[Лат. Pancratius] († 304?), мч. Римский (пам. зап. 12 мая). Мученичество П. составлено в VI-VII вв. и относится к типу «эпических», что затрудняет его использование в качестве исторического источника (Lapidge. P. 18). Совр. католическая Церковь считает установленным, что П. принял мученичество через усекновение головы на Аврелиановой дороге в Риме в возрасте 14 лет. Сохранилось не менее 8 редакций Мученичества (BHL, N 6420-6427), из к-рых, по мнению итал. исследователя Дж. Веррандо (Verrando. 1982. P. 118-123), наиболее близка к оригиналу редакция BHL, N 6420 - изд.: по 2 спискам в AnBoll. 1891. Vol. 10. P. 53-56. В ней П. представлен христианином по рождению, соответственно, отсутствует сюжет о его крещении папой Римским. Однако итал. исследователь Франки де Кавальери считал, что ближе всего к оригиналу восходит самая распространенная редакция BHL, N 6421 (Franchi de' Cavalieri. 1908. P. 87-92). Она была опубликована под названием Acta martyrii в ActaSS. Maii. (T. 3. P. 21) на основе большого числа рукописей XI-XIV вв., в т. ч. греческой. В этой редакции особое внимание уделяется роли папы Римского в приобщении П. к христианству. К данной редакции с небольшими отличиями примыкают тексты: из североитал. рукописи XI в. (BHL, N 6425, опубл.: Bibliotheca Casinensis, seu codicum manuscriptorum qui in tabulario Casinensi asservantur series. T. 3: Florilegium Casinense. [S. l.], 1877. P. 349-350; из северофранц. рукописи XII в. (BHL, N 6424); из «Санктуария» Б. Момбриция (ок. 1480) (Mombritius B. Sanctuarium, seu vitae Sanctorum. P., 1910. T. 2. P. 188) (BHL, N 6426); из собрания Житий святых, изданного картузианцем Лаврентием Сурием (BHL, N 6423; De probatis sanctorum historiis / Ed. L. Surius. Coloniae Agrippinae, 1572. T. 3. 180-181); из испан. Мартиролога X. Тамайо де Саласара (Tamayo de Salazar J. Anamnesis, sive Commemoratio Sanctorum Hispanorum. Lugduni, 1656. Т. 3. P. 154-155) (BHL, N 6422). Еще одна редакция (BHL, N 6427), обнаруженная в кодексе из Намюра и опубликованная в AnBoll. 1883. T. 2. 289-291, интересна тем, что относит время событий к правлению императоров Валериана (253-260) и его соправителя Галлиена (253-268). С ней согласуются эпитомы, входящие в состав сб. «Золотая легенда» (кон. XIII в.) Иакова из Варацце (Гл. 76) и в «Каталог святых» Петра Наталиса (кон. XIV в.) (Petr. Natal. CatSS. IV 156).
В версиях Мученичества существуют 2 традиции: 1-я относит кончину П. ко времени правления императоров Валериана и Галлиена; 2-я - Диоклетиана (284-305) и Максимиана (285-305) и датирует Мученичество 293 или 304 г. В источниках варьируется имя папы Римского, бывшего духовным наставником П.: св. Корнелий († 253), св. Гаий († 296), реже сщмч. Маркеллин († 303-304).
Согласно общим данным источников, П. род. во Фригии (М. Азия) в г. Синнада (ныне Шухут, Турция) в знатной семье. Его родители - Клеоний (Клемоний, Кледоний, Клеон) и Кириада (Кириака) рано умерли, Клеоний перед смертью завещал опеку над П. своему брату Дионисию. После смерти родителей П. в сопровождении дяди переехал в Рим, где у семьи были владения. П. и его дядя поселились на холме Целии. Там же тайно от преследователей христиан проживал папа Римский, к к-рому они обратились за духовным наставлением. Когда и где П. принял крещение, неясно: согласно версии BHL, N 6420, христианами были его родители; согласно BHL, N 6421-6427, П. вместе с дядей принял крещение в Риме от папы. Император, до к-рого дошли слухи о том, что П. щедро раздает милостыню христианам и называет рим. богов бесами, велел доставить его во дворец. После тщетных уговоров вернуться к почитанию языческих богов император, униженный духовным превосходством 14-летнего подростка, приказал казнить П. Учитывая юный возраст святого, его не стали пытать, а немедленно обезглавили на 2-й миле Ст. Аврелиановой дороги (Via Aureliana Vetus). В ту же ночь тело П. тайно предала земле знатная матрона христианка Октавилла на принадлежавшем ей участке близ Аврелиановой дороги. Казнь П. произошла 12 мая («в четвертые иды мая»). Место его погребения, где впосл. возник храм, сразу же стало почитаться христианами.
В сказаниях о посмертных чудесах П. святой предстает как блюститель клятв и защитник оклеветанных. По сообщению св. Григория Турского, когда нужно было убедиться в правдивости свидетеля или снять с себя ложные обвинения, римляне приходили в базилику на кладбище, посвященную святому,- Сан-Панкрацио. Клятвопреступник либо тут же впадал в беснование, либо падал замертво (Greg. Turon. Glor. martyr. P. 38). В кн. «Liber Pontificalis» сообщается о том, что папа Пелагий I (556-561), к-рого не признавал епископат, подозревая в убийстве предшественника, сначала отслужил молебен у могилы П. и лишь потом явился в базилику Св. Петра и сумел доказать свою невиновность (LP. LXII). История о том, как судья выявил виновного посредством клятвы на алтаре П., приводится в «Золотой легенде» (Гл. 76). Сохранились свидетельства о чудесах, совершенных от мощей П. Григорий Турский рассказывал, как его посланник, возвращаясь из Рима в Галлию по морю, спас от крушения попавший в шторм корабль: он поднял над головой ковчег с мощами мучеников, среди к-рых были и мощи П., и стал звать святых на помощь (Greg. Tyron. Ibid. P. 82). Многочисленные исцеления от частиц мощей П., хранившихся в посвященной святому церкви, засвидетельствованы магистратами Лантоска (Прованс) в 1588 г. (ActaSS. Maii. T. 7. Р. 707-709).
Впервые имя П. встречается в Иеронимовом Мартирологе (сер. V в.) под 12 мая (MartHieron. Comment. P. 249-250). В визант. мартирологах и календарях, несмотря на существование известных переводов Мученичества П. на греческий язык, памяти святого нет.
Центром почитания П. в Риме является посвященный ему храм на месте его мученичества. Почитание П. совершалось уже в IV в.: вокруг его могилы, расположенной на 2-й миле Аврелиановой дороги, возникло христ. катакомбное кладбище (катакомбы Октавиллы, или катакомбы П.), которое вскоре стало местом паломничества. С сер. VI в. ворота на Аврелиановой дороге стали называться Панкратиевыми (Procop. Bella. Vol. 2. I 23); название сохранилось до наших дней. Гробница П. включалась в паломнические итинерарии начиная с VII в. (Armellini M. Le Chiese di Roma dal sec. IV al XIX. R., 1891. P. 1181-1187). Вскоре после казни на кладбище был основан первый храм-мартирий. Папа Симмах (498-514) реконструировал его, украсил и пристроил купель (LP. LIII 8). Папа Гонорий I (625-638) возвел на старых фундаментах новую базилику, Сан-Панкрацио-фуори-ле-Мура (LP. LXXII 5), сохранившуюся до наших дней. Алтарь был приподнят, под ним устроена полукруглая крипта, куда перенесли из бокового нефа мощи святого (Krautheimer. P. 86). В нач. IX в. главу П. перенесли в Рим, спасая святыню от араб. набегов, и поместили в Латеранскую базилику, основав т. о. 2-й центр почитания П. в Риме. Свт. Григорий I Великий в годовщину мученичества П. в базилике Сан-Панкрацио прочел гомилию 25 на 15-ю главу Евангелия от Иоанна (Greg. Magn. In Evang. // PL. 76. Сol. 1204-1210). Для обеспечения ежедневного богослужения и постоянного доступа паломников к гробнице он в 594 г. изъял базилику из-под контроля местных клириков и подчинил ее аббату монастыря святых Виктора и П., основанного по соседству бенедиктинцами из Монте-Кассино. В 1257 г. бенедиктинцев сменили цистерцианцы, в нач. XVI в.- амброзианцы, а в 1662 г. папа Александр VII (1655-1667) передал базилику ордену босых кармелитов, к-рые управляют ею до сих пор. С 1517 г. до наших дней базилика Сан-Панкрацио является титульной церковью одного из кардиналов папской курии. В 1966 г. папа Павел VI возвратил из Латерана в Сан-Панкрацио главу П.
Частицы мощей П. хранятся во мн. храмах Европы. Культ возник в Италии, затем П. стали почитать во Франции в г. Сантоны (ныне Сент) Бордоской митрополии. В 596 г. Григорий Великий послал мощи 4 святых, в т. ч. П., епископу Сантонскому Палладию (Greg. Magn. Reg. epist. 49 // PL. 77. Col. 834). Частица мощей П. хранилась в Туре и в Лантоске; посвящения церквей и мон-рей П. чаще всего встречаются в Провансе, в долинах Роны и Соны.
В Англию культ П. проник одновременно с христианством. В Кентербери св. Августин († 604 или 609), папский миссионер, 1-й архиепископ Кентерберийский, с ведома кор. Кента Этельберта I (560-616) освятил во имя П. языческий храм (Thomas. 1981. P. 108, 112, 172-174). Папа Виталиан (657-672), желая поощрить обращение англосаксов в христианство, направил кор. Нортумбрии Освиу (642-670) мощи святых, в т. ч. П. (Beda. Hist. еccl. III). Имя П. было включено в Мартиролог, составленный Бедой Достопочтенным (PL. 94. Col. 912-913). В Англии есть и др. храмы, посвященные П., а также - в Бельгии, Нидерландах (Гент, Лейден), Германии, Швейцарии, Чехии, Франции.