[Никазий; лат. Nicasius, Nichasius; франц. Nicaise] (V в.), сщмч. (пам. зап. 14 дек.), еп. г. Ремы (ныне Реймс, Франция).
В средневек. перечнях епископов и архиепископов Реймса Н. указан как 10-й предстоятель кафедры (Duchesne. Fastes. T. 3. P. 81), хотя в нек-рых источниках он назван 11-м епископом (Jadart. 1911. P. 227). Краткие сведения о Н. содержатся в послании архиеп. Гинкмара епископам Реймсской церковной пров. (875). В нем сообщается, что во время нападения вандалов святой отказался покинуть город и был убит варварами в церкви. Гинкмар сравнил Н. со святыми Анианом, еп. Аврелианским (Орлеанским; 374 - после 451), Лупом, еп. г. Трикассы (ныне Труа, Франция; ок. 395-478/9), и Ремигием, еп. Рем (ок. 436-533), к-рые, подобно ему, не испугались варваров и встали на защиту своих городов; кроме того, в послании говорится, что Ремигий обратил франков-язычников в христианство (Hincmarus. Ep. 9. 17 // Hincmari archiepiscopi Remensis Opera / Ed. J. Sirmond. P., 1645. T. 2. P. 165-166).
Более подробно о Н. повествует Флодоард Реймсский в «Истории Реймсской Церкви» (сер. X в.- BHL, N 6075). По свидетельству историка, Н. был известен как основатель кафедрального собора Пресв. Богородицы, к-рый он построил по Божественному повелению. Святой заботился о вверенных его попечению людях, усердно молился о прощении грехов паствы и об отвращении Божия гнева от народа. В то время жители Галлии вели неблагочестивую жизнь, пренебрегали заповедями Божиими, впадали в различные ереси и заботились лишь о земных удовольствиях. За это Господь покарал их: в Галлию вторглось жестокое племя вандалов, к-рые разрушали города и убивали христиан всех возрастов. Вслед за Гинкмаром реймсский историк сравнил Н. с др. епископами, жившими в эпоху варварских вторжений и старавшимися отвратить гнев Божий от народа, а также вернуть его к истинному исповеданию веры. Н. призывал паству к покаянию, убеждал не бояться принять мученическую кончину от вандалов, которые, как считалось, были язычниками и ненавидели христиан. Когда варвары напали на Ремы, епископ решил не покидать город. Жители Рем, изнуренные длительной осадой и голодом, обратились к Н. с просьбой помолиться о них и дать совет: следует ли им сдаться в плен или сражаться до конца за свободу родины. Епископу было открыто в Божественном откровении, что Ремы не устоят под натиском вандалов, однако он призвал сограждан не страшиться смерти и мужественно пострадать за Христа ради очищения от грехов и спасения души. В день падения города Н. вместе со своей сестрой, девой Евтропией, которая всегда следовала за братом, встал на пороге ц. Пресв. Богородицы и прославлял Бога песнопениями. Когда епископ произносил стих псалма «Прильнула душа моя к полу...» (Пс 118. 25), вандалы отсекли ему голову, но из уст отрубленной головы раздалось окончание этого стиха: «Оживи меня, Господи, по слову Твоему» (Флодоард привел стихи псалма в лат. пер. блж. Иеронима из Галликанской Псалтири). Евтропия, видя, что жестокие вандалы готовы сжалиться над ней из-за ее красоты, подбежала к палачу брата и ударила его по лицу, так что по воле Божией у него выпали глаза. Тогда деве перерезали горло, и т. о. она сподобилась мученического венца. В то же время варвары убили диак. Флорентия и некоего Иокунда. После гибели Евтропии вандалов охватил внезапный страх: они словно бы увидели небесное воинство, готовое отомстить им за содеянное преступление, и услышали ужасающий вой, раздававшийся из церкви. Тотчас захватчики бежали из города, бросив награбленное. Христиане похоронили Н. и Евтропию в базилике на кладбище св. Агриколы; впосл. на могиле святых совершалось множество чудес.
Степень достоверности сведений о гибели Н. трудно определить, т. к. неизвестно, на какие источники опирались Гинкмар и Флодоард. Высказывалось мнение, что повествование о Н. было составлено на основе краткого Мученичества святого (BHL, N 6079), которое было написано в VIII в. анонимным автором (Jadart. 1911. Р. 226). Согласно М. Со, Мученичество создано на рубеже IX и X вв. (Sot. 1993. P. 372-373). Однако др. исследователи считают, что этот текст является сокращенной редакцией сказания, приведенного Флодоардом. О разорении г. Ремы вандалами сообщал Гинкмар в Житии св. Ремигия (Hincmarus. Vita Remigii Remorum archiepiscopi // MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 259); Флодоард привел цитату из письма блж. Иеронима, в которой Ремы названы среди галльских городов, разграбленных варварами (Hieron. Ep. 123. 16 // PL. 22. Col. 1057-1058). Большинство исследователей связывают гибель Н. с вторжением варваров в Галлию, к-рое началось 31 дек. 405 г. (напр.: Schenk zu Schweinsberg. 1971; S. 64-65; Sot. 1993. P. 372-373). По др. версии, Н. был убит во время нашествия гуннов, в 451 г. (см.: Platelle H. Nicasio // BiblSS. Vol. 9. Col. 853). В «Хронике» Сигеберта из Жамблу (Ɨ 1112) гибель епископа и его сестры отнесена к 453 г. (Sigebertus Gemblacensis. Chronica // MGH. SS. T. 6. P. 309). По данным археологических раскопок, самая ранняя базилика на месте реймсского кафедрального собора, строительство к-рой приписывали Н., была возведена в V в. на основе рим. терм (Lambert É. La cathédrale de Reims et les cathédrales qui l'ont précédée sur le même emplacement // CRAI. 1959. Vol. 103. N 2. P. 241-250). «Церковь, именуемая У Апостолов» (впосл.- ц. св. Симфориана), в которой, как утверждал Флодоард, находилась епископская кафедра предшественников Н., упоминается в документах VII в., сохранившихся в «Истории Реймсской Церкви» (Flod. Rem. Hist. Rem. eccl. II 5-6. 1998. P. 141-148).
Впосл. на основе «Истории Реймсской Церкви» было создано неск. редакций Мученичества Н. и Евтропии (BHL, N 6076-6078), содержание которых почти полностью повторяет описание Флодоарда. Среди самых ранних редакций - BHL, N 6078, в которой утверждается, что о подвиге мучеников стало известно благодаря откровению, полученному св. Анианом. Текст этой редакции сохранился в рукописи X в. (Arras. Bibl. municip. 199 (189). Fol. 45r - 47r - Сборник житий из аббатства св. Ведаста (Сен-Ва) в Аррасе). Краткие сказания о Н. и Евтропии включены в энциклопедический свод «Историческое зерцало» Винцентия из Бове († ок. 1264; Vincent. Bellovac. Spec. hist. XX 37-38) и в «Перечень святых» Петра Наталиса (XIV в.; Petr. Natal. CatSS. I 69).
Самое раннее упоминание о Н. содержится в Иеронимовом мартирологе: под 14 дек. там указана память Н., еп. Ремского (вероятно, запись относится к галльской редакции, составленной, по мнению Л. Дюшена, ок. 600) (MartHieron. P. 648). Гробницы Н. и Евтропии находились в базилике, располагавшейся на юж. окраине города, на кладбище св. Агриколы. По свидетельству Флодоарда, в церкви имелась посвятительная надпись ее строителя рим. военачальника Флавия Иовина, консула 367 г., к-рый в 60-х гг. IV в. занимал должность магистра конницы в Галлии. Сохранился резной мраморный саркофаг Иовина, происходящий из аббатства Н. (ныне в музее Сен-Реми). В документах VII в., представленных в «Истории Реймсской Церкви», этот храм упоминается как базилика во имя Н. (Flod. Rem. Hist. Rem. eccl. II 5-6. 1998. P. 146, 147). Гинкмар Реймсский в повествовании о событиях эпохи св. Ремигия и кор. Хлодвига упоминал о «базилике блаженного Никасия, понтифика нашего города и мученика» и о принадлежавших ей земельных владениях (MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 279, 306, 319). В пространной (интерполированной) версии завещания св. Ремигия, к-рая датируется IX-XI вв., эта базилика названа «церковь Иовина, титул блаженного Агриколы»; в храме находились гробницы его основателя Иовина, Н., Евтропии и пострадавших с ними мучеников, а также 5 епископов - предшественников Н. на Ремской кафедре (MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 343-344; Flod. Rem. Hist. Rem. eccl. I 18. 1998. P. 100; о завещании см.: Lusse J. À propos du testament de saint Remi // Clovis, Histoire et Mémoire. P., 1997. Vol. 1: Clovis et son temps, l'événement. P. 451-467).
По свидетельству Флодоарда, некий епископ Нуайона вывез из Реймса часть мощей Н., впосл. хранившуюся в Турне, где от святыни совершались чудеса. Оставшуюся часть мощей святого вместе с мощами его сестры Евтропии архиеп. Фульк (883-900) перенес в реймсский кафедральный собор; реликвии поместили за главным алтарем собора вместе с мощами св. Каллиста, папы Римского. Там же хранились главы мучеников Флорентия и Иокунда, пострадавших вместе с Н. (Flod. Rem. Hist. Rem. eccl. I 6; IV 8. 1998. P. 75, 399). Т. о., в IX-X вв. важнейшим местом почитания Н. был кафедральный собор в Реймсе. По указанию архиеп. Гинкмара для собора изготовили драгоценный алтарный антепендий, в иконографическую программу к-рого входили изображения Н., Евтропии и Флорентия (Devisse J. Hincmar, archevêque de Reims (845-882). Genève, 1976. Vol. 2. P. 910-914). В 959 г. на средства Арнульфа I, гр. Фландрии, были сделаны реликварии для мощей святых Каллиста, Н. и Евтропии (Flodoardus Remensis. Les Annales de Flodoard / Éd. Ph. Lauer. P., 1905. P. 147; см.: Demouy. 1980. P. 116). Фигуры Н. и Евтропии, а также сцены их мученичества помещены на портале сев. трансепта собора (XIII в.); Н. изображен с отрубленной головой в руках. Сходное скульптурное изображение святого находилось на главном портале монастырской церкви Н. (Сен-Никез; не сохр.). Предполагаемое место гибели Н. отмечено плитой с надписью на полу центрального нефа собора (памятный знак на этом месте существовал уже в XVII в.; см.: Marlot. 1843. P. 603; об изображениях Н. в соборе см.: Jadart. 1911. P. 228-241). Мощи Н. хранились в серебряной раке, изготовленной в 1213 г. по указанию архиеп. Альберика; в описях упоминаются также бюст-реликварий с главой святого и реликварий с костью его руки (Jadart. 1911. P. 249-253; Demouy. 1980. P. 116-117).
Базилика Н. была восстановлена по указанию архиеп. Гервасия (Жерве де Беллем; 1055-1067), который поселил при храме монахов-бенедиктинцев из аббатства св. Ремигия (Сен-Реми). Основание монастыря утвердили кор. Генрих I и его супруга Анна Ярославна, дочь Ярослава Мудрого (Catalogue des actes d'Henri Ier, roi de France (1031-1060) / Éd. F. Sœhnée. P., 1907. P. 105-106). Вскоре права и привилегии обители были подтверждены кор. Филиппом I по просьбе архиепископа (Recueil des actes de Philippe Ier, roi de France (1059-1108). P., 1908. P. 30-31, 76-79; Cossé-Durlin. 1991. P. 190-193). В сказании о перенесении мощей и о чудесах Н. сообщается, что Гервасий поместил в мон-ре реликвии святого и его сестры Евтропии, привезенные неким клириком из Турне (об этом событии подробнее см.: Marlot. 1846. Vol. 3. P. 156-160; Ott J. S. Bishops, Authority and Community in Northwestern Europe, c. 1050-1150. Camb., 2015. P. 175-177). Т. о., после сер. XI в. мощи Н. почитали одновременно в кафедральном соборе и в аббатстве Н. (Сен-Никез), что приводило к спорам между соборными канониками и монахами о подлинности святынь. Согласно записи в монастырских анналах под 1309 г., соборные каноники утверждали, что владеют «всем телом» Н. (se habere totum corpus beati Nicasii), тогда как у монахов есть якобы только зуб святого (Annales S. Nicasii Remenses // MGH. SS. T. 13. P. 87). В 1307 г. архиеп. Робер де Куртене произвел освидетельствование мощей Н. в кафедральном соборе, а в 1310 г.- в аббатстве Н.; повторное освидетельствование в мон-ре было предпринято в 1359 г. архиеп. Иоанном III (Жаном де Краном) (Demouy. 1980. P. 118-119, 128-131). В 1378 г. архиеп. Ришар Пик подарил имп. Карлу IV частицу мощей святого из аббатства Сен-Никез. Готическая монастырская ц. во имя Н., заложенная в 1231 г., была одной из крупнейших в г. Реймсе и отличалась пышностью убранства (подробнее см.: Givelet. 1897. P. 11-127; Bideault, Lautier. 1977). В церкви находился мраморный саркофаг, установленный на колоннах, в котором, по преданию, некогда покоились останки Н. Мощи святого хранились в 2 серебряных раках; нижняя челюсть, кость руки и зуб - в особых реликвариях; в монастырской ризнице находилась также стола святого (Marlot. 1843. P. 602-603; Tarbé. 1843. P. 251-259). Во время Французской революции аббатство Сен-Никез было упразднено (1791), монастырские здания проданы с аукциона и к 1819 г. полностью разрушены. Нек-рые предметы убранства были переданы в собор и в базилику Сен-Реми, саркофаг Иовина и фрагменты гробницы Н.- в городской музей. Серебряные реликварии с мощами Н. и Евтропии, хранившиеся в соборе, были конфискованы в 1792 г. (Tarbé. 1843. P. 139-142). Тогда же были утрачены реликвии, находившиеся в аббатстве Сен-Никез. После революции уцелевшие частицы мощей Н. были переданы в кафедральный собор и в базилику Сен-Реми; среди них были фрагмент нижней челюсти и позвонок святого, ранее хранившиеся в монастыре Сен-Никез, а также документы об освидетельствовании мощей в XIV в. (Demouy. 1980. P. 124). В 1923-1924 гг. в Реймсе по проекту Ж. М. Обюртена была построена приходская ц. во имя Н.
В Реймсской церковной пров. (сев. часть совр. Франции и юж. часть совр. Бельгии) святому посвящено примерно 12 церквей. В картулярии аббатства Сен-Ва в Аррасе (XII в.) среди святынь, хранившихся в монастыре, упомянута глава Н. (Cartulaire de l'abbaye de Saint-Vaast d'Arras, rédigé au XIIe siècle par Guimann / Éd. E. Van Drival. Arras, 1875. P. 106). Происхождение этой святыни (затылочная часть черепа) неизвестно, в настоящее время она находится в кафедральном соборе Арраса в реликварии ап. Иакова. По некоторым сведениям, фрагмент черепа Н. был перенесен из Реймса в Аррас в 1421 г. (Tarbé. 1843. P. 258; Van Drival E. Le trésor sacré de la cathédrale d'Arras. Arras, 1860. P. 96-98).
В IX-X вв. Н. особо почитался в аббатстве Сент-Аман (ныне Сент-Аман-лез-О). Его имя содержится в сакраментариях аббатства под 14 дек. и в литаниях сер. IX в. В календаре Сент-Аман под 30 июля указан день освящения церкви Н.- возможно, речь идет о ц. во имя Н. в Реймсе или в Турне (Mériaux. 2006. P. 212). В стихотворном Житии св. Аманда (BHL, N 333), написанном Милоном в сер. IX в., упоминается о мощах Н., хранившихся в Турне во времена св. Аманда (сер. VII в.) (Milo. Vita Amandi metrica // MGH. Poet. T. 3. P. 589). О почитании Н. в Турне свидетельствует диптих из слоновой кости (IX-X вв.), хранящийся в ризнице кафедрального собора. В утерянной в наст. время грамоте франц. кор. Людовика IV Заморского (936-954) Н. упомянут как 2-й патрон кафедрального собора Турне после Пресв. Богородицы (Mériaux Ch. Gallia irradiata: Saints et sanctuaires dans le nord de la Gaule du haut Moyen Âge. Stuttg., 2006. P. 211-212).
Частицы мощей Н. находились в Нуайоне, в Сент-Шапель в Париже, куда они были привезены Карлом V в 1257 г., и в Фульде (Германия) (Tarbé. 1843. P. 258; Demouy. 1980. P. 118). Н. также считается покровителем Новильяса (пров. Сарагоса, Испания).
Начиная с IX в. имя Н. появляется в богослужебных книгах Реймса и соседних областей. Так, в Мартирологе из аббатства Сен-Реми, предположительно написанном в IX в., Н. упомянут под 14 дек. (Sacramentaire. 1900. P. 21); в Реймсском календаре ок. 840 г. (кроме дня пам. 14 дек.) под 29 июля обозначено освящение ц. во имя Н. (см.: Der karolingische Reichskalender / Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 1. S. 145-146). О богослужебном поминовении епископа в посвященной ему базилике упоминает Флодоард (Flod. Rem. Hist. Rem. eccl. I 7. 1998. P. 77-78). В ординале кафедрального собора, составленном в XII в. и использовавшемся до XVI в., а также в приложениях к нему описан порядок богослужения в дни памяти Н. (14 дек.) и перенесения его мощей в кафедральный собор (23 июля) (Sacramentaire. 1900. P. 163, 193-194, 262-263, 298; о праздновании памяти Н. в соборе см.: Jadart. 1911. P. 241-247, 258-268). В календаре реймсского собора XIII в., отражающем более древнюю литургическую традицию, также помимо дня памяти 14 дек., когда епископ поминается с пострадавшими с ним, под 23 июля отмечен день перенесения мощей святого в кафедральный собор. В Мартирологе из кафедрального собора Реймса 2-й пол. XIII в. под 14 дек. кроме Н. и пострадавших вместе с ним упоминается его сестра Евтропия (Sacramentaire. 1900. P. 69, 82, 90, 146). Также имя Н. встречается и в др. западных каролингских мартирологах, напр. в стихотворном Мартирологе Вандальберта Прюмского, составленном в 40-х гг. IX в. (MGH. Poet. T. 2. P. 601), и Рабана Мавра (MartRaban. P. 128). Во 2-й пол. IX в. имя Н. было внесено в Мартиролог Адона, архиеп. Вьеннского, который в кратком сказании сообщил, что святой был убит вандалами внутри церкви, а не у ее входа, как указал Флодоард. В Мартирологе Узуарда к имени Н. добавлено имя его сестры Евтропии (MartUsuard. P. 359). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес в Римский мартиролог под 14 дек. память Н., Евтропии и пострадавших с ними от варваров (MartRom. P. 582); в совр. редакции Римского мартиролога под 14 дек. указана память Н., Евтропии, диак. Флорентия и Иокунда (MartRom (Vat.). P. 635). В наст. время поминовение Н. совершается 14 дек. в Реймсском архиеп-стве.