ОЛЕГ (ЛЕОНТИЙ) РОМАНОВИЧ
Том LII, С. 572-576
опубликовано: 1 июня 2023г.

ОЛЕГ (ЛЕОНТИЙ) РОМАНОВИЧ

Содержание

Прп. Олег Брянский. Икона. Кон. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова)Прп. Олег Брянский. Икона. Кон. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова) (кон. 50-х гг. XIII в.- кон. XIII или нач. XIV в., Чернигов (?)), прп., вел. кн. Черниговский и Брянский (пам. 20 сент., в Соборе святых Брянской митрополии и в Соборе Волынских святых). Из черниговских Рюриковичей, 2-й сын св. блгв. вел. кн. Черниговского и Брянского Романа Михайловича Старого и кнг. Анны, внук св. блгв. киевского, черниговского и новгородского кн. мч. Михаила Всеволодовича, племянник ростовского кн. мч. Василия (Василько) Константиновича и его жены - блгв. кнг. Марии Михайловны. Близкими родственниками О. Р. по мужской линии были погибшие в борьбе с ордынцами страстотерпцы св. блгв. кн. киевский Владимир (Иоанн) Иоаннович и св. блгв. кн. путивльский Иоанн (Кузьмин А. В. Источники XVI-XVII вв. о происхождении киевского и путивльского кн. Владимира Ивановича // Вост. Европа в древности и средневековье: Проблемы источниковедения: XVII Чт. памяти В. Т. Пашуто и IV Чт. памяти А. А. Зимина: Тез. докл. М., 2005. Ч. 2. С. 220-223).

Биография

Основные биографические сведения об О. Р. сохранились в Галицко-Волынском своде кон. XIII в. (т. н. Ипатьевской летописи в списке нач. XV в.), а также в древнерус. синодиках, среди к-рых важнейшее значение имеют данные списков т. н. Любецкого помянника посл. трети XVII - XVIII в.

Благодаря данным древнейшего списка родового помянника черниговских князей (восходит к редакции нач. XV в.), сохранившегося в составе синодика ц. Введения Пресв. Богородицы Киево-Печерского монастыря (посл. треть XVII в.), более чем 150-летнюю дискуссию о происхождении О. Р. следует окончательно считать закрытой. На время рождения О. Р. косвенно указывают 1-е упоминание его старшего брата кн. Михаила Романовича (1263), а также наличие помимо 4 сыновей (Михаил, О. Р., их младшие братья - князья Иоанн и Константин Романовичи) еще 4 дочерей, младшая из к-рых, кнж. Ольга (Елена) Романовна (50-е гг. XIII в.- после 1288), вышла замуж за владимиро-волынского блгв. кн. Владимира (Иоанна) Васильковича.

После ранней гибели в сражении с литовцами старшего брата, кн. Михаила Романовича († между 1263 и 1274), О. Р. стал наследником отца и вместе с ним участвовал в различных дипломатических и военных предприятиях, в частности в масштабном русско-ордынском походе зимой 1274/75 г. на земли Чёрной Руси (Понеманье), входившей в состав владений правителей Литовского великого княжества. Подробно описавший это событие волынский летописец применил к О. Р. и его отцу именование «заднѣпрескыи князи». Являясь вассалами ордынского темника Ногая, кн. Роман Михайлович и О. Р. в союзе с др. рус. князьями отправились под Туров, затем в Слуцк, а потом, объединившись с ордынскими отрядами, вошли в литов. владения. О. Р. «пришел бо бяше наперед с Татары» к Новгородку (ныне Новогрудок), при этом ордынцы очень хотели, чтобы туда «притягл» и кн. Роман Михайлович. Это уникальное уточнение волынского летописца косвенно свидетельствует о том, что к этому времени О. Р. хорошо знал ордынцев и, возможно, вместе с отцом уже посещал Орду. После безуспешной осады Новгородка и завершения похода О. Р. по приглашению кн. Владимира Васильковича и по приказу своего отца ездил вместо него во Владимир (Волынский), чтобы повидаться с сестрой - кнг. Ольгой Романовной (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 872-874). Ок. 1288 г. вместе с отцом О. Р. мог посетить Свенский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь.

В рукописной традиции, восходящей к митрополичьему синодику XIV в., О. Р. поминался как князь Брянский. Между тем в местной черниговской традиции, нашедшей отражение в синодике ц. Введения Пресв. Богородицы Киево-Печерского мон-ря, подчеркивалось, что О. Р. наряду с отцом поминали как «велик(аго) кн( )s Черниговског(о), ставившємy дванадес т(ь) тєм(ъ) людей, и прïємшємy агг(є)лский браз(ъ)» (НКПИКЗ. № 907. Л. 9 об.; Кузьмук. 2007. С. 17). Долгое время это важное уточнение источника не было известно. Поэтому, опираясь на более краткую редакцию текста т. н. Любецкого помянника, списки к-рого были введены в научный оборот архиеп. Филаретом (Гумилевским), Г. А. Милорадовичем и Р. В. Зотовым, в кон. XIX - нач. XXI в. многие полагали, что О. Р. был исключительно правителем Брянского княжества. Однако, учитывая данные синодика ц. Введения Пресв. Богородицы, можно сделать вывод о том, что сведения об О. Р. как о Черниговском и Брянском святом в Описании о российских святых (№ 100. С. 30) имеют под собой надежный источник.

Блгв. кн. Георгий Всеволодович и прп. Олег Брянский. Клеймо иконы «Всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского». 60-е гг. XIX в. (собор равноап. кн. Владимира, С.-Петербург)Блгв. кн. Георгий Всеволодович и прп. Олег Брянский. Клеймо иконы «Всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского». 60-е гг. XIX в. (собор равноап. кн. Владимира, С.-Петербург)Уникальное свидетельство синодика ц. Введения Пресв. Богородицы позволяет предположительно реконструировать судьбу О. Р. в кон. XIII - нач. XIV в. Известно, что Брянское княжество через некоторое время после гибели в Орде св. блгв. вел. кн. Романа Михайловича Старого († после 1288) перешло в руки претендовавших на него еще в 1285 г. св. блгв. вел. кн. Смоленского и Ярославского Феодора Ростиславича Чёрного и его племянников (см. ст. Феодор Ростиславич, Давид и Константин) (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 482). В связи с данными синодика ц. Введения Пресв. Богородицы можно предполагать, что в обмен на Брянское княжество дети вел. кн. Романа Михайловича Старого получили военную и политическую поддержку св. блгв. вел. кн. Феодора Ростиславича Чёрного в борьбе за старшие княжеские столы в Чернигово-Северской земле. Это событие хронологически должно было совпадать с периодом правления в Орде хана Тохты, когда он вел борьбу с темником Ногаем. Т. о., вероятно, между 1293 и 1299 гг. взамен Брянского княжества О. Р. вопреки лествичному праву и традиции получил старейший стол в Черниговском княжестве, а его младший брат кн. Иоанн Романович - вымороченное Путивльское княжество. В период усобиц, закончившихся в Юж. Руси лишь в 1299 г. в связи с гибелью во время сражения в Подонье Ногая, О. Р. сумел проявить себя как опытный правитель, собравший на Руси за время княжения в своих черниговских владениях ок. 120 тыс. чел. (НКПИКЗ. № 907. Л. 9 об.; Зотов. 1892. С. 26; Кузьмук. 2007. С. 17). Судя по хронологии событий, согласно Житию митрополита Киевского свт. Алексия, именно в период этих усобиц из Чернигова на службу в Москву переехали его родители - Федор Бяконт и Мария.

Не подтверждаются письменными источниками данные о том, что О. Р. якобы был основателем брянского Петропавловского муж. мон-ря (см. Брянский во имя святых апостолов Петра и Павла женский монастырь) (Коваленко. 1997). В пользу вероятности этой версии косвенно свидетельствуют лишь находки материальной культуры, к-рые указывают на освоение в XII-XIII вв. территории Петровской горы, к-рая в XIII в. стала ядром брянского посада, располагавшегося к северу и северо-востоку от города. На территории посада оказалось селище с характерным названием Княжий Клин (Гурьянов В. Н., Поляков Г. П. Новые исследования древнего Брянска // Роль раннiх мiських центрiв в становленнi Киïвськоï Русi: Мат-ли польового iст.-археол. семiнару. Суми, 1993. С. 27-30; Гурьянов В. Н. и др. Охранные раскопки на Петровской горе в Брянске // Ежег. НИИ фундаментальных и прикладных исслед. Брянского ГУ. Брянск, 2017. С. 111-116). Однако достоверно связать расширение г. Брянска в эту сторону с деятельностью О. Р., святыми патронами к-рого в отличие от его родственников не были апостолы Петр и Павел, пока не представляется возможным.

По-видимому, О. Р. не был женат, т. к. ни в одном из списков т. н. Любецкого помянника, в к-рых есть сведения о князе, не названо имя его жены. Не зная данных о потомках блгв. вел. кн. Романа Михайловича Старого, перечисляемых в частных рус. родословцах XVI-XVII вв. и синодике ц. Введения Пресв. Богородицы Киево-Печерского мон-ря, нек-рые исследователи ошибочно относили к прямым потомкам О. Р. литов. великокняжеского наместника в Смоленске (1399-1401) и бывш. черниговского вел. кн. Романа Михайловича Брянского († 1401) (Wolff J. Kniaziowie litewsko-ruscy od końca czternastego wieku. Warsz., 1895. S. 11-12; Kuczyński S. M. Ziemie czernihowsko-siewierskie pod rządami Litwy. Warsz., 1936. S. 100-101).

Перед смертью О. Р. постригся в монахи с именем Василий (НКПИКЗ. № 907. Л. 9 об.; Кузьмук. 2007. С. 17). Точное время его смерти неизвестно. Встречающаяся в ряде церковных и научно-популярных изданий дата - 1307 г.- при проверке источниками не подтверждается.

В иконописных подлинниках XVII-XIX вв. образ О. Р. описан под 27 июня (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 410-411), однако с каким именно днем в жизни преподобного она была связана, остается неясным.

По-видимому, после кончины в кон. XIII - нач. XIV в. тело О. Р. было перевезено из Чернигова в Брянск и захоронено в Петропавловском соборе одноименного муж. мон-ря.

Почитание

Судя по тому, что в XIV-XV вв. вечная память «Олгоу Добр нскомоу» читалась в Успенском синодике Московского Кремля, можно полагать, что богоугодная деятельность О. Р. была хорошо известна его младшим современникам (ДРВ. Ч. 6. С. 449). В кон. XV - XVII в. эта традиция поминания князя была распространена на все епархиальные соборы Русского государства (см., напр.: ОР РНБ. F.п.IV. № 1. Л. 32 об.- 33 об.). В списках кон. XVII-XIX в. Описания о российских святых О. Р. упоминается как Черниговский и Брянский чудотворец (№ 100. С. 30). Интересно отметить, что в восходящем к Описанию списке нач. XVIII в. «Книги, обдержащей в себе собрание всех Российских Святых Чудотворцов…» князь был указан всего лишь как святой из Брянска (Барсуков. Источники агиографии. С. II).

По данным митрополита Ростовского свт. Димитрия (Савича (Туптало)), в 3-й четв. XVII в., при патриархе Никоне, почитавшем О. Р., брянский Петропавловский мон-рь стал ставропигиальным. 10 окт. 1831 г. имя О. Р. включено в Собор Волынских святых. В 1873 г. Н. Д. Квашнин-Самарин отмечал, что О. Р. «причтен ко Святым, и мощи его находятся в Брянске под спудом. В полных Святцах об нем сказано только то, что он постригся в Брянске и скончался там же, в самом конце XIII века. Жития его не существует» (Квашнин-Самарин. 1873. С. 218). В нояб. 1893 г. вел. кн. Константин Константинович пожертвовал обители икону с образом О. Р. «со сребропозлащенною к ней лампадою» и крупную сумму кредитных билетов - на 600 р. 14 июля 1897 г. по ходатайству Брянской городской думы Синод издал указ, разрешавший в память о св. князе выносить его образ вместе с иконами Божией Матери Свенской (Печерской) и прп. Поликарпа Брянского во время крестного хода в Брянске, который проходил 11 авг. 13 июля 1900 г. Брянская городская дума постановила считать 20 сент. днем памяти О. Р., в Брянске в этот день была запрещена торговля.

В 1915 г. в с. Осташёве Волоколамского у. в усадьбе вел. кн. Константина Константиновича была возведена церковь-усыпальница погибшего в ходе первой мировой войны его сына, кн. крови императорской Олега Константиновича (1915-1916; архитекторы М. М. Перетяткович, С. М. Дешёвов), получившая посвящение во имя О. Р., прп. Серафима Саровского и блгв. Черниговского кн. Игоря (Георгия) Ольговича.

Рака над мощами прп. Олега Брянского в Петропавловском Брянском мон-ре. Фотография. 1902 г.Рака над мощами прп. Олега Брянского в Петропавловском Брянском мон-ре. Фотография. 1902 г.В период пребывания на Брянской кафедре епископа Даниила (Троицкого; с 1934 архиепископ), с авг. 1931 и до нач. 1934 г., были обретены мощи О. Р., которые с целью спасения от поругания тайно перезахоронены под алтарем монастырской ц. Введения во храм Пресв. Богородицы. 10 авг. 1995 г., во время архиерейства Брянского и Севского архиеп. Мелхиседека (Лебедева), мощи О. Р. были вновь обретены, после того как о месте их захоронения сообщила бывш. староста Введенской ц. М. А. Белова. 9 февр. 1996 г. в ц. Покрова Пресв. Богородицы в Брянске освящен крестильный придел во имя О. Р. и прп. Поликарпа Брянского. 5 дек. 2003 г. имя О. Р. включено в Собор Брянских святых, 26 окт. 2009 г. предстоятель УПЦ МП митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) торжественно освятил храм во имя О. Р. в Киеве (ул. Здолбуновская, д. 33а). По его указанию в дар прихожанам храма были преподнесены частица мощей и образ преподобного. 24 июня 2013 г. храм во имя О. Р. освящен в Новосибирске, а его торжественное архиерейское освящение 28 июня совершил митрополит Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов). Из Брянска в этот храм были переданы частица мощей О. Р. и его икона.

Церкви во имя О. Р. действуют также в дер. Лужки городского окр. Истра Московской обл. (крестильный храм), в Свято-Успенском мужском монастыре в микрорайоне Удачный г. Красноярска; на Украине - в г. Харькове (освящена в 2008), в Белоруссии - в г. Добруш Гомельской обл. (освящена в 2015). Часовни, освященные во имя О. Р., действуют в г. Пятигорске, дер. Хотенке Козельского р-на Калужской обл., в ст-це Воронежской Усть-Лабинского р-на Краснодарского края, в с. Н. Гумбет Октябрьского р-на Оренбургской обл.

Ист.: ДРВ. Ч. 6. С. 449; Милорадович Г. А. Любеч, Черниговской губ. Городницкого у., родина прп. Антония Печерского // ЧОИДР. 1871. Кн. 2. Отд. 2. № 23. С. 35; Синодик старца Ефрема: Ркп. Свенского мон-ря 7134 г. Брянск, 1896; Синодик Любецкого Антониева мон-ря. Чернигов, 1902. Л. 21; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 872-874; Кузьмук О. С. Помєнник Ввєдєнськоï цєркви в Ближнiх пєчєрах Києво-Пєчєрськоï лаври: Публ. ркп. пам'ятки 2-ï пол. XVII ст. // Лаврський альманах. К., 2007. Вип. 18. С. 17. Л. 9 об.
Лит.: ИРИ. Т. 3. С. 460; Квашнин-Самарин Н. Д. По поводу Любецкого синодика // ЧОИДР. 1873. Кн. 4. Отд. 5. С. 213-226; Филарет (Гумилевский). РСв. Сент. С. 102-104; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 410-411; Брянский Петропавловский жен. мон-рь: Мат-лы для истории сей обители и елецкого Троицкого мон-ря. Брянск, 1886; Зверинский. Т. 1. № 353; Зотов Р. В. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892; Брянский Петропавловский жен. мон-рь. Брянск, 1895; Пясецкий Г. М. История Орловской епархии и описание церквей, приходов и мон-рей. Орел, 1899; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Ч. 2. С. 250; Власьев Г. А. Потомство Рюрика: Мат-лы для составления родословий. СПб., 1906. Т. 1: Князья Черниговские. Ч. 1. С. 27-28; Горский А. А. Брянское княжество в полит. жизни Вост. Европы (кон. XIII - нач. XV в.) // Средневек. Русь. М., 1996. Вып. 1. С. 76-110; Коваленко З. П. Олег Брянский и Петропавловский мон-рь // Страницы истории г. Брянска: Мат-лы ист.-краевед. конф. Брянск, 1997. С. 32-40; Кизимова С. П., Зубова Е. М. По следам святых обителей: Из истории мон-рей и пустыней Брянского края. Брянск, 1999; Шеков А. В. О помяннике черниговских князей в составе Любецкого синодика // Ист. музей - энциклопедия отеч. истории и культуры. М., 2007. С. 281-300. (Тр. ГИМ; 169); он же. Верховские княжества: Сер. XIII - сер. XVI в. М., 2012 (по указ.); Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 83, 178.
А. В. Кузьмин

Иконография

По сводному иконописному подлиннику XVIII в. О. Р. «подобием надсед, брада доле Власиевы, в схиме, ризы преподобническия» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 60). Иногда указывалось (под 27 июня и 10 нояб.), что в руках он держит церковь, очевидно как напоминание об основанной им брянской обители: «Надсед, брада доле Власиевы, не раздвоилась, в схиме, ризы преподобническия, в руках церковь» (20-е гг. XIX в.- РНБ. Погод. № 1931. Л. 62 об.; см. также: ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 177 об.).

К кон. XIX в. имя О. Р. оказалось почти забытым, и до 1893 г. в Петропавловском мон-ре Брянска не было икон с его изображением. Первый за долгие годы образ О. Р. был пожертвован вел. кн. Константином Константиновичем, к-рый в письме от 9 нояб. 1893 г. еп. Орловскому Мисаилу (Крылову) отметил, что, «соорудив икону Преподобного Князя Олега, Брянского чудотворца, Моя Великая Княгиня и Я желали бы поставить ее с неугасимою лампадою в Брянском Петропавловском женском монастыре, в предполагаемом месте упокоения Святых мощей благоверного Князя…» (цит. по: Житие. 2005. С. 8). По просьбе великих князя и княгини икону предполагалось установить 15 нояб., в день рождения их младшего сына Олега, чьим небесным покровителем был О. Р. Икона прибыла в Брянск 14 нояб. 1893 г. В газ. «Брянский вестник» (№ 2 от 11 февр. 1894, разд. «Хроника») приводится описание образа: «Мерою он в длину полтора аршина, а шириною 12 вершков. Икона превосходной кисти. Князь-иеросхимонах изображен в рост, правая рука его у персей, левая слегка приподнята. Образ писан по лазоревому полю с орнаментом в строго византийском стиле. По обеим сторонам главы Преподобного надпись церковнославянскими буквами: справа - «Святый благоверный князь Олег», слева - «Брянский чудотворец». Обе подписи идут вертикально, как употреблялось древле изографами. Нимб вокруг главы святого князя-отшельника наложен золотой, но матовый, и только лишь внешний обод его сделан немного светлее. Лик преподобного строго-иконный, без поздней московской отживки, и чрезвычайно привлекательный. Взор у святого вдумчивый».

Прп. Олег Брянский. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (частное собрание)Прп. Олег Брянский. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (частное собрание)Очевидно, иконы О. Р. хранились и в семье вел. кн. Константина Константиновича. Так, единоличный образ О. Р. письма И. С. Чирикова (1899, ГМИР) был включен под 20 сент. в серию аналойных икон-святцев (годовая минея состояла более чем из 350 образов; в наст. время в ГЭ, ГРМ и ГМИР). Икона была написана по заказу вел. кн. Константина Константиновича и предназначалась для домовой ц. Введения во храм Пресв. Богородицы Мраморного дворца в С.-Петербурге. О. Р. показан фронтально в рост на фоне пейзажа с храмами, голову покрывает островерхий куколь, в левой руке свиток.

Единоличные изображения О. Р. после 1893 г., с одной стороны, соответствовали кратким описаниям иконописных подлинников, с другой - воспроизводили образ, подаренный вел. князем. В основном они являлись паломническими образками и были написаны в живописной мастерской брянского Петропавловского девичьего мон-ря в 1893-1918 гг. К ним относится небольшая икона «Блгв. кн. Олег Брянский, чудотворец» в масляной технике (собрание Ф. Р. Комарова): святой представлен седобородым старцем, стоящим прямолично, в монашеской мантии и схимническом куколе, правая рука прижата к груди, левая развернута ладонью возле груди. Икона написана в академической манере, цветовая гамма коричневая, письмо миниатюрное, личное тщательно проработано мелкими мазками. Фон с цветовой растяжкой - от светлого вверху до темно-коричневого внизу и с высветленным поземом в виде каменных плит пола; надпись: «Св. Кнзь Олегъ Брнскiй чдотв.». На небольших золотофонных иконах нач. XX в. из частных собраний, также, вероятно, созданных в живописной и чеканной мастерской Петропавловского мон-ря, О. Р. тоже изображен в рост (на одной - с пейзажным поземом, фронтально, на другой - вполоборота влево), в левой руке у него четки.

4 окт. 1894 г. было официально разрешено издание печатных икон Брянских святых, в частности О. Р. и прп. Поликарпа Брянского, а также их металлических образков. На бумажных иконах, печатавшихся в типографии Е. И. Фесенко в Одессе, преподобные показаны в рост, в 3/4-ном повороте к центру, поддерживающими с обеих сторон икону Божией Матери. Особенностью этой иконографии является изображение разных Богородичных икон в руках у О. Р. и прп. Поликарпа. Очевидно, это было связано с местонахождением заказчика и с тем, какой образ Богоматери почитался в том или ином регионе. Наиболее часто в руках у Брянских святых изображали Иверскую, Почаевскую и Казанскую (главную святыню брянского Петропавловского мон-ря) иконы Божией Матери. В иконописных вариантах известны местночтимые брянские изводы - О. Р. и прп. Поликарп с Челнской иконой Божией Матери, под иконой изображен свт. Амфилохий (церковное собрание, Брянск). На О. Р. схима, куколь округлой формы, окладистая седая борода преподобного спускается ниже груди.

Преподобные Олег и Поликарп Брянские с Челнской иконой Божией Матери и свт. Амфилохием. Икона. Кон. XIX в. (Церковное собрание, Брянск)Преподобные Олег и Поликарп Брянские с Челнской иконой Божией Матери и свт. Амфилохием. Икона. Кон. XIX в. (Церковное собрание, Брянск)Возможно, тогда или немного ранее появилась традиция изображения О. Р. в княжеских одеждах. Наиболее ранний известный в наст. время пример - в одном из клейм на иконе «всех святых российских великих князей, княгинь и княжон рода царского» 60-х гг. XIX в., созданной в мастерской В. М. Пешехонова (собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге). Надпись: «Сентбр. 20. Прп. блгв. кнзь. лег.» - поновлена, не исключено, что изначально это было изображение др. св. князя. Он представлен вместе с вел. кн. мч. Георгием Всеволодовичем, в рост, средовек с небольшой бородой и короткими вьющимися волосами, разделенными на прямой пробор, в княжеском одеянии, голова не покрыта, правая рука на груди, левая касается края красного плаща с золотым цветочным орнаментом.

Образ О. Р. (преимущественно в княжеской одежде) включался в многофигурные композиции в монументальных храмовых циклах, в частности: галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010); «Шествие русских святых к небесам» 1898 г. работы П. Тергина на лестнице Преображенского собора Валаамского мон-ря; придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя 70-х гг. XIX в. (худож. Л. П. Пигулевский; образ О. Р. в схиме, с моделью храма в руке, воссоздан в 1999 бригадой А. К. Быстрова, худож. А. Е. Пашин).

В совр. иконописи встречаются поясные и ростовые образы О. Р. (в т. ч. в шитье) как в единоличных изводах, так и в составе избранных святых или Соборов Брянских святых, а также всех рус. чудотворцев. Наиболее часто святой предстает в облике старца с длинной сужающейся книзу бородой, в преподобнических одеждах и схимническом куколе. Положение рук варьируется: они крестообразно сложены на груди (рисунок мон. Иулиании (Соколовой) к лицевым святцам рус. святых, под 20 сент., 1959-1962, частное собрание), либо правая рука раскрыта ладонью к молящемуся, а левая прижата к груди (икона «Блгв. кн. Олег Брянский», ок. 2000, Москва), либо персты правой руки сложены в благословении, в левой руке модель каменного или деревянного храма или свиток (икона на крышке раки со св. мощами блгв. князя). В богатой новейшей иконографии зафиксированы изводы, на которых О. Р. представлен в княжеских одеждах (напр., образ 2013 г., иконописцы Д. В. и М. В. Молчановы), изредка с мечом в руке или в молении Спасителю в небесном сегменте; существуют варианты икон святого с клеймами жития (2008, иконописец Г. Карнышова) или с сюжетами в поле изображения (иконописная мастерская «Диво» при ц. Сошествия Св. Духа на Лазаревском кладбище).

Мон. Иулиания (Соколова) включила О. Р. (рядом с прп. Поликарпом, названы Брянскими чудотворцами) в число чудотворцев, изображенных на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» (1-й образ - 1934, из келейных икон свт. Афанасия (Сахарова), в наст. время хранится в ТСЛ), его образ присутствует на авторских и последующих повторениях этой композиции, а также среди князей на иконе рус. чудотворцев в молении Господу Вседержителю, подаренной патриарху Алексию I в память 500-летия автокефалии РПЦ «от русских людей в Югославии» (1948, митрополичьи (патриаршие) покои ТСЛ). На иконе «Избранные Брянские святые» (2-я пол. 90-х гг. XX в., иконописцы А. В. и Л. М. Недоступенко, ц. Воскресения Христова в Брянске) О. Р. изображен 2-м слева вместе с прмч. Кукшей, преподобными Поликарпом и Александром Пересветом в молении Печерской (Свенской) иконе Божией Матери. После установления празднования Собора Брянских святых, ок. 2005 г., была создана икона «Собор святых, в земле Брянской просиявших» (по образцу композиции «О Тебе радуется»), на к-рой О. Р. изображен в правой части 2-м от центра в 1-м ряду, как и др. святые,- в молитвенном предстоянии Свенской иконе Божией Матери (иконописец мон. Варнава (Карцева), неск. списков - кафедральный Троицкий собор в Брянске). Кроме того, образ О. Р. встречается в иконографии «Собор Волынских чудотворцев» (напр., икона, написанная после 2006, ц. во имя Иова и Амфилохия Почаевских в Почаевской ДС).

Арх.: Ведомость о состоянии Брянского Петропавловского мон-ря. Послужной список. Ведомость о бытии у исповеди и причастии монашествующих. Метрическая книга. 1908 г. // ГАБО. Ф. 508. Оп. 1. Ед. хр. 25. Л. 13 об.- 17 об.; Опись имущества Петропавловского жен. мон-ря г. Брянска. 1918 г. // ГАБО. Ф. 2515 (Брянское уездное бюро юстиции исполкома). Оп. 1. Ед. хр. 9. Л. 5-28 об.
Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 60; Попов В., свящ. Святыни г. Брянска // Орловские ЕВ. 1893. № 19. С. 622-624; Тиханов П. Н. Преподобные князья Олег и Поликарп, Брянские чудотворцы: Мат-лы для рус. агиологии. СПб., 1893; Брянский вестн.: Газ. 1894. № 2, 11 февр.; Злотникова И. В. Брянские иконописцы // Из истории Брянского края: Мат-лы юбил. ист.-краевед. конф., посвящ. 50-летию образования Брянской обл. и 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Брянск, 1995. С. 144-149; она же. Страницы истории иконописания на Брянщине кон. XVIII - нач. ХХ в. // Религия, умонастроения, идеология в истории: Межвуз. сб. науч. тр. Брянск, 1996. С. 99-108; она же. Воскресенская церковь г. Брянска. Брянск, 2005; она же. Чудотворные иконы Брянского края и их списки: Проблемы бытования и иконографии: Канд. дис. М., 2011. С. 90-92; она же. Преподобный блгв. кн. Олег Брянский // Русские святые: Избр. иконы из колл. Ф. Комарова. М., 2016. С. 98-101. Кат. 14; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 80; Коваленко З. П. Олег Брянский и Петропавловский мон-рь // Страницы истории г. Брянска: Мат-лы ист.-краевед. конф. Брянск, 1997. С. 37-38; Кизимова С. П., Зубова Е. М. По следам св. обителей: Из истории мон-рей и пустыней Брянского края. Брянск, 1999. С. 45-46; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 186; Храм Христа Спасителя: Участие петербургских художников в воссоздании живописного убранства храма / Сост.: Н. С. Кутейникова, С. Н. Репин. СПб., 2000. С. 136; Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed. N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. P. [37]; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Житие прп. блгв. кн. Олега Брянского с акафистом. Брянск, 2005; Иулиания (Соколова М. Н.), мон. Труд иконописца / Сост.: Н. Е. Алдошина. Серг. П., 2008. Ил. 69; Иулиания: Посвящ. 30-летию со дня кончины / Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85-87, 98, 100, 102; Антонова М. В., Комова М. А. Житийные образы блгв. князей Олега и Романа Брянских: Иконогр. коммент. // Вестн. Брянского гос. ун-та. 2015. № 3(26). С. 182-185.
И. В. Злотникова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский
  • АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых)
  • ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)
  • ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых)
  • ЕВФРОСИНИЯ (Феодулия, XIII в.), прп. (пам. 25 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Суздальская.
  • ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых)
  • МАКАРИЙ (Иванов Михаил Николаевич;1788 - 1860), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 7 сент., 11 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших)
  • МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея)
  • ПОЛИКАРП († 1499?), Брянский, прп. (пам. 23 февр., 20 окт.- в Соборе святых Брянской митрополии)
  • АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
  • АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
  • АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
  • АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
  • АКАКИЙ (ок. 370 – ок. 438), еп. Мелитинский, прп. (пам. 17, 16 или 18 апр.)
  • АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 1730), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 12 апр.)
  • АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных)