория М. е. вошла в состав новообразованной Сухумско-Бедийской (с 1920 Сухумско-Абхазской) епархии.
Церкви и монастыри М. е. сильно руинированы. В 1955 г. археологическая экспедиция под рук. М. М. Трапша обследовала разрушенные храмы на сев. окраине с. Мокви, на зап. окраине пос. Джал-Апсуа (на левом берегу р. Мокви) и к западу от Тамышского сельсовета. Две первые церкви были обнесены мощными стенами. В храме Джал-Апсуа виднелись следы настенной росписи с изображениями фигур, выполненных голубой, желтой, бордовой и синей красками. Сведения о времени постройки церквей в археологических отчетах Трапша отсутствуют (Трапш. 1975. Т. 4. С. 178-180). В том же году при раскопках церкви Члоу (на правом берегу р. Дуаб) была обнаружена плита с 3-строчной надписью, выполненной асомтаврули: «Боже, прости (прегрешения.- Авт.) Озбега Дадиани, эриставт-эристави и мандатуртухуцеси» (Ахаладзе. 2005. С. 117-118). Исследователи (О. Х. Бгажба, А. Тугуши) датировали надпись XIII-XIV вв., однако В. И. Силогава и Л. В. Ахаладзе доказали, что Озбег Дадиани - деятель 1-й пол. XV в. (ок. 1442-1452), упомянутый в Лабскалдской грамоте и на выносном кресте из Цаиши (Там же. С. 118-121; Силогава. 2006. С. 289-292). По мнению Ахаладзе, плита с надписью являлась надгробным камнем Озбега Дадиани (Ахаладзе. 2005. С. 122-123) - очевидно, храм Члоу в позднее средневековье служил усыпальницей представителям дома Дадиани. Еще одна груз. лапидарная надпись находилась в церкви Мармарки (руинирована). В кон. XIX в. Д. К. Гордеев обнаружил и привез в Сухуми каменную плиту с греч. и груз. надписями XI в. (хранится в Гос. музее Абхазии им. Гулия). Плита обрамлена рельефным орнаментом, в центре помещено «Распятие с предстоящими Пресв. Богородицей и ап. Иоанном Богословом». В верхних углах - рельефные изображения архангелов Михаила и Гавриила. Двухстрочная груз. надпись асомтаврули нанесена на тябло креста, однострочная - под тяблом («Сей есть Царь Иудейский. Распятие Христа») (Там же. С. 185-188; Каухчишвили. 2004. С. 73).
С историко-архитектурной т. зр. интерес представляет Киачский храм во имя св. Архангелов (VIII-IX вв.) близ с. Джгерда. Церковь является самым поздним примером 3-церковной базилики на территории совр. Абхазии. Памятник сильно разрушен, при этом относительно неплохо сохранились вост. часть и юж. стена средней церкви. В зап. части храма заметен контраст среднего и боковых пространств, здесь нет хоров и, возможно, нартекса. Юж. церковь представлялa собой единое помещение; на востоке завершалась апсидой. Сев. церковь делилась на 3 части: небольшая комната с апсидой с востока и дверью, ведущей в центральную апсиду, прямоугольная комната посередине и связанное с ней квадратное помещение в сев.-зап. углу здания. Средняя церковь сильно вытянута в длину, как в памятниках переходного периода (напр., церковь мон-ря Недзви, воздвигнутая учениками прп. Григория Хандзтийского в IX в.); стены зала разделены 3 парами сильно выступающих двухступенчатых пилястр с перекинутыми на них пристенными арками, имеющих параллели в архитектуре VIII-IX и X вв. (Цвимоети, Эредви). Вост. окна храма окружены глубокими поверхностями, такой декор засвидетельствован в церкви Лыхны и в связанных с ней памятниках. Киачский храм был облицован туфом ширими (Рчеулишвили. 1988. С. 75-76). По сведениям Арканджело Ламберти, Киачи в нач. XVII в. был «первейшим» мон-рем Самегрело и некогда служил даже епархиальным центром (Арканджело Ламберти. 1938. С. 120-121).
Из Киачи происходит чеканная сребропозлащенная рипида (35×35 см, ныне в Зугдидском историко-этнографическом музее). На лицевой стороне (центральном квадрате с 4 примыкающими к нему кругами) помещено изображение апокалиптической группы: шестикрылый серафим, лев, телец, орел; сверху в боковых нимбах изображены солнце и луна (снабжены надписями). На обратной стороне рельефными буквами вычеканены имена: св. Рафаил, св. Михаил, херувим, св. Гавриил и предположительно св. Мариам. В 4 углах рипиды помещена пространная груз. надпись о пожертвовании рипиды Киачской церкви царем Георгием. Прав. Евфимий Такаишвили идентифицировал его как царя Грузии Георгия V (1318-1346) или царя Имерети Георгия I (1389-1392) (Такаишвили. 1914. Т. 2. С. 238-240). Однако художественно-стилистический анализ позволил Г. Н. Чубинашвили датировать икону не позднее X в., а царя Георгия отождествить с абх. царем Георгием II (922-957) (Чубинашвили. 1959. С. 137-139). Во время археологической экспедиции прав. Евфимия Такаишвили в нач. XX в. рипида хранилась в церкви с. Обуджи (близ Цаленджиха) в серебряном ковчеге (36,5×35 см), на к-ром были изображены 12 апостолов; почиталась населением Самегрело.
В церкви Обуджи хранилось массивное сребропозлащенное кадило (высота 8 см, диаметр 8,4-11,3 см) из Киачи. На донышке имелась груз. надпись с молением царя абхазов Георгия II: «Святая церковь, будь мне, царю Георгию, заступницей перед Господом» (Чубинашвили. 1959. С. 148-149). Рипида и кадило из Киачи были перенесены в Обуджи во 2-й пол. XVII в., во время набегов абхазцев и сев. кавказцев на владения кн. Дадиани. В 1923 г. эти реликвии были переданы Зугдидскому музею (инв. № 518).
Мон-рь Киачи пользовался покровительством владетельного князя Левана II Дадиани (1611-1657). В 1640 г. он «отчеканил и украсил драгоценными камнями икону архангелов на память и моление за душу» супруги Нестан-Дареджан († 1639) и преподнес ее в дар Киачи. Икона (41,5×30 см) изготовлена из серебра, на раме и ее оборотной стороне находится пространная надпись Левана II, устанавливающая 2 агапы (поминовения) Нестан-Дареджан в дворцовой церкви Квитаули (с. Кутол, Очамчирский р-н). Во время поминок настоятель Киачи должен был принести икону св. архангелов в дворцовую церковь и служить обедню вместе с пономарем (Исторические документы. 1959. С. 151-152; Хускивадзе. 1974. С. 37-38). Позднее икона была перенесена в с. Пирвели-Чога (муниципалитет Чхороцку). Ныне хранится в Зугдидском музее (№ 538).
Моквские: Григорий (Гудзанис-дзе; XII в.); Даниил (ок. 1300); Авраам (1-я пол. XIV в.); Амврий (1-я пол. XIV в.); Лука (Одзрхели; ок. 1363); Роман (нач. XV в.); Савва (кон. XV в.); Моквско-Драндский Илия (1-я треть XVI в.); Моквские: Филипп (Чхетидзе; 40-е гг. XVI в.); Евфимий (Сакварелидзе; 1560-1578); Макарий (?) (ок. 1615); Максим (ок. 1640); Андрей (Сакварелидзе; ок. 60-х гг. XVII в.); Пафнутий (Хозиашвили) (после 1804-1811).