[Греч. Μώκιος] († кон. III - нач. IV в.), сщмч. Амфипольский (пам. 11 мая), пресв. Сохранилось 3 Мученичества М.: BHG, N 1298-1298c (изд.: Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie // AnBoll. 1912. Vol. 31. P. 163-176) и 2 неизданных - BHG, N 1298d-e. М. также посвящено Похвальное слово Михаила Синкелла (BHG, N 1298h; изд.: Ibid. P. 176-187).
Пресв. М. жил в г. Амфиполь (Македония), род. в богатой и знатной семье: его отец Евфратий, римский гражданин, был военным, мать, Евстафия,- дочь амфипата (правителя города) Лампадия. Родители-христиане воспитали сына верующим и добродетельным. С юности он служил Богу и сподобился священнического сана. Однажды в правление имп. Диоклетиана (284-305), во время языческого праздника в честь Диониса, М., не в силах видеть нечестивое веселье, направился прямо в толпу празднующих и обличил их в идолослужении, призывая уверовать в истинного Бога. Он много дней проповедовал среди язычников, но большинство из них не обращали на него внимания, хотя были и те, кто прислушивались к словам христ. священника. Через некоторое время в Амфиполь прибыл амфипат Лаодикий и стал приносить жертвы Дионису. Ему донесли о том, что некий проповедник нового учения мешает народу праздновать и нек-рых уже обратил в свою веру. Лаодикий велел привести М. к себе на допрос, во время к-рого пресвитер так же дерзновенно обличил мрак язычества и, не испугавшись угроз, отказался принести жертвы языческим богам. Лаодикий приказал пытать священника. Его подвесили на дереве и строгали железными орудиями. Истязания продолжались так долго, что палачи устали. М. же все это время славил Господа. На 2-м допросе он предстал перед Лаодикием хоть и израненным, но сохранившим крепость тела и вновь отказался поклониться Дионису. Лаодикий приписал стойкость М. действию магии и велел приготовить печь для сожжения мученика. Тогда М. сделал вид, что испугался и согласен принести жертву Дионису. Он вошел в капище, горячо помолился, призывая помощь Божию, и вдруг произошло землетрясение, во время которого статуя Диониса упала и разбилась. В ярости Лаодикий приказал бросить М. в разожженную печь. Но огонь не охватил святого. Наблюдавшие за казнью слышали его молитвы и видели рядом с ним в печи еще 3 светлых мужей. По молитвам М. пламя вырвалось наружу и так опалило Лаодикия и 9 его оруженосцев, что от них остался лишь пепел, а проч. присутствующие в ужасе разбежались.
Градоначальник Талассий приказал арестовать М., к-рый оказался совершенно невредим после того, как вышел из печи. 20 дней до прибытия нового анфипата - Максима М. пребывал под стражей. Тот также пытался убедить М. принести жертву теперь уже Аполлону, предварительно расспросив мученика о его семье и призывая вспомнить о своем знатном происхождении. Когда М. отказался, Максим велел привязать его между 2 колесами, чтобы подвергнуть мучительной пытке. Несмотря на боль, М. славил Бога, и вдруг колеса разрушились, а сам он поднялся невредимый. Через 3 дня, проведенные в темнице, М. был брошен на съедение львам, но голодные свирепые звери смиренно легли у его ног и стали лизать раны мученика. Все, собравшиеся посмотреть на казнь, были поражены этим чудом и стали требовать свободы для М. Испугавшись народных волнений, Максим отослал М. в г. Перинф (Ираклия Фракийская), где градоначальник Филипписий сначала продержал узника 8 дней в тюрьме, а затем отправил в г. Византий с предписанием отсечь ему голову. Перед казнью М. слышал голос, призывающий его в Царствие Небесное. С молитвой он предал дух Господу.
Точная дата смерти М. неизвестна. Иногда указывают, что мученика казнили ок. 295 г., но, вероятно, все же это произошло во время гонения Диоклетиана и Максимиана Галерия, т. е. между 303 и 311 гг.; согласно Мученичеству, возраст М. приближался к старости. В Минологии Василия II в кратком сказании о М. сообщается, что и отец и мать его происходили из Рима. Вероятно, М. мог родиться в Риме, хотя подтверждения этому нет.
М. был с честью похоронен в Византии, и его погребение весьма почиталось, т. к. имп. Константин I Великий I Великий при начале строительства К-поля на месте Византия, по преданию, построил храм во имя М. (за стенами буд. столицы), куда перенес его мощи. Мученичество М. написано после строительства храма, т. е. после 330 г. Есть похожее по обстоятельствам Мученичество Акакия Сотника (пам. 7 мая), к-рый также был приведен в Византий для казни и во имя к-рого, по преданию, также построил храм Константин I Великий. Мч. Акакий был весьма почитаемым святым в столице Византии, однако именно культ М. имел особое значение для К-поля. Видимо, не случайно на день его памяти приходился офиц. праздник основания новой столицы, а служба на Обновление, или Освящение К-поля соединена со службой М.; кроме того, память мученика отмечалась в К-поле и на Преполовение Пятидесятницы.
Храм (а позже и мон-рь во имя М. (см. в ст. Мокия святого храм в Константинополе)) находился рядом с цистерной, также названной в честь мученика. Цистерна была сооружена на рубеже V и VI вв., при имп. Анастасии I (491-518), и была крупным водохранилищем, снабжавшим водой значительную часть города (ныне на развалинах цистерны - парк, сады и огороды (юго-запад Стамбула)).
От мощей М., вероятно, происходили бесчисленные исцеления, вслед. чего он почитается также в лике св. бессребреников (наряду со святыми Космой и Дамианом, вмч. Пантелеимоном и др.), хотя при жизни он не был целителем и к.-л. письменных свидетельств (собраний чудес и т. п.) о его посмертных чудесах не сохранилось. Ок. 1200 г. мощам М. поклонялся рус. паломник Антоний, архиеп. Новгородский; он сообщил о том, что они покоятся вместе с мощами прп. Сампсона Странноприимца (Книга Паломник. С. 26). В наст. время частицы мощей М. находятся в афонских обителях прп. Дионисия и вмч. Пантелеимона, а также на о-ве Самос в мон-ре в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 221).
Сохранился перевод Мученичества М. на сир. язык (BHO, N 775). В лат. традиции М. иногда называется Муций (Mucius). В Римском Мартирологе память М. есть под 11 и под 13 мая (MartRom. Comment. P. 186-187. N. 2).
В славянской книжности сохранилось синаксарное Житие М. в составе Пролога краткой редакции под 11 мая (перевод XI-XII вв., за мартовское полугодие опубликованы только южнослав. списки, см.: Митревски Љ., Новотни С., Чичева-Алексиќ М. Пролог бр. 72 / Ред.: В. Десподова. Скопjе, 2006. С. 266). Греч. оригинал близок Минологию Василия II (PG. 117. Col. 449). Здесь сообщается, что М. происходил из г. Византия, а его родители - из «старого» Рима; М. был казнен и погребен в Ираклии Фракийской, впосл. его мощи были перенесены в церковь, построенную имп. Константином. Будучи пресвитером, М. боролся с идолопоклонничеством и был брошен в печь, откуда вышел невредимым, в то время как огонь сжег приспешников правителя; имен мучителей и др. деталей Мученичество не содержит. В пространной редакции Пролога (древнерус. переработка кон. XII в.) текст не претерпел существенных изменений.
Более пространное Житие М. переведено в составе Стишного пролога (болг. перевод XIV в.), его греч. оригинал находится в греч. служебной Минее под 11 мая (= SynCP. Col. 674-676). В этом Житии приводится больше сведений о времени и месте жизни и деятельности М. (при этом в греч. оригинале или при переводе был допущен пропуск: «при Диоклетиане от Европы» вместо «при Диоклетиане и Лаодикии, амфипате Европы»), обстоятельствах его борьбы с идолопоклонниками, более подробно описываются мучения, называются имена мучителей и место казни - г. Византий, где ему была отсечена глава; затем на расстоянии одного поприща от города тело М. было «скутано» (погребено) некими людьми. Тот же текст содержится в печатном Прологе XVII в. под той же датой.
Жития М. из простого и Стишного пролога включены в ВМЧ под 11 мая (Die Grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij. Uspenskij spisok / Hrsg. E. Weiher, S. O. Šmidt, A. I. Škurko. Freiburg i. Br., 2009. Mai. Bd. 2. 9.-23. Mai. V. 1. Л. 432 об., 434 об.).
Димитрий Ростовский приводит под 11 мая пространное «Страдание» М. (Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 407-409 об.), соответствующее греч. Мученичеству, доступному ему, вероятно, в латинском переводе. Центральное место в нем занимают подробные диалоги М. со своими мучителями - анфипатами Лаодикием и Максимом, а также описание избавления от мучений (в печи, между колесами и пр.). Сказание о М. повторено и в отредактированных «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» без содержательных изменений.
В Типиконе Великой ц., отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., М. упоминается 11 мая без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 290).
В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря М. не упоминается, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., РНБ. Соф. № 202. Л. 46 об.- 50 об., XI в. (см.: Новгородская служебная Минея на май, XI в.: (Путятина минея): Текст, исслед., указатели / Отв. ред.: В. М. Марков. Ижевск, 2003. С. 348-352) и ГИМ. Син. № 166, XI-XII вв. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 61) - 11 мая помещена служба М., включающая минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир-подобнов, седален.
Такой же состав имеет богослужебное последование М. и в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 454).
В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем собой южноитал. редакцию Студийского устава, М. назначается отпустительный тропарь ῾Ο μάρτυς σου Κύριε̇ ( ) (Arranz. Typicon. P. 151), что предполагает совершение службы с пением на утрене «Бог Господь».
В древнейших сохранившихся греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава память М. отмечается 11 мая; богослужебные указания ограничиваются отпустительным тропарем (см.: Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- Lossky. Typicon. P. 214; Типикон серб. архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. Л. 107б).
В первопечатном греческом Типиконе 1545 г. помимо отпустительного тропаря указан также кондак М. Καθοπλισθεὶς τῷ θυρεῷ τῆς πίστεως̇ ( ).
В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 11 мая не отмечено праздничным знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова); служба М. соединяется с рядовой службой Октоиха; новой гимнографии М. не указано. В пореформенном издании московского Типикона 1682 г. (лежит в основе совр. Типикона РПЦ) общий отпустительный тропарь мученику, который назначался М. в рукописях и предыдущих изданиях, был заменен общим тропарем священномученику
Последование М., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа (Минея (МП). Май. Ч. 1. С. 430); кондак 8-го гласа с икосом (Там же. С. 432-433); анонимный канон без акростиха 4-го гласа, ирмос: ᾿Ανοίξω τὸ στόμα μου̇ ( ), нач.: (Там же. С. 430-435. В греч. Минее помещен совмещенный канон М. и Обновлению К-поля, причем тропари М. те же, что и в слав. каноне, но в каждой песни оставлено только по 1-2 тропаря; также ср.: AHG. T. 9. P. 115-123); цикл стихир-подобнов, седален (разные в греч. и рус. Минеях).
По рукописям известны песнопения М., не вошедшие в совр. богослужебные книги: дополнительные икосы кондака М. (Амфилохий. Кондакарий. С. 116, 184); канон с именем автора (Георгия, еп. Никомидийского) в богородичнах с акростихом ᾿Αθλητικὸν Μώκιος ἤνυσεν δρόμον (Страдальческое Мокий претерпел состязание) 2-го гласа, ирмос: Δεῦτε λαοί̇ ( ), нач.: ᾿Αθλητικὸν στέφανον ἐκ λόγων πλέξαντες (Страдальческий венец из слов сплетающие) (AHG. T. 9. P. 106-114); канон с именем автора (Иосифа Песнописца) в акростихе 9-й песни 4-го гласа, ирмос: Τῷ ὁδηγήσαντι πάλαι̇ ( ), нач.: Τῇ φωτοφόρῳ ἡμέρᾳ τοῦ ἱερομάρτυρος (В светоносный день священномученика) (Ταμεῖον. Σ. 199).
Греческий иконописный подлинник - Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - в разд. «Святые мученики» характеризует М. как молодого человека «с малою бородою» (Ерминия ДФ. С. 165. § 10. № 54). Однако в ряде памятников в сохранившихся образах святого представлена разная трактовка его возраста - от темноволосого мужа средних лет до мужа с проседью в волосах, но не глубокого старца, при этом общими чертами внешности М. являются вьющиеся волосы и недлинная борода (как правило, округлой формы). В иконографии отражается пресвитерский сан святого - его облачение составляют подризник, епитрахиль, поручи, фелонь; обычно М. держит в руках Евангелие. О преклонных летах святого и о его подобии сщмч. Власию Севастийскому (по типу бороды) единодушно сообщают русские иконописные подлинники. В наиболее раннем известном Софийском списке подлинника Новгородской редакции кон. XVI в. с вариантами из списков И. Е. Забелина и Г. Д. Филимонова содержится уточнение, существенное для изображений святых в иерейском и архиерейском санах, а именно, наличие или, как в данном случае, отсутствие у М. омофора: «Сед плешив, брада доле Власьевы; на концы космыки, риза без амфору, вохра с белилы, испод багор с белилы (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 101). К этому описанию близок вариант текста М., опубликованный в 1903 г. в сводном подлиннике С. Т. Большаковым (Большаков. Подлинник иконописный. С. 98). В иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) по списку Филимонова дополнение об омофоре отсутствует: «Мокий саном пресвитер, подобием стар и сед, главою плешат, борода подоле Власиевой, на конец подвоилась, ризы поповския желтыя, испод светлобагрян, и епитрахиль, в руках Евангелие» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 341). Составитель опубликованного в 1910 г. руководства для иконописцев акад. В. Д. Фартусов в основном повторяет сведения приведенных подлинников, добавляя к ним текст (в 2 вариантах) на хартии в руках М., долженствующий, по мнению автора, характеризовать подвиг святого (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 276).
Единоличные изображения М. сохранились в декорации ряда храмов. Одно из ранних (полуфигура) - представлено в медальоне на мозаике кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.). Святой показан человеком старше средних лет, т. е. с проседью в волосах и с аккуратной округлой недлинной бородой; на нем темная фелонь и бордовые с золотым орнаментом поручи; правой рукой благословляет, в левой строго вертикально держит кодекс с большим крестом на окладе. На фреске кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне (1546-1547, мастер Зорзис (Дзордзис Фукас)) - ростовой образ представлен в фелони с орнаментом в виде трилистника, у ворота - в центре образ Спасителя в медальоне, который фланкирует медальоны с крестами и надписями: «IC XC NIKA» - тема победы мученика над смертью во имя Христа; здесь М. показан темноволосым средовеком с вьющимися темными волосами, тонзурой на голове и округлой вьющейся же бородой; обеими руками держит кодекс (левая скрыта под фелонью).
Образ святого входит в минологии, особенно в те, в программе к-рых заложен принцип, «как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года». В разд. с таким названием М. еще раз описан в Ерминии Дионисия Фурноаграфиота под 11 мая, характеристика образа та же: «Молодой с малою бородою» (Ерминия ДФ. § 22. С. 211). В настенных минологиях в росписи притворов в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/1318) и ц. Благовещения мон-ря Грачаница (ок. 1320), а также на миниатюре из Минология на год с циклами двунадесятых праздников деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 44v, 1322-1340 гг.) М. изображен в мучении. Ростовой образ святого показан на миниатюре в греко-груз. рукописи кон. XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O.I.58. Л. 113 об.).
Соответствующий описанию в подлинниках образ М.-старца встречается в составе изображений святых на рус. минейных иконах на май, а также в гравированых святцах, напр., на иконах-минеях на май кон. XVI в. (ЧерМО) и нач. XVII в. (ЦАК МДА), на минее годовой нач. XIX в. (УКМ). Определяющим моментом в идентификации этих соименных святых, особенно при утрате надписи, является состав одежд, характеризующий чин их святости. Однако на минее годовой 1-й пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен; см. в кн.: Бенчев. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 174 - атрибутирован как М.) святой представлен в облачении архиерея, т. е. в крещатой фелони и с омофором. Ошибочно, как святитель в фелони, с омофором М. изображен и на минейном офорте на май с раскраской в 5 цветов работы И. К. Любецкого (1730, РГБ; см.: Ермакова, Хромов. Русская гравюра. Кат. 35.8). В гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713, 1722; оттиски в ГЛМ и РГБ) иконографическая достоверность облика святого в облачении соблюдена: М. изображен в фелони без омофора, в левой руке держит открытый кодекс, на текст к-рого указывает перстом правой руки (см.: Там же. Кат. 33. 9; 34.9).