Чудотворный образ (празд. 28 мая). Сказание о Н. и. известно в составе рукописного сб. «Солнце Пресветлое» нач. XVIII в. (МГУ НБ. № 293. Л. 42). Приведенный в нем при названии иконы «Никейская» текст очень краток и содержит информацию лишь о том, что участниками I Вселенского Собора в Никее было постановлено петь на повечерии песнопение, прославляющее Богоматерь: «Бысть чрево Твое святая Трапеза имущи Небеснаго Хлеба Христа, от Него же всяк ядыи не умирает, якоже рече всяческих, Богородице, Питатель»; при этом сведений о к.-л. иконе в сказании нет. По первым словам данного песнопения Н. и. получила немного позднее 2-е название: «Бысть чрево Твое святая Трапеза». Исторических свидетельств прославления к.-л. иконы Божией Матери на Никейском Соборе и установления ей песнопения нет. Текст песнопения представляет собой начало Канона прп. Андрея Критского (ок. 660-740) и относится к более позднему времени. Очевидно, что сведения в сб. «Солнце Пресветлое» были интерпретированы т. о., что песнопение соотнесли не с Пресв. Богородицей, а с Ее иконой. Название Никейский образ получил по месту проведения Cобора в Никее, день празднования иконе установлен накануне памяти I Вселенского Cобора.
Дополнительные сведения о Н. и. появились в лит-ре XIX в., посвященной чудотворным Богородичным иконам: участники Собора пели песнопение «Бысть чрево Твое...» перед Н. и. после того, как им была рассказана следующая история. Образ прославился в 304 г. при осаде г. Никеи (в ряде случаев упом. о том, что город осаждал некий Амир - очевидно, воспринятый как имя собственное вост. титул «эмир»), когда человек по имени Константин бросил в эту икону камень, разбил ее и топтал ногами. Ночью ему во сне явилась Богоматерь и сказала, что на свою голову он учинил Ей великое поругание. После этого во время сражения Константин был поражен камнем в голову и погиб. У различных авторов этот рассказ дополнен разными подробностями.
Эта история позаимствована с незначительными изменениями из другого краткого сказания в составе сб. «Солнце Пресветлое», относящегося к Евтропьевской иконе Божией Матери. Местом действия в нем названа не Никея, а Палестина, событие отнесено к 792 г. (МГУ НБ. № 293. Л. 38 об.- 39). Литературным источником этого текста является упоминание в соч. архим. Иоанникия (Галятовского) «Небо Новое» о чуде с иконой, где образ Богоматери не имеет собственного названия (Львов, 1665. Л. 66 об.- 67). Архим. Иоанникий указал на источник своего текста: «Евтропий. Кн. 21. О речах Римских» (очевидно, от этой ссылки образовано название иконы «Евтропьевская» в сб. «Солнце Пресветлое»). По-видимому, здесь подразумевается сочинение римского историка Евтропия Флавия († после 380) «Бревиарий римской истории от основания города» в 10 книгах, в тексте к-рого приводимый архим. Иоанникием сюжет отсутствует (Кобяк Н. А. К вопросу об источниках сочинения о чудесах богородичных икон «Солнце пресветлое» // Вспомогательные исторические дисциплины и источниковедение: современные исследования и перспективы развития: Мат-лы XXVII междунар. конф. Москва, 9-11 апр. 2015 г. М., 2015. С. 245-247).
Когда и при каких обстоятельствах история Евтропьевской иконы закрепилась за Н. и., неясно. Возможно, это произошло при переписывании сб. «Солнце Пресветлое» или близкого к нему по содержанию аналогичного сборника в старообрядческой среде. Так, в Клинцовском иконописном подлиннике присутствует ошибочная идентификация Н. и. с Антиохийской иконой Божией Матери (Ровинский. Народные картинки. Т. 4. C. 690).
В совр. лит-ре была предпринята попытка объяснить с т. зр. названия и иконографии происхождение Н. и. от образа Божией Матери «Никопея», но она не получила убедительной аргументации (Козлова И. Д. К опыту осмысления эволюции православной иконографии: О богородичной иконе «Никейская» - «Бысть чрево Твое святая трапеза...» // Вестн. Томского гос. ун-та. 2011. [№ 2:] Культурология и искусствоведение. С. 52-58).
Происхождение иконографии Н. и. неясно. Не исключено, что она имеет зап. источники, переосмысленные в рус. изобразительной традиции в нач. XVIII в. Среди гравюр в 2 известных иллюстрированных рукописных экземплярах сб. «Солнце Пресветлое» (МГУ НБ. № 293; ГИМ. Муз. № 42) изображение Н. и. отсутствует. Впервые под названием «Бысть чрево Твое святая Трапеза» оно встречается на происходящей из московской ц. апостолов Петра и Павла на Нов. Басманной ул. иконописной раме к Владимирской иконе Божией Матери со сводом Богородичных икон 1722 г. работы московского иконописца Ивана Дорофеева (частное собрание). Это же название присутствует в качестве наименования и на всех позднейших самостоятельных иконах такого извода, поскольку иконография Н. и. с ним тесно связана и посредством ряда символических деталей наделена евхаристическим смыслом. На иконе представлено поясное изображение Богоматери с поднятыми руками по типу чудотворной Новгородской иконы Божией Матери «Знамение», но Ее голова слегка повернута влево. Перед Пресв. Богородицей на храмовом престоле стоит чаша в форме потира с полуфигурой Младенца Христа в ней. В XVIII в. извод имел дополнительные детали: изображения развернутого свитка в левой руке Младенца и града между Богоматерью и потиром. Эти детали известны по очень редким памятникам того времени (ГМИР, храм св. Иоанна Предтечи на Пресне). По-видимому, они повторяли некий единый гравюрный образец. Самостоятельные иконы в отличие от клейма на раме имеют зеркальный перевод, и в них утрачена важная деталь - изображение Св. Духа в виде голубя в округлом медальоне сияния, нисходящего на чашу со Христом, к Которому и был развернут лик Богоматери.
Стенописное изображение, соответствующее иконографическому типу Н. и., но не имеющее названия, находится в своде окна жертвенника ц. Благовещения в Ярославле. Росписи традиционно датируются 1709 г.- по времени освящения храма при архиеп. свт. Димитрии Ростовском (1702-1709), но, очевидно, выполнены позднее. Изображение сопровождает надпись: « » (Ин 6. 51).
В XIX в. иконография Н. и. получила нек-рое распространение в старообрядческой иконописи Ветки и Стародубья, однако она при этом утратила характерные для первоначального варианта детали - изображения свитка и града (ЦАК МДА). К такой иконографии относится прославившаяся в 1878 г. «Неупиваемая Чаша», икона Божией Матери.